День сурка, часть 1.

Пишет Forest, 15.09.2011 13:23

Первый раз я попал в экспедицию на Камчатку 10 лет назад, тогда были пробурены первые скважины на склонах вулкана Плоский Толбачик и начато изучение геокриологических условий района Ключевской группы вулканов. С тех пор каждое лето (а то и осень) я посещал эти красивые места, бурились новые скважины, велись наблюдения за температурным полем и летним оттаиванием. Каждая экспедиция имела свои особенности - то ураганные ветра, то медведи, то холода, эта - была богата на сурков.

С противоположной стороны объектива картинка смотрелась так

Сурки были повсюду, разных длинн и толщин, высвистывали нам подбадривающие трели и щурились на окружающий мир.

Но мы приехали сюда не сурков изучать, цели были куда выше и простирались примерно до высот 4600-4800 м - вершин вулканических исполинов Ключевской и Камня. В ожидании стремительного полёта томился в рюкзаке спидглайдер. Но не всем планам было суждено сбыться...
Начали мы в этот раз с Подковы, а закончили на Копыте (это базы вулканологов так называются).
Заброска до Подковы от посёлка Ключи занимает пару часов, и часто включает в себя дегустацию рыбных деликатесов. Вогруг зеленеют кустарники, и ничто не предвещает близкой зимы.

Но неспроста некоторые домики вулканологов отлиты целиком из бетона, уже на второй день мы вспоминали о оставшихся внизу домиках с лёгким сожалением, а в темы разговоров стали просачиваться мотивы тропических морей.
Помимо капризов погоды, путь осложняли неровности вулкано-ледникового рельефа, хотя мы и старались обойти их поверху.

Так мы неспешно продвигались по склону Ключевской к ледниковому плато, местной "Антарктиде".
Снежные заряды чередовались с ясными рассветами.

И снова со снежными зарядами

Хотя вечернему чаю с козинаками ничто не могло помешать

Первый базовый лагерь мы установили неподалёку от конуса Перевального, решив что отсюда не так далеко до Ключевской, а потом и до начала гребневого маршрута на Камень. В этом благодатном месте мы ожидали погоды ещё два дня. Из Москвы нас подбадривали сообщениями о грядущем резком потеплении (мобильная связь однако глубоко проникла в горные районы), которое с нетерпением ожидалось обладателем летнего спальника, рассчитанного на околонулевые температуры (а по ночам, тем временем, температура опускалась до -15).
Ландшафт стремительно менялся на зимний.

Когда в дырки из снежных облаков проглядывало солнышко, коллектив радостно выползал из палаток, была организована прорубь и открыт сезон моржевания, снег искрился на солнце мириадами искр. Но всем уже хотелось начать движение вверх.

Наконец погода пришла в соответствие с прогнозом, и мы выдвинулись в направлении Ключевской, для акклиматизации, так сказать, ну и на новый конус посмотреть хотелось. Рядом во всей красе возвышался Камень, и другие красоты.

Но вот поверхность Ключевской была далека от совершенства, ходить по такому покрытию крайне неудобно, но чего ещё ожидать от растущего вулкана. Сама вершина была окутана шлейфом испарений, но зато оборудована тёплыми камнями, на которых можно любоваться красотами в комфортных условиях. Попытка покинуть вершину по воздуху не увенчалась успехом, спидглайдер жадно глотал разряженный воздух заборниками, но ветерок был попутным...в итоге всё закончилоось порванными штанами и спуском пешком.

На следующий день мы перенесли лагерь ближе к Камню, поняли, что необязательно тащиться до гребня, а можно идти почти по центру ледника (что убедительно доказывала цепочка следов удачного восхождения группы из Москвы) и стали ждать утра.

О том что было утром, и как себя вели в боевых условиях новинки снаряжения Marmot и BD, читайте в следующем выпуске.

Текст: Андрей Абрамов
Фото: Андрей Абрамов, Алекс Кузмицкий, Михаил Александрин
Алекс и Андрей благодарны компании Mountech за тёплое и уютное снаряжение Marmot и BD, а оптике Julbo за заботу о ясности взгляда.