пик Победы, 1981г

Пишет shtufera, 03.02.2011 09:18

Посвящается памяти альпинистов,
погибших на пике Победы в 1981 году.

пик Победы, 1981г (Альпинизм)

Из-за обострившихся отношений между СССР и Китайской народной республикой на долгие годы с 1974 по 1981 доступ в пограничную зону, где расположены пики Хан-Тенгри и Победы, был закрыт.

В альпинистских кругах ходил слух, что в 1980 году этот район откроют для посещения альпинистов, но из-за проведения олимпийских игр в стране район снова оказался под запретом для посещения.

Наступил 1981 год. Наша команда фрунзенского «Спартака», возглавляемая Бирюковым В. Н., в преддверии этого года усиленно тренировалась в спортивном зале Автодорожного техникума. Проводились тренировки на выносливость и на открытом воздухе, совершались кроссы по пересечённой местности в окрестностях города, а по выходным дням делали восхождения на вершины Киргизского хребта. Благо был свободный доступ в район, т.е. бесплатный. Нынешним молодым людям трудно представить, что это могло быть при нынешних поборах при въезде в бывший альпинистский лагерь «Ала-Арча», где на вершины Адыгене, Ала-Арчи и Ак- Сая проложено более двухсот маршрутов различной категории сложности. Функционерам от спорта и природного парка «Ала-Арча», наверное, невдомёк, что безнравственно обирать детей нищих родителей своей страны, желающих заниматься альпинизмом, горным туризмом и скалолазанием и что это есть основа подготовки кадров для обслуживания туристической отрасли, строителей промышленных объектов и дорог, силовых структур и спасателей, людей, адаптированных к высокогорным условиям. Можно без всякого преувеличения сказать, что для альпинистов это было золотым временем.

К летнему сезону 1981 года команда подошла в отличной форме. У руководителя команды был опыт организации, а у участников восхождения на п. Ленина (1974 г), п. Революции (1976 г), п. Армстронга, п. Конституции. У многих были восхождения на п. п. Коммунизма, Корженевской и Хан-Тенгри, а у Стрельцова Евгения и Слепухина Евгения восхождения на пик Победы.

Во второй половине июля команда собралась в Пржевальске для окончательной подготовки сборов: закупки недостающих продуктов и организации доставки команды к месту восхождения.

26 июля из Пржевальска на морену под пиком Горького была заброшена часть команды, обслуживающий персонал и часть необходимого экспедиционного груза. Затем вертолётом был заброшен необходимый экспедиционный груз на ледник Звёздочка под «Пьедестал», где в дальнейшем был организован бивуак. В этот же день вертолёт вернулся в город Пржевальск.

На следующий день выехала из Пржевальска и остальная группа экспедиции с руководителем экспедиции Бирюковым В.Н. От Пржевальска до местечка Майда-Адыр, расположенного в пойме реки Инылчек, проделали на бортовом автомобиле ЗИЛ-130. Для преодоления этого пути (160 км) потребовался целый день. Задержки в пути происходили из-за проведения буро-взрывных работ на участках дороги – расширяли дорожное полотно. Зелёная поляна Майда-Адыра расположена в 300 м от пограничной заставы и в 18 км от посёлка Сары-Джаз. В этом месте собирались все команды для последующей заброски в Восточную часть Центрального Тянь-Шаня. В настоящее время на этом месте находится база туристической фирмы «Тянь-Шань тревел».

От Майда-Адыра под склоны пика Нансена команда проследовала на автокране, нанятом в посёлке Сары-Джаз. Далее участники с личными вещами и большей частью экспедиционного груза до планируемого места базирования - марену под пиком Горького отправились своим ходом.

Ранее прибывшие члены команды организовали базовый лагерь на морене под пиком Горького, а 29 июля Е. Стрельцов, Е. Слепухин, Б. Рычков, С. Одинцов, Д. Бочков, П. Покровский, А. Самохвалов, А. Поташов и В. Александров вышли к месту заброски, сделанной вертолётом. 30 июля ребята собрали заброску и организовали бивуак под «Пьедесталом». Первого августа спустились в базовый лагерь.

Второго августа к базовому лагерю подошли остальные члены команды. Наконец собрались все вместе. Организационная часть по доставке членов команды и экспедиционного груза завершилась.

В этот год на морене под пиком Горького, кроме нас альпинистов Киргизского Республиканского ДСО «Спартак», собрались альпинисты Белоруссии, Красноярска, Новосибирска, Одессы и Спорткомитета СССР. Команды Белоруссии, Красноярска и Новосибирска наметили восхождение с севера по маршруту Абалакова 6А категории сложности, а остальные, в том числе и наша команда, выбрали маршрут по Северному ребру с перевала Дикий, 5Б категории сложности.

2 -3 августа производился осмотр и подбор продуктов, снаряжения. Проверялась работа и ремонт примусов. Проходил медосмотр участников экспедиции. 4 августа вышли на акклиматизацию и заброску. Переночевали в первом лагере. На следующий день, 5 августа началась работа – подъём по ледопаду на перевал Дикий. На перевале роем пещеру, ночуем. На следующий день, 6 августа, поднимаемся под первый скальный пояс - высота 5900 м над уровнем моря. Производим расширение и благоустройство пещеры, оставляем заброску продуктов и бензина. Дима Бочков с Сашей Ониным обрабатывают скальный участок выше 5900 м и навешивают перила. Ночёвка. На следующий день, 7августа, спуск на ледник Звёздочка и базовый лагерь. На леднике встретили идущих на восхождение красноярцев – Беззубкиных Валеру и Розу, и Валеру Милько. Пожелали удачи и хорошей погоды. Мы и предположить не могли, что удача от них отвернётся и что видим их в последний раз.

8-11 августа отдых в базовом лагере. По результатам акклиматизационных выходов тренерский совет утвердил состав команды, идущей на восхождение. В команду вошли: Акыбаев Джолдош, Бирюков Владимир (капитан команды), Бочков Дмитрий, Горохов Александр, Киреев Анатолий, Новиков Александр, Найдович Борис, Онин Александр, Поташов Александр, Стрельцов Евгений, Слепухин Евгений, Соломатин Петр, Утешев Юрий, Шибков Петр и Щетников Николай.

С базового лагеря команда вышла на восхождение 12 августа. За два дня прошли обработанный маршрут и заночевали 13 августа под скальным поясом. 14 августа на связи получили информацию, что у новосибирской команды при спуске погибли Афанасьев и Хусаинов. Днём позже на этом месте погибла сильнейшая связка альпинистов Беззубкины Валера и Роза и Валера Милько. Похоронили всех погибших на высоте 6500 м среди сераков. Об этом знали Бирюков В., Александров В. и Слепухин Е. Остальным членам команды о случившемся не сообщили. На ночёвку остановились под скалами второго пояса на высоте 6400 м. 15 августа подошли под Западную Победу и заночевали в пещере, подготовленной одесситами и москвичами. С утра непогода, но ближе к обеду погода позволила нам 16 августа подойти к обелиску. Высота 7100 м. Установили палатки. Дул сильный ветер. Пришлось установить ограждение из снежных блоков. 17 августа вышли на штурм вершины. Погода хорошая. Вышли налегке. Последний участник на вершине был около 17 часов. Спустились с вершины уже в сумерках. Заночевали в заранее оставленных палатках. На следующий день, 18 августа, спустились к пещере, расположенной ниже Западной Победы. Ночёвка в пещере на высоте 5900 м

19 августа начали спуск по очень заснеженному плато на перевал Дикий. Шли по пояс в снегу. Опасались лавин. В этот же день спустились на ледник Звёздочка к бивуаку под «Пьедесталом». Ночёвка.

21 августа команда в полном составе спустилась в базовый лагерь.

Восхождение прошло успешно. Травм и обморожений не было. Восходители хорошо себя чувствовали. Избежать обморожений ног в большой степени помогли валенки. Какое облегчение не крепить к обуви и снимать их каждый раз, располагаясь на ночлег. Одели кошки на валенки на перевале Диком и сняли их после спуска на ледник Звёздочка. На ночёвках снимали валенки вместе с кошками, а это совсем другое дело.