Матча. ОПТЭ - Зеравшан.

Пишет EvgenySmirnov, 16.01.2012 15:21

11 августа 2008.



Поскольку спортивная часть в этом походе начинается несколько странно и сложновато, то мы решаем сделать небольшой акклиматизационный выход на пер. Щуровского, а заодно еще раз просмотреть ОПТЭ, Гагарина и все взвесить.
Хорошенько выспавшись и отдохнув взбираемся на высоченную боковую морену, в кармане которой на берегу озера остается наш лагерь, и с нее выходим на ледник. Центральная его часть и здесь сильно разорвана, поэтому периодически приходится перебираться через трещины, что однако нисколько не убавляет радости от первого в этом походе выхода на лед. Чуть выше ледик делится на два рукава. Мы идем по большему, который круто поворачивает налево, закручиваясь почти на 360 градусов. Огромное наклонное ледовое поле, трещин почти нет, зато очень много ручьев и снежных «болот», которые с каждым часом раскисают все больше и больше.







Подъем на седловину Щуровского совсем простой — некрутой снег и немного сыпухи. Как-то плохо стыкуется с его категорией (2А), хотя если брать во внимание длинные подходы по леднику с обеих сторон, да еще и более-менее крутой спуск в сторону лед. Кшемышь, то вполне. Отсюда открывается отличный вид — впереди — черное ледовое зеркало пер. Кшемышь, которое нам предстоит пройти в конце маршрута, справа нависает огромный Кшемышь-баши, а рядом сним — знаменитый перевал великого гуманиста Швейцера, с не менее знаменитым ледовым желобом на 32 веревки и пару дней работы. Этот желоб мы еще успеем рассмотреть с пер. Кшемышь. А пока фотографируемся, еще раз тщательно просматриваем Гагарина и ОПТЭ и делаем однозначный выбор в пользу последнего.



фото: Денис Галущенко.
Обратно идется очень весело, благо «дорога» с небольшим уклоном, а по пути — много развлечений в виде тут и там текущих ручьев и снежных болот. На самой верхней морене под ОПТЭ высматриваем место для завтрашней ночевки и возвращаемся в лагерь. Теперь идем чуть иным путем, а потому приходится спускаться с морены довольно далеко от лагеря. Здесь — небольшое озерцо с теплой водой и огромный камень, когда-то очень давно скатившийся с этой горы. Мы с Колей немедленно начинаем строить несбыточные планы о его (камня) транспортировке в Москву и использовании вместо скалодрома :).
За камнем у озера очень тепло, вокруг же — ветренно и холодно. Как говорит Сергей — а что ты хотел: Памир, 4000...



12 августа 2008.
Планы на сегодня минимальны — перенос лагеря под пер. ОПТЭ — как можно выше, и подход под сам перевал, т.е. разведка. Сегодня идем гораздо правее вчерашнего, пересекаем ледник и выбираемся на склон пика 4250 — надо сказать весьма пакостный склон, идти по которому ну совершенно неудобно. К обеду мы на морене, за большим камнем в ложбинке ставим палатки, отдыхаем. Вечером — выход под перевал. Почти сразу по выходу из лагеря связываемся, т.к. начинается закрытый ледник. Под стеной — трещины, нескольо бергшрундов отлично проходятся в связках. Стоя под скалами долго рассматривам стену над нами и обсуждаем варианты подъема на нее. Снежный склон, как и ожидалось, «лег», а потому завтра можно будет подойти в связках без провешивания веревок почти под скалы.Сверху ничего не падает — это очень хорошо, и к тому же всю вторую половину дня стена в тени.









Спустившись вниз пока готовится ужин устраиваем небольшую тренировку с френдами и закладками.





13 августа 2008.



С утра — неожиданная задержка — барахлят горелки. Проблема скорее всего из-за необыкновенно холодной ночи, такой холодной, что нормально согреться удалось лишь под утро. Как можно быстрее собираем лагерь и уходим наверх, но под скалами оказываемся только в 10 утра. Сейчас солнце хорошо освещает стену (она имеет северо-восточную экспозицию), а потому свеху летят камни. В общем камнями здесь все засыпано не просто так. Первым наверх уходит Николай, я страхую. Вслед за ним поднимаюсь на скальную полку и в темпе вешаем еще одну веревку.

ОПТЭ, показан путь подъема:




фото: Денис Галущенко.


фото: Денис Галущенко.



Николай уходит вниз за рюкзаком, а Жека, Сергей и Денис начинают потихоньку подниматься сюда. Мы стоим на осыпных полках, кстати, после льда я лично кошки не снимал — на мелкой осыпи в них очень удобно, т.к. зубья почти всегда достают до скального основания и не позволяют съезжать.



Над головой — навесы, закрывающие от возможных камнепадов, но скалы тем не менее не очень приятные: все очень сильно разрушено, а потому трещину для крюка или френда приходится долго выискивать. Горы действительно мусорные — к концу дня во рту образуется тестообразная масса из мельчайшей пыли, которая постоянно висит в воздухе, поднимаясь практически от каждого движения, ведь идти вверх не спуская камни здесь невозможно. Собравшись вместе выпускаем вверх Дениса, остальные тоже уходят по-одному, я же долго сижу на полке в ожидании когда освободится станция выше — мне забирать все железо. Сверху периодически летят камни — это Денис ходит по полкам в поисках места для станции. Наконец обе станции собраны, веревки выбраны и мы вчетвером стоит на полке наблюдая как Денис спускает камни, пытаясь выбраться на перегиб. Наконец он спрашивает сколько осталось веревки и скрывается за гребнем. Некоторое время ничего не происходит — он «вьет гнездо». Солнце давно скрылось за гребнем безымянной вершины справа, и стоять без движения становится совсем холодно. По-одному уходим вверх.


фото: Денис Галущенко.


фото: Сергей Кравцов.



Широкая седловина ОПТЭ полого уходит вниз, выводя на ледник Скачкова, что несколькими километрами дальше сливается с Зеравшаном, пока еще скрытым за поворотом. Тура нигде не видно, так что складываем свой и оставляем записку в нем. Здесь очень холодно, к тому же дует сильный ветер, а потому не теряя времени связываемся и уходим вниз. Несмотря на то что лед. Скачкова довольно пологий, приходится петлять по всей его ширине — очень много трещин, а ледник почти закрытый. Все это проходим без происшествий и к восьми вечера, сделав после седловины 2 перехода, решаем что на сегодня хватит и становимся на ночлег. Морен здесь нет, точнее есть небольшие грядки камней, но назвать это мореной, равно как и поставить на такой грядке палатку, совершенно невозможно. Находим небольшой пятачек снега, ровняем площадки и ставим лагерь. Все просто отлично — рядом есть вода в ледниковых колодцах, которые, похоже, не замерзают и ночью, спим мы все таки не на льду, а завтра — почти халявный день спуска по Скачкова и подъема по пологому Зеравшану. Небольшой праздничный ужин и спать.

71


Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru