Номинанты Хрустального пика-2010: Макалу по Юго-Западной стене

Пишет robinsya, 17.11.2010 23:13

Номинанты Хрустального пика-2010: Макалу по Юго-Западной стене (Альпинизм, outdoor-проекты, восхождения, risk.ru, хрустальный пик, события)

Исполинскую громадину Макалу представлять не нужно. И в этом году эта гора вновь фигурирует в нашем списке. На этот раз на "Хрустальный пик" выдвинули украинскую команду с маршрутом в левой части Юго-Западной стены.

Под катом, конечно, описание, схема, ссылки на много материалов по теме, короткое интервью с участниками.

Хроника экспедиции на Risk.ru
Макалу - король гор. Мстислав Горбенко
Множество фотоматериалов

Информация о маршруте

Макалу (8463 м, Гималаи, Непал) по левой части Юго-Западной стены. Предлагается 6Б кат., первопрохождение.
Характер маршрута: комбинированный. Перепад высот маршрута: 2613 м.
Протяженность маршрута: 4495 м.
Протяженность участков: V кат. - 1140 м, VI кат. 465 м.
Средняя крутизна: стенной части маршрута - 58°, всего маршрута - 43°.
Оставлено "крючьев" на маршруте: всего 248, в т.ч. шлямбурных - 1.
Использовано крючьев на маршруте: шлямбурных стационарных - 1.
Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО) – 30.

На фото часть команды слева направо: Владимир Клебанский, Андрей Кийко, Игорь Бондарь (врач), Ф.П. Митюхин (тренер Сумской команды), В.К.Симоненко (президент ФАиС и руководитель экспедиции), М.М.Горбенко (старший тренер), М.В.Загирняк (тренер, начспас), В.С.Лебеденко (врач), Юрий Круглов (капитан команды).

Команда:

Юрий Круглов – МС , г. Севастополь – капитан, рук. 1 группы. 7500м.

Сергей Бублик – МС, г. Сумы, руководитель 2 группы. Вершина 8463м.
Владимир Рошко - МС, г. Сумы, гр. 2 , Вершина 8463м.
Дмитрий Венславовский – КМС, г. Винница, гр. 2 , Вершина 8463м.

Павел Киричек – КМС, г. Киев, руководитель 3 группы. 7770м.
Владимир Клебанский - КМС, г. Одесса, гр. 1 , 7770м.
Андрей Кийко – КМС, г. Харьков, гр. 1 , 7770м.
Максим Перевалов – МС, г. Одесса, гр. 1 , 7770м.
Александр Заколодный – КМС, г. Харьков, гр. 3 , 7800м.
Сергей Пугачев – МС, г. Горловка, гр. 3 , 7770м.

Руководитель восхождения Мстислав Горбенко

Обработка маршрута с 12 апреля по 4 мая 2010 г
13 мая 2010 г. – штурмовой выход 2 группы из ВС 13мая 2010 г.
Штурм вершины из С1 19 мая 2010 г.
Выход на вершину: 23 мая 2010 г.
Возвращение в БЛ: 26 мая 2010 г.

Майское утро

Схема маршрута в символах UIAA на вершину Макалу по Юго-Западной стене (первопрохождение)

Описание маршрута

Base Camp был расположен на 4850 м, так называемый Hillary Base Camp. С лагеря очень хорошо просматривается юго-западная стена.

От Base Camp(4850) (Hillary Base Camp) идти по тропе. Через 40 – 60 мин тропа будет поворачивать налево в сторону ВС «классики». Пройти по тропе еще 300м свернуть влево к реке. Речку аккуратно перейти по камням и подняться на морену. Дальше по морене двигаться вдоль скал (с правой стороны). Осторожно!!! Возможны камнепады!!! Дойти до крутого осыпного-травянистого склона. По нему прямо вверх, а затем влево по гребешку в направлении скал слева. Под скальным взлетом траверс 150м вправо до начала осыпного кулуара. По кулуару вверх до огромной скальной террасы. Здесь хорошее место для установки АВС (5850 м). От ВС до АВС 3-5 часов.

АВС (5850 м) расположен в очень удобном месте на скальной террасе. Есть уже готовые площадки. Можно свободно поставить › 3 палаток. Есть вода. При желании АВС можно установить выше на 50 м (5900) через 40 мин подъема.

От АВС (5850 м) двигаться вверх по простым скалам. Через 40 мин выйти на огромную террасу, по которой влево в сторону ледопада. Ледопад лучше проходить в первой половине дня. Осторожно!!! Обвал ледовых сераков!!! Примерно через 1 час подойти под крутой ледовый взлет.

R0 – R2. По крутой ледовой стенке (правее скал) вверх. 100м, IV, 45°.

R2 – R4. Дальше вправо по ледово-снежному склону к следующему ледовому взлету. 100м, II-III, 35°.

R4 – R6. Крутая 65-м ледовая стенка. . 50м, V, 60°; 15м, V+, 85°.

R6 – R9. Вверх по некрутому ледово-снежному склону пройти первый большой бергшрунд и дальше ко второму бергшрунду. Здесь Camp1 (6250 м). В 150 м от крутой ледовой стены.

Участок ледника между ABC и Лагерем 1.

Camp1 (6250 м) находится в большом бергшрунде. Единственный лагерь на маршруте где можно поставить больше одной палатки.

R9 – R10. Вверх по снежно-ледовому склону до бергшрунда. 120м, II, 25°.

R10 – R11. Бергшрунд проходится по ненадежному ледовому мостику. Дальше по крутой ледовой стенке вверх. 15м, VI, 90°.

R11 – R17. Вверх и чуть вправо по ледовому склону (слева сыпят камни, лавиноопасно!!!). Страховка ледобурами. 285м, V, 55°.

Выше и ниже Большого Бергшрунда. Ледовое поле - это левая грань ледового ножа, между лагерями 1 и 2. Это только снизу кажется - маленький гребешок. А вдоль этого гребешка - 8 веревок льда...

R17 – R19. Вверх по ледовому склону до небольшой трещины, в которой можно вырыть пещеру. 100м, IV, 50°.

Camp2 (6600 м) находится в трещине. Можно выкопать небольшую пещеру.

R19 – R29. С пещеры вверх по снежно-ледовому склону в направлении большого черного камня. Встречаются небольшие скальные островки. Страховка на ледобурах, снежные якоря, скальные крючья (хорошо иметь топорики, якоря) 500м, IV-V, 45°-55°.

Скалы выше 2-го лагеря. на большом фото можно рассмотреть 4-х человек.

R29 – R30. Сначала 25м по снегу выход на скалы. По скалам вверх и влево. 50м, V, 60°.

R30– R32. Вверх 50м по сложным скалам выйти на полочку. Здесь можно поставить небольшую палатку. Страховка крючьями, камалоты, закладки. 100м, V+, 65°-75°.

Camp3 (7000 м) находится на небольшой полочке. Очень неудобная ночевка. Здесь забит спит (можно привязать палатку).

R32 – R33. По скалам вверх. Рельеф достаточно богат. Для страховки использовали крючья, камалоты, закладки, очень выручают скальные фифы. 50м, V+, 75°.

R33 – R34. Вверх по внутреннему углу. 50м, VI, 75°.

R34 – R35. Дальше становится сложней. Частично лазание, частично ИТО. 50м, VI А1, 80°.
Участок между третьим и четвертым лагерем.

R35 – R36. По вертикальной плите с тонкой трещиной вверх на ИТО. Затем по внутреннему углу на полочку. 50м, VI+ А2, 80°.

R36 – R37. Траверс влево к внутреннему углу. 50м, IV, 75°.

R37 – R38. Вверх по внутреннему углу до конца. Затем влево выйти на снежно-ледовый склон. Далее вверх и вправо по льду и скалам выйти на большую снежную полку, которую хорошо видно из БЛ. 100м, V-VI, 70°.

R38 – R42. По снежной полке траверсом вправо 200м. в направлении снежного кулуара. 200м, III – IV, 45°.

R42 – R43. По ледово-снежному кулуару подняться на гребешок. Здесь Camp4 (7500 м). 70м, V, 60°.

Camp4 (7500 м) находится на снежном гребешке под большим камнем. Можно поставить небольшую палатку. Место сильно продувается ветром. За время восхождения здесь разорвало ветром 2 палатки.

Вид на 4-й лагерь из 3-го.

R43 – R44. От лагеря подойти к ледово-снежному кулуару, по которому вверх к скалам. 50м, V, 60°.

R44 – R45. Дальше вверх, выйти на большую скальную полку. 50м, V, 75°.

R45 – R46. По полке влево. Через 50 метров выйти на Западное ребро. 50м, III, 55°. C этого места и до вершины Украинский маршрут совпадает с маршрутом Р. Параго 6Б к.сл.

Четвертый лагерь после урагана. Предпоследняя палатка из резерва...

R46 – R48. Вначале по внутреннему углу 25м, затем по небольшим ледово-снежным кулуарам подойти под скальную стенку. Здесь на полчке можно поставить маленькую палатку. 100м, V, 65°.

R48 – R50. Далее вверх по очень сложным скалам до большой полки под скальным зубом. Много ИТО. 100м, VI А1-А2, 80°- 85°.

R50 – R51. Вправо – вверх под начало большого внутреннего угла. 50м, V, 70°.

R51 – R52. Один из ключевых участков на маршруте. По углу на ИТО вверх. Здесь висит 25-30м дюралевая лестница (экспедиции 1971г.). Можно использовать ее, но надежность ее очень сомнительна. Страховка крючья, хорошо идут камалоты, топорики, скальные фифы. 50м, VIА2, 85°.

R52 – R53. Дальше снова по внутреннему углу, но уже более простому. Выйти на небольшую площадку. Здесь был французский лагерь. При желании можно поставить набольшую палатку. 50м, VI, 80°.

Саша Заколодний на ключевом участке маршрута (7700)

R53 – R54. Ключевой участок. От станции приспуститься чуть вниз, затем сложный траверс вправо до щели. По щели вверх на ИТО А2 под карниз. Маятником закачнуться вправо на соседнюю щель, по которой на ИТО А2-А3 вверх. Сложный участок как для первого, так и для второго. Наличие крюконог и лесенок значительно облегчает жизнь. Веревку необходимо спрямить. 50м, VIА3, 90°.

R54 – R57. Дальше по желобам и внутренним углам вверх под огромный камень. Здесь на ледово – снежном склоне Camp5 (7750 м). На участке R56 – R57 установлена мемориальная табличка памяти В.Терзыула. 200м,V, 70°.

Camp5 (7750 м) – штурмовой лагерь находится на ледово–снежном склоне под огромным камнем. Можно поставить небольшую палатку.

R57 – R60. От лагеря 5 сначала траверсом вправо, а затем вверх по ледово-снежным кулуарам и склону до гребешка. 150м, V, 65°.

R57 – R60. Дальше по крутому ледово-снежному склону (местами скалы) выйти на скальный гребень.

R66 – R67. Скальная стенка на 8300 м. Можно обойти слева по ледовому склону, а затем по ножу вправо (здесь сорвался Джей Сеггер). Или слева по скалам 5-й к.сл. 70м, V, 65°.

R67 – R68. Дальше по острому гребню до следующей скальной стенки. 170м, II, 35°.

R68 – R69. Скальная стенка на 8350 м. 50м, V+, 75°.

R69 – R70. Крутой микстовый гребень. 50м, V, 45°.

R70 – R73 – ВЕРШИНА!!!. Дальше по снежно – ледовому гребню выйти на вершину МАКАЛУ (8463 м). 450м, II-III, 35°.
Вершина! 8463 метра. Сережа Бублик вышел на вершину 18-00, и до 19-15 ждал там отставших Володю и Диму. У Димы была радиостанция, а у Володи - видеокамера.

Спуск команды с вершины по «классике».

На вопросы Risk.ru отвечают Мстислав Горбенко, Сергей Бублик, Юрий Круглов

Ваше личное впечатление от этой горы? По сравнению с другими совершенными восхождениями на какое место для себя вы ставите этот маршрут?

Мстислав Горбенко: Красивая гора, маршрут 6Б+, номер один среди высотных восхождений, возможно труднейший в сезоне 2010г.

Сергей Бублик: Не так уж много таких стен в Гималаях и в мире тем более на восмитысячники. Безусловно это самое сложное восхождение в моей альпинисткой практике

Во время таких экспедиций каждому участнику приходится чем-то личным жертвовать для общей цели. Чем пришлось поступиться Вам и считаете ли Вы это жертвой или просто жизненной необходимостью?

Мстислав Горбенко:
Была жизненная необходимость - взойти на вершину, несмотря на опасность обморожения, ведь столько труда вложено было командой!
Каждый участник отдал все свои силы, показал свое техническое мастерство и смог принять решение на высоте 7800 метров - рисковать штурмом или нет.

Самые острые моменты экспедиции и восхождения. Расскажите о них.

Мстислав Горбенко:
Самый острый момент восхождения – это штурмовой выход тройки на вершину с 7750м.: без обработки и перил в тот короткий промежуток времени, когда ветер «стих» с 140 – 150 км/ч до 40-50 км/ч!

Сергей Бублик: Пережидание непогоды 10-12 дней.Штурмовой выход,вершина и ночной спуск.

Ключевой участок маршрута - в чем его сложность?

Мстислав Горбенко:
На маршруте один ключевой участок на самой ЮЗ стене: когда свободным лазанием (М. Перевалов) смог пройти гранитную стену на высоте 7200 -7300м. и, конечно, второй ключ – участок ребра Параго на 7600-7700 – маятник (А. Заколодный). Сложность первопрохождения на огромной стене – это поиск оптимального и безопасного пути подъема, сложно было организовать страховку на монолитных скалах без применения шлямбуров.

Второй ключ – это нависающая стена, которую надо было пройти на огромной высоте не в скальной обуви, а в высотных ботинках (холодно!!!). Ребята сравнивали эти участки со сложными участками крымских стен.

Сергей Бублик:
Маршрут имеет полный набор "удовольствий" - лед, микст, скалы, вплоть до VIA2-А3. Плюс высота...

Психологические трудности во время такой экспедиции - бывают? И как с ними справляется команда?

Мстислав Горбенко: Психологические трудности личного порядка снимались успешно в бане имени Владислава Терзиула. Трения между группами убирали классическим способом - на разборе каждого выхода.
Та самая баня!

Без чего это восхождение не могло состояться?

Юрий Круглов:
Восхождение не состоялось бы без трехлетней подготовки участников экспедиции (как результат – сильная команда), решительного руководства Мстислава Горбенко (командовал как маршал Жуков), материального обеспечения всем необходимым руководителя экспедиции «Украина-Макалу 2010» Валентина Константиновича Симоненко.

Сергей Бублик: Без руководителя, тренеров и слаженной молодой команды)))

Возможно ли прохождение вашего маршрута малой командой, как вы считаете?

Мстислав Горбенко: При идеальных погодных условиях, отсутствии ураганного ветра – восхождение по нашему маршрут возможно малой командой. Хочу обратить внимание, что в весеннем сезоне 2010г. из-за непогоды на Макалу взошли кроме нас только несколько человек по классике при помощи шерпов, провешенных до вершины перил и кислорода.

Сергей Бублик:
Возможно кто-то сможет пройти и соло? Есть к чему стремиться, иначе альпинизм был бы неинтересен.

И не могу игнорировать вопрос, прозвучавший на Риске из уст Игоря Ивашуры. Вы его, конечно, видели. на ваш взгляд, ваш маршрут действительно сложнее линии Хабибулина по Западной стене 97-го года?

Мстислав Горбенко: Пройденный нами маршрут плюс ключ Параго не уступает по сложности маршруту Хабибулина, но на два порядка безопасней. Мнение Ерванда Ильинского как известно, более категорично.

Сергей Бублик:
Сложно оценивать маршруты побывав только на одном из них. Ответ на этот вопрос может дать человек, ходивший оба маршрута, но, судя по фото стены и находясь непосредственно там под стеной, они оба достойны внимания общественности, судя по крутизне и протяжённости скальных и микстовых участков.

Памятная табличка, установленная над тропой, недалеко от БЛ. По этой тропе проходят все, кто идет на Макалу, по любому маршруту...

Ждите представления остальных номинантов!