В "ЧЁРНЫХ" ПЕСКАХ ТУРКМЕНИИ...
На холсте - барачный посёлок осуждённых у подножья гор Копетдага...
Судя по дорогам идущим от поселения в горный массив, здесь добывали какую-то руду...
К посёлку нас не подпустили.
Выехали навстречу на мотоцикле с коляской и сказали: "Ни-ни!.."
Масло, холст 30*50см.
Итак - апрель 1977 года.
Пустыня Каракум, что в переводе с тюркского означает Черный песок, ещё покрыты растительностью.
Корни трав, кустарников и полыни держат верхний слой песка.
Колёса машины имеют возможность для сцепления.
Надо только держать скорость, не останавливаться и не попадать в чужую колею!
Случайно наткнулись на застрявшего в песках инженера из Ашхабада.
Без воды он "куковал" третьи сутки.
Напоили, накормили и помогли откопаться...
Совместными усилиями выбрались к тракту...
Фото на память.
Спасённый сердечно благодарил и приглашал к нему в гости.
На обратном пути, вернувшись в Ашхабад, мы были встречены по указанному адресу сердечным гостеприимством со всеми восточными почестями к желанным гостям!
Инженер имел шикарный по размерам дом, четырёх жён и детей, количество которых мы так и не смогли сосчитать :-)))
Карим был официально расписан только с одной из женщин.
Остальные считались как бы в найме...
- Закон Аллаха позволяет нам иметь столько жён, сколько мужчина может прокормит, но не более четырёх! - пояснял он.
- Тут всегда живут по Корану? - спросил хозяина Коля.
- Иногда нет, - ответил Карим.
А после глотка нашего спирта попросил прислать несколько килограммов сала и чеснока:
- В армии привык, понимаешь?..
В дальнейшем мы выполнили просьбу инженера.
Обменялись с ним несколькими письмами.
Жаль, что до наших дней они не сохранились!
Уж очень восточными были эти послания из "советского" Туркменистана... ;-)
А здесь фото, как спасали нас...
Летом Каракумы уже не имели трав, которые помогали "Жигулёнку" не застрять в апрельских просторах "черного" песка.
Выручили строители.
Погрузили по доскам с ближайшего бархана на "Урал" и сорок километров песков и бездорожья мы преодолели с комфортом! За соответствующую плату, естественно!
Этот участок пустыни являлся для дорожных строителей в советское время - Кландайком Большого Бизнеса!
"Уралы" с пунктуальностью рейсовых маршрутов перевозили и буксировали частный транспорт от одного конца недостроенного тракта до другого, имея с этого, как говорят на Украине, - великий прибуток!
Не удивлюсь, если тракт не достроен до сих пор... ;-)
P.S. О событиях апреля-июня 1977 года написано в мае 2011 года.
Продолжение рассказа о поездке, слайды и картины по Средней Азии ещё будут.
Но сначала помещу что-нибудь о Домбае...
Всем удачи и хорошего дня!
В.И.
111
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Но в тоже время - по-своему красивое место. Горы, небо, пространство, солнечный свет написаны художником очень реалистично, с настроением.
И рассказ интересен.
Спасибо!
Вот слайдовский снимок пустыни Каракумы примерно от 15-17 апреля.
Нашли и такой оазис!
Коля бродит по "лесу" из саксаула...
Но такая красота только две - три недели. Пока ночи холодные, день не жарок, можно ещё быть в штормовках и свитерах...
А это каракумские маки.
Душанбе- Хорог - Мургаб - Кызыл-арт- Гарм- Душанбе. Знаете , что ответил мне этот урбанист из-за МКАДа- "твоя RAV-4 совершенно не пригодна для таких путешествий". Да здравствует советский автопром, или мы уже не можем без "памперсов" ? :))))
Но удовольствия от этого купания лично я не получил.
Жутковато плавать во мраке и в замкнутом пространстве с чересчур хорошо развитым воображением... :-)))
Кажется это было в посёлке Бахарден...
Но, главное - вдруг за ноги их чёрной глубины что-то схватит?!.. Б-р-р-р... ;-)))
Спелеолог из меня (была такая попытка) не получился... :-)
Но после похода там было сказочно, если не считать потерявшейся девушки при возращении с прогулки (там какой-то водапад был неподалеку, км в 10-15 вроде), которую привели пограничники ближе к ночи, множества мокриц под фонарями по ночам.
- попробовали наши пески , решили возвращаться?
- А что-ж тут ещё делать?
- А Вы к нам присоединяётесь.
- Жить чтоли здесь?
- Нет - говорит - завтра с утра все своим ходом пройдём.
И стал нам объяснять как ездить по пескам. Сначала слушали его с сомнением, но потом поняли - он зает что говорит. И вот на следуюшее утро рано-рано, когда только начинает загораться зорька приспустили колёса и поехали за этим мужичком на Запорожце. Эти сорок километров барханов проскочили влёгкую. По тем местам где накануне закапывались по "уши". Запорожец даже не нагрелся. Мотоциклу правда было тяжелее. Когда встало солнце были уже снова на асфальте довольные и радостные. Осталось только подкачать балоны и двигать дальше.
А потом - от конца тракта - веером, каждый своей дорогой параллельными курсами, что бы не попасть на чужую колею, где уже сорван защитный слой травяных корней...
Они же знают, как много сил отдаётся на создание картины и любой вариант её оценки коллегами для автора лучше, чем её игнорирование.
Поэтому решила высказаться сама.
Картина проняла до глубины души. Представила себе этот жаркий и далёкий мир, отделённый от цивилизации, людей вынужденных жить в барачных условиях и едва не расплакалась...
На картине, как я понимаю - апрель - самое цветущее время года. А каково здесь летом? А зимой?
Картина имеет светлую (левую часть), символизирующую прошлую жизнь, и тёмную (правую) - будни посёлка...
А с какой любовью написаны горы! Их перелив от перламутра к синему... А небо и облака!.. А воздух!.. Ни одна фотография не может передать эту особенность грани воздуха Гор и Пустыни!..
Как можно оставаться равнодушным к такому прекрасному пейзажу?!
Я не искусствовед, но сказала то, о чём проняла эта работа Виктора Ивановича.
Если что не так, прошу меня извинить.
Смотрел, спасибил и пост и комментарии, а говорить про картину не хочется:
Тюрьму нарисовал, чем тут восхищаться?
Кто по-старше помнит и события и рассказы участников событий... не для романтики.
Знать и помнить надо - полезно для совести,
но не романтизировать, не делать шоу и ссылаться, тыкать пальцем,
чтобы оправдать нынешнее разворовывание - это что предки там горбатились, клали жизни и здоровье,
чтоб потом какие-то московские ублюдки присвоили себе, прожигали богатства, не ими созданные, за границах,
а СМИ тёрли нам уши про то, что так лучше?
В общем, нехорошие ассоциации, извините, Виктор Иванович.
Художник рассказал предысторию картины, желая глубже ввести зрителя в содержание темы и пейзажа. Это же намного интереснее, чем просто рассматривать помещённую картинку.
И мы же говорим о ПЕЙЗАЖЕ! О живописи. О творчестве, в конце концов!
Вспомните Левитанскую "Владимировку".
Уф... Наверное я немного горячусь. Но хочется высказаться.
Только зачем же так эмоционально?
Художники чаще говорят красками, чем словами. И поверьте, молчание бывает многозначительней иных слов...
А про левую и правую часть картины Вы верно подметили.
Удачи Вам во всём!
В.И.
Видимо, это извечный спор: что там у нас со стаканом, заполненным наполовину? :)
Про стаканы согласен на все 100%.