Пишет mougli, 06.06.2007 18:04

Крымские вертикали – необычный ракурс. Комментарии к автопробегу по Крымскому полуострову глазами B.A.S.E. парашютистов. (Бэккантри/Фрирайд)

Подробный фотоотчет на сайте www.freeridecup.ru.
Публикация согласована с редакцией СПОРТ-ЭКСПРЕСС ЭКСТРИМ

Бонусы межсезонья
В то время как в высших эшелонах власти бывшей советских республик происходят тихие революции Российским туристам на территории Украины, обозначенной в заголовке материала, к счастью, особых препятствий не чинят. А если не брать во внимание легкую изжогу, возникающую при пересечении пограничных и таможенных постов в автомобильных коридорах, то особой разницы со временами Совка вообще не наблюдается. На территории полуострова она выражается только в необходимости использования национальных денежных знаков Украины, которые с легкостью меняют на наши или американские деревянные практически в каждом населенном пункте. Тут необходимо отметить одну яркую особенность деятельности национального банка Украины. Выражается она в том, что денежные знаки одного и того же достоинства, имеющиеся в частном обороте, порой поражают разнообразием своего дизайна и непохожестью на идентичные по значению купюры. Но если внимательней относится к взаиморасчетам и обращать внимание на цифровые значения дензнаков, по-прежнему отображаемые арабскими цифрами в характерных углах, то проблем не возникает. Особенно если валютные операции происходят не в пик туристического сезона. К стати это обстоятельство так же способствует облегчению необходимых таможенных формальностей при пересечении границы и перемещении по территории полуострова.
Например, в зимнее время и конкретно во время новогодних каникул Крым открывается совершенно в новом свете. Безлюдные набережные курортных мегаполисов выглядят значительно более романтично, нежели чем под палящими лучами летнего солнца. В такие периоды местные жители более благосклонны к предоставлению скидок на услуги различного рода, что естественным образом отражается на снижении скорости освоения отпускных бюджетов.

Эпизод первый.
Рассчитывая маршрут автопробега с учетом того, что путь от Москвы до Крыма не близкий наша команда решила выбрать в качестве первого промежуточного пункта ворота станы коньяков – Коктебель. Решение это было принято по нескольким причинам.
Во-первых, этот населенный пункт ближе многих других прибрежных поселков к границе. После плотного завтрака в Ростове можно его достичь в течение короткого светового дня. Для справки. В конце декабря солнце заходит за горизонт после четырех часов дня, а в пять часов уже почти совсем темно. Во-вторых, Коктебель известен на весь мир своим центром парапланерного и дельтапланерного спорта, который располагается не горе Климентьева всего в нескольких километрах от побережья. В-третьих, там нас ждали друзья, с которыми мы и планировали встретить Новый год. Что и было успешно осуществлено. А чтобы внести разнообразие в традиционные новогодние регламенты нами предпринимались радиальные выезды для выполнения прыжков. Первым из объектов Крыма, пригодных для выполнения B.A.S.E. прыжков, был досконально исследован скальный массив, расположенный в шестидесяти километрах от нашего плацдарма и непосредственной близостью с городом Белогорск.
Скала, которая привлекла наше внимание, в настоящее время является главной достопримечательностью окрестностей Белогорска - Ак-Кая ("Белая скала"), она возвышается над городом и видна с любой его точки. Высота скалы от основания - чуть более 100м, над уровнем моря -325 м. Как оказалось Ак-Кая - сосредоточение палеолитических памятников: у ее подножия на небольшой площади исследовано около двадцати стоянок и поселений первобытного человека, а также много скифских памятников. Здесь летом всегда ведутся археологические раскопки и нередко снимаются приключенческие или научно-фантастические фильмы. Американская меловая прерия всех советских вестернов снималась именно здесь: "Всадник без головы", "Короли и капуста", "Человек с бульвара Капуцинов" и многие другие. Нам тоже удалось по достоинству оценить красоту местных пейзажей и вписать ее в текущую фото сессию.

Историческая справка.
Белогорск - один из древних городов Крыма. Первое письменное упоминание о нем относится к XIII в. Прежнее название города (до 1944 г.) - Карасубазар, что означает базар на Черной речке. Находясь в выгодном, географическом положении, Карасубазар, наряду с Солхатом (Старым Крымом), в средние века был важным торговым пунктом. В центральной части города (район рынка) сохранились до наших дней остатки большого средневекового караван-сарая Таш-Хана ("Каменный дворец"). В Крымском ханстве Карасубазар был главным городом отдельного каймаканства и находился под управлением калга-султана. В 1634—1675 гг. город четырежды брали штурмом запорожские казаки. В 1736 г., когда Миних сжег Бахчисарай, хан перенес свою резиденцию в Карасубазар, но через год и этот город был занят русскими войсками и разорен. Последний раз российские войска захватили Карасубазар в 1777 году. После присоединения Крыма к России князь Г. А. Потемкин вызвал сюда, в Карасубазар, татарских беев и мурз, чтобы те присягнули на верность императрице. Но это не помогло начавшемуся процессу запустения. Постепенно Карасубазар превратился в захолустный городишко. Сегодняшний Белогорск потерял свой восточный колорит.

Эпизод второй.
Стряхнув с себя пену новогодних торжеств, наша команда двинула в глубь полуострова.
Проследовав мимо Симферополя, мы направились в курортный поселок - Симеиз. Симеиз не нуждается в рекомендациях и по праву является одним из самых красивых и популярных мест отдыха в Крыму. Расположен он в 18 километрах к западу от города Ялта, на южных склонах Главной гряды Крымских гор, вдоль побережья Черного моря. Среди окружающих Симеиз гор выделяются красивые вершины: Ат-Баш, Ай-Петри, утесы Чака-тыш и Шаан-кая. Ниже этих вершин Симеиз с побережья обступают каменные громады самых причудливых форм - Дива, Лебединое крыло, Кошка. Последние две скалы известны как места средоточия оборудованных для спортивного скалолазания маршрутов и постоянно привлекают сюда соответствующую аудиторию. Но нас привлекала другая цель. А именно скала Шаан-Кая. Это пирамидальная трехгранная скала с широким основанием, возвышающаяся над лесистым склоном Крымской яйлы в нескольких километрах от поселка. Она является одной из самых популярных альпийских вершин Крыма в кругу горовосходителей. К сожалению, погода не позволила нам сходу осуществить запланированные прыжки, мы вернулись сюда позже, совершив радиальный выезд из следующего запланированного пункта маршрута – поселка Форос. Проведя день в Симеизе, мы переместились туда, к подножию одноименного скального массива - Форосский Кант. Это природное изваяние имеет высоту 660 м над уровнем моря, а протяженность альпинистских маршрутов различной степени сложности этой стены составляет 300-400м. Наиболее сложные и интересные из них проложены по ее юго-восточной части. Именно над ней и находится точка позволяющая совершать B.A.S.E. прыжки.

Эпизод третий (этнографический).
Эта часть путешествия была бы похожа как две капли не предыдущие эпизоды, если бы нам не довелось обследовать при этом интереснейшие эколого-этнографические объекты Крыма. То, что совершенно не входило в наши первоначальные планы, просто невозможно было проигнорировать, так как подъезды и подходы к местам предполагаемых прыжков совершались непосредственно через исторические и культурные центры полуострова. Одним из таких мест стал город Бахчисарай.
Здесь представлены быт и культура многих национальностей. В окрестностях города много археологических и этнографических памятников разных исторических эпох (палеолитические стоянки, курганы эпохи ранней бронзы, таврские и скифские могильники, остатки средневековых поселений). Большой интерес представляет собой Бахчисарайский Ханский дворец, памятник тех времен, когда Бахчисарай был столицей Крымского ханства (ХVI – XVII вв.). Ныне во дворце – историко-археологический музей.
На окраине Бахчисарая, на скалистом известняковом склоне Внутренней гряды, расположен один из “пещерных монастырей” Крыма – Успенский монастырь, являвшийся центром православия в период Крымского ханства (основан в VIII в. византийскими греками), он действует и сейчас.
Еще одна достопримечательность этой местности Чуфут-Кале (древний пещерный город, расположенный на восточной окраине Бахчисарая). Он занимает вершину одного из обрывистых отрогов Внутренней Крымской гряды (гора Чуфут-Кале 564 м). Этот исторический объект сохранился лучше других аналогичных “пещерных городов” Крымского предгорья. Наиболее древние оборонительные сооружения исторического комплекса относятся к VI веку, а последние обитатели ушли отсюда в середине прошлого века. Здесь в разное время жили аланы-христиане, караимы-иудеи, крымские татары. В настоящее время этот объект является музеем под открытым небом, открытым для посещения всем желающим.
Как оказалось, изначальная цель нашего выезда в эту часть полуострова, а именно скальные массивы Качинского каньона, пригодные для выполнения прыжков с парашютом, тоже являются частью исторического достояния Крыма. Этот каньон
расположен в 8 км к югy от Бахчисарая на реке Кача. Пробитый горной рекой в гряде, каньон достигает 140 м глубины. На скалистых белокаменных склонах, сложенных в основном известняками, высятся живописные естественные бастионы, а у их подножий видны огромные гроты-ниши, в которых обитали первобытные люди. В долине каньона и на его склонах располагается еще один “пещерный город” (Качи-Каньон). В естественных и искусственных пещерах и гротах каньона располагались хозяйственные службы поселения, возникшего здесь в IV -V вв. православного монастыря. Здесь сохранились остатки многих построек, представляющие большой научный интерес и раскрывающие прошлое и настоящее во взаимоотношениях людей и природы.

P.S.
К сказанному выше следует добавить следующее.
Большинство скал Крыма, исследованных до сегодняшнего дня на предмет возможности выполнения B.A.S.E. прыжков, не позволяют осуществлять задержки свободного падения более пяти секунд. Зачастую это обусловлено недостаточными вертикальными перепадами высот стен от основания. В тех редких случаях когда “exit point” располагается на достаточном абсолютном превышении в больших скальных массивах, выполнение терминальных задержек осложняется протяженными выполаживаниями оснований стен от их подножия, не позволяющими удалятся от объекта в падении на более безопасное расстояние. Кроме перечисленных факторов, осложняющих прыжки с относительно высоких стен, существует еще одна проблема. Как правило, такие объекты располагаются над обширными лесными массивами, что, в свою очередь, осложняет выбор площадок приземления.