История одного похода (Архыз 2011). Дневник

Пишет lrivl, 08.09.2011 12:46

Итак, в 1:40 4 мая 2011 года мы отъехали от заправки в Астрахани. Задержались у Вани, он собирал рюкзак и зашивал штаны, точнее мы ему – всем миром. В дороге поспать удалось, по-моему, только Ильнуру… и Пете чуть-чуть. Андрею хорошо удавалось поддерживать разговор с Ваней, чтобы тот не заснул.

По дороге 2 раза штрафанули: 200 р. за не пристегнутые ремни - элистинские «гайцы», и второй раз тоже в Халм-Тангч, уже на 300 р. за превышение скорости. Думается это специально у них так знаки нарисованы)): стоит знак ограничение скорости «40 км», с маленькой табличкой «дорожные работы», без видимых причин для снижения скорости. Потом были еще ставропольские ДПСники, добрые ребята! Подсказали нам, что ближайшая заправка через 7 км., взяли за это 100 р.

В 13:00 мы, наконец, доехали до погранзаставы Архыз. Нам нужно было получить пропуска в пограничную зону. Возникли проблемы – бланки, принесенные нами, оказались непригодными – старого образца. Девушка-пограничник помогла нам, любезно распечатала бланки нового образца и мы принялись их заполнять. Она же нас и огорчила. Сказала, что официально пропуска выдают на протяжении «не более одного месяца», вот так вот она выразилась, пообещав, что поспособствует тому, чтобы мы получили пропуска 5 мая вечером. Это плохо потому, что запасной день, заложенный на случай плохой погоды, будет израсходован.

Кроме того выяснилось, что на наши перевалы (Чучхур, Кожухова) ходить нельзя. Местный участковый, как заметил Андрей – ненадлежаще одетый своей должности, сказал, что на Софию тоже нельзя. Вобщем жопа!)) Все интересные места маршрута, накручивающие категорию, закрыты.

Решаем, что делать с маршрутом, а также ждем пропусков.

Пообедали тем, что купили в местном Магните. Обедали возле реки Псыш, возле погранзаставы. Я, конечно же, сразу начал фотографировать, как ни как происходили события значимые для похода. Фотографии пришлось удалить по настоятельной просьбе пограничника, иначе говорит: «отберу фотик, и вообще не выдам пропуска».

Поужинали сублиматами – ХОРОШО!!! С раскладкой возникли проблемы – чуток неразбериха. Собрались пойти поесть хычыны на поляне.
9:04. Поели хычыны, они оказались чебуреками. Но женщина приятная, пообещала сторожить нашу машину, пока мы будем на маршруте. На вопрос «сколько это будет стоить» посмотрела на нас удивленным взглядом. В общем, народ, и вправду, гостеприимный.

Нашли наших ребят – альпинистов. Шутка за шуткой выудили у них кое-какую информацию. По результатам общения Ильнур и Ваня сходили на разведку.

Андрей читает Рея Бредбери «Лекарство от меланхолии», - говорит, разрывает мозг. Подумал про себя, взять книжку в поход, да еще и горный, да еще и 3-й категории сложности, простите, это чересчур! Но виду не подал – «чем бы дитё не тешилось, лишь бы не…». Ложусь спать.

5 мая 2011 г.

7:45. Проснулся… Проснулись, по-моему все. Идет дождь. Позавтракали – ХОРОШО! Дежурил Петя и я, Ваня помыл машину и отстал по завтраку. Мёд, сыр, овсяное печенье, галет, лимон. Зачмырили мою миску. Ильнур и Ваня поехали к погранцам. Мы будем собираться.

11:02. Итак, пропуска получили. Погода дождливая. Я, Андрей и Петя вышли на маршрут в 15:00. Ильнур с Ваней поехали ставить машину на стоянку. Немножко запутались с рекой Белая. Потом нас догнали ИиВ. Машину оставили у Мадины безвозмездно.

Трудный подъем по травянистому склону. Было тяжко. Палатку поставили на снегу, хотя кругом сухо… Затестили Андреевский лазер в темноте – это было похоже на свето-лазерное шоу. Опять Андрюха тащит какую-то херь, а я за него тащу лишний вес!))

Поужинали вторым, плюс заварили разорвавшийся пакет мяса. Спим… Подъем в 6:25.

6 мая 2011 г. Мда скажу я Вам…)))

21:04 Отправил СМС домой и Диляре. Очень скучаю…

День сегодня был тяжелый!!! Встали утром, собирались долго. Шли от реки Белая по склону. Неописуемой красоты виды. Потом начался снег, ноги тут же промокли. Идти было нормально. На обед встали поздно, часа в три. До этого только перекус. Звонила Эльмира – они ждали автобус к морю. Везёт!))

Выбрав место для лагеря, радиально пошли на Дорбун, с целью выяснить - он это или не он)). ОН!!! Сняли записку, оставили свою. Потом долгие думки «что делать»: идти на Дорбун уже с рюкзаками, а потом Дурицкого и далее к озерам; или через нововыявленный перевал Олежек (1А), который казался очень крутым и явно лавиноопасным.

Часто сходят лавины. Один остановился прямо передо мной и Ваней. Поэтому мне идея с перевалом Олежек не по душе, но решение есть решение. Надеюсь все будет хорошо.

Завтра подъем в 4:00. Жду смс от Диляры. Но уже пора спать…
Архыз 2011. 6 мая

7 мая 2011 г.

Встали в 4:00… Во имя восхождения Олежек. Вышли на маршрут в 6:05, когда уже светало. Взошли на перевал 7:35. Вопреки ожиданиям, было достаточно безопасно – снег держал хорошо. Местами идти приходилось по сошедшим лавинам – неудобно! На перевале попили чай приготовленный утром, пофоткались. Вроде увидели Пшиш – красавец!

Спуск был опасен! Казалось, что вот-вот сойдет лавина. Было жарко. Как выяснилось, хождение по редколесью называется «обезьянья тропа». Об этом нам рассказал группа из семи человек из Ставрополя, чью записку мы сняли с пер. Дорбун. Ване все не дает покой крутость этой группы. Они за день были на перевале Азимба и потом на перевале Аманауз. Кроме того Дорбун и Варанцова-Вильяминова. Я как-то спокойно к этому отношусь.

Из-за непогодицы, пришедшей со стороны Грузии, видимость на подходе к пер. Аманауз стала минимальной. Мы решили утром в 4 часа идти радиально на перевал Аманауз и возможно на одноименную вершину.

Про себя… Здоровье нормальное. Скучаю по моей Диляре! В конце, на подходе к месту ночевки, почувствовал, что колени устали. Сейчас небольшая изжога. Ах да, напоминалка – надо дома в OKI съездить, купить печень трески. Хорошая вещь в горах – романтика!

Видели следы коз, медведя, а так же какую-то птицу. Надо узнать… Ах да, Ильнур вот сейчас напомнил, что Андрей Николаевич родом из Москвы, по его словам он из Царицино, поднялся сегодня на первый в своей жизни категорийный перевал.

Идем топить снег в 4 руки.

8 мая 2011 г. Тяжела и неказиста жизнь фотографа-туриста!

Решил давать девизы дня. Вот, собственно, девиз сегодняшнего. Было тяжело снимать. Всё время из-за этого отстаёшь, да и кадры хорошие на бегу не сделаешь.

Итак всё началось сначала, извините за тавтологию. Опять ранний подъем в 4 часа, опять «быстрые» сборы, опять ледяные ботинки… опять, опять, опять. И всё это стоило тех красот, которые открылись нам на рассвете, на подходе к перевалу Аманауз. Мигнул из-за дымки и сам ледник Аманауз, и северный отрог Главного кавказского хребта, и долина Архыза. Очень красиво! И так хочется чтобы эти красоты увидели все, и фотографируешь – снова и снова. Нужен хороший фотоаппарат!

К слову о девизе сегодняшнего дня. Стал задумываться, что фото-туризм, всё же имеет место быть. Вернее он есть, но что-то наш ТК в эту сторону не движется. Ну да ладно – дела будущего.

Где-то в 6:35 мы двинулись в направлении перевала Аманауз. 8:45 мы взошли на него. Пётр сделал это с большим отрывом – красавчек! По этому поводу есть фотографии. Погода нам сопутствовала. Идти было достаточно трудно и легко одновременно. Взяли два рюкзака со снарягой и едой. Когда я решил сменить Ильнура, поймал себя на мысли, что у него крутецкий рюкзак. Идти было очень удобно! Не зря потратил деньги – это я уважаю.

Так, так – что еще? Перекус на перевале – поднялся ветер, пошел снег. Ваня рассказал, что этот перевал был ключевым во время войны.

На спуске Петя сделал мне замечание, на который я неправильно отреагировал. Ну как не правильно – «по-своему», вот как. Просто я и сам знаю свои косяки, а когда мне о них кто-то говорит, мне не очень-то по душе.

Зато я понял важность одной поговорки. Точнее не поговорки, а мудрости что ли.

После замечания Пети, Ваня сказал: « Смысл брать тебя с собой в горы, когда ты не хочешь расти». Признаюсь честно, было обидно. Обидно потому, что неправда. И я тогда решил ничего в ответ не говорить, не смотря на большое желание. Я решил запомнить и записать вечером в дневник то, что хотел сказать. И вот я пишу и уже не помню, что хотел записать.

Так вот про мудрость: «Если затаил обиду – промолчи, запиши на листочке, а потом, по истечении некоторого времени, достань листочек, вспомни обиды и выскажи всё обидчику». Как правило, со временем обиды кажутся уже столь незначимыми, иногда даже смешными, что уже нет никакой необходимости высказывать их. Очень хорошая фраза, хоть и не дословно. Буду пользоваться и впредь.

Мощным темпом спустились к лагерю. Я даже успел поспать с полчасика. Потом почапали вниз – к слиянию рек Псыш и Аманауз. Спуск можно было снимать и передать продюсерам серии фильмов «Jackass» (Придурки).

Спускались по заснеженному кулуару – место падения воды. Спуск круче 45% это точно! Первым полетел Петя. Я честно признаться, подумал, что произошло что-то серьезное (был сильнейший удар об дерево на большой скорости). Но, к счастью, он только лишь потерял очки и ледоруб, которые потом нашёл. Не успел Ильнур поругать его действия из дали, как сам оказался в «фазе полета». Но все обошлось и с ним.

Бог сегодня был на нашей стороне. Больше так не будем!

Спустившись к слиянию рек Псыш и Аманауз нашли удобное место для ночлега, в гуще леса у реки. Разбили лагерь, разожгли костер. Пошел дождь.

Вот пока мы с Ильнуром описывали в своих дневниках события уходящего дня, обнаружилось, что палатка подтекает. Ильнур временно починил палатку, непобоясь промокнуть вновь. Мужик… и задание рем. мастеру.

Ложимся спать, вернее Андрей уже храпит, остальные тоже вроде на подходе. Всем спокойной ночи.

10 мая 2011 г. 9:15 вечера…

Дорогой дневник, прости, что не писал в тебя целые сутки. Были веские причины. Я был дежурным и делал фотографии ночных гор. Сразу скажу, кадры, скорее всего, удались. Сейчас на улице сильнейший ветер и, вроде бы, тоже есть причины не писать, но писать надо, тем более что есть о чём.

Ой, простите, забыл написать девиз дня. Исправляюсь. Итак на 9 число он таков: «О-о-ооо, зеленоглазое такси, о-о-о-ооо, до переваааала подвезииии….»

Но все по очереди. День победы начался с полудневки, но, несмотря на это прошли в этот день мы прилично. Утром развели костер, благо дождь прекратился, что позволило просушиться. Сухие носки – это круто!

Утром рано, на рассвете, открылся из-за тумана вид на Токмак (3448, 4А), ну красавец, скажу я вам! У меня сразу возникла ассоциация с К-2. Непреступен. Настолько крутыми казались его склоны, не смотря на небольшую высоту.

После полудневки нам надо было подойти ближе к нашим перевалам – Акмана и Акайры. Забегая вперед, скажу, что мы на них не попали, ибо перепутали ущелье. Ничего страшного – дело житейское.

Долго шли по лесу – это не очень приятно. Перешагивать стволы, ветки, вечно кричать – «ветка», «держи дистанцию». Долгими мытарствами и хождениями по дебрям выбрались к реке и, подумав, что нам «СЮДА» (!), начали подъем по травянисто-осыпному склону. Экстремально, скажу я вам, было. Склон 60%, мне так казалось, по крайней мере.

Обедали на склоне. Это был самый крутой обед в моей жизни! Совсем как в ролике, на котором чудаки обвязавшись ночуют на скалах, и, свесив ноги вниз что-то поют. Мы тоже пели:
«All you need is love.
All you need is love.
All you need is love, love.
Love is all you need.»

Поднимаясь вверх, мне казалось, что мы сейчас, случайно, взойдем на какую-нибудь вершину. Настолько крут был склон и долог подъем.

В общем, встали на ночевку, не поверите))… Прямо на снежном карнизе! Ужас!... казалось бы. Но всё чин-чинарём, карниз проверили – он был мощный и надежный.

На закате открывались самые замечательные виды. Я, не думая не о чём, взялся за камеру и принялся снимать, пока ребята готовили место на снегу под платку. Петя, что-то сказал про то, что я занимаюсь ерундой, «лучше бы помог утыптывать снег». Вот же обидно! Фотки-то смотреть будем вместе. Ну да ладно, об этом я уже писал.

Спать я лег позже полуночи, ибо погода была просто замечательная для ночных фотографий. Ну и дежурил опять я.

Выдержка 15 сек. Диафрагма 4,2. ISO 400 и понеслась. Эх… мне бы зеркалочку, да и опыта пользования ею, я бы такого понафотографировалбы! Но пока и так не плохо.

Что же ещё? Ммм… - общение, болтовня о разном – о прекрасном, о еде, о горах, о походах, о доме… Ещё встретили парней краснодарских, пообщались. Они тоже идут по следам группы «Масяня и медведи».

Итак, о дне сегодняшнем… Ночёвка на снегу, да ещё, не внемля моим советам о необходимости поставить тамбур в сторону противоположенную стороне, с которой дует ветер, вывела меня из колеи. Выспаться не смог. Хотя нет, смог. Спасибо незазвеневшему будульнику БратАНа. Я так называю Андрея)). Я БратРИ, Ильнур – БратИ, Петя – БратПЕТ. Иван Глебович – Ваня, Вано, Ivan)).

Ой, опять я забыл про девиз…
«Иди по пути наименьшего сопротивления». «Не лезь на рожон». «Не плюй в колодец, не сможешь воды напиться». Последнее, скорее всего, не относится к сегодняшнему дню, но мне очень нравится! Про что это я?...

Да вот про что. С места ночёвки был виден перевал. Причём явный! К тому же, Ваня с Ильнуром сходили, проверили карнизы, вынесли вердикт – «спускаться можно». Казалось бы, перевал – место, где можно перевалить из одной долины в другую, из одного ущелья в другое. Что еще нужно?!!! Бери да «переваливай»…

Каково же было моё удивление, что утром мы пошли по гребню на вершину, по крутым каменистым осыпям, на высоте более 3000 метров, местами, через крутые снежники. Это был, я вам скажу, явно не горный туризм! Альпинизм какой-то… Нет!... Скалолазание! Да еще и без страховки. Ну как?... Самострах, конечно, у нас был – ледоруб. Благо, по-моему все догадались идти с ним. Об этом, если не забуду, расскажу позже.

Ваня, кстати, Ледорубом рассёк бровь, но ничего серьёзного, благо сработал инстинкт самосохранения, или Бог уберег – не попал в глаз.

И слава Богу, что дальше идти мы не решились и спустились обратно, и далее к тому перевалу, о котором я говорил. Как выяснилось дальше, из записки, это был перевал Столичный.

В первый раз я спустил с горы рюкзак. Так же поступил Андрей. Люди – не делайте этого! Хоть и казалось, что снег пушистый, и спускаться рюкзак будет плавно и безобидно, но… Всё, вроде, и осталось целым, износ рюкзаку и вещам в нём это принесло.

Спустились с перевала лихо – позволил снег. Обедали на склоне в кустах рододендрона (сколько же тут буков «Д»?). Во время трапезы решили не спускаться вниз, к долине реки София, решили, что надо подниматься вверх, поближе к перевалу, нет – перевалам, их тут, под Софией, много. Какие конкретно напишу завтра, разузнав подробности.

Сейчас, сидя в еле-еле удерживающейся от порывов ветра палатке, невольно думаешь о причинах принятия такого решения. Толи от того, что спуск в 1000 м., а потом соответствующий подъем не логичен, толи от того, что ещё сохранился спортивный интерес, толи от того, что все делали вид, что «вот, мол, раз пришли, значит делаем – рвём и мечем….».

Ильнур еле удерживает палатку от порывов ветра. Кажется, что вот-вот её унесет вместе с нами куда-нибудь ниже по склону, к реке София. Или разорвёт в клочья, и нам придется экстремально спускаться вниз. Право слово – не знаю что лучше)).

Алах, Бог, Всевышний – сделай так, чтобы мы пережили эту ночь! И выспаться бы еще. Иначе на перевалы не пойду. Тем более что ботинки мокрые…
Архыз 2011. 10 мая

11 мая 2011 г. Девиз (совместно с БратПет)
«Вот бы прийти домой, скинуть рюкзак и родных обнять…» (на мотив песни «Боже какой пустяк»)

Именно с этой песни началось моё утро. Тут же мотив подхватил суетящийся Петя, и мы вместе принялись придумывать слова близкие нам в это ветреное утро седьмого дня похода. Уж очень за эти дни мы соскучились по дому, но вместе с тем очень жалко покидать столь красивые, трогающие за самые глубины души, места! Надеюсь, мы с Петрухой продолжим работу над придумыванием ремикса к этой мелодии, и это станет песня возвращающихся с похода туристов и путешественников.

Проснувшись утром, в целости и сохранности, понял, что Бог есть, и он, однозначно, един! Представляете – в одной палатке ночевали православные, мусульмане, верующие, «что что-то там всё же есть, но не знаю что». И наши молитвы были услышаны, палатка уцелела, и мы даже выспались, хотя было «холодно, ветрено и совсем не хорошо» (цит. Ярик).

Часов в 10 мы все же решили спускаться к реке София, ибо ветер не стих и идти на перевал Акмана не безопасно и не логично.

Спуск был по снегу, скоростной и весёлый. Взяли ледорубы, чтобы если что, зарубаться. Иначе можно сильно улететь.

Кстати, про ледорубы и трекинговые палки (альпенштоки), как и обещал, рассказать - рассказываю. Мысли вслух так сказать. «Что лучше?». Вопрос, наверное, вечный. Да чёрт возьми, никакой он, нафиг, не вечный! Всегда и всюду надо исходить из соображения безопасности и логичности. На тропе или на некрутом спуске логично идти с трекинговыми палками, таким образом, снимая нагрузку с коленей. Но если существует хоть маленькая доля вероятности срыва, безоговорочно, выбор должен пасть на ледоруб! И вот тут сбивает с толку выбор опытного Ивана Глебовича, повидавшего 13 межсезонных горных походов. Дело в том, что там, где моя логика выбирает ледоруб, он выбирает альпенштоки. Ну да ладно, опыт дело неоспоримое. Хотя я бы поспорил, но не сейчас…

Как же я обожаю долины рек. Сразу открываются столько красивейших видов, красок, которые сразу же превращаются в фотографии. Тут тебе и флора и фауна, и журчание ручейков и быстрое течение горных рек, и шум многовековых сосен и берез, и виды на «седых» великанов… ммм… Обворажительно!

Но как же я не люблю спуск по нахоженным тропам - тут уже виден мусор, оставленный безалаберными туристами; и следы цивилизации портящий первозданный вид, сотворённый матушкой природой. Ещё очень трудно в плане коленей – от постоянных контролируемых падений (шагов), приходят в износ, неприятно и, я думаю, вредно.

«Танец живота». Нет! Праздник живота ожидал нас после 8-ми километрового спуска на поляну Таулу.

Мадина, которая согласилась сторожить нашу машину, еще и накормила нас наивкуснейшими хычынами. Мы тоже в долгу не остались – отдали ей воблу, чему она очень обрадовалась. Парни съездили отметится у МЧСников. Еще раз поужинали привезенными Ильнуром печенюшками.

Ну да ладно, Ильнур просит ручку, поэтому откланяюсь и передаю эстафету. Завтра в 6 на «верх» (цит. Ильнур).
Архыз 2011. 11 мая

13 мая 2011 г. (?) Сегодня вроде пятница, 13-ое, и я снова пишу карандашом. И Я ДОМА! УРА!!!

Карандашом, потому что Ильнур не вернул мне подаренную Петей перед отъездом ручку, а дома у меня из предметов письма только карандаш.

Но я думаю, это упущение будет исправлено. Нет, не то что у меня нет ручки, а то, что я, представьте, никогда в жизни до этого не писал дневников. Спасибо Ильнуру. Именно с его легкой руки , я стал летописцем похода, и уже сейчас перечитывая страницы дневника, невольно, ужасаюсь – сколько же событий происходило. А ведь большинство бы из них, не будь дневника, и не вспомнились бы.

Призываю ВСЕХ! Лююююдииии! Пишите дневники! Нет, не каждый день. Когда этого требует душа и есть настроение; в важные дни в вашей жизни, в отпусках, в походах; пишите мысли, переживания, обиды. Пишите от руки – карандашом или ручкой. Поверьте, это важно.

Ой, опять я ушел в сторону. Я же ведь летописец, чёрт возьми, должен описывать события в хронологии, а пишу не понятно о чём.

Исправляюсь. Видимо 12-е мая утром. Шёл дождь. Это не помешало парням, Ване, Пете и Ильнуру пойти на скалы Орленок. А мы, я и Андрей, решили прогуляться до п. Архыз. А то как-то не прилично – в Архызе был уже 2 раза, а в самом посёлке ещё не был.

Пока шли, дождь начался снова. Мы сильно промокли. Возвращались в открытом кузове ГАЗели с бешенным водителем за рулём. Вымокли до нитки. Но зато порция СМС из дома грели душу.

Парни тоже вымокли. Ильнура сильно колошматило (!). По-другому и не скажешь. Второпях собрали вещи и палатку. Мокрые двинулись в родные края – Астрахань.
Архыз 2011. 12 мая

Сегодня вторник, утро 26 июня 2011 года. Пишу уже подаренной мне Петей ручкой. Ильнур вернул мне её на гусятнике, который прошёл у меня дома.

Ах да, пишу я вот почему – чуть проснувшись, мне пришла идея ролика с похода в Архыз. Это будет видео-дневник.