По заброшенным местам Иныльчека. Часть 3: В каньонах Койкапа и Майбаша

Пишет yanch, 24.11.2010 13:56

Всем добравшимся до Койкапа тот дарит в награду спелую облепиху.Даже в конце июля
По заброшенным местам Иныльчека. Часть 3:  В каньонах Койкапа и Майбаша (Горный туризм, койкап-куюкап, теректы)

Отобедав и отдохнув, мы устремились к месту запланированной переправы.

На которой была оценена возможность организации перильной страховки.

Поскольку было 3 часа дня, переправу отложили на утро.Возможно, эта река имеет свои секреты, но мы не заметили, что в 6 утра воды стало гораздо меньше. Нам впритык хватило 50-метровой веревки..

Перила удобно крепились за дерево вот за что крепить перила при движении в обратном направлении – это вопрос!

Итак, Рубикон пройден, мы оказались на левом берегу Койкапа. Еще в Киеве для прохождения каньона Койкапа были выделены его ключевые места, которые получили название: Скальные ворота; Три прижима; Главный каньон; Каньон Койкапа - устья Майбаша.
Скальные ворота находятся едва ли в километре выше переправы. Вот как о них писал И.Бирюков в августе 1959г: « В одном месте река прорывает скальный гребень и пропил русла ограничен двумя отвесными скалами. Обхода нет, приходится идти прямо по середине довольно широкого русла, где намечается подводная коса. Половину времени идем по воде, мелкие броды уже не считаем. После прохода скальных ворот левобережная терраса расширяется, образуя над водой большую площадку более километра длиной, местами до 400 м шириной».

Мы шли в конце июля, но воды в реке с утра было столько, что мысль искать подводные косы даже не возникала. А вот обход мы таки нашли, хотя он отнял немало сил.

По пути к нашему следующему облаз – перевалу «Три прижима», изобретенного мной для обхода одноименной серии прижимов Койкапа в глинистых склонах можно увидеть странные гнездовья птиц.

Перевал «Три прижима», невысок, 2700 м, формально прост – 1А, но очень трудоемок! Троп тут нет, кроме звериных. А еще предстоял спуск.

К концу дня глаза просто резало от пота, но группа спустившись к левому притоку Койкапа – Талдысу(«тополиная вода»), нашла силы организовать удобную площадку для бивака. Формально у этой реки нет названия, но обилие тополей подсказало его.

Здесь, в устье Талдысу мы впервые заметили старую кыргыскую тропу. И дальше все пошло как по-маслу. Тропа привела нас обходу главного каньона. Правда, при этом пришлось изрядно попотеть....

С плеча над главным каньоном мы увидели сердце Койкапа – урочище Бозгыр при устье р.Сары-тор («Желтая стена»). Здесь лучшие пастбища и следы старых стоянок.

Интересно, что брод через каждый последующий левый приток Койкапа: Талдысу, Карагайлы, Сарытор сложнее предыдущего. Начав новый переход от Бозгыра, после брода через Сарытор, через я настолько увлекся поиском тропы, что чуть не наступил на небольшую ядовитую змею, мирно гревшуюся на послеобеденном солнце.
А тропа от реки снова уходит на склоны , позволяя любоваться скальными стенами правого берега Койкапа.

Впереди видна стрелка слияния Майбаша-Теректы.

Если посмотреть на это место в Google Earth, то можно увидеть следующее:

История этого мазара следующая: еще в конце 19 века с Койкапом познакомились братья Омановы, Джантай и Джакшылык. Смелые и удачливые грабители, они носились по всему Пржевальскому уезду, угоняли скот и получали от хозяев выкуп. Их боялись, но в 1883 году молодой царский пристав решил их изловить с казаками. Молодые Омановы подстерегли его отряд на горной тропе и убили пристава, после чего бежали в Китай. Там они организовали шайку, занимаясь успешно привычным делом. К 18 году пребывания в Китае братьев стал опасаться правитель местного уезда и решил подпоить их на званом пиру. Но Джантай с Джакшылыком и своими людьми распознали его хитрость и убили китайского чиновника и его свиту. После этого им пришлось бежать из Поднебесной, направившись в дикий Койкап. В долине были прекрасные пастбища, на окрестных горах водились в изобилии козлы, медведи и барсы, по склонам рос лес. Там можно было жить, ни в чем не нуждаясь. Через перевалы Акчик(или Ачик?) и Майбаш Джантай повел свой отряд в Койкап. Так как басмачи гнали стада, везли юрты, жен и детей, они не могли двигаться быстро. У подножия перевала Майбаш шайку настиг отряд китайских солдат. Младший брат Джаксалык повел остальных через перевал., а Джантай со своим старшим 15-летним сыном и с пятью джигитами остался прикрывать тыл. В китайском отряде было сорок человек. В перестрелке были убиты все пятеро джигитов и смертельно ранен сын Джантая. Джантай один отстреливался до темноты. Наступила ночь, и китайцы отошли вниз. Их осталось двадцать пять. Ночью Джантай ушел на перевал, неся раненого сына. Китайцы не решились преследовать его. На спуске в долину Койкапа сын Джантая умер. В память о нем отец построил на стрелке слияния Майбаша и Теректы на высокой террасе мазар, выкрасив его желтой глиной…

Мы долго искали теряющуюся кыргызскую тропу при повороте на Майбаш, но таки нашли. Через 2 перехода она спустилась к реке, обойдя верхом каньон.

Долина Майбаш – красивейшее место этого района! Здесь появляются еловые леса, имеются отличные места для биваков.

На следующий день через 2 перехода по лесам, лугам и тополиным подлескам, мы подошли каньону в средней части Майбаша.

Разведка показала, что дальше не обойтись без переправы, хотя явной тропы мы на той стороне не видели. Поток воды был очень мощный. Пришлось организовать укладку бревна. И сделать переправу «маятником»

Еще через несколько переходов группа достигла лагеря браконьеров в старом еловом лесу, описываемом Сергеем Крюковым. В основном там жили в 1994-1995 годах.

За лагерем тропа выходит из леса на широкие террасы

А еще через переход мы оказались на Майбашской поляне, напоминающей масштабами Карагемскую поляну на Алтае.

----------------------------------------------------------------------
Для наглядности привожу карту с обозначением пройденного пути (а он, вероятно, является и единственно возможным в летнее время).
Нетрудно заметить, что генштабовская карта в отношении троп безбожно врет.

Очень надеюсь, что эта информация будет использована с добрыми намерениями. Не могу забыть стада диких яков, разглядевших нашу группу с расстояния 2 км(!) и панически заметавшемся от страха. Причина этого стала понятна позже, когда выяснилось, что некоторые конторы организовывали охоту на беззащитных яков с вертолета(как впрочем и на архаров и прочее зверье). Просто яки живут долго и все помнят до сих пор....

продолжение следует

Что-то не получается у меня залогиниться на Ютуб. Если кто из группы может выложить ролики под № 8377, 8445, 8581 - это было бы неплохо.

Отлично! Текста мало, но фотографии дают почти полное представление о пройденном пути. Скорее всего появятся вопросы, так как есть планы на следующий год сходить на Майбаш, т.е. осуществить то, что не удалось в 2008 г.

Мы как раз думали в прошедшем сезоне делать поход именно по этому району. Практически с такой же ниткой. Но стабильно нестабильная погода хребта Кок-Шаал-тау и перспективы множества переправ совершенно непонятной глубины нас отпугнули.
Интересно было бы прочесть и стандартный технический отчет тоже.

Да, технический отчёт неплохо было бы почитать. И продолжение очерка о походе. А идти туда надо в сентябре. Холоднее, но хорошая погода и нет проблем с переправами. По Булантору мы шли по руслу, ни одного прижима не обходили. В Куюкапе вода была чистая, как слеза, в отличии от того киселя, что на фотографиях автора.

Хмм...Вариант интересный. А на верхах потом не окажется слишком холодно? И вертолет в сентябре еще есть? А то заброски как делать без него?

Ну тут уж надо выбирать! Морозец (хотя в сентябре они ещё не арктические, смотря какие высоты) или плохую погоду. Вертолёт работает в том районе пока функционируют альпинистские базы (Бирюков, Калашникова, Валиев). Официально они работают до 5 - 10 сентября, но как правило заканчивают раньше, так как к концу августа все клиенты сваливают.

В том-то и дело, что хочется и на елку влезть и ж... не уколоть. То есть уйти на юга, погулять там, в целях разведки района, а потом идти на север уже по технически сложным перевалам. Ну и на высоту залезть. Вот и получается, что по верхам лучше идти когда еще вертолеты летают и заброски можно кидать, т.е. до 25, максимум 30 августа, а на юга лучше в сентябре. А делать юга в конце маршрута - уже энтузиазм выветрится. Увы.

А сколько в том районе югов?

Если совершать поход по маршруту автора (или с вариантами) в сентябре, то можно не заморачиваться с вертолётом. Выделить три дня для заброски на поляну Мерцбахера от базы Ат-Джайлоо ("Грибки"). Но можно уложиться и в два дня: тропа на Мерцбахера в конце лета натоптана, поэтому можно у казахов в "Грибках" зафрахтовать лошадей. При этом вы пройдёте отрезок Каинды - Айрансу быстрее, чем киевляне. Выиграете на погоде и переправах.
Есть ещё вариант для заброски на Мерцбахера вертолётом, но для этого необходимо провести предварительные переговоры. На поляне Мерцбахера до середины сентября функционирует (по крайней мере в этом и прошлом году) международная научная станция. Персонал был киргизский и, кажется, польский. На всех, альпинистов и учёных, работает один и тот же борт.
Если надумаете идти в сентябре, звякните. Хочу всё-таки побывать на Майбаше. Обузой не буду - полностью автономка.

Ну, если вертак до середины сентября летает, то, может, все не так страшно. Информацию к сведению принял. Если соберемся, обязательно с Вами свяжусь.

В сентябре можно не заморачиваться с тем или прочим. Но есть нюансы -
у нас при очень небольшом снегу при подъеме на пер.Красной Армии этих самых "нюансов" было достаточно. Несколько дней ночью стояла необычайно теплая погода. Никогда не мог подумать, что выставленная под тент палатки кружка с чаем на 5000 не замерзла к утру.

отчет пишется, но медленно. Но все будет обязательно. В ближайшее время постараюсь сделать кусок от Айрансу-до лед. Комсомолец.

А где будет отчёт? Здесь или на "Глобусе"?

скорее всего и там и тут.

Ого! Как это все мимо меня пронеслось? - только сейчас заметил ;). Давай дальше, Олег! Интересно ж, блин ;)

интересно?
ну извини, у меня на работе запарка. Постараюсь на выходные сделать кусочек

я выше писал, что когда нашли в устье ТалдыСу старую тропу, все пошло как по-маслу. Это относительно. Просто ясно стало общее направление движения. А местами это выглядело так:

Переправа через Майбаш:

Что-то мне это все напоминает ;)...

прижимы Танымас?
Сама переправа через Койкап - кусок адреналина

Нормально. Конечно же, тяжело, блин. Но если бы Игорь (это ж вроде он с шестом?) поплыл - его бы вытащили. А вот на Тордаре такой номер не прошел бы - там был бы покойник, если б поплыл. Или по крайней мере, там надо было другое место искать.
Но мне почему-то кажется, что такие приключения поубавляют на некоторое время желание поискать еще нехоженных каньонов ;). Или :)?