Матча. Продолжение.

Пишет EvgenySmirnov, 13.01.2012 13:14

08 августа 2008.
Сумерки, завтрак, утренняя прохлада, шестой час утра. Идти совсем никуда не хочется, зато хочется спать. Еще раз осматриваем реку, которая несмотря на снижение уровня воды все еще очень агрессивна, и принимаем единственно правильное решение — вместо рискованного брода и неизвестного состояния мостов в ущелье Джаупая уходим вверх по Каравшину, чтобы подняться на ледник. Щуровского. Впереди — 2 или 3 дня вверх по долине.

В девятом часу утра выбираемся на хребет и по проторенной дороге возвращаемся на многократно пройденный перевал :) Снова жара, но на этот раз у каждого изрядный запас мутной воды. К полудню мы на перевале, который покидаем как можно быстрее. Вниз идти гораздо легче, и то расстояние, что на подъем проходили за пол часа, теперь пробегаем буквально в пять минут, и дело совсем не в том, что вниз идти легче — просто началась акклиматизация, да и к жаре понемногу привыкаем. В нижней части склона весело сбегаем по сыпучим конгломератам, спеша к чистой воде. Обедаем там же, где несколько дней назад отдыхали перед подъемом, и в шестом часу вечера, когда жара понемногу спадает, уходим вверх по ущелью.

Снова мост, коровы, крутые осыпи и узкие тропинки, только теперь мы поднимаемся. Вокруг потрясающе яркие краски, а солнце в спину дополнительно усиливает эффект. Проходим место ночевки 3 августа и останавливаемся у коша, т.к. дойти до ручья на зеленых полянках так и не удалось. В наступающих сумерках готовим ужин и с интересом наблюдаем, как сверху гонят большое стадо, поднимающее клубы пыли. Наутро выяснилось, что стадо это почти полностью состоит из коз.
09 августа 2008.
Сегодня очень надеемся дойти до ледника, а потому выходим как можно раньше — очень хочется побыстрее добраться до ручья с чистой водой, что должен быть в паре километров от нас. Ущелье еще в тени, а потому «зависаем» на зеленой поляне у ручья почти на пол часа. Напившись и наполнив все емкости чистой водой уходим вверх, благо солнце уже выглянуло из-за хребта и от утренней прохлады скоро не останется и следа. С первыми лучами солнца все вокруг разом оживает, и даже сонные коровы беспокойно ходят с места на место. Почти сразу за ручьем начинается веселый арчовый лес, после иссушенных склонов нижней части ущелья — просто оазис: зеленая трава, сочная зелень арчи, а над всем этим — ярко-красные скалы и синее-синее небо. Красота. В арчевнике полно живности — летают сороки, через тропинку прыгают зайцы, не говоря уже о «культурных» коровах и ишаках, пасущихся на полянах.

К сожалению дошли не все:

Несмотря на всю эту красоту вокруг идти тяжело, а идти последним — тяжело вдвойне, в основном психологически. Эх... на живописных увалах среди арчевника во множестве лежат огромные валуны, когда-то очень давно принесенные сюда ледником, или просто скатившиеся со склона. Среди этих валунов кое-где встречаются загоны для скота — карали, а в одном месте — симпатичный мустанг, который очень хочет с нами пообщаться — видно скучно ему. Хозяев нигде не видно и мы уходим выше. Начинаются широкие поляны, перемежающиеся островками леса из несколько деревьев. На одной из таки полян — развалины гидрометеостанции, а чуть ниже — памятные надписи зимовщиков на валунах, конец 60-х. Само здание построено из речных окатышей, вокруг — остатки приборов, те, что не стали вывозить. Автоматическую ГМС, что установили в 70-х годах, местные умудрились разрезать и сдать на металлолом, не оставив от нее и следа.

Обедаем в последней арчевой роще в этом ущелье и с приходом вечера вновь идем наверх, благо здесь довольно высоко и не так жарко, к тому же с ледника дует освежающий ветер. Стараясь как можно быстрее попасть на ледник делаем длиннющие переходы, и вот мы уже у концевой морены, на гребне которой виднеется табличка метеорологов. Здесь хорошие альпийские луга, а потому есть кош и стадо баранов. Чабан, что спускается к нам, сообщает, что на ледник лучше не подниматься, т.к. он весь изорван, а пройти как можно выше в кармане ледника и по боковым моренам. Таким образом мы окажемся у озера, где можно заночевать и где должно быть гораздо теплее, нежели на леднике. А вообще с этим чабаном, в одиночку живущим здесь по три недели (они с братом пасут по-очереди), у нас немного общих тем для разговора, как и понимания с его стороны наших интересов и целей. Удивительно, но местные, всю жизнь прожив в горах, не знают что находится буквально в нескольких километрах от них, и очень удивляются, когда мы об это рассказываем. Весьма печально.

Тропа петляет по склону, порой взбираясь по крутым осыпям или скальным степеням полутораметровой высоты. Не очень понятно как здесь проходит стадо — ведь не будешь же двести или триста баранов подсаживать на такую вот ступеньку, а между тем обхода найти не удалось. Наверх баранов гоняют ежедневно. Наконец дойдя до небольшой висячей долинки с чистой водой решаем остановиться здесь, т.к. время уже позднее. Погода отличная, несмотря на то что рядом ледник - тепло. С большим удовольствием ужинаем и ложимся спать.

10 августа 2008.
Переносим лагерь на озеро — пара переходов и мы на месте. Здесь ветрено, часто набегают тучи и совсем не верится, что мы на широте Турции. Озеро мелкое, непроточное. Видны лишь пересохшие русла ручьев, скорее всего весенних. Над озером высоченный вал боковой морены, с гребня которой открывается замечательный вид на цирк ледника Щуровского и вершины Туркестанского хребта: пик Памяти М. Хергиани, пик Туркестан, пик Ольги Федченко. Долго рассматриваем карту, пытаясь понять какой-же из перевалов наш. Та стенка, что оказывается склоном перевала Ю. Гагарина совсем не привлекает — черный от камнепадов крутой лед под трехсот метровой скальной стеной. К тому же не совсем понятно где находится седловина, по крайней мере отсюда она не просматривается. Решаем завтрашний день посвятить подъему на перевал Щуровского — акклиматизироваться на высоте, опробовать снаряжение а заодно еще раз просмотреть окрестные перевалы (находящийся рядом с пер. Ю. Гагарина пер. ОПТЭ кажется безопаснее, несмотря на то, что по классификатору он сложнее).