Мы сделали все, что смогли
21 июля 2011 г. в Одессу вернулась на двух пикапах команда одесских альпинистов-спасателей, которой удалось с третьей попытки снять с вершины Дых-Тау на Кавказе тела двух, погибших ровно год назад, известных альпинистов, инструкторов альпинизма, мастера спорта, снежного барса Владимира Альперина и кандидата в мастера спорта Владимира Кривошеева.
Поисково-транспортировочными работами на опасной северной стене Дых-Тау занималась команда добровольцев в составе одесситов: МСМК Владимира Могилы (руководитель), МС Максима Перевалова, МС Владимира Клебанского, КМС Виталия Дубровина, КМС Юрия Тыменюка и двух балкарских спасателей МЧС России Азнаура Аккаева и Адильби Ахкубекова. Врач спасотряда - Игорь Бондарь и руководитель спасотряда – Мстислав Горбенко.
События в этом году развивались следующим образом.
11 – 12 июля – наблюдение за стеной осуществляют М. Перевалов и Ю. Тыменюк, которые сообщили нам, что стена не бьет, простреливаются только подходы к ней.
Наша попытка вызвать вертолет «Алоэт» из Пятигорска оказалась безуспешной. Полгода переписки и обещаний, что они смогут «снять с Дых-Тау двойку в любой момент» оказалась на деле пустым пиаром компании «Вертолетное ПРОдвижение»! И высадить спасателей на стену они уже не могут и на внешней подвеске не работают. Без комментариев…
Прибывший на место событий президент ФАиС Украины и альпклуба «Одесса» Валентин Симоненко сразу начал организовывать прилет вертолета МЧС России.
13 июля под стену Дых-Тау выходит команда спасателей в составе, указанном выше – 7 человек.
14 июля – связка В. Дубровин – М. Перевалов обрабатывают 250 м стены.
Команда Александра Копылова подносит 150 кг снаряжения и продуктов.
15 июля – выход на маршрут в час ночи. В 12.00 достигаем цели. Организуется страховка спасателей, большую часть тяжелейшей работы по вырубке тел из снега и льда взяли на себя Азнаур и Максим. Уже в темноте организовывается сидячая ночевка на три веревки ниже упакованных тел. Всю ночь непрерывно идет мокрый снег.
16 июля утром по стене то и дело сходят лавины из мокрого снега и камней. При спуске по водопаду, тело В. Альперина упускаем и не можем определить место его нахождения. Тело В. Кривошеева удается спустить на ледник. Команда спасателей МЧС России и бойцы А. Копылова уносят В. Кривошеева в альпбазу «Безенги». Дополнительный выход под стену с целью обнаружения тела В. Альперина не дает результата. Спасатели принимают решение о прекращении всех работ и спуске в альпбазу «Безенги». Мое предложение остаться на два-три дня и понаблюдать за стеной поддерживает Валентин Симоненко, который буквально через час сообщает, что его переговоры с МЧС России завершились успешно. Утром будет вертолет!
17 июля. Чудо свершилось! В 8.30 в «Безенги» прибыл К-32. Совершаем облет стены, на втором заходе мы замечаем тело В. Альперина в скальном кулуаре на середине стены. И все закрутилось сначала: второй ходкой вертолет забрасывает под стену Дых-Тау В. Могилу, М. Перевалова, В. Клебанского, Ю. Тыменюка и М. Горбенко.
18 июля четверка под руководством В. Могилы работают на стене всю ночь и в семь утра спускают тело Альперина на ледник и доставляют его в безопасное место на снежное плато. В 9 утра прилетает вертолет с Адельби и Азнауром и эвакуирует тело.
19 июля. Благодаря усилиям МЧС России в Кабардино-Балкарии и нашего врача Игоря Бондаря, в Нальчике решаются все формальности по доставке В. Альперина и В. Кривошеева на Украину.
20 июля 9.00 выезжаем на двух машинах из «Безенги». В 13.30 забираем груз 200 из Нальчика и берем курс на Одессу.
21 июля 14.00 прибываем в альпклуб «Одесса».
Мы сделали все, что смогли, нас никто не заставлял, никто не уговаривал. Ради памяти наших друзей, прекрасных альпинистов Владимира Альперина и Владимира Кривошеева!
Руководитель одесского спасотряда Мстислав Горбенко
P.S. Семьи погибших, ФАиС Украины и альпклуб «Одесса» выражают благодарность за помощь в организации поисково-транспортировочных работ МЧС России и его подразделению в Кабардино-Балкарии (руководитель эльбрусского отряда Борис Тилов), в Северной Осетии и в Ставропольском крае, экипажу вертолета К-32 (командир – Валерий Герасимов) без профессиональных действий которых наша операция не завершилась бы успешно.
Особая признательность и благодарность директору альпбазы «Безенги» Али Анаеву, который не только душевно принял одесских альпинистов, словом и делом каждый день помогал.
Еще раз выражаем признательность и благодарность всем спасателям МЧС России и команде А. Копылова, принявших участие в транспортировочных работах.
Благодарим всех, кто откликнулся на нашу беду и внес свою посильную финансовую помощь, без которой мероприятие не смогло бы состояться.
517
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
И в тексте неточность - фирма называется "Вертолетное ПРОдвижение" (сорри..)
Ваш выпад в сторону нашей компании (Вертолетное ПРОдвижение) по крайней мере обиден для нас. Во первых мы нигде не пиарились, а предложили вам помощь в частной переписке. Во вторых все, что от вас требовалось это приехать к нам и оформить документы, провести тренировку ваших людей с пилотом и договориться о коммуникации во время миссии по эвакуации тел ваших погибших товарищей. К сожалению за пол года вы так и не удосужились это сделать, хотя до этого больше месяца пребывали на Кавказе и проезжали мимо нас (видимо сборы в Цее вас интересовали больше). Вам нужно понимать, что вертолет это не такси по вызову, а спас работы на высоте 4000 метров не обзорная экскурсия. К этому необходимо готовиться и понимать с кем придется работать в таких условиях. Ваш подход к этому мероприятию очень беспечный, ставящий в под угрозу жизнь ваших людей и спасателей. Я только что прилетел с Безенги и общался там с Адельби и другими ребятами из МЧС участвовавшими в этой операции. Тот нечеловеческий труд по снятию полуразложившихся тел с Дыхтау, который с угрозой для жизни проделали Спасатели можно было бы легко заменить 20 минутной работой нашего борта. Если бы Вы отнеслись к этому более ответственно. Не знаю что именно заставило Вас отступить от наших первоначальных договоренностей, ощущение что вам все должны или неизгладимая с советских времен страсть к халяве (когда кто-то Должен прилететь и все сделать), надеюсь что это все таки ваша элементарная неорганизованность.
Вертолетное ПРОдвижение - это клуб и действуем мы в жестких юридических рамках. Ваш приезд к нам был необходимым условием нашего вылета для работы на высоте с трупами граждан другой страны.
Несколько дней назад мы сняли помороженных поляков с севера Эльбруса с высоты 4200. Работали вместе с отрядом пятигорского МЧС, с которым постоянно тренируемся. От получения сигнала о помощи до эвакуации в Пятигорск прошло 3 часа.
Все можно сделать, если стороны действуют по плану и соблюдают договоренности.
Снять с Дыхтау двойку можем в любой момент. Мы летали в Августе в Безенги на Робинсоне и по просьбе спасателей отсняли ее. Мы готовы, нужна погода и решение, тех кому это нужно.
и еще [i]По поводу Двойки на Дыхтау. Если их не сбросило ниже того места, где летали в Августе (высота 3700), то [b]рядом на стене есть небольшая полка куда можно присесть на шаг и высадить
группу. Тела забирать придется на внешней подвеске. От альп лагеря до точки 10 минут лета на Робинсоне на Алуэте будет минут 5 максимум
Моя с Вами частная переписка касалась уже цены вопроса, публиковать, конечно, не буду.
Возможность "присесть на шаг" и работать на внешней подвеске имела решающее значение для принятия решения о продолжении попыток снять тела, (так как вертолеты МЧС этого не делают).
Если бы не это обещание, экспедиция не состоялась бы вообще, никто не собирался так рисковать...
Это мой, личный комментарий. Он может отличаться от официальной позиции клуба.
Всем добра и удачи!
Прочитайте все свои посты хотя бы здесь: http://www.risk.ru/users/svedenin/13307/
Возможно, эти сообщения называются "частная переписка", но, на деле, 13 июля, в частном разговоре по телефону Вами, или вашим коллегой (Олег) был дан однозначный ответ: "Всаживать альпинистов на стену никто не обещал. Речь шла только о том, чтобы забрать на внешней подвеске тела."
Вы просто отказались от собственных заявлений. Ваши слова, которые вами же записаны: "рядом на стене есть небольшая полка куда можно присесть на шаг и высадить группу". И все это неоднократно повторялось вплоть, до момента, когда дошло до дела. Поэтому мы "так и не удосужились" "приехать к нам (вам) и оформить документы"
Т.е., насколько я понимаю, альпинисты поднимаются к телам самостоятельно, вырубают их из льда, упаковывают... появляется Алуэт с подвеской, зависает над альпинистами, альпинисты крепят к подвеске тела, Алоэт уносит их на альпбазу Безенги. Альпинисты спускаются по стене самостоятельно.
Как Вы собирались "заменить 20 минутной работой нашего борта" тот "нечеловеческий труд по снятию полуразложившихся тел с Дыхтау, который с угрозой для жизни проделали Спасатели".
По вашей просьбе нами был составлен план наших совместных действий, который предполагал именно высадку спасателей. План был отправлен вам 21 июня. Но до 13 июля ни ответа ни комментариев с вашей стороны так и не последовало.
Может я ошибаюсь, но, по-моему, все мы радовались именно появлению вертолета, который может снимать со стен. Весь смысл вертолетной операции состоял в том, чтобы сократить пребывание альпинистов на объективно-опасной стене. Забрать упакованные тела может и К32 МЧС России. БЕСПЛАТНО. Что он и сделал. За что мужикам огромное спасибо.
Может я ошибаюсь, но, по-моему, все мы радовались именно появлению вертолета, который может снимать со стен. Весь смысл вертолетной операции состоял в том, чтобы сократить пребывание альпинистов на объективно-опасной стене. Забрать упакованные тела может и К32 МЧС России. БЕСПЛАТНО. Что он и сделал. За что мужикам огромное спасибо.
Именно это мы и хотели с вами обсудить. Как вы правильно заметили, стена объективно опасная, с нее постоянно сыпет и приближение к ней аппарата который преобразует керосин в шум вряд ли бы уменьшило уровень ее опасности. Видите, здесь есть масса нюансов,, которые требовали детальной проработки и составления реального плана. Даже то, что вы не удосужились известить нас о том, что вы параллельно пытаетесь вымутить КА 32 МЧС уже говорит либо о не адекватности либо о хитроустроенности ваших планов.
Критиковать наш план нужно было тогда, а не сейчас. Ведь вы больше трех недель молчали и не высказали не одного критического замечания по поводу этого плана. Могу только заметить, что неоднократно наблюдал за вертолетными спасательными операциями на стенах в Альпах и в том числе по снятию, как Вы выразились, "утешительных артефактов для друзей и родственников". Исходя из этого опыта и консультации друзей, принимавших непосредственное участие в подобных работах, и был составлен наш дилетантский план. Был составлен альпинистами (не вертолетчиками) по вашей, заметьте, просьбе. Поэтому Ваш снобизм на тему "продуктов нашей фантазии" неуместен.
Утверждаю, что вы, таки отказались высаживать альпинистов. Дескать, "вы американских фильмов насмотрелись".
Скажите, зачем нам ехать в Пятигорск, оформлять документы, вступать в Клуб, оплачивать перелет вертолета Пятигорск - Безенги - Пятигорск? Чтобы вы прилетели и сказали сможете или не сможете снять уже подготовленные тела? Отлично, решили, что сможете. Вздохнули, не зря оплатили перелет. Но для чего был нужен именно Алуэт?
Вы не потрудились потратить один день своего времени и несколько тысяч рублей на дорогу , когда ВАМ это было нужно, а ставите нам в вину что мы не пригнали борт, (час летного времени которого стоит на порядок больше ваших расходов на транспорт к нам, не считая приезда заправщика, техника, разрешений ФСБ, штаба КТО и заповедника, которые мы кстати сделали и не бесплатно) к людям которых мы даже не видели в лицо и чьи несогласованные действия вызывали у нас сомнения в их адекватности. Я понимаю Вас, и не стал бы здесь вступать в пространные дискуссии, но это ВЫ бросили камень в нашу сторону в своем материале. На мой взгляд не оправдано и не заслужено и мы вынуждены защищать свою репутацию.
И, думаю, нужно прекратить перепалку. Ничего хорошего из нее не родится. Ответьте еще разок, а я уж больше не буду. Извините, если обидел. Всего вам доброго!
Но мы так и не узнали что для вас было главным в нашей помощи, мы думали снятие тел, а не доставка спасателей на место, так же как и не узнали мы до конца операции, (а узнали только от МЧС) что на горе работал КА 32.
Вам повезло, что после освобождения от льда и сброса тел с горы, вы нашли одно, которое потерялось. А ведь могли бы и не найти, и не одно а два, тогда бы вся операция- деньги, труд и риск были бы напрасны. Мы обещали ВАМ что тела снимем на внешней подвеске оттуда где они находятся и мы это бы сделали. Все остальное по обстоятельствам.
Еще раз, хочу сказать, что ваш приезд разрешил бы многие сомнения и домыслы. Люди будьте Благоразумны!
rusrodeo,
как Вы смогли сказать: "... и сброса тел с горы, ..."
Утверждаю, что вы, таки отказались высаживать альпинистов. Дескать, "вы американских фильмов насмотрелись". - правильно было бы писать - мы не приняли участия во всей спас операции ввиду недостаточных действий с Вашей стороны по ее организации!
Вертолет Алует - не Трансформер из фильма, чтобы просто прилететь, спасти мир и улететь!
Даааа. К сожалению, после всего выше сказанного и написанного у вас по прежнему в голове какая-то каша.
Обсуждать подробности экспедиции этого года я не в праве, потому что не участвовал.
Зато был на похоронах и видел родственников и как им полегчало, когда тела были преданы земле.
Ради этого и стоило побороться, несмотря ни на какие "накладки".
Вот и все.
Еще раз хочу подчеркнуть что к таким работам с использованием вертолета необходимо готовиться заранее и тщательно, а не звонить из Безенгов с текстом типа "Мы уже здесь и вас чего-то не видим"
негосударственной, в смысле что на дотации и гранты из федерального бюджета никто не претендует и не расчитывает. Системы - в смысле, чтобы вертолет летал нужны деньги.
Пока во всех спас операциях, в которых мы(Вертолетное Продвижение) принимали участие, оплата вертолетного времени полностью была на совести спасаемых. То есть даром.
Пока ресурсы нашего вертолетного клуба и совесть спасенных будут позволять, будем летать в таком формате. В будущем планируем прийти к более правильной схеме работы - продажи сезонных локальных страховок или чего-то в этом роде.....
Поясните, если можно, всю кухню взаимодействия со страховыми компаниями.
Мне, как человеку, покупающему страховку в данный момент, важно знать, может ли покрытие обеспечить вылет вертолета (вашего или МЧС) или нет? Не только по сумме покрытия , а по совокупности всех факторов. Если не может в большинстве случаев, зачем нужно брать такое большое покрытие?
P.S. Вопрос к знающим людям - никто не подскажем, на каких основаниях вылетают вертолеты МЧС, если человек получил травму и еще жив? Имеет ли значение страховое покрытие или нет? Или важна только тяжесть травмы и наличие свободного окна в графике вертолета? Спасибо за информацию!
Заказывайте за 6 месяцев до ЧС и согласовываете план действий.
Потом совместно тренируетесь и имеете право на ЧС.
Низкий поклон и огромная благодарность тем, кто рискуя своей жизнью, сделал такое большое и правильное дело.
Низкий поклон и огромная благодарность всем ребятам принимавшим участие в святом деле!
А на этой ветке, действительно, выразить благодарность спасателям. И пусть земля будет пухом погибшим.
Неприятно как-то читать в ветке, посвященной живущим и ушедшим, разборки "кто кому верит", "кто что обещал" и "за что кому и как лететь"... И просто технические вопросы касательно стоимости и реальности прилета вертолета.
Возможно, адмнистраторы создадут отдельную ветку, в которую перенесут все комментарии, а здесь оставят на нее ссылку?
Будет в 10 раз полезней. Кого интересуют нюансы работы вертолетов в Приэльбрусье - будут там все выяснять.
Имеет ли смысл делать большое страховое покрытие и если да, то какое?
Какие взаиморасчеты страховой компании и МЧС? Идет ли страховое покрытие МЧС или нет?
Есть ли прецеденты покрытия вылета вертолета частной компании (того же Продвижения) по страховому случаю?
Или тоже, к ним надо в офис ехать предварительно, чтобы все обговорить?
Вопрос важен - как раз сейчас оформляем страховку, поэтом надо выбрать страховое покрытие.
P.S. Граждане России.
Никто не знает, имеет ли смысл делать большое страховое покрытие (больше 10 тыс. долл) для вертолета МЧС?
Если оперировать цифрами, то страхового покрытия 10 тыс. долларов может не хватить, если бы оплачивался вертолет (учитывая, что кроме вертолета есть еще другие расходы), но, скорее всего, хватит, если его не оплачивать (т.к. МЧС не выставляет счета)?
А может лучше было бы назвать "проект Скорая Помощь".
Данный пост опубликовал М.Горбенко, и насколько я знаю Володю Могилу (vm), он вообще бы не стал комментировать, если бы не Ваши комменты, изобилующие эпитетами "неадекватные, неорганизованные, со страстью к халяве, хитроустроенные... сброс тел и пр." С чего Вы решили, кстати, что тела сбросили, а не уронили???
За что ж Вы так?
Неорганизованные халявщики Могила с компанией ТРИ раза лазили на стену два года подряд и сделали свое дело как смогли. Без разрешений, без лицензий, без выпуска и без оплаты.
Точно неадекватные маньяки!!!
Теперь можно критиковать и говорить в свое оправдание что угодно, но факты такие - тела сняты, а вы непричем... хотя, конечно, все законно.
Но мы то все знаем - там, наверху, разберутся...
Я понимаю ваши чувства, которые заставляют Вас писать такие эмоциональные посты. Но и Вы поймите, я, к сожалению, не имел возможности лично познакомиться с группой одесских альпинистов -участников спас работ что бы оценить их человеческие и профессиональные качества, хотя очень этого хотел. Все приведенные Вами, и вырванные из контекста моих сообщений "неадекватные, неорганизованные, со страстью к халяве, хитроустроенные эпитеты, имеют отношение только к действиям конкретных людей в организации конкретного процесса. Не хочу повторяться, все уже сказано выше.
Эти люди, имели возможность организовать процесс снятия тел менее надрывно и более профессионально, не рискуя своими и чужими жизнями. Мы в этом готовы были помочь и много сделали для того, что бы поучаствовать в этом проекте. Наш последний разговор по телефону с украинскими оргами закончился предложением приехать к нам и завершить формальности препятствующие нашему участию в проекте.
ОТКАЗА с нашей стороны не было! Более того, организаторы (не буду называть его имени) пообещали что приедут на следующий день и все решат. Борт стоял готовый к вылету, все разрешения были оформлены а пилот специально прилетел из Москвы. Когда организаторы не приехали и не позвонили, мы сами пытались безуспешно связаться с ними. Только через несколько дней мы узнали, что на горе работал борт МЧС. Все это время мы пребывали в неведении и готовности к вылету. После всего этого мы получаем от председателя Одесского клуба такую оплеуху.
Я не пытаюсь, как вы говорите, оправдываться здесь. Потому что оправдываться не за что. Но мне хотелось бы расставить все точки над i в этой истории.
Зачем, надо было уважаемому Директору одесского клуба. таким образом выставлять нас в этой Истории. Может быть ему не хватало, "плохих парней", для своего героического сюжета?
Я только читаю комменты в данном посте.
Так вот, обилие вышеперечисленных эпитетов звучит оскорбительно по отношению к команде, работавшей на стене, и не делает Вам чести. Могила в своих ответах нигде не позволил себе подобного. Он только засвидетельствовал то, что видел и слышал, к тому же в конце извинился и пожелал всего доброго.
На этом я тоже прекращаю эту дискуссию и желаю Вам всего хорошего!
Мужики сделали на горе то что было выше человеческих сил. Давайте отдадим им должное.
Наверное, было какое-то непонимание и нестыковки - это спасработы, а там бывает, что даже лучшие друзья бъют друг-другу морду.
Возможно, что с вертолётом всё было бы намного проще, но "работа" уже сделана, так давайте не будем сейчас публично разбираться. Ну, напишите друг-другу в личку.
Я не думаю, что в том, что написал Мстислав Мстиславович, он так уж сильно задел репутацию "Вертолетного ПРОдвижения". Он лишь высказал то как видел это из Безенгов. Пожалуйста, оставьте обиды.
Мужики - Вы выполнили свой долг!
p.s. ну а этому ,,вертолетному продвижению,,... хотелось бы на будующее посоветовать знать лучше ,,матчасть,, а то опять конфуз выйдет...
Им ещё и 2й вариант хижины на Эльбрус забрасывать.
На внешней подвеске?
Станция Red Fox 5300. Версия 2.0.
**Доставка деталей хижины на седловину будет выполнена с помощью вертолетов компании «Вертолетное PROдвижение».**
Вечная память погибшим, и низкий поклон спасателям.
Какую тяжелую и опасную работу вы сделали!
Вот бы еще раз встретиться в горах, как под Ханом, да в Джеты Огузе, да на Кавказе.....
Мужикам работающим на стене - низкий поклон, титанический труд.
А вот такие обсуждения, лучше вести в личной переписке и вооообще зачем выносить сор из избы?
И почему Вы решили, что Ваши грязные инсинуации и есть общественное мнение?
Ну, да, для спасработ такой вариант не сильно пригоден. Но нигде не сказано, что "Вертолетное продвижение" существует именно для спасработ. Они нормальные обычные люди. Если у них будет возможность кому-то помочь, не сильно напрягаясь и не меняя своих планов - помогут. Но не надо требовать от них риска. Рисковать они не обязаны никак. Они не спасатели. Они - что-то типа транспортной компании. Для транспортной компании тело погибшего, действительно, ничем не отличается от сувенира для родственников. А спасработы отличаются от других перевозок только бОльшим количеством проблем. И бессмысленно этим возмущаться. Наивно было бы думать, что все вокруг мечтают помогать нам в наших ЧП. Даже за деньги. Вспомните прошлогоднюю историю на Памире.
Ваш вывод в корне не правильный. Мы вообще не транспортная компания или коммерческий перевозчик, которые даже не стали бы делать что либо (получать разрешения, вызвать пилота, готовить борт и т.п.) без получения оплаты своих услуг. Мы-клуб в статусе некоммерческого партнерства, действующий в том же правовом поле, что и ваши клубы альпинистов имеющие юр. статус.
Мы существуем на средства учредителей и средства собранные от членов клуба. Но, мы активно развиваем тему именно горных полетов, обучение, специальная техника и подготовка горных пилотов. Могу сказать, что скорее всего на этом поле в России, мы продвинулись дальше всех. У нас есть специальные горные вертолеты и пилоты прошедшие подготовку и совершенствующие технику именно горного пилотирования у мировых лидеров в этой области, таких как Air Zermatt например. Собственно поэтому к нам и обращаются за помощью МЧС и другие организации нуждающиеся в такой работе. МЫ не планируем рейсы за пол года и даже скорее всего можем попасть на место ЧС быстрее, чем любой другой борт в регионе, так как нам не нужно делать ведомственных согласований. НО, мы находимся в жестких юридических условиях существования и ведения деятельности Некоммерческими Партнерствами в нашей стране. С учетом этой специфики, предварительный визит одесситов к нам был ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ условием им это объяснили (я лично Горбенко по телефону) и они об этом знали.
По поводу именно этих работ.. Мое мнение, что спас работы это деятельность неоспоримой целью и ценностью которых является спасение человеческой жизни. То, что происходило на Дыхтау не имеет отношение к спас работам, так как их целью была доставка объектов имеющих ценность только для ограниченного круга людей. Я знаю в каких условиях работали спасатели МЧС на горе и не понимаю почему на эти работы прилетел борт МЧС (который оплатили российские налогоплательщики), который не всегда прилетает когда на горе погибают ЖИВЫЕ люди. Я думаю, что ни родственники, ни сами погибшие (в метафизическом смысле) не обрадовались если бы во время этих работ погиб кто-нибудь из спасателей МЧС.
Это не мое дело и я не высказывался поэтому, если бы не пафос статьи Горбенко "Мы сделали все, что смогли", в которой он, вместо реального освещения событий, предшествующих непосредственной работе на горе, не перевернул все с ног на голову. Зачем?...
На Алтае - это стандартная схема ухода авиаперевозчиков от уплаты налогов и др. проблем с гос.органами.
Команде работавшей стене моё уважение!!!
Организаторский состав- Неуд ( так как переговоры с вертолётом довели до стадии "глухой с немым")
личное недовольство выражаю в вопросе что выбивают своими путями халявный МЧС-ный борт по забору тел, хотя тот редчайшим образом приходит за живими.
Одним - спасать или снимать, другим - доставлять почетнее.
Но вообще-то ситуация совсем не очевидная. Я сам являлся свидетелем того, как в конце 80-х Ленинградский клуб туристов после проведения гигантских поисковых работ на Центральном Тянь-Шане и на Памире (я принимал участие и в одних и в других работах) с привлечением вертолетов и десятков, а может и сотен добровольцев, принял решение ничего подобного больше не проводить, если шансов спасти кого-то уже нет, а речь идет о поисках тел. Было решено не рисковать живыми людьми ради мертвых. Это звучит немного цинично, но в целом я это решение разделяю.
Кроме того я имею некоторый опыт проведения мероприятий совместно с Вертолетным Продвижением этой зимой. Подтверждаю, что это вполне адекватные и договороспособные люди. И достаточно квалифицированные, как мне показалось.
Я был свидетелем в Альпах операции высадки спасателя на стену с вертолета и подбора пострадавших. Это очень сложная операция, в которой могут принимать участие только специально подготовленные люди. Иначе все может закончится гибелью спасателей и экипажа.
Очевидно, что подобная операция требовала длительной совместной проработки экипажем и группой спасателей. Это возможно только при личной встрече. Скорее всего потребовались бы тренировки на более простом и безопасном рельефе.
Наверняка есть еще и юридические вопросы, требующие оформления и подписания документов для подобной операции.
Так что в этой дискуссии я на стороне Вертолетного Продвижения, хотя бесконечно уважаю труды группы, производившей снятие тел.
Наверно родственникам и друзьям удобнее посещать местное кладбище чем приехать иногда в Безенги, прогулятся по леднику, и воспринимать Дыхтау как нерукотворный памятник.
А для отличных друзей и грамотных альпинистов- спасателей снявших тела это во многом очередное приключение на базе адреналиновой зависимости. Оправданное, в отличии от бессмысленных восхождений, благой целью. Не надо делать из этого геройства, да они наверное тоже так считают.
И не надо ругать тех, кто не участвовал.
А Вертолетное Продвижение это здорово! Это надежда. Вспомнился частный вертолет, который зимой снял двоих туристов со стены. Вот этот пилот герой! К сожалению ничего про него не писали. Может я не нашел...
Скажите, rusrodeo, неужели склоки в таком посте так необходимы? Неужели нельзя было написать лично Горбенко? Или завести отдельную тему, где все желающие могли бы с вами дискутировать. Сделав попытку доказать свою правоту, вы превратили все это в низкий пиар. И заметьте, никто из одесских альпинистов даже косвенно вас не оскорблял. Вы же несколько раз допускали не самые правильные и уж тем более верные выражения.
Да старый он уже, чтобы реагировать на каждого тролля. Я удивлён, что Могила Володя распинался тут невесть перед кем. Вообще тему следовало бы сделать без возможности комментариев. Хорош на костях плясать.
Итить мля, боги с чернью распинаются...
Уважаемый, не много ли пафоса...
Страховки, откаты и минеты (извиняюсь) можно было бы перенести в отдельные увлекательные ветки.
Несмотря на один спорный абзац в тексте, основной посыл был такой:
ОДЕССИТЫ СВОИХ НЕ БРОСАЮТ
Хотелось бы, что бы одесситы еще и чужих не "кидали".
Каждый сделал свои выводы и доказательство правоты уже не к чему!
Маршрут Альперина на Асан отллличный!