Номинанты премии Risk.ru-2010: освоение скалы Никита, ущелье Адырсу
Следующие в списке номинантов на премию Risk.ru - команда, пробившая мультипитчи на скале Никита в Адырсу.
Проект с самого начала подробно освещается на Риске. Есть даже сообщество "Скала Никита"
Давайте обобщим известную информацию!
ОПИСАНИЯ Мультипитчей
В 2009 году большой скальный массив, отдельно стоящий в отроге пика Шогенцукова, был назван Скалой Никита, в память о Никите Башмакове, альпинисте из Липецка, погибшем на пике Шогенцукова в новогоднюю ночь 2009 года.
Поскольку массив расположен в самом посещаемом альпинистами месте, напротив ночевок, с которых совершается больше всего восхождений в этом ущелье, то возникла идея пробить на Скале Никита мультипитчевые маршруты, для того, чтобы в дни отдыха или перед намеченными восхождениями альпинисты смогли тренироваться на подготовленных и оборудованных трассах, повышая свой уровень свободного лазания и технические навыки работы на стенных многоверевочных маршрутах, отрабатывая навыки работы с веревкой, взаимодействия в связке и пр.
Летом 2009 года ребята из Липецка и Самары, друзья Никиты Башмакова, пробили первые три маршрута – Classic Rock, In Memoriam и K2.
В том же году на маршруте In Memoriam прошел первый Кубок Памяти, посвященный памяти ушедших альпинистов.
В этом году было пробито еще два маршрута – Мумми-Тролль и альпинистский маршрут Smile Tower. И провели второй Кубок Памяти.
Потенциал этого скального массива очень большой. Скала имеет три явно выраженные высокие башни, которые в этом году получили название Nikita Heart Tower, Nikita Big Tower и Nikita North Tower и небольшая фронтальная башня – Front Tower. На каждую из них можно проложить десятки линий разного уровня сложности и разного характера – от полностью пробитых шлямбурами мультипитчей до тредовых маршрутов с оборудованными станциями.
В следующем году будет пробито еще несколько маршрутов на центральном бастионе. А так же планируется дальнейшее освоение Скалы Никита, как скалолазного объекта.
Участники проекта
Ирина Морозова - лидер и руководитель проекта.
КМС по альпинизму, инструктор 2 категории.
Альпинизмом начала заниматься в 1987 году в Адырсу в альплагере Уллутау, с тех пор это самое родное и любимое ущелье.
Школу инструкторов окончила в 1994 году, работала в основном с разрядниками. Уже несколько лет руководитель и старший тренер альпмероприятий в разных горных системах, в том числе в удаленных регионах.
По-прежнему является играющим тренером, совершая в течение всего года, как летние, так и зимние восхождения в горах Кавказа, в Альпах, в Хибинах, в Норвегии и пр.
Владимир Башмаков (Липецк)
Отец Никиты Башмакова, активно включился в этот проект, взяв на себя всю самую сложную работу и решение технических задач.
В этом году обеспечивал полностью организацию и судейство Кубка Памяти.
Занимается горным и лыжным туризмом, альпинизмом. Прошел множество горных походов V к.с. на Кавказе и Памире, 2007 – пик Ленина, 2008 – пик Е.Корженевской, ряд сложных лыжных походов на Кольском п-ове, Полярном и Приполярном Урале, Камчатке, треккинги в Непальских и Сиккимских Гималаях.
В 1991 году в Дарджилинге посчастливилось поздороваться за руку с самим Эдмундом Хиллари!
Геннадий Хрюкин (Липецк)
Президент Липецкой Федерации альпинизма, скалолазания и спортивного туризма, которая оказывает официальную поддержку проекта.
Руководил липецкой экспедицией на Килиманджаро.
Один из основоположников липецкого промальпа.
Трое детей. Не раз признавался «лучшим отцом Липецкой области» (в области, традиционно входившей в пресловутый «красный пояс», есть и такое почетное звание)
Дмитрий Скотников (Самара) – дизайнер и пробивщик трасс.
1 разряд по альпинизму. Заниматься альпинизмом начал в 2007 году. С тех пор выезжает в горы три-четыре раза в год – Кавказ, Хибины, Альпы.
Регулярно принимает участие в различных соревнований по скалолазанию и драйтулингу, периодически занимая призовые места.
Так же с 2008 года постоянно участвует в различных проектах в качестве волонтера – Фестивалях, Чемпионатах, Кубках. Сначала помогал готовить трассы школы и чистить маршруты. Затем начал самостоятельно участвовать в пробивке маршрутов и подготовке трасс.
Антон Гладышев (Липецк) – дизайнер и пробивщик трасс.
Антон в первую очередь скалолаз. БОльшую часть времени проводит на скалах – на Ворголе, в Крыму, на Майорке, в Таиланде. Лазает спортивные дорожки и deepwater solo.
В остальное время изготавливает зацепы для стендов. А так же занимается пробивкой маршрутов. Полностью освоил уже известный москвичам и не только, скальный массив Воргол в Елецком районе Липецкой области. Организатор скалолазного фестиваля Воргольские скалы.
Основной мозг и движущая сила проекта строительства скалодрома в Липецком доме офицеров.
Люди, которые помогали заносить снаряжение и обеспечивали техническую помощь тем, кто пробивал маршруты.
Павел Крук, Александр Редькин, Андрей Глебов - Самарская команда, которая с 2008 года регулярно участвует в качестве волонтеров в различных мероприятиях, помогая в подготовке трасс соревнований, а так же в сопровождении на маршрутах фото- и видеооператоров.
А так же:
Дмитрий Терентьев из Санкт-Петербурга
Никита Скороходов, Сергей Юрецкий, Николай Самохин, Иван Попов, Михаил Дедяев, Людмила Рябченко – альпинисты из Липецка
Данила Щеглов и Вячеслав Трунин из Москвы
Дмитрий Колохов и Гена Архипов
и Константин Пупонин из Орла, который в 2009 году еще участвовал в проекте строительства хижины на Эльбрусе
Проект «Адырсу. Скала Никита» поддерживает Липецкая Федерация альпинизма, скалолазания и спортивного туризма;
Федерация Альпинизма России; Компания «Венто»
Ирине Морозовой я задала два волнующих меня вопроса:
Перечисли все за и против освоения этого массива. В чем его преимущества, а в чем - недостатки.
Самое основное преимущество – это возможность повышения уровня свободного лазанья у альпинистов, который по сравнению с уровнем скалолазов сейчас не сильно высокий.
Во всем мире альпинисты уделяют очень много времени именно технике свободного лазания. И у них для этого есть почти в каждом горном районе массивы с оборудованными маршрутами. Они как своеобразные тренажеры. За счет пробитых стационарных точек исключается вероятность травм при возможных срывах во время тренировки. Плюс оборудованные станции позволяют спуститься с маршрута с любой веревки в случае ухудшения погоды или если связка не может вылезти дальше.
У нас же такой возможности нет. Единственный район, где можно тренироваться – это Крым. Но не все имеют возможность специально выезжать весной или летом в Крым для тренировок. У себя в городе тоже если и есть рядом какие-то скалы, то это маленькие 15-20 метровые массивчики, на которых тоже не отработаешь все, как в реальных условиях восхождения.
А тренировать и повышать уровень лазанья оказавшись уже на настоящем восхождении в горах, на сложном маршруте 4-5 категории, это не серьезно. Потому что не безопасно. Любой срыв при таких экспериментах с попытками лазанья может привести к травмированию.
Поэтому основная задача и цель этого проекта Скала Никита в создании такого же скалолазного массива с мультипитчами и оборудованными маршрутами, как в Альпах или как в том же Крыму – Морчека, ФорКант и т.д.
Но и по сравнению с Крымом тут тоже есть свое преимущество. Во-первых, это гранит и совсем другие рельеф и порода. Значит и другая техника лазанья. Даже если человек регулярно ездит в Крым, тут для него будет наработка новых навыков и технических приемов. Плюс высота массива – это не 500 метров над уровнем моря, а почти 4000. То есть разреженный воздух, ветер и прочие прелести, как на обычном горном маршруте. Соответственно, тренировка на массиве, находящемся на высоте почти 4000 метров и с рельефом, который больше соответствует специфике стен больших гор, более отвечает задачам подготовки к альпинистским маршрутам в больших горах.
Помимо этого данный проект возможно еще отчасти повлияет и на инфраструктурные возможности. Привлечение к району внимания альпинистов и скалолазов, в том числе и иностранных спортсменов, возможно заставит местные структуры улучшать условия. Например, раньше в Уллутау был плохой душ, воды постоянно не хватало, топился не регулярно. Сейчас всю душевую систему отремонтировали и наладили и уже два года с душем проблем нет. В общем, база постепенно улучшает условия. А привлечение бОльшего внимания еще сильнее стимулирует что-то делать.
Например, мы в этом году уже обсуждали с директором базы Уллутау возможность постройки небольшой хижины в мульде.
Потому что многие скалолазы, а особенно европейские клаймберы, привыкли к наличию в горах каких-то хижин, чтобы не было необходимости таскать с собой бивуак.
Теперь о «против» :)
Подводные камни у всего этого развития конечно, как и везде – экология.
Пока в Адырсу подъемник поднимал только лагерные машины из Уллутау и Джайлыка, а всем остальным машинам доступ был закрыт, то это ущелье много лет было единственным в Приэльбрусье девственно-чистым и нетронутым. А теперь, когда туда может проехать любой транспорт, когда не надо ходить пешком 12 км, когда туда едут всякие паломники, грибники, ягодники, то с каждым годом оно превращается в такое же «окультуренное», вернее попросту в загаженное цивилизацией, как и все остальные подобные туристические центры в России.
Кавказ и Россия – это далеко еще не Европа и не Альпы. И привнесение цивилизации в наши дикие места, когда уровень внутренней культуры далек от цивилизованного – это убивание чистоты этого места.
Поэтому, конечно, это палка о двух концах. Но с другой стороны может приток скалолазов и альпинистов, тем более если удастся привлечь больше иностранцев, которые не привыкли бросать мусор под каждый камень, наоборот уменьшит приток разных «шашлычников».
Как считаешь, когда массив будет освоен полностью? Насколько богат его потенциал?
Многое тут зависит от человеческих ресурсов. Скальный массив огромный. Проложить маршрутов можно несколько десятков. И железо ФАР готова выделять в необходимых количествах.
Остаются люди. А именно те, которые умеют пробивать и могут сделать грамотный дизайн трасс.
В этом году мне уже даже самой пришлось взять в руки перфоратор. Правда пока Димка меня обучал еще пробивке и в основном я продумывала дизайн и линию. Но в следующем году хочу сама полностью пробить весь маршрут по центру Nikita Heart Tower. Она мне больше всех нравится, потому что на ее вершине большое сердце. Именно поэтому я и назвала ее Heart Tower – Башня Сердца.
Но этих человеческих ресурсов пока недостаточно для того чтобы пробивать по много маршрутов за сезон.
Поэтому, на вскидку, думаю потребуется года три-четыре, чтобы пробить достаточное количество маршрутов, если пробивать хотя бы по 3-5 маршрутов за сезон. Сейчас есть пять маршрутов. Нужно их как минимум 15-20. Но потенциал у скалы Никита еще больше. Как сказал один человек глянув на фото: «Это просто огромное поле для творчества художника» :)
Партнеры "Хрустального пика" и премии Risk.ru:
139
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Надеюсь, и эскалатор появится.
И термин очень подходящий выбран "освоение".
Надеюсь что Ирина его тоже тренирует активно
ограниченных возрастом :)) и занятостью в разных проектах
но у меня в последнее время много учителей хороших появилось среди профессиональных скалолазов :)
про душ вообще хорошо, что отметили , из воспоминаний про уллу тау - это душ без воды или без горячей воды ))))
и даже можно попасть, когда там свободно и не нужно толкаться друг с другом под одним душем :)
PS. 6с я лезу лазаньем с верхней, но с груженным рюкзаком в горах. С нижней пока уровень на скалах (на легке с оттяжками) 6a-6b он-сайт. Судя по вашим знакомым значит для тех "кому за 40" нормально :)))
А вот так сказать "насасывать" маршрут мне пока не нравится :) все-таки альпинистские стереотипы сломать сложно - в горах же не понасасываешь, с листа надо лезть
Там же и варианты спуска!!!!
Nikita Heart Tower
Варианты спуска:
1. С гребня вниз по осыпному склону спуск на зеленую поляну между Райскими ночевками и ночевками в мульде, на которой находится камень с табличкой.
2. С гребня по осыпному склону и затем через провал в гребне по террасе справа (по линии спуска) от маршрута Classic Rock.
3. Дюльферами с вершины или с любой станции. Все станции оборудованы спусковыми кольцами.
ROUTE 1. Classic rock, 95 м, 7b-7c (8а)
уж описание не буду копировать.....
Front Tower
Варианты спуска:
1. С верху в обход скалы слева по осыпному склону или справа по кулуару. Приходишь на место старта.
2. Дюльферами с любой станции. Все станции оборудованы спусковыми кольцами. При дюльфере с 4 веревки надо быть осторожным – большой маятник.
ROUTE 2. Мумми-троль, 80 м, 6а (6b)
ROUTE 3. In Memoriam, 80 м, 6a-6b (7с)
ROUTE 4. К2, 100 м, 6a-6b (8a)
Nikita Big Tower
Варианты спуска
1. С гребня вниз по осыпному склону спуск на зеленую поляну между Райскими ночевками и ночевками в мульде, на которой находится камень с табличкой.
2. С гребня по осыпному склону и затем через провал в гребне по террасе справа (по линии спуска) от маршрута Classic Rock.
3. Дюльферами с вершины или с любой станции. Все станции оборудованы спусковыми кольцами.
4. Возможен уход с маршрута после третьей станции – пешком по полке влево в направлении большого кулуара между Nikita Heart Tower и Nikita Big Tower выход на верхнее плато в верхней части кулуара.
ROUTE 5. Smile Tower, 250 м, III-IV (ключ VI+)
Так что вы как-то не все прочитали....