Мнение о помощи

Пишет metalist, 25.11.2011 09:43

«перестаёшь думать – перестаёшь развиваться»

Изначально люди лазили по скалам для получения удовольствия от самого процесса. Но в последнее время многие скалолазы стали делать это для ПОКОРЕНИЯ, т.е. лишь бы залезть наверх и забыть пройденную трассу.

Часто это происходит непроизвольно. Когда лезешь короткую трассу, опытный товарищ следит за твоим прохождением, он старается помочь и подсказывает куда лучше поставить ногу, переставить руку.

Медвежья помощь - выражение, обозначающее услугу, повлёкшую, в конечном счёте, за собой негативные последствия для того, кому она была оказана.

Помощь при лазании – советами – медвежья услуга!

Всё вроде хорошо, но при этом ты перестаёшь ДУМАТЬ! Выполняя механические действия по чьим-то советам, пользуешься "медвежьей" услугой. Прошёл трассу, да, это хорошо, но, получил ли опыт от своих ощущений и радость передвижения по этому «каменному чуду»?

Не путайте это с помощью тренера!
Помощь при прохождении «сделана» лишь для быстрого преодоления маршрута, советующий сам не понимает что даёт "медвежьи" советы!

НЕОБЫКНОВЕННОЕ

Конечно, каждый сам решает для чего он лазает.
Некоторые «выходят» со скалодрома лишь бы, однажды, пройдя «именитую» трассу говорить, что они её «делали».
Другие для тренировки.
Кто-то лазает по скалам, чтобы почувствовать себя наедине с этой стихией, стать ближе к чему-то необычному, тому, чего нет в городской суете, тому, что сближает с вечностью…

Многие забыли или не знали об этом и больше не смотрят на трассу как на что-то УДИВИТЕЛЬНОЕ!

Всегда буду поражаться отвесным творениям природы, которые СДЕЛАЛИ ИЗ НАС скалолазов и альпинистов!

ДУМАТЬ

Мне нравится ДУМАТЬ на стене. ИСКАТЬ ВАРИАНТЫ прохождения трассы, от этого лазить становится интересно. Это меня цепляет! Иногда, на это тратится больше сил, чем при механическом бездумном повторении, зато мозг работает, сказал себе на это: «ну что ж, силы мне нужны! вот и подкачаюсь!» :)

Мозг постепенно атрофируется при бездумном лазании (имхо) :)

Думайте при лазании сами, а не просите подсказок! Это поможет накопить опыт!

ОПЫТ ОЩУЩЕНИЯМИ

При поиске зацепов и разных вариантов постановки ног начинаешь чувствовать скалу, накапливаешь опыт исходя из СВОИХ ОЩУЩЕНИЙ, т.е. накопив и поняв технику лазания, легко можешь проходить трассы БЕЗ ПОМОЩИ. А вот если тебе помогают, не понимаешь, не думаешь, ПОЧЕМУ нужно ставить ногу сюда, а руку туда. Не накапливаешь опыта ощущениями, как лучше работает этот зацеп или эта постановка ноги, как нужно извернуться, чтобы достать следующий и т.п.

Не всегда, можно пройти трассу без подсказок, но в больших горах тебе никто ничего не подскажет!

ЗАЧЕМ

Написал, потому что мои друзья уже НЕ МОГУТ лазить без помощи со стороны. Привыкли постоянно проходить трассы только по советам "как?" да "куда?" лишь бы пройти. Забыв, при этом, что многое теряют...

ЧУВСТВО РАДОСТИ

Когда своим умом «дошёл» до какой-то истины, придумал что-то необычное или выкрутился из сложного положения в жизни (беды или чего-то подобного) ты радуешься!
Мозг награждает человека, преодолевшего необычную ситуацию эндорфинами - «гормонами счастья», как бы говоря: «Молодец! Выкрутился! Получай награду! Порадуйся!»

"Когда ты проходишь трассу по советам, ты радуешься. Когда ты проходишь трассу сам, ты радуешься вдвойне!"

Только получив радость от САМОГО ПРОХОЖДЕНИЯ, от накопления опыта ОЩУЩЕНИЯМИ ТЕЛА, от накопления опыта РАБОТОЙ МОЗГА В ПОИСКЕ ВАРИАНТА ПРОХОЖДЕНИЯ И ПОИСКА ЗАЦЕПОВ
мозг честно скажет: «МОЛОДЕЦ! ПРОШЁЛ САМ! ПОРАДУЙСЯ! ПОЛУЧАЙ НАГРАДУ!» и даст команду:
«ЭНДОРФИНЫ ВПЕРЁД!» :)

Вообщем, вы правы. Но с другой стороны, такая помощь - часть общения. Вы компанией лазиете непроизвольно получается друг другу подсказывать расклады. Все эти крики: держи, пятку кладя, дырка слева и т.д. делают наше пребывание на скалах веселей и интересней. Я одинаково радуюсь прохождению: и когда придумал сам, и когда кто-кто подсказал расклад. Ведь одно дело знать расклад, а другое пролезть его. Тем более, что не факт, что вы с товарищем использую одни и теже зацепы будете лезть по ним одинаково.

Вообщем, не надо отказываться от прохождений флешем, и устраивать под маршрутом зону изоляции. Оставим это для сорев.

"Думать" бывает по разному. На начальной стадии, когда человек ещё не освоил азы техники, то её ему необходимо поставить и объястить о возможностях, где какие движения возможны, куда и как можно поставить части тела, как развернуться и тд. На этом этапе советы просто необходимы, для этого тренеры-учителя и созданы. Иначе мозг будет работать не в сторону скалолазания вообще или освоит необходимое только к старости.
На этапе самосовершенствования - там уже по другому. Так что разделяйте...

Эпикурейство - стремление получать удовольствие от жизненных процессов.
Поддерживаю.
Когда толпой смотрят на лезущего медленно и неуверенно - трудно удержаться от советов:
все сопереживают, кричат и заражают этим друг друга дополнительно.
Для спортсменов - это нормально, их цель быстрее, выше...
А для любителей лучше, конечно, всё прочувствовать самому, особенно если готовишься к сольным проходам.

По-моему, основная медвежья услуга - это привычка работать в зале со страховкой, очень мало среди них,
кто трепетно относится к зацепу, когда вижу обыденное отношение к срыву - у меня аж кишки переворачиваются.

По поводу работы со страховкой в зале. Вот уж где можно и нужно срываться, так это именно там. Потому что срыв - это показатель того, что боролся до конца, но в силу недостатка техники/силы/везения не заборол. Потому что если лазать только там, где заранее известно, что не сорвёшься, т.е. до своего предела не дойдёшь, то за счёт чего рост будет? В зале срыв максимально безопасен, и выкладываться надо по-полной. И срывы - неизбежная плата за это. Естественно, что этот шаблон нельзя переносить скалы (и в особенности - горы), где любой срыв - это ЧП, и иногда зубами держишься, лишь бы не слететь.

Я не против работы со страховкой в зале - иначе просто запретят.
Это наблюдение: подавляющее большинство запросто относится к срыву, никакой борьбы за захват нет,
никакой подготовки к переходу нет, привычка к страховке.
Другое дело, что это подавляющее большинство в горы не попадает совсем,
а уж тем более не ходит там соло.
У некоторых домбайских спасателей очень негативное отношение к скалодромщикам,
и я очень хорошо понимаю почему.

А зачем на схеме-рисунке солнце?)))

Если опытный даёт советы, а лезущий их воспринимает и осознаёт, то это ему только на пользу. Он может этот совет принять или отвергнуть. А если лезущий тупо переставляет руки и ноги, значит у него проблема с его мозгами, потому что это удел баранов - тупо слушаться окрик чабана.

Согласен, немного грубо, но по-существу. По-моему, если советующий и советуемый на маршруте первый раз - словами мало поможешь (ИМХО одни и те-же зацепы со станции и с маршрута - две большие разницы, как говорят в Одессе), а вот поддержать можно. Мне, например, молчать страхуя человека очень тяжело, таким родился. Но если сам лазил, то в ключевых местах язык прикусываю, чтобы не получилось как с самым интересным местов в новом фильме: если кто-то рассказывает заранее - хочется задушить...

Всю жизнь выражался просто и конкретно, а стараться сделать свои слова обтекаемыми, как манная каша - это удел дипломатов.

Писал эту статью не для ТОЧНОГО СЛЕДОВАНИЯ ЕЙ, а для того, чтобы люди не ЗЛОУПОТРЕБЛЯЛИ помощью, т.к. это приводит, иногда, к БЕЗДУМНОМУ следованию советам.

А солнце нарисовал для поднятия у вас ЭНДОРФИНА :) :) :)

Не воспринимайте статью всерьёз, и в то же время помните о "медвежьей услуге"

Немного дописал статью
Смотрите заголовок "ЗАЧЕМ"

Попрошу тоже - убрать Caps Lock из заголовка!
Спасибо)

Может уже и говорили, но человек может годами лазить, поднимая ноги не выше колена пока ему не посоветуешь поднять ногу на эту высокую зацепку и сделать новое для него движение, о возможности совершать которое он и не подозревал.

а еще так бывает что человек делает множество просто вредных для него движений не осознавая этого и тренер выступает в качестве лакмусовой бумажки, акцентируя внимание спортсмена на совершаемых им ошибках. Много методик.

Рост над собой - эволюция. Неважно кто и как к этому приходит. Нужно просто быть собой и не останавливаться.

В целом статья очень правильная. На определенном этапе необходимо побыть наедите с маршрутом и пройти его головой, без лишних разговоров со стороны (пусть даже это друзья, которые хотят только помочь).