БОГОМОЛОВ – 60 и 40!

Пишет ssh, 23.02.2011 18:02

БОГОМОЛОВ – 60 и 40! (Альпинизм, юбилей, восьмитысячники, история альпинизма)
Сегодня исполнилось 60 лет Сергею Георгиевичу Богомолову – заслуженному мастеру спорта СССР, мастеру спорта СССР международного класса, четырежды «Снежному барсу», номинанту международного конкурса «Золотой ледоруб».
В его активе более 300 восхождений, из которых более 60-ти - 5Б-6 к.тр., и более 20 первопрохождений.

Сергей родился, вырос, живёт и работает в г. Саратове.
Альпинизмом стал заниматься в 1971 году на третьем курсе Госуниверситета им. Н.Г. Чернышевского, в секции «Буревестник». Получается, у него еще один юбилей – 40 лет занятий альпинизмом. Сорок лет, ребята… Многие не то, что столько не ходят в горы, но и не живут…
В дальнейшем Богомолов совмещал своё увлечение с производственной деятельностью. В 1980 году присвоено звание мастер спорта СССР по альпинизму. С 1977 года - инструктор-методист по альпинизму 3-й, а потом 2-й и 1-й категорий. С 1980 года - член Спасательного отряда.

В этой части его биографии было всякое: спуск чешского альпиниста с пневмонией с 6900 м по «метле» на п. Ленина; спуск из-под п. Коммунизма с «доски» чеха Юрия Шведа с сотрясением мозга.
Особо памятен стал эпизод спуска помороженного немецкого альпиниста с пика Душанбе. Немец, немного потеряв рассудок, рвал на себе бинты и кричал «Найн! Партизанен!». Оказалось, что он был шифровальщиком в бундесвере, и проснувшееся воображение вкупе с исторической памятью и бинтами привело к попытке вырваться из «большевистского плена»

Был «просто забег» в двойке с братом на п. Хохлова посмотреть состояние команды Душарина, не подающей о себе никаких сигналов; спуск с вершины Хан-Тенгри швейцарского альпиниста, когда после слов швейцарца «Оставь меня здесь, я свою жизнь прожил», оставался один довод - гнать его вниз штычком ледоруба в филейную часть; борьба за жизнь Юры Гребенюка на Чо-Ойю на 7800 м, ночная (просто титаническая борьба на 8000 м) за жизнь Володи Башкирова под вершиной Лхоцзе, когда практически ни у кого из «звездной» команды не осталось сил хоть как то помочь Володе; борьба за спасение Иньяки Очоа на Аннапурне.
БОГОМОЛОВ – 60 и 40! (Альпинизм, юбилей, восьмитысячники, история альпинизма)

Тогда Сережа уже завершил свою попытку штурма вершины и с отмороженными пальцами рук и ног сидел в Катманду в ожидании рейса домой. Ночью он разбудил Дэна Урубко, оказавшегося в Катманду после горы, и они рванули обратно наверх, собирая снарягу, продукты и команду из всех, кто попадался под руку и согласен был разделить с ними все риски. В интернациональную команду вошли, кроме них, Болотов, Калибасу, Радулеску, Бовье, Штек, Антаматтен-младший, Гаван, Жымчак, Нима Нуру Шерпа и Мингма Шерпа. Иньяки спасти не удалось – не хватило 1-2 дней, но испанцы оценили этот доблестный порыв, и Сергей был приглашен в Испанию, где ему (вместе со всеми членами спасательной команды) вручили золотую медаль "За заслуги в спорте".

Спортивная биография Сергея Георгиевича не менее насыщена ярчайшими альпинистскими эпизодами. За последние 25 лет ему довелось стать участником многих этапных мероприятий в советском и российском альпинизме.
1987-1989 годы - отбор и участие в восхождение на третью вершину мира Канченджанга (8586 м) в составе 2-й Советской Гималайской экспедиции, после чего ему присвоили звания Мастер спорта СССР международного класса и Заслуженный мастер спорта СССР.
В 1990 году - первое и единственное зимнее восхождение пик Победа(7439 м).
1990-1991 годы - отбор и участие в восхождение на в Чо-Ойю.
В 1993 году - первопрохождение на Дхаулагири (8167 м), ставшее номинантом «Piolet de Ore».
В 1994 году - чемпион СНГ за первопрохождение на в. Ама – Даблам.
В 1995-1996 годах – бронзовый призёр первенства России.
В 2001 – 2003 годах - три дубля на восьмитысячники за одну экспедицию. Восхождения, в которых он участвовал, признаны лучшими в СНГ.
В 2010 году продолжил подготовку и участие в программе «14 восьмитысячников мира», успешно совершив восхождение на Аннапурну (8091м).
Впечатляющ список его первопрохождений (более 20): пик СОАН (Восточные Саяны), пики Корженевской, Чирингяд, Конструкторов (Памир), Мак-Кинли (вариант), Ама-Даблам, Чо-Ойю, Дхаулагири.
Отметился на высшей точке Европы, Азии, Африки, Южной Америки и Северной Америки. 26 подъемов на семитысячники бывш. СССР, 14 подъемов на восмитысячники. Все восхождения, за исключением двух, совершены без кислорода.
Первый россиянин на восьмитысячниках: Хидден пик (8068 м), Гашербрум-2 (8035 м), Броуд пик (8047 м), Шиша-Пангма Главная (8027 м, вместе с Владимиром Олейником).

С.Б. и Марко Презль. 2008

Высотник всем своим существом, он до сих пор является лидером среди российских альпинистов по части осуществления программы покорения высочайших вершин мира, и в настоящее время имеет в своём активе восхождения на 13 вершин из 14 восьмитысячников. Пусть эта программа и не имеет такого значения, как это было еще лет 10-15 назад, но для Сергея это такая жизненная цель и мечта, которой он не собирается изменять и в 60 лет.

Мы близко знакомы с ним с конца 90-х. Сергей – очень мягкий, спокойный человек.
Вот с этой, присущей ему мягкостью, как-то в Непале, на треккинговой тропе, он за пол-часа убедил группу вооруженных маоистов, весьма настойчиво предлагавших сделать добровольные пожертвования в пользу революции, что нужно любить не деньги, а людей.
Укорил распоясовшихся хунвейбинов в том, что стыдно грабить человека с родины их кумира и гуру - великого Ленина. Заодно просветил революционеров в тонкостях революционной борьбы, раскрывая суть лозунга «Экспроприация экспроприаторов». После этого маоисты уже не просили дать им денег, а просили белого сагиба возглавить местный реввоенсовет. Но Георгич отказался от таких заманчивых перспектив и отправился дальше, в Саратов…

Нечастые – увы – наши встречи с ним оставляют самые позитивные эмоции и впечатления. Дома, с Саратове, Сережа живет простой жизнью, не гонясь за материальным преуспеванием.
«ЭКС» безоговорочно, без всяких условий всегда поддерживал его альпинистскую деятельность, выступая в роли информационного партнера и спонсора. За эти годы в журнале вышла целая подборка рассказов о его гималайских приключениях.

Я желаю Сергею сил и удачи для завершения программы «14», спортивного долголетия, счастья и здоровья ему и его родным и близким.
Передаю поздравления и приветы от наших питерцев (ФАСЛ СПб уже направила официальные поздравления).