Восхождение на Зимнюю Софию

Пишет ОСВ, 17.01.2012 19:07

(3637 метров, район Архыза, подъем по Восточному гребню – 2А)

Взойти на зимнюю Софию стало нашей навязчивой идеей. После того, как год назад – в январе 2011 года – мы на нее не взошли. В этом году мы решили выбрать самый простой маршрут, лишь бы оказаться на вершине.

Наша команда – Рома, Юля, Стас (Стас – это я). Мы объединились с ребятами из Ставрополя и Москвы (9 человек «туристов» под руководством Шушика), которые тоже хотели на Софию. Вместе нам будет легче добираться и тропить снег.

2 января 2012 года

Из Ставрополя до Архыза доехали без приключений. На ночевку остановились рядом с памятником на поляне Таулу (высота - 1650 метров над уровнем моря). Конечно, можно было переночевать на турбазе «Таулу» в теплых домиках с буржуйками (300 руб./человека за ночь), но мы решили опробовать свою новую палатку «Ред Фокс Эксплорер».

3 января

В 10:00 вышли вверх по Софийскому ущелью.

Дорога хорошая, снега немного, но к обеду стали уставать. Не хватает акклиматизации, да и рюкзаки в начале похода очень тяжелые. Перед выездом я взвешивал свой рюкзак – 26 кг.

Скоро в глубине ущелья открылась наша цель – София!

К 14:00 дошли до коша – маленького холодного домика. Юля сильно устала, да и мне тяжело, только Рома прёт. Ладно, отдохнули, поели, набрались сил, пошли дальше.

София все ближе…

К 16:00 дошли до деревянного домика у входа в ущелье Ак-Айры (высота – 1900 метров). В нем и заночевали. Три палатки поставили прямо внутри.

Ночью в домике температура опускалась до -15С. Приходилось в палатке греться газовой лампой – незаменимая вещь зимой!

4 января

Затемно выдвинулись вверх по ущелью Ак-Айры. «Туристы» вышли раньше нас, но по следам мы их быстро догнали. Затем все вместе тропили снег в Ак-Айры, любуясь по дороге замерзшими водопадами.

К 12:00 попали в очень глубокий снег - по пояс. Группа встала. Пришлось расчищать снег лопатой – прокапывать траншею, чтобы пройти.

Поднялись выше и обнаружили, что снег уже не такой глубокий. Кое-где он превратился в фирн. Это хорошо. Но заметно похолодало и подул сильный ветер.

К 15:00 подошли под вершину Кисловодск и нам открылся Западно-Софийский ледник.

К 16:30 по заснеженным скалам кое-как поднялись на спартаковские ночевки (высота 2850 метров). Прямо перед ними возвышается пирамида Надежды.

За целый день мы дико устали. И почему-то решили, что Софии нам не видать, как и в прошлом году. Ведь до нее еще почти 1 км по вертикали!

Чтобы не уезжать с пустыми руками, решаем в ближайшие два дня сходить две горы: Надежда (1Б, 3349 метров) и Пятигорск (1Б, 3398 метров). Пойдем отдельными группами: мы втроем (Рома, Юля, я) и «туристы». С этим решением останавливаемся на ночевку.

В закатных лучах белым снегом сверкает хребет Абишира-Ахуба.

5 января

Мы опять проспали. Хотя зачем рано вставать? Пускай выйдет солнце, хоть немного потеплеет. К тому же Надежда рядом – как-нибудь сходим!

«Туристы» тем временем уже идут на перевал Кожухова, с которого гребень ведет на Пятигорск. У нас с ними связь по рации.

К 11:00 они перешли первый бергшрунд.

К 12:00 преодолели второй бергшрунд.

Через 4 часа после выхода из палаток наши «туристы» вышли на перевал Кожухова.

Там они кинули перила 50 метров и взобрались на Пятигорск. Молодцы, быстрые!

Благодаря прозрачному зимнему воздуху с Пятигорска им было отлично видно Черное Море. И даже дальний турецкий берег!

А мы вышли на Надежду поздно, в 10:30. Теплые вещи оставили в палатке, так как на солнце было жарко (я шел в термобелье и штормовке).

Надежда оказалась достаточно простой. Только немного боялись лавин. И еще в середине маршрута нам встретились крутые скалки, даже пришлось связаться веревкой, хотя точки страховки не закладывали.

К 13:00 выбрались на вершину.
Перед нами – громада Пшиша, а за ним – синее Черное Море!

Первый раз вижу Черное Море с вершины!!! Такое, оказывается, близкое!

С Надежды во всей красе видна башня Софии. Слева от нее, вдалеке – Эльбрус. Эх, София, София!

Обратный спуск к палаткам у нас с Юлей занял 1 час. Рома спустился еще быстрее.

И тут, на спуске, мы начинаем понимать, что зря отказались от Софии. Эти зимние горы не такие уж и страшные! Днем на солнце тепло, снег наверху плотный – почти не проваливается… Блин, надо было идти на Софию!!! Вот это мы олени!

И тут родилась идея. А давайте все-таки сходим на Софию! Ведь можно еще успеть до 9 января, несмотря на то, что день потеряли! Хотя, почему потеряли? Будем считать Надежду «разминочной» горой для акклиматизации. Рома с Юлей согласились без колебаний. Выпили в лагере коньяка за такое решение и, довольные, стали ждать возвращения группы с Пятигорска.

Через час подошли первые «туристы». Шушик и Оксана согласились идти завтра с нами на Софию.

6 января

Вот, блин, с утра – непогода. Ветер нагоняет тучи, наметает снег. Следы на Кожухова почти замело.

Шушик с Оксаной отказались от Софии, говорят, что непогода продлится несколько дней. Они решили со своей командой сходить на Надежду и спускаться вниз.

Мы же долго решаем – идти или не идти. В итоге все-таки снимаем палатку и втроем идем на Кожухова. При этом обещаем себе, что если погода ухудшится, то повернем назад…

Кожухова с севера оказался намного проще, чем мы думали. Просто тропим по снегу. Только перед верхним бергшрундом связываемся «полтинником». Здесь небольшой ледовый участок (5-7 метров, 45 градусов), проходим его на передних зубъях кошек. И вот мы на перевале!

Здесь дует сильный ветер, но можно спрятаться за скалы. Есть место под палатку, если расчистить снежный занос. Посидели 10 минут, отдохнули и пошли на другую сторону перевала.

Наконец-то мы увидели, что там с у Софии с Юга. Спуск с перевала вначале неплохой – широкая полка уходит вниз-влево.

Внизу в 150 метрах – снежник. Начали спуск. И тут мы поняли, почему нам не рекомендовали идти на Софию с Юга: снег крупнозернистый, как каша, сверху покрыт коркой и ссыпается со скал. То есть не держит… Дальше полка сузилась и нам стало страшно – можно улететь со скал вместе с таким непрочным снегом! Ну, с горем пополам, за час спустились на снежник. Отдыхаем….

Дальше траверс под «балдой» Софии по колено в снегу. А Рома тяжелый, кое-где он проваливался по пояс…

К 17:00 выходим на небольшое возвышение, вроде бы безопасное в смысле лавин. Ставим палатку.

Хотели еще протропить себе дорогу на завтра, а заодно просмотреть путь, но сил уже нет… Сегодня Ночь перед Рождеством. Рома жалуется, что забыл взять коньяк или спирт, отметить праздник. Я вполне серьезно прошу у Высшей Силы погоды.

7 января

В 6:30 звенит будильник. Выглядываем из палатки – звезды. Помогла Высшая Сила! Правда, иногда дуют сильные порывы ветра – но это перед рассветом.

Выходим на восхождение в 10:00. Сразу связались на случай лавины. Быстро пересекли снежный кулуар и начали подъем на Восточное ребро.

И вдруг видим – следы. Блин, нас кто-то опередил! Ну ладно, пойдем по следам, так проще.

Следы увели нас куда-то вправо...

По следам вышли на Восточный гребень – перед нами обрыв на Софийский ледник! Слева на гребне стоит жандарм. Лезть на него в лоб не хочется. Обходим жандарм слева по снегу. Потом вылезаем на Восточный гребень по скалам, засыпанным снегом. Хорошо, что у каждого из нас кошки. Без них было бы непросто!

И вот, наконец, пешеходная дорога к вершине!

Но тут я начинаю понимать, что это вовсе не вершина! Ведь перед поездкой я смотрел фотографии и примерно знаю, как она выглядит! Мои опасения подтверждает Рома: сверху он первым все увидел и кричит: «Там до вершины еще идти и идти!».

Когда мы с Юлей вышли на эту предвершину, то увидели узкий гребень, отделяющий нас от Вершины! Блин, да он здоровый! Метров двести… На фотках выглядел намного проще!

А дальше началась жесть! Мы ведь думали, что там 2А! А там: снежные карнизы, 70-градусные плиты, засыпанные снегом, скальный «забор», по обе стороны от которого обрывы. Влево – скальные отвесы, вправо – крутой снежный склон до самого Софийского ледника.

Короче, намаялись. Попеременно прошли 5 веревок, сделали 6 станций. Рома бил крючья, закладывал закладки, даже френд использовал! По сложности веревки можно сравнить с маршрутом на «Димитров-100» (3Азимний), пройденным нами в октябре.

На станциях очень мерзли ноги. Приходилось их отмахивать!

А время неумолимо бежит…. Темнеет в 18:00…

Наконец, в 16:00 выходим на вершину. Огляделись вокруг – красота!!!

Черное Море в закатных лучах – красно-оранжевое. В бухтах видны точки кораблей…

Вдалеке на Юго-Востоке – цепь очень далеких гор. И над ними возвышается одна покатая гора. Уже тогда мы поняли, что это Арарат (а ведь до него почти 500 км). Вот какой прозрачный воздух зимой!

(Примечание: более поздние исследования выявили, что, вероятно, это турецкая гора Карчхал высотой 3439 метров, находящаяся в 45 км к юго-востоку от Батуми и в 240 км от Софии)

Прямо перед нами – Каракая. За ней виден зуб Домбай-Ульгена и «лопата» Буульгена. А за всем этим великолепием – громада Эльбруса (до него 90 км)!

В другую сторону – Пшиш, перевал Наур – под нами.

Стоим, смотрим, радуемся. Только немного тревожно. Через 2 часа стемнеет, как бы не застрять тут! Ладно, пора идти назад.

Начало заметно холодать. До темноты «боролись» с острым гребнем.

В конце гребня дюльфернули на 10 метров. И все! Мы на предвершине! А оттуда уже пешком.

Решили не заморачиваться и идти прямо вниз по линии падения воды по снежному кулуару. Снег кое-где превратился в фирн. Немного крутовато, возможно лавиноопасно, но ничего, спустились благополучно. Хотя уже по темноте при свете фонариков и луны.

А внизу нашли свои следы и следы Мишки (да-да, это были медвежьи следы, которые нас запутали утром и увели вправо от маршрута!).

Еще 30 минут траверса – и мы в палатке!!! Наконец-то отдых! Варим борщ.

8 января

Утром обнаружили, что Рома поморозил пальцы: кончики больших пальцев на ногах у него почернели…

Обратная дорога по пути подъема была на удивление быстрой. К 12.00 поднялись на Кожухова. К 17.30 спустились в Софийское ущелье. В 20:30 были на поляне Таулу.

Заночевали на базе в теплых домиках. Еще и в бане попарились!

9 января

До Архыза (8 км) нас подкинул Мусса - хозяин базы «Таулу».
Далее маршрутка Архыз-Черкесск (180 рублей с человека, 2 часа).
Такси Черкесск – Ставрополь (300 рублей с человека, 2,5 часа).
Приключение закончилось.

Выводы и рекомендации:

1. Для 2А маршрут довольно тяжелый (например, перевал Кожухова – тоже 2А, но он намного легче).

2. Кошки очень помогают и на подходе и на маршруте.

3. Очень понравилась газовая лампа (+200% комфорта в палатке: тепло и вещи сохнут).

4. Зимой нужна мощная горелка, чтобы топить снег не 30 минут (как мы), а быстрее. Наш расход газа составил 4,5 баллона по 450 грамм на 3 человек за 6 дней (из них почти один баллон сожгла лампа).

5. Еду брали из расчета 900 граммов на человека в день. Мне показалось, что это многовато. Лично мне хватило бы 700 граммов в день.

6. Из снаряжения использовали 6 крючьев (в т.ч. швеллерных - 2, якорный – 1), 5 закладок, 1 френд среднего размера, 4 петли разного диаметра, 5 оттяжек.

7. Сотовой связи нет нигде выше поляны Таулу. Поэтому в случае ЧП рассчитывать надо только на себя!

8. Пограничников нигде не встретили.

PS: Спасибо ребятам из Ставрополя и Москвы, которые составили нам компанию со 2-го по 6-е января.

Стас, молодцы!!! Поздравляю, от души!!! Только себя на фотках вообще не показал. Пусть не 3А, но все-таки - дожали. И, она, душенька, ведь - успокоилась.

Спасибо, Жека. И правда, успокоилась)))

Классные снимки с конкретным текстом - уважуха!
Вот только немного сомнений по поводу траншеи в снегу. Поперёк склона копаете. Не боялись, что поедет?
А так - натурально спасиблю на всё, что имею!

Склон мы, конечно, подрезали. Но, если честно, то я в лавинах особо не разбираюсь… Туда мы шли большой компанией – поэтому совсем не было страшно (если что – откопают))). А вот назад возвращались вдвоем с Юлей (Рома убежал вперед – лечить пальцы) и на этом склоне было немного не по себе…

Спасибо за подробности и фотографии к ним!

+ 10

p.s. На счёт траншеи - тот же вопрос, что и у krok-m...

Класс! Места очень красивые!

Интересно было читать, но боязно было за участников...
траншея поперек склона
"нам встретились крутые скалки, даже пришлось связаться веревкой, хотя точки страховки не закладывали."
"связываемся «полтинником». Здесь небольшой ледовый участок (5-7 метров, 45 градусов), проходим его на передних зубъях кошек."
"Выходим на восхождение в 10:00. Сразу связались на случай лавины"
Хочется пожелать всем ребятам долгой жизни "в горах", но для этого стоит, по-моему, примкнуть к альпклубу/турклубу и набраться знаний и опыта у старших товарищей.

Спасибо, мы уже примкнули к альпклубу! С ним ходим скальные маршруты на Западном Кавказе, в основном летом.
А зимой - это так... Самодеятельность:) Но, одновременно, и подготовка к большим серьезным горам, на которые планируем подняться в ближайшие годы.

Про вашу скальную подготовку понятно по тексту (особых проблем она вам не составила),но так же видно, что со снегом и со снегом, тем более зимой - вам стоит еще набраться опыта... в туризме вы этот опыт приобретете быстрее (если клуб ходячий, а руководитель достойный)
П.С. не воспринимайте за поучение, примите за добрый совет. Успехов.

Зачем?? Уже сказали, что не так по этому поводу. Развивайте лучше Вашу тему
"Кто что может сказать о возможности переправы через р. Теберду? (Западный Кавказ)" здесь же на риске. Зачастую комменты добавляют люди, которым, такое ощущение, что лишь-бы отметиться, может быть выпендриться. Не знаю, чего Вы там ходили, чего стОите, однако... Не прыгайте выше головы., рано. Переправьтесь через реку Теберду. Мостов достаточно

я так вижу по содержанию вам сказать нечего, перешли на личность?
Успехов вам в этом плавании.
п.с. минусов вам не кидал.

ну туда.

нет-нет, критика правильная. Сам вижу, что снежной/ледовой подготовки нам не хватает... Вот и думаю - может попробовать что-то сходить в Домбае на праздники (23 февраля или 8 марта)? За 4 дня?

Учтите, что с ~10 января там насыпало ого-го сколько снега. Мы вот по 13-е ходили, уже застали первый снегопадище. А там еще несколько дней очень сильно сыпало...

Везет вам, что есть возможность за 4 дня успеть походить в Домбае. Зависть белая. Такой "домашний" район - мечта.

С горой!

Кожухова сильно присыпало, в конце августа был "голый", и постоянно "летало" по правой части ледника

Спасибо за детальный отчет. И за морские снимки отдельное спасибо!

...хороший отчет! Молодцы ребята!....набор еды желательно рассчитывать по калорийности, тогда можно оптимизировать ее вес...

Мы зимой на 600 граммах прошли, и то кашу по утрам не доедали.

А для топки снега хорош EtaPower или Jetboil. В них наплавил воды, и уже в основной котелок льешь.
Правда, джетбойловская горелка как-то странно себя повела, еле фурычила на полностью открученном регуляторе. Пришлось обычной горелкой греть джетбойловскую кастрюльку...
Год назад EtaPower фигачила будь здоров.

Я тоже очень хотел купить Джет Бойл, хотя и дорого.
НО! Вот недавно прочитал на Риске, что от него в закрытой палатке люди в обморок падают.
И вот теперь прямо не знаю - покупать или нет?

интересно что с пальцами у парня?

Рома до сих пор лечится. На работу он несколько дней не ходил. Пальцы распухли и ему было трудно ходить. Диагноз такой: обморожение болших пальцев 2-й степени. Во всем виноваты его старые дырявые ботинки...

Хм... Это я слепой или народ идет через берг по глубокому снегу плотной группой без связки?
Неплохой у вас там собрался набор отважных людей....

ерез берг по глубокому снегу плотной группой без связки?
*******

да там берги больше символические... хотя осторожность конечно, не помешает, и связка нужна.
можно и в 40см дырку уйти:(

Молодцы ребята, что сходили.
Не совсем понял, зачем через Кожухова лезли- вроде на вост гребень можно и с этой стороны подойти под Софией, не?

еще там двойка есть кулуар с юга, выводит метрах в 100-150 восточней главной на гребень, не захотели?
Кулуар в снегу был?

У меня просто о Софии и окрестностях самые мерзкие впечатления по давнему майскому походу... Мы тогда Софийское седло еле-еле за 16 часов прошли, и все это время с Софии лавины фигачили... Впрочем, нам тогда еще повезло, группе из МГУ, через два дня шедшей там же - нет...

Кстати, если хоть раз летом посмотреть тот берг, по открытому леднику, то желания ходить без связки там сразу должно уйти :-)

Отважные люди на фотографии - это наши "туристы". Они принципиально не любят связываться)))
Мы же наоборот: Страховаться очень любим. Как раз перед этим бергом мы связались, но больше из-за крутизны склона и боязни ушуршать по нему вниз, а не из-за самого берга...
А вот на обратном пути и Рома и я в этот берг все-же провалились. По пояс. А заглянув в дырку, я увидел, что туда можно и с головой уйти

а второй бы точно зарубил связку? или все таки попеременно? тактику какую применяли?

На восточный гребень прямо с севера? Там крутой ск-ос склон, и летом-то страшно вниз было смотреть.

А берги на Кожухова, которые рядом с седловиной во всяком случае, ого-го какие были в широкой части; хорошо, что обходимые.

Перед походом мы читали описание маршрута на сайте Федерации альпинизма России. Там действительно пишут, что на Восточный гребень надо выходить именно с Севера - от Софийского ледника. Вроде там на склоне есть какая-то полочка. Но, будучи на гребне, мы смотрели вниз и удивлялись - как там пройти? Склон очень крутой, непонятно за что страховаться. Мое субъективное мнение - через Кожухова проще.

******

ни разу не помню там больших бергов, только в самых старых описаниях читал.
Ну да год на год не приходится.

В любом случае надо со страховкой. тем более зимой.

в этом году был, наблюдал лично, в конце августа. Обходился напряженно

Вот этот мостик нижнего берга под перевалом Кожухова мы шли по перилам. Как-то там не 40 см...
(август 2011)

Спасибо за статью! Мы пока только мечтаем о Софии... (((

Молодцы.
Был на Софии в октябре 2011. Судя по фотографиям, от собачих ночевок снега было примерно столько же. Правда на леднике, перед Кожухова, трещины были еще не задуты и самая верхняя была от борта до борта. Но на вершине снега было больше.

Молодцы ! Мы с другом по этому маршруту ходили летом 1992-го, и это была наша первая 2а. К слову сказать - с ночевки на южной стороне Софии мы видели мишку ! Он грациозно так бежал вниз по кулуару ! Спасибо за статью и фото, я как-будто бы снова побывал в этих местах !

кстати есть вариант подхода чуть длинней но проще и с гораздо меньшим перепадом высоты.
Идешь через Акайры (не восточный,там взлет неприятно крутой и довольно высокий) а правую седловину ближе к Надежде , низкую, и оттуда простой траверс пешком вдоль гребня на Холодовского, далее вниз с перевала на ваш маршрут.
Обратно так же.

Оба перевала несложные и гораздо ниже Кожухова, метров на 400, и никаких бергшрундов.

Мишки тоже там бегают, видно, из Кизгычей ходят на разведку:)

Спасибо огромное за отчёт! После прочтения закралась и разрастается идейка сходить в этот район на февральские праздники: 23-26. На Надежду, к примеру. Вы как, кстати, поднимались: с ледника Соловьёва или с перевала Ак-Айры по гребню?

Так что, если оголтелая идея всё же выльется в намеченный план, не возражаете, если ближе к датам выхода я напишу к Вам в "личку" вопросы по зимнему состоянию этого района и по предпочтительному маршруту зимой на Надежду или тот же Пятигорск?

П.С. У меня горелка Reactor MSR достаточно быстро топит снег, и соответственно экономит газ, но готовить в палатке на ней не советовал бы, так как принцип работы у нее схож с джетбойловским. Меня выручал большой тамбур в моей палатке, в непогоду всегда без проблем готовил на нем.

Зеленый - путь подъема. Красный - путь спуска (спустились прямо вниз по снежному кулуару; вверх по нему не пошли, так как был сильно глубокий снег, было тяжело тропить и решили выйти на скалы).

В личку, конечно, пишите. Но только зимний опыт у меня небольшой:)

****************
Блиииннн.....
Почитайте что-нибудь про лавины, а?
Я не в плане упрека, просто не хочется читать еще похоронные посты....

Спасибо.
Да, путь спуска у вас мягко говоря... рискованный. Слава Богу, что все обошлось!
Возможно простой путь подъема будет с севера, по леднику Соловьёва, но там достаточно крутой взлет в верхней части и если снега будет много, то скорее всего будет лавиноопасно.
Есть вроде бы маршрут с перевала Ак-Айры по гребню, но летом там перевал простреливается, зимой вроде бы должно быть безопасно.

В любом случае, еще раз спасибо за фото и информацию, своим постом вы закинули очень нужный "вирус" в мое сознание, который теперь будет зреть и вынашиваться, ожидая реализации :)

И не относитесь так легкомысленно к снежным склонам, пожалуйста. Не знаю, может быть у меня паранойя, но я даже у нас на Бештау, выходя зимой на прогулку, опасаюсь заснеженных склонов и коротеньких кулуаров. :)

Может быть и рисковали ... Точно не знаю... Самую общую информацию про лавины мы прочитали. А это были практические занятия:)

К счастью, не были...

Молодцы ребята, так держать!!! А кто знает когда проходит массовое восхождение на Бештау?

помню по школьным годам: 23 февраля. Может сейчас по-другому, не знаю.

Юбилейное восхождение на Бештау.
Бештау я люблю, но массовые восхождения в конце зимы...? - наверное, это из-за них тропа со стороны Железноводска
как траншея - зимой травяной покров, когда идут в слякоть легко повреждается.

Ребят, как себя «Ред Фокс Эксплорер» показал? если можно поподробнее. спасибо

Палатка очень понравилась. Любовно называем ее "Рыжая лиса".
Очень теплая - из-за юбки, а может быть из-за материала. Достаточно просторная: втроем помещались нормально, хотя брали как двухместку. Относительно легкая: 3,2 кг. Стойки большого диаметра - должны быть прочные...

Поначалу немного напрягал маленький тамбур (у нас там помещалась только обувь, кошки, баллоны с горелкой, пакет с едой и немного снаряги. 3 рюкзака никогда бы не поместились). Но потом мы привыкли. Рюкзаки мы забирали внутрь палатки, клали их под ноги - так теплее. И, насколько я понимаю, маленький тамбур придает палатке бОльшую ветроустойчивость.

Минус: Утром в палатке много конденсата (на ночевке на 3150 он был в виде снега, который приходилось утром счищать перчаткой и выкидывать в тамбур). Снег был именно внутри палатки, на ее внутреннем слое (палатка двуслойная)! Хотя мы оставляли внутренний слой немного приоткрытым. Но, наверное, конденсат - это плата за теплоту палатки.

Да, еще минус, который надо отметить: на упаковке и в интернете указан вес: 2,9 кг. В реальности 3,2 кг. Триста грамм, мелочь, но все же...

Других минусов не заметили.
Купили за 8,2 тыс. рублей (со скидкой).

ВЫВОД: покупкой довольны, ставим палатке 5 с минусом и рекомендуем другим. А для условий зимней Софии - твердая пятерка из-за ее теплоты и ветроустойчивости.

2 OSV Интересно было почитать и посмотреть фото о зимнем Архызе.
Жаль только ходите вы на грани фола.Скажу одно-повезло.Первое,это то,что было мало снега.Иначе копать-не перекопать.Мороз -15,это для января нормально.Может быть и хуже.
То как вы копали тропу на Акайры-слов нет!Если бы снесло лавиной,а вы шли в 10-20 метрах от края обрыва,вытаяли только летом.
Опять же спуски по кулуарам...
Без связи и подстраховки ,с южной стороны,втроем.Рискуете очень сильно.
Берги на Кожухова летом очень даже серьезные,особенно в последние годы.Зимой подзасыпает,но риск "усвистать" есть.Могут быть полости.Хорошо что вязались.

На Пятигорск 1Б не с Кожухова а по СЗ контрфорсу.Хорошо виден на 19-м снимке с Надежды.

2 MG5642 На восточный гребень с севера хорошая полка.Длинная и пологая :-)Вот только летит на нее с гребня постоянно.А вот берги на Кожухова-да-аа!

Снимки восточного склона и еще кое-что можно глянуть здесь
А о маршрутах на Надежду писал на РИСКе.

No risk - no fun))

Привет, Сереж. чета не нашел в твоем описании 2а по кулуару с юга.
Или плохо смотрел?
Там кулуар выводит на гребень в ста метрах восточней вершины.

Камней не летало тогда.
на Кожухова были в июне. Берги в лоб прошли просто перешагнув, почти ничего небыло.
Правда. май-июнь были чертовски снежными.

Насчет копания склона согласен, дело хреновое.
Думаю, просто снег был декабрьский с хорошим сцеплением и доска еще не сформировалась.

Дело в том,что официально там только одна двойка с СВ Софийского ледника.

Но там постоянно летят камешки.Мелкие,но часто.На фото видны полосы выката.Особенно бьет в начале полки.Съемки август 2011.Мы прошли выше(зеленая линия.)Надеялись на меньший разгон камней :-) Все равно простреливало.Впечатление что ветер с юга срывает с гребня мелочь.
А это по поводу ни разу не помню там больших бергов, только в самых старых описаниях читал.
Берг под Кожухова в августе 2006.

Да,если снег лег на мокрое небольшим слоем и сразу прихватило морозом,то еще ничего.
Но я сходив раз в начале января на Магану,потерял всякий интерес к зимним восхождениям.Это тупая месиловка снега "по самую развилку" и выше :-( даже на лыжах.За неделю натропился по самое нехочу.
Хотя что-то в этом есть.:-)

Не хватает большой подписи под побликацией:
НЕ ПОВТОРЯЙТЕ ЭТОТ ТРЮК БЕЗ ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ!

ИМХО, для совершения подобных зимних авантюрных восхождений стоит иметь опыт зимних восхождений в более безопасных и обжитых спасслужбами районах(нпр. та же Курмычи), уже не говоря о наличии избыточного летнего опыта.

*****

Архыз- опасный и необжитый район? :)
Это интересное мнение.:)

Вообще то это район вдоль и поперек перехоженый, досконально известный, и до людей почти отовсюда близко, подходы совсем короткие.
Ну а для Ставропольчан и вовсе здесь каждый камушек родной.

Другой вопрос, что нужна связь и подстраховка.

Бум ждать когда Мегафон вышек понаставит:)

Ну, за Кожуховым там такая глушь, тем более зимой.

В данном случае с помощью было бы туговато...или рулит принцип "со мной то уж ничего не случится"?
Нет связи(на связь бежать почти до бывшего постапогранцов), нет отряда МЧС(вызывали ли бы с Домбая)...для первого опыта не очень. И весьма лавиноопасен зимой, печальный пример - Роман Горда(МС СССР по альпинизму).

Саша,вспомни сколько вы от озер до поста бежали.Как сработал "испорченный телефон" от вас через пограничников до МЧС и когда мы до вас добрались.Умножь это на зиму и снег и всего трое в группе.Один из участников девушка.Не хотел бы я там участвовать.

Свои пять копеек - лихо режете. Лопата хоть была с собой?

жесткий троллинг, хе-хе *trolling_face*:
1) допустим при траверсе склона сошла доска и заднего участника связки утащило. Он утащил за собой переднего, лавинный вынос триста метров, не видно ни одного. Видно веревку.
2) на гребне срыв первого участника на всю длину судя по фото метров 25 будет. Второй страхует через базу.
3) на гребне на комсомольской страховке срыв первого участника. хотя комсомольской у вас не было
+ все то же самое в темноте.

Сперва позавидовал, Арарат видели... Потом понял что что то не так, посмотрел, горизонт с высоты 3000м на расстоянии 200 км, так что это облака, а карабли на 60 км это или радаром надо смотреть или горняшка попутала. А в остальном отличный поход, дай вам бог удачи!
PS.Тут где то лежит файлик "анализ несчастных случаев в горах" найдите, почитайте, отрезвляет.

***жесткий троллинг, хе-хе *trolling_face*:***

Отвечаю:
- лопата была до последней ночевки. На само восхождение ее не брали.
- то, что на лавиноопасных участках не надо связываться мне уже объяснили в клубе (это наша ошибка)
- на гребне мы нормально страховались (а мы это любим): на каждой веревке было 3-4 промежуточные точки. Станции были надежные: в основном петли на камнях.
- в случае срыва первого (да и не только первого - это же гребень) он бы пролетел от 2 до 15 метров. Если срыв на Север - то не страшно, там снежный склон (просто бы проехался по нему). А вот если на Юг - то можно было побиться об скалы (там почти вертикальный обрыв). Ну что делать? На то и альпинизм...

В случае травмы как-нибудь спустили бы пострадавшего/пострадавшую к палатке. А дальше, если травма серьезная, один человек остался бы с пострадавшим, а второй пошел бы за помощью. За 10 часов добежал бы до Таулу, вызывать спасателей...
НО! Чтобы до этого не доводить старались идти ОЧЕНЬ осторожно.

А что такое "комсомольская страховка"?

2 vladk1965: Смотрите, Эльбрус в хорошую погоду видно из Ставрополя (а до него 250 км. И моя квартира - 400 метров над уровнем моря).
Арарат - тоже пятитысячник, мы смотрели на него с большой высоты (3637м), до него было 450 км. Да он это был! Точно говорю!:) Ну какие облака, если видно гору! Просто у Юли фотик плохой, вот и не смогли нормально заснять...

Еще вопрос если связка идет по склону и таки попадает в лавину и одного участника затягивает, а у второго есть возможность удержаться и удержать сорвавшегося, какие его действия?

это касаемо комсомольской:
вот меня все время интересовал вопрос что делать связке из двух если первый побился, крутой снежный склон, оба висят с разных сторон

Это наши снимки:

А вот вид Арарата с запада:

(с сайта http://www.kanch.ru/component/option,com_datsogallery/Itemid,0/func,detail/catid,32/id,1075/)

По-моему очень похоже. И очертания и огромные вертикальные разломы. И "гребешок" на вершине...

Арарат, 99,9 %

Зимой очень чистый воздух, 500 км- не вопрос.
С моего балкона на 200км скалы Ленца бывало видно на Эльбрусе и морену северного БЛ.
Чуть ли не тропу. :)

А с тропы вашего дома случайно не видно ?)

Задача. Какова минимальная высота h двух вершин, отстоящих друг от друга на 400 км, достаточная для того, чтобы прямая, соединяющая их высшие точки, прошла над уровнем моря? Радиус Земли R считать равным 6000 км.

Решение.

R/(R+h) = cos (f), где f - угол половины дуги длиной 400 км.

h = R*(1-cos(f))/cos(f) ~ R*(1-cos(f)) = 2R*sin(f/2)*sin(f/2) ~ R*f*f/2.

f = 200/6000 = 1/30

h = 6000/1800 ~ 3.33 км

Ответ. Высота вершин должна быть не меньше 3330 м.

Не совсем корректная постановка задачи в контексте темы. Было введено предположение о том, что посередине дуги прямая проходит на уровне моря. Аккурат посередине между Араратом и Софией находится Эрушетский хребет высотою до 3000 м, который будет перегораживать вид на Арарат. Даже, если принять с большой долей консервативности среднюю высоту хребта равной 1500 м, то несложно определить, какой должна быть минимальная высота Арарата, чтобы его макушка была видна с Софии (3640 м), - 6010 м. Но Арарат много ниже. Т.е. либо ребята видели не Арарат, либо все-таки Арарат, но геометрическое объяснение тут не причем. Возможно, как ниже предположил isn, дело в преломлении лучей в верхних слоях атмосферы.

Спасибо вам ребята за красивые фотографии Софийского ущелья и горы Софии в зимний период. Бывали там весной,летом и золотой осенью, а вот зимой - не пришлось! Теперь увидели благодаря вам! Незабываемо! Спасибо!!!

Молодцы! Я давно хочу на Софию сходить, а Вы это сделали зимой! А тому кто Вас критикует фраза-"Не ошибается тот, кто ничего не делает"
Спасибо за красивые фото!

Стас, при случае расскажешь лично?

Не вопрос!

Тоже хочется думать, что это Арарат, но обуревают сомнения. Если его и видно, над горизонтом он должен возвышаться не более чем на 1 км., как и Эльбрус. А так как он в 5 раз дальше, то должен казаться в 5 раз меньше а тут размеры вроде как сопоставимы, да и не на горизонте он а выше... буду рад, если я не прав..

Здесь уже А.Лебедев примерно объяснил, что Арарат будет виден,
кроме этого есть ещё эффект преломления лучей в верхних слоях атмосферы ,
за счёт которого объекты удалённые видятся выше и больше, чем должны бы по геометрии,
получается навроде того, что над наблюдателем расположено сферическое зеркало очень малой кривизны.

Молодцы, поздравляю! В прошлом году, когда уходили с сырзавода, у меня были большие сомнения в возможности подняться на вершину по такому снегу. В этом году снега было меньше и восхождение удалось. 6-го января ходили в лыжную прогулку в ущелье Ак-Айры, видели ваши следы. Были сильные порывы ветра и мела позёмка, а под вершиной ветер был ещё сильнее... Рад, что зимнее восхождение удалось и все вернулись домой. Успехов вам и удачи!

Спасибо. Вам тоже. И мы Ваши следы на спуске в Ак-Айры видели!

Спасибо, расследование очень порадовало)))

Подскажите, пожалуйста, что сделать, чтобы вместо эдельвейсов увидеть фотографии?

когда сайт переходил на новую версию фотографии были потеряны (не только в этой статье, во многих). Чтобы их увидеть я должен их заново загрузить (когда-нибудь сделаю)

А не могли бы Вы их мне переслать на kboykoзнакобозначающийэлектроннуюпочтуmail.ru. Они нужны сейчас, мы собираемся сходить в мае. Буду премного благодарен.