Канадская альпинистка получила награду за спасение женщины на Эвересте.

Пишет codelancer, 01.06.2007 19:46

Канадская альпинистка получила награду за спасение женщины на Эвересте. (Альпинизм, спасработы, люди)

Канадка Меган МакГрат в понедельник получила награду от Непальской Альпинистской Ассоциации. Двадцатидевятилетняя Меган, из городка Садбери, в провинции Онтарио, была награждена за спасение Уши Биста, женщины-альпинистки из Непала.

21 мая 2007 года МакГрат (на фото), которая работает аэрокосмическим инженером в Канадских ВВС, спускалась вниз после своего покорения 8850-метровой вершины и обнаружила лежащую в снегу Ушу, которая не могла двигаться из-за отека мозга.

Меган говорит, что она подумала, что Биста вот-вот умрет. Уша была едва в сознании и могла только чуть-чуть шевелиться на снежном склоне на высоте в 8300 метров (в районе так называемого «Балкона»). Гид Меган отказался остановиться для оказания помощи лежащей и тогда Меган сама осталась с Ушей и попыталась привести ее в чувство и хоть как-то согреть. Обнаружив, что у Уши кончился кислород, Меган дала ей свою маску.

«Я пыталась спасти ее жизнь, но она явно умирала у меня на руках. У меня не было ничего, чтобы помочь ей», - из интервью Меган для The Associated Press. "Ее состояние приближалось к той точке, за которой, я была уверена, наступит смерть».

Меган начала просить помощи у проходивших мимо альпинистов. Двое из них вызвались помочь и сообщили о проблеме команде британских врачей, которая находилась в этот момент в Лагере 3.

Этими двумя оказались Дэйв Хан и Phinjo Dorje Sherpa.

Дэйв Хан возвращался после своего девятого (!!) покорения Эвереста. Эверест – 9 раз, Винсон – 24 раза, МакКинли – 17 раз, Рейнир – 236 раз – Дэйв по праву считается самым успешным горным гидом своего поколения.

Дэйв Хан
Хан, который в свое время получил Sowles Award от American Alpine Club за спасательную операцию на Северной стороне Эвереста в 2001 году, снова оказался лицом к лицу с ситуацией «жизнь или смерть». Несмотря на то, что он только что побывал на высочайшей точке планеты, он присоедился к технически сложной операции, в темноте и на тех высотах, где удачные спасработы – большая редкость.

Втроем они смогли поместить Ушу в спальный мешок, обвязали его веревкой и начали спуск вниз. При прохождении сложного участка Geneva Spur к ним присоединились еще два гида из International Mountain Guide –Casey Grom и Mike Haugen.

«Всего в спуске Уши с высоты 8300 метров принимало участие четверо иностранцев и трое шерпов», говорит Ang Tshering, президент Nepal Mountaineering Association.

«Я рада, что была первым человеком который начал всю эту цепочку спасения, но еще больше я рада тому, что кто-то еще продолжил ее», говорит МакГрат.
«Когда мы начали спускать ее, ее состояние стало ухудшаться. Она теряла сознание и иногда что-то тихонько бормотала».

В интервью, данном в воскресенье, Биста сказала что ее спасители были для нее богами, спасавшими ее жизнь в "зоне смерти" Эвереста.
«Я обязана этим людям своей жизнью. Я не могу поверить в ту любовь и заботу, которую они проявили спасая меня, несмотря на всю трудность ситуации», говорит Биста.

Спасателям удалось спустить Ушу в Лагерь 3, где их уж ждали члены Британской Медицинской Экспедиции (еще одна счастливая случайность!). Британские врачи проводили исследования влияния высоты на человеческий организм и собирались подниматься на вершину в ближайшие дни.

«Доктора быстро диагностировали отек мозга, вызванный низким уровнем кислорода в крови Уши», рассказывает доктор Майк Грокотт из Университетского Колледжа Лондона, который возглавлял команду.
«Это не было тем, во что бы нам хотелось вовлекаться, но мы были вынуждены помочь, раз уж такая ситуация возникла».

Команда врачей была на высоте 7300 метров, когда к ним принесли Бисту. Они начали реанимационные работы и привели ее в состояние, необходимое для того, чтобы ее можно было спустить еще ниже, в лагерь 2. На следующий день ее доставили в Базовый лагерь, а затем отправили в больницу Катманду.

Сейчас Уша выздоравливает и лечится от обморожения пальцев на руках и ногах.

Что же случилось с Уша Биста ?

Уша была в составе Democratic Nepal Everest Expedition. Она рассказала, что ее шерпа и руководитель группы оставили ее одну после того, как ей стало плохо и она не могла идти дальше к вершине. Они отказались оставить ей еду и воду.

"Кажется, что она была в экспедиции с относительно с низкими ресурсами," сказал Доктор Грокотт. "Она имела неадекватное количество кислорода - вероятно только один баллон, которого действительно недостаточно, чтобы добраться до вершины Эвереста и вернуться назад."

Ни ее гид, ни руководитель группы пока никак не прокомментировали ее заявление. «Непальская Ассоциация Альпинизма расследует этот инцидент», - обещает Ang Tshering.

Уша хотела стать первой женщиной из непальской касты Chhetri на вершине мира. Она родом из равнинной долины Тераи и не имеет генетических акклиматизационных преимуществ, как шерпы. Ей 22 года. Уша хорошо говорит по-английски и имеет опыт высокогорных восхождений.