Попигайская котловина. Июль

Пишет Mustag, 28.01.2011 13:19

На севере благословенного Богом Красноярского края течет бурная река Попигай. В бассейне среднего течения этой реки расположен метеоритный кратер диаметром в 100 километров – крупнейшая астроблема (звездная рана) Земли.

Попигайская котловина. Июль (Путешествия, экспедиция, таймыр, клуб мустаг, приключения, путешествия, этнография)

По данным геологов В.Л. Масайтиса, А.Н. Динилина и других, исследовавших Попигайскую импактную (ударно-взрывную) структуру, событие это произошло 36-37 миллионов лет назад в интервале между поздним мелом и плиоценом. Небольшой астероид, двигавшийся с северо-востока, врезался в кристаллические породы раннедокембрийского фундамента. От удара-взрыва и температуры, достигавшей 2000 градусов, расплавилось около 1750 кубокилометров горных пород. Миллиарды тонн были перемещены на значительные расстояния, превратились в другие породы, пыль и газ.

Колоссальное количество пыли и газа было выброшено в атмосферу и выше – в стратосферу – что на десятилетия уменьшило приток тепла к поверхности нашей планеты и привело к резкому похолоданию на Земле. Как следствие – вымерла значительная часть флоры и фауны. Возможно, что сместилась ось нашей матушки-Земли, и географические полюсы заняли новые места. Ведь судя по тому, что уголь есть даже на Шпицбергене, раньше в этих местах был иной, тропический климат, благоприятный для накопления энергии Солнца в виде древесной массы.

Попигайский импактный кратер представляет собой многокольцевую структуру, аналогичную подобным на Луне, Меркурии и других планетах Солнечной системы.

Хатангская геологическая экспедиция была создана специально для исследования Попигайской импактной структуры и импактных алмазов. Одно время алмазы эти даже пытались добывать. Но из-за высокой стоимости работ и социальных перемен в стране добыча была прекращена. Сейчас здесь ведутся лишь разведочные работы на площади, не превышающей четырех квадратных километров. Однако ранее было пробурено 500 скважин, некоторые достигали в глубину до 1,7 километров, собрано 1000 тонн уникального керна, и стоимость затрат в «те еще времена» составила полтора миллиарда долларов США.

Относительная изученность Попигайской астроблемы, ее своеобразие и неповторимость (на протяжении десятков километров геологическая история Земли читается здесь, как по учебнику), позволила доктору геолого-минералогических наук из Новосибирска С. Вишневскому, много лет занимавшегося этой проблемой, на заседании специальной комиссии ЮНЕСКО (Париж, 1991 год) добиться решения отнести Попигайскую астроблему к памятникам природы планетарного значения первой величины.

Флора и фауна Попигайской котловины тоже уникальны. Здесь растет лиственница Гмелина, встречается каменный глухарь, лось, медведь и соболь. Невысокие лиственнички выползают по валам кратера аж на 72-ю параллель, это лишь несколькими минутами южнее самого северного в мире леса, который тоже расположен в Красноярском крае на кордонах «Лукунская» и «Ары-Мас» заповедника «Таймырский».

И главное. В котловине кратера, не подозревая о его уникальности, кочуют несколько бригад неразвалившегося совхоза » Попигайский » – 364 человека и около 6000 домашних оленей.

И если в Канаде и на Аляске северные немногочисленные народы давно находятся под бдительным оком государства и природоохранных организаций, стабильно снабжаются солнечными батареями, небольшими ветряками, радио-телеустановками и прочими благами цивилизации, то наши тундровики влачат самое жалкое существование на грани каменного века.

Что мы, россияне, знаем о величайшем подарке природы нашей Родине? Осмелюсь сказать – ничего, даже звона не слыхали.

А между тем все мы знаем о Тунгусской астроблеме и организованном там заказнике Академии Наук.

Но тунгусский метеорит так и не найден, а попигайские импактные породы можно пощупать руками.

Добраться можно с Хатанги на вертолете, а оттуда сплавиться до поселка Попигай. В котловине уникальная для арктики природа. Есть лес, обилие животных и красот. Это место проживания коренного народа – долган.

Проводником будет один из коренных жителей. Сплав будет очень живописным. По дороге нас ожидает много памятников культуры. Прежде всего захоронений. После сплава добираемся до поселка Попигай, самого северного в Красноярском крае. Там живут только долганы. От них уезжаем в стадо к оленеводам, где и живем пару дней, кочуя вместе с ними.

Маршрут: Красноярск-Хатанга-Попигай

1 день Красноярск-Хатанга
2 день Хатанга-котловина
3,4,5,6,7 день сплав до Попигая
8,9,10 дни жизнь в поселке
11 день сплав до Хатанги
12 Хатанга-Красноярск

Спасибо за инофрмацию!

Очень интересно...

Пожалуйста! Будем надеятся, что экспедиция состоится. Хотелось бы видео-материалы и фотоархив создать, ибо в сети не нашел, а значит место Открытию есть)

Интересные места. Там были мои хорошие знакомые Василий Иванов и Дима Чернов (руководил походом Володя Ханин)

или http://picasaweb.google.com/www.DmitryChernov.info/20032003AnabarPlateauRussia

и

Большое спасибо, изучим!

Материал интересный, спасибо. Вот только:

>>Ведь судя по тому, что уголь есть даже на Шпицбергене, раньше в этих местах был иной, тропический климат,
>>благоприятный для накопления энергии Солнца в виде древесной массы.

Наличие угля на Шпицбергена объясняется не только более теплым климатом в древности, но и постоянным дрейфом и изменением очертаний материков. Каменноугольный период, когда и происходило основное накопление угля, был более 300 миллионов лет назад, то что затем стало Шпицбергеном находилось совсем в другом месте, до описанного падения метеорита было еще очень далеко...

Спасибо! А вообще материал еще дорабатывать. Пока цель Команду собрать для начала)

Еще можно почитать в "Астроблемы" С.А.Вишневский Новосибирск : Нонпарель 2007, описание 286 с. илл.

Ну как же, слыхали. Ещё на первом курсе. На лекциях по Геологии СССР.

За тунгусский "метеорит" знаю. О тунгусской астроблеме (как о геологической структуре) не слыхал.

Это из новой (относительно) теории про антигравитацию, как объяснение генезиса структуры.

Ну не все же тут геологи! Можно и разъяснить незнающим. Только спасибо скажут.