В гости к седому Удокану
Аннотация.
Восточнее Кодара, в междуречье Чары и Олекмы расположен один из самых загадочных районов Южной Сибири – хребет Удокан. Северная, над БАМовская оконечность хребта Удокан, занимающая площадь в 50 тыс.кв.км, (что значительно больше территории таких государств вместе взятых, как Албания (28.7), Люксембург (2.8), Лихтенштейн (0.2), Андора(0.5), Монако (1.9), Мальта (0.3), Сан-Марино (0.06), Ватикан (0.4) и некоторых других,) определяет границу Станового и Алданского нагорьев и является довольно новым в туристском отношении районом.
Горы и природа вообще здесь почти такие же, как в соседних Кодаре и Северо-Муйском хребтах, абс. высоты 2100м против 2999м и 2400м соответственно.
Основной достопримечательностью района являются потухшие вулканы с хорошо сохранившимися кольдерами и множеством термальных и минеральных источников. Высока и современная сейсмическая активность района, повсюду можно "наблюдать" следы катастрофических землятресений. Небольшие подземные толчки случаются практически ежедневно.
Идея о маршруте на зимний Удокан родилась осенью 2008 г. Разработка составляющих маршрута – дело приятное. Нужно сопоставить силы группы и возможность углубиться как можно дальше в хребет, увидеть больше интересного и нового. Временем проведения был выбран март, это оптимально для данного региона, морозы уже отступают, днем часты оттепели, но увеличивается опасность схода лавин.
Маршрут был разбит на три тактические части.
1. Ходовая часть маршрута – наиболее сложная.
2. Посещение Пурелагского термального источника.
3. Рыбацкая часть маршрута с посещением высокогорных озер Большой и Малый Намаракит.
Когда решение принято, остальное становится проще.
Подгонка снаряжения, проверка лыж, кошек, палатки. Подготовка рыбацких снастей сообразно особенностям мест ловли.
В такой приятной суете мы и подошли к началу маршрута.
Забравшись в поезд с огромными рюкзаками лыжами и прочим снаряжением и немного придя в себя, мы устроили ревизию, обнаружив, что в суете сборов мы ничего не забыли, это был добрый знак.
Уютный и теплый поезд махнув нам прощально красными фонарями оставил нас на ст. Сюльбан – это точка начала нашего маршрута.
Первый день
любого похода всегда самый тяжелый. Организм пребывает в легком шоке от того куда забросил его хозяин и подстраивается под нагрузку. Подгонка одежды, обуви, да и стартовый вес рюкзака дает о себе знать. О том, что в районе много снега мы знали, но что его будет так много никто не предполагал. Первые километры набора высоты дались особенно тяжело. Все ошибки и недочеты при упаковке рюкзаков и правильного выбора одежды сразу всплыли наружу. Дотянув до обеденной стоянки мы по возможности привели все в норму.Есть нерушимое правило: чем медленнее ты будешь костер разжигать, тем быстрее он загорится. Как водится мы им пренебрегли, оторвавшись от основной группы с Николаем, мы наспех накидав дров попробовали разжечь костер... лениво пощелкав хворостом он потух. Еще пара попыток так же не увенчалась успехом. Подошли ребята.
Поняв, что мы уже в горах и просто так здесь ничего не бывает, набрали бересты, сухого мха, веток и сложили нормальный костер. Одна спичка и пламя весело забегало по дровам. Все, горы нас приняли, подумали мы и начали варить наш первый обед. Штурм перевала "Канн" был программой второй части дня. Крутые склоны полукругом обступили выход на седловину. Летний путь подъема проходит траверсом вдоль небольших каменных морен, дальше по скально-осыпному склону выходят на перевал. Зимой этот вариант лавиноопасен. Поглядев снизу на все это, мы нашли приемлемый (как нам казалось) вариант подъема по системе узких каменных полок, тянущихся по ущелью справа. Казалось, что цепочка снежных полок непрерывна, и по ним можно будет довольно быстро идти с одновременной страховкой. Забегая вперед, сразу отмечу, что непрерывность полок – миф. Подъем был осложнен сошедшей буквально перед нами лавиной, перекрывшей долину и карнизом еще одной лавины "дружелюбно" свешивающейся с правого по ходу движения гребня. Угол движения порядка 50 градусов заставил снять лыжи и пробиваться пешком, утопая в глубоком снегу. Такой ритм движения отнимает много сил и времени. День был морозным, в долине было довольно комфортно, но по мере набора высоты нас встретил холодный ветер.
С большим трудом форсировав тело лавины, время от времени посматривая на карниз с права, мы вышли на предперевальный подъем, ветер крепчал и солнце уже уходило за западные склоны. Было ясно, что мы выбились из графика, и нам предстоит холодная ночевка на перевале. Примерно в семь вечера, в сумерки мы зашли на перевал "Канн". Наспех растянув палатку и установив туристическую печь сделали небольшой перекус. Варить ужин попросту небыло сил. Отметив "перевальными" 100 гр. окончание дня, все провалились в здоровый туристический сон.
День второй
Есть такая шутка – турист видит, через какие красоты он проходил только на фотографиях, уже дома, так как сам маршрут он идет под тяжестью огромного рюкзака и ему далеко не до красот местных пейзажей.
Эта мысль пришла мне утром, когда я вылез из палатки, солнце только всходила и открывался потрясающий вид на север, где стоял обнажив острые пики величественный хребет Кодар и на юг, где стоял покрытый снежными шапками седой Удокан, наш путь шел именно туда.
Лучшее впечатление от восхождений – это спуски, словно подтверждая это правило, надев лыжи мы покатились вниз по склону. Погода благоприятствовала, настроение было на подъеме.
Незаметно спустившись в долину мы вышли на наледи ручья Канн, лед заполнял долину вероятно на несколько десятков метров, искрился на солнце и уходил вниз причудливой ледяной лавиной. Подумав что мы не зря взяли кошки и переобувшись в них, мы неспешно преодолели и это препятствие. К вечеру мы остановились в долине реки Куанда, судя по GPS навигатору до реки оставалось 4-5 км.
День третий
Подъем, растопка снега, приготовление завтрака, чай матэ, который мы взяли в виде эксперимента и ни разу об этом не пожалели – все стало получаться гораздо быстрее, мы втягивались в маршрут.
Через пол часа утреннего хода мы вышли на след бурана, это был очень приятный сюрприз, можно было снять лыжи, темп движения сразу увеличился, как и наше настроение. К сожалению, через пару километров след закончился так же неожиданно, как появился и мы углубились в лес. Мы почти тонули в снегу. В таких обстоятельствах выход один – рюкзак долой и тропить налегке. Дело пошло на лад. Мороз навалился со страшной силой, забираясь под теплые куртки, в остывшие ботинки, стреляя залпами где-то там, на на речном льду. Тропление – одна из прелестей зимних маршрутов. О нем много говорят, шутят, там в городе. Но здесь, пробивая лыжами дорогу в полутораметровом снегу становится совсем не до шуток. Каждый проходит порядка 20 метров, уступает дорогу следующему и так далее, все это закручивается в некую мельницу на весь день. Мало разговоров, малой эмоций, только тропа. Зима не пожалела снега, скорость упала примерно до 0.5-0.7 км в час, начались протоки Куанды с довольно крутыми берегами, мы медленно, но верно выбивались из графика...
Ночевку организовали в пихтовой роще, с огромными шапками снега на ветвях, именно так представляется дремучий лес из сказок. Вечером запомнилась шутка, за ужином Дима рассуждая изрек: "Я всю зиму занимался в спортзале привел в тонус и накачал все мышцы, почему же так тяжело тропить?!" Нужно было качать "тропильные" мышцы, хором сказали мы ему, посмеялись и легли спать. Ночью пошел снег.
День четвертый
Иней на стенах и потолке нашей палатки. Утренний матэ придает силы, продолжаем путь, буквально через пол часа сваливаемся в основное русло Куанды, оказывается вчера мы недошли совсем немного, пихтовая роща, место нашей ночевки, окаймляла правый берег реки. На реке мощный наст, идти по нему очень легко, после наших вчерашних испытаний – это просто праздник. Куанда изобилует выходами термальных вод, то здесь, то там видны полыньи и постоянно где-то далеко под ногами журчит вода, сначала от этого немного не по себе, потом входит в привычку.
В 15 часов пройдя большой участок дневного пути по реке мы сворачиваем к хребту, взяв направление на местную жемчужину – Пурелагский термальный источник. Ходу до него 40 минут.
Никакое изысканное джакузи не заменит 39 градусную ванну добротно сложенную из бревен с громадными снежными наростами-шапками сверху. После нескольких дней холода это достойная награда путнику. Фыркая от удовольствия как моржи, мы щурились на солнце, барахтаясь в лечебных водах Пурелага. Надо сказать, что выглядели мы довольно потешно: темно коричневые от солнца и ветров лица, на фоне белых после Амурской зимы тел. Нам предстояла дневка – приятнейшее время, когда никуда не нужно идти, можно просто отдыхать, приводить в порядок себя, снаряжение, кушать спать или купаться в минеральном источнике набираться сил и здоровья.
День ознаменован отдыхом, изысками кулинарии, лечебными ваннами и просто здоровым сном.
День пятый
Нам предстоял подъем на озеро Большой Намаракит, располагавшееся высоко в горах. Сделав выводы о количестве снега и темпе движения, вышли мы засветло. Оставив в лагере палатку и часть снаряжения, по собранной ранее информации на озерах есть хорошие избы, на них мы и рассчитывали.
Шли мы хорошо, сказывался облегченный вес рюкзаков, поднимаясь по живописному каньону выточенному рекой Пурелаг, любовались красотами ландшафта. Ближе к обеду по мере набора высоты начал срываться небольшой снежок. Выйдя из каньона на правый борт ручья, нам открылся живописный вид на хребет Кодар, располагающийся далее на юг в Забайкалье. Судя по прогнозу ходовое время от источника до озера было порядка 10 часов, мы преодолели его за 8, видимо постоянно подгоняя себя нежеланием ночевки возле костра. В 17 часов мы пересекли озеро Б.Намаракит и вышли к добротной избе стоящей у южного берега в дельте безымянного ручья.
Охотничья изба на маршруте – это огромная радость. Полчаса и маленький домик возможно годами не видевший людей наполняется теплом, шумом и суетой, жилье становится обжитым и уютным.
От того, что растопленная с утра печь дышит теплом и у двери стоят горные ботинки, на гвоздиках висят спортивные куртки и штормовки, к стенке прислонены тяжелые горные лыжи, жизнь кажется крепкой и основательной. Странно, что самые массивные и прочные городские здания не вызывают такого ощущения надежности бытия, как такая неприхотливая избушка или хорошо натянутая палатка с сухим спальным мешком и разложенным в определенном порядке походным инвентарем должного качества и количества. Тогда ты не боишься неожиданностей завтрашнего маршрута, а возле костра смотришь на жизнь так, как и надо на нее смотреть – в упор и открыто.
День шестой
Ну походили – пора и порыбачить, с таким девизом мы пили наш ставший традицией утренний матэ.
Подготовка удочек, настройка бура и вот мы с Колей уже на озере. Пара лунок и трепетное ожидание первой поклевки. В избе остались Сергей с Димой и с озера видно, как они снуют туда сюда с какими-то кастрюлями и котелками в предвкушении ухи, что не говори, а скудный туристический рацион изрядно всем надоел. Ну чтож никак нельзя разачаровать друзей, словно уловив эту мысль, кивок на удочке Коли начинает играть и вот он первый голец Даватчан играет чешуей на солнце Удокана. За первым второй, третий, несколько крупных красноперых окуней и мы уже довольные бежим обратно в избушку с добычей.
Пару картошин, побольше рыбы, пятьдесят грамм спирта в бульон, обязательно затушить в готовой ухе уголек, для аромата и можно на стол. После концентрированных супов в пакетиках наша уха – просто деликатес. Под такой знатный можно и спирта, а он как водится развязывает языки, и разговор заканчивается далеко заполночь.
День седьмой
В 12 километрах от озера Большой Намаракит в соседнем тектоническом расположился его брат озеро Малый Намаракит. Вроде и рыба ловится, и печка греет – ну где тут усидишь. Было принято решение, мы с Колей как рыбаки более увлеченные, делаем радиальный выход с ночевкой на соседнее озеро, с целью его изучения, Дима с Сергеем наслаждаются отдыхом на месте, делают съемку района.
Утренние сборы, настройка лыж и мы опять на тропе, в рюкзаках только самое необходимое, поэтому километры даются легко и уже через 3 часа мы на Малом Намараките. При подходе к озеру небо затягивается низкими тучами, срывается снег, поднимается ветер. С трудом пересекаем озеро с юга на север в направлении избушки. Подойдя к избушке и сняв рюкзаки, осмотрелись. Погода, видимо поняв, что мы достойные противники, сжалилась, и небо раскрылось, как это часто бывает в горах, буквально 5 мин – и ни облачка, солнце и пики гор. Маленькая избушка на двух человек, но от этого не менее уютная встретила нас радушно, у печурки лежали заботливо наколотые дрова, на столе чай сахар и соль. Таежный кодекс заботы о следующем госте в этих местах действует четко.
Попив горячего чаю, вышли на озеро. По собранной информации в озере изобилие окуня и щуки, которая собственно и была нашей целью. Удочка тут не пойдет, палка покрепче, леска потолще и крупная морская блестна – достойная снасть для этого места. Непродолжительная игра блестной, ощутимый удар, леска натягивается как тетива лука, несколько быстрых движений – и вот она, королева озера щелкает зубами и смотрит на нас темными глазищами. Бурим в азарте еще несколько лунок и вот награда, еще несколько хороших щук и окуней.
Вечером, как водится, наваристая уха и туристические рассказы под потрескивание печки.
День восьмой
Немного сняв охотку и порыбачив с утра неспеша собрались и навели порядок в избе, оставили немного продуктов и двинулись в обратный путь. Обратная дорога показалась более долгой, видимо от рыбы в рюкзаках, но это была приятная ноша. Придя в избу порадовали изрядно заскучавших друзей уловом а Дима приятно порадовал нас жаренной в сухарях щукой.
День девятый
Сброс высоты всегда легче, чем ее набор. Неспеша собравшись и упаковав рюкзаки, мы оставили будущим гостям гостеприимной избушки ненужные уже карты озер, немного продуктов, конфет и фляжку спирта и двинулись в обратный путь. Наступило каникулярное время и на источнике Пурелаг наверняка стояли группы туристов, наших больших друзей из Чары. Так и случилось, издалека чувствовался запах костра и звук пилы. Источник изменился: то здесь, то там стояли палатки, горели костры. Большинство загоревших лиц было знакомо и это было очень приятно. Видно, что нас ждали. Угостив всех рыбой и неспешно обменявшись впечатлениями о маршрутах у костра легли спать.
День десятый
Отдохнув до второй половины дня проводили все группы на маршруты стали собираться сами, наша цель избушка в часе ходьбы на реке Куанда и соответственно рыбалка на этой реке. Втянувшись в маршрут рюкзак уже не так давит плечи, обувь сидит идеально, лыжи работают как надо и не цепляются за вветки, идти одно удовольствие. Расположившись в избушке,и уже привычно пробурили лунки, и наловили красавцев хариузов и налимов.
День одинадцатый
Наш маршрут подходит к концу, нам предстоит плавный подъем по реке Баронка, взлет по одноименному перевалу и выход на станцию Наледный. На все это запланировано два дня.
Технически простой участок, несколько осложненный тем, что весна вступает в свои права и на реке появляются наледи, в некоторых местах являющиеся серьезным препятствием. Домой идти всегда легче, поэтому идем легко, погода благоприятствует, время от времени форсируем по колено наледи, в общем обычный рабочий ритм. Ближе к вечеру подходим к старой геологической партии, с хорошо сохранившимися домиками, решаем заночевать в одном из них чтобы не тратить время на разбивку палатки и соответственно сэкономить его утром. Это наша последняя ночевка на маршруте поэтому делаем маленький праздник, выставляем на стол самое вкусное, что осталось и даже делаем подобие тортика, настроение отличное, нам удалось все, что мы задумали.
День двенадцатый
Хорошенько отдохнув и просушив снаряжение начинаем путь к перевалу, по пути запасаемся ветками горной смородины, прекрасной приправой к чаю.
Обед под перевалом. Путь к седловине начинается резким взлетом с восточной стороны, большие наносы снега, это труднее, чем мы думали. Неспешный подъем с частыми перекурами и мы на седловине перевала, до поезда 2 часа, а мы еще, черт знает где. Съедаем ставшие традицией "перевальные" шоколадки и спешно спускаемся в долину.
Оттуда мы пришли
Мне всегда нравится выходить с маршрутов и просто ходить по асфальту, после того, как ноги в горных ботинках неделями ходили по снегу, мху, камням и прочим препятствиям мышцы просто привыкают к тому, что нет твердой опоры, походка становится, как у моряка, с четкой фиксацией каждого шага и руками немного расставленными в стороны для поддержки равновесия. Тем необычнее заново ощущать ногами асфальт, как впрочем и другие прелести цивилизации по настоящему оценив которые, можно только на время их лишившись.
Мы садимся в поезд, снимаем рюкзаки, наш маршрут закончен. Проводник приносит горячий и сладкий чай, уже не нужно топить всю ночь печь в палатке, нести рюкзак и карабкаться по ледяным перевалам. От этого немного грустно. Каждый из нас знает, как будет дальше, возвращение домой, встреча с родными и друзьями, распаковка рюкзака.. пройдет пару месяцев и в голове начнет формироваться новый маршрут, в какое-то не менее красивое место, которыми так изобилует наш Дальний Восток...
Легкой лыжни вам и ясного неба.
Послесловие
"День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего создается сегодня. Так почему же вас не было на этой тропе и не ваше лицо обжигал морозный мартовский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все это время? Довольны ли вы собой?"
Состав группы:
Алексей
Подпругин
Николай
Вертеховский
Дмитрий
Демидчик
Сергей
Шалыгин
Протяженность 120 км
Продуктовая раскладка – из расчета 850 грамм на человека в день.
Вес – на старте для каждого участника 35 кг.
54
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
и отдельное спасибо за провокационный вопрос в конце статьи))
Желаю Вам Удачи !!!
Эх, побольше бы таких интересных Вещей на сайте!
теперь знаю к кому обращаться
спасибо.