Номинанты премии Risk.ru-2010: Pacific Rising Expedition
И чтобы уже "завершить" каякерную тему в представлении номинантов, представлю сразу команду камчатских каякеров и их летнюю океанскую экспедицию!
Информация о проекте:
- Организаторы и исполнители: Региональная общественная организация «КамчатКАякинг Клуб» Камчатского края. Подробнее об участниках на Risk.ru
- Время: июнь 2010 г.
- Место: Тихоокеанское побережье полуострова Камчатка, Курильские острова.
- Средства передвижения: морские каяки.
- Маршрут: г. Петропавловск-Камчатский – о. Парамушир (второй Курильский остров) – п.Северо-Курильск – о. Шумшу (первый Курильский остров) - мыс Лопатка (крайняя южная точка Камчатки – г. Петропавловск-Камчатский.
Хроника экспедиции и все подробности на Risk.ru
- Протяженность маршрута: 370 км.
- Средняя скорость передвижения: 40 км в день;.
- Отличительные особенности экспедиции: условия сурового климата Тихого океана, автономность.
рассвет над островом Уташуд
Мстислав Соколовский отвечал на вопросы Risk.ru:
- Почему вы выбрали именно этот маршрут? Из каких соображений?
Курилы вообще очень интересны для нас, как, впрочем, и многие другие острова. Это совершенно другая природа, другое море. Плюс к тому, этим маршрутом никто из русских каякеров еще не ходил. Всё восточное побережье Камчатки безумно красивое, мы это давно знаем... поэтому Курилы с проливами и нашим берегом - это прекрасное красивое сочетание и довольно технически сложный маршрут.
безымянный водопад возле бухты "Три Сестры"
- Какие сложные места вам предстояло преодолеть и насколько трудными они оказались в реальности?
Самыми сложными обещали стать Первый и Второй Курильские проливы и мыс Лопатка. В проливах очень сильные течения и хорошая погода большая редкость. А на Лопатке просто всегда сильные ветра. Ветер - это основной враг морского каякера.
Второй Курильский пролив - между островами Парамушир и Шумшу мы проскочили очень легко. Шли в тумане и даже не заметили как оказались на другой стороне. Течение тоже не заметили, не было ни сильной волны, ни ветра.
сёрфинг Мстислава на Chatham 17
А вот Первый Курильский нам прилично нервы пощекотал. Это при том что нам безумно повезло. Была стопроцентная видимость, попутный ветер и правильно подобрано время для пересечения относительно течений и приливов-отливов.
Мыс Лопатка нас тоже не очень ласково встретил и не отпускал целых 2 дня. Каждое утро включался очень сильный ветер, поднималась волна. Нам пришлось идти по ночам, как в альпинизме, чтобы спрятаться за Камчатские горы от ветров плоской Лопатки.
Еще конечно представляли опасность медведи. В этот период они действительно злые и голодные. Но мы настолько уже привыкли к ним и научились сосуществовать, что это скорее просто интересный факт для Вас - жителей центральной России.
- Самый драматический эпизод похода. (или несколько)
Это пересечение Первого Курильского. Когда мы уже были в "точке невозврата", т.е. прошли большую часть пролива, волна поднялась уж очень жуткая, просто страшно очень было.
Во вторых мы чуть не попали в Сулой. Сулой – это сильный подъем воды на поверхности моря, возникающий, например, при резком уменьшении скорости течения (особенно приливного), при столкновении разнонаправленных потоков, выходе течения из узкости или при сильных ветрах, направленных против течения. Водная поверхность в зоне развитых сулоев напоминает поверхность кипящей воды. Сулой чаще наблюдаются в проливах (например, Первый Курильский пролив) и в устьях рек. В некоторых районах сулой достигает высоты 3-4 м и может представлять опасность для плавания небольших судов.
В третьих, когда нам пришлось развернуться против ветра чтобы причалить к восточной стороне мыса Лопатка, у нас уже совсем не было сил и выгрести против ветра 15-20 м/с было более чем сложно. Если бы не выгребли.. или кто-то один не выгреб - точно бы погиб.
панорама с острова Уташуд
Второй эпизод, так же связан с ветром. Это переход через бухту Асачу, когда мы чуть не потеряли Юлю.Команда готовится отчаливать от южного берега удивительно красивой бухты Асача. Юля собралась первой, и, памятуя о том, что всё время отстаёт, отпросилась стартовать раньше и пошла вперёд, получив при этом инструкции смотреть в оба по сторонам и не терять из вида друзей. Ближайшая цель – северный выходной мыс бухты. На него она и взяла курс. Остальные, чуть покопавшись, тоже отходят от берега. Через 10 минут начинает дуть сильный западный ветер с берега в левый борт. Ветер всё усиливается, становится понятно, что нужно держать не на мыс, а в глубь бухты – всё равно снесёт к мысу. Ветер достигает приличной силы, дует не порывами, а постоянно усиливающимся мощным потоком. Поднялась резкая и довольно высокая ветровая волна.
Навскидку скорость ветра уже достигла 20 м/с. Очень трудно удерживать лодку, ветер всё время хочет перевернуть её вправо. Идём, удерживая постоянный левый крен. Руки и лицо сильно мёрзнут, пальцы уже не ощущаются. Главное, быстрее достичь берега, там можно передохнуть, согреться и отдышаться. Гребля превращается в борьбу, каякеры, стиснув зубы и рыча, метр за метром продвигаются к заветному мысу. Юли не видно… Её было видно вначале, но, кажется, она взяла курс не в глубь бухты как остальные, а продолжила двигаться в направлении мыса, несмотря на действия товарищей. Сейчас отправляться на поиски – это верная смерть. Таким ветром, за полчаса, унесёт на несколько километров в океан, где уже совсем негде спрятаться. Ребятам кажется, что они видят Юлю время от времени, но это не точно. Слава первым достигает мыса, выскакивает из лодки и быстро забирается на высокий камень. Он долго всматривается в даль, но очень мешают брызги, срывающиеся с гребней волн и летящие горизонтально над водой. При таких условиях спасательные работы своими силами невозможны, а точнее, скорее всего, они приведут к нескольким смертям. На горизонте виднеются два рыболовных корабля – это надежда.
Слава принимает решение связаться с ними по рации и сообщить о потере человека. 16 международный канал – канал спасения. Нажав кнопку тангенты, он задумывается на несколько секунд над фразой, с которой нужно начать связь, и тут он видит маленькую точку довольно далеко в океане – это Юля. Ей очень повезло, она попала в воздушный вихрь, образованный высоким мысом, и смогла выгрести к берегу спустя сорок минут.
Ну ещё пара медведей, подошедших слишком близко. Один, решивший помочь Юле с укладыванием продуктов в лодку. Второй, всем своим видом объясняющий, что это его тропа и ему пофигу, что тут стоит наш лагерь. Мы всё же умеем с ними ладить и разошлись без драки.
Да, и как обычно, жутковато находиться в стае косаток. Хоть известно и проверено что мы им не интересны, всё равно не по себе.. и так каждый раз.
мыс Кукурный, лежбище сивучей
- Что нового, необычного, интересного вы увидели во время путешествия? (список может быть длинным:)) и подробным%))
Все Курилы необычны. Острова очень красивы и таинственны. Остров Шумшу - удивительное место. Тут много довоенных японских укреплений и строений, взлётная полоса в прекрасном состоянии уже более 65 лет. Увидели японский водопровод, из которого до сих пор течёт вода неизвестно откуда и торчат из земли японские провода под напряжением - источник также неизвестен.
Очень красив остров Атласова или вулкан Алаид. Конус торчит прямо из моря и возвышается на два с лишним километра.
Артём Громов, вулкан Алаид
Очередной раз, но теперь с новой силой, ощутили мощь океана. Проливы поражают! Мы никогда прежде не видели реку шириной в десяток километров, стремительно текущую через пролив. Скорость течения достигает 15 км/ч.
Команда вырвалась с Лопатки
Удивило наличие интернета у пограничников на Шумшу и на ГМС в урочище Водопадном.
Природа Камчатки для нас уже более-менее обычна, она нас только радует и реже удивляет. Хотя, я уверен, что когда Вы, читатели и зрители, окажитесь в этих местах - вам просто голову сорвёт от всего этого.
Ждите презентаций других проектов!!!
Партнеры "Хрустального пика" и премии Risk.ru:
155
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
..связь очень нужная вещь в море.
Мстислав, тебя приветствует Red Bull - ты лучший!!!