Сычуань - Четыре Сестры

Пишет iaaka, 11.10.2010 16:51

Тибет – загадочная страна, еще недавно попасть сюда европейцу было почти невозможно… а потом стало совсем невозможно. Идею поехать подкинул брат, скинув ссылку про российский первопроход северо-западной стены Старшей Сестры. Поскольку этот год мы работаем в Шанхае и поехать на сборы с родным клубом не получилось, идея погулять в Siguniang – горах «Четырех Сестер» - пришлась нам по душе. Тем более что хотя эти горы исторически и этнически являются Тибетом, административно они относятся к провинции Сычуань, поэтому, чтобы их посетить, не надо покупать никакого разрешения, в отличие от Тибета. Название району дают четыре расположенные друг за другом вершины - Четыре Сестры; местное придание не отличается особой оригинальностью и гласит, что четыре девицы окаменели, дабы защитить долину от холодных северных ветров (или, по другой версии, панду и снежного барса друг от друга). Две младшие (5025 и 5276) являются основными объектами треккинга, третья (5355) вроде немного сложнее, на старшую (6250) же пока проложено всего несколько маршрутов.
Сычуань - Четыре Сестры (Путешествия, siguniang shan, сигуниан, треккинг, китай, альпинизм)

Рилонг (Rilong)

Крошечный городок вытянулся по правому берегу реки, иногда взбираясь по крутым склонам, иногда спускаясь к самой воде, каменные дома, иногда беленые и украшенные красными свастиками, несколько развалин после недавнего землетрясения, центральная улица (она же шоссе) в окружении новых цветастых еще не достроенных, заставленных бамбуковыми лесами отелей, уличные фонари под зонтиками солнечных батарей, свежеразбитые клумбы, сувенирные лавки, заваленные псевдоаутентичной бижутерией, плохими ножами, рогами и прочим хламом, дети, играющие на дороге, женщина с ребенком, привязанным за спиной, несет воду в коромысле, крутые улочки, свиньи, пасущиеся на противоположном берегу, лошади, джипы, шикарный туристический центр с огромной пустой автостоянкой – это Рилонг.
В верховьях долины вековой уклад жизни еще держится: на альпийских лугах, отделенных от лесной полосы забором, перекрывающим всю долину, пасутся яки, за которыми следят немногочисленные пастухи, живущие в каменных, сложенных с минимумом раствора, домах, крытых, как шифером, здоровенными каменными плитами. Впрочем, и до них добралась цивилизация в лице маленьких гидроэлектростанций, которых хватает не только на свет, но и на телевизор, судя по спутниковым тарелкам. В самом же Рилонге новые времена наступают семимильными шагами. Старое поколение (в основном женщины) еще ходят в традиционной одежде синих и черных цветов, с массивными сережками и бусами, но молодые предпочитают джинсы и кроссовки, а те, кто ближе к туризму, - флис и мембрану, лошади в основном используются для катания туристов, и, если в доме не отель, значит, там кафе или хотя бы магазин. Землетрясение 2008 года несколько приостановило туристическое развитие района, но сейчас оно опять идет полным ходом: поврежденные здания (выглядящие как совершенно новые) сносятся и скоро на их месте появятся огромные гостиницы, маршруты будут оборудованы деревянными настилами, мостами, беседками, магазинами, туалетами, в верховьях долин появятся отели, а яки уйдут в соседнюю долину. И Рилонг окончательно превратится в горный курорт.

Долина Changpinggoua

Мы добрались до Рилонга 8-го сентября. 9-го до 11 часов был туман, во вторую половину дня мы в качестве акклиматизации сходили погулять в долину Haizigou.
вид на Сестер с хребта между Changpinggoua и Haizigou
10-го числа полдня лил дождь, вторую половину было просто пасмурно. Наверх мы вышли только 11-го. Когда мы прошли за шлагбаум, через разрывы в облаках начало проглядывать синее небо и где-то за тучами стало угадываться солнце. Первая часть пути проходит по асфальтированной дороге (с ограждением, старательно декорированным под деревянное; интересно, почему асфальт не декорировали под камень). С начала (если смотреть снизу) долины, по мере того как она поворачивает на север, постепенно открывается вид на Четыре Сестры. Сестры были укутаны туманом и, пока мы шли, то одна, то другая показывали свои белоснежные или скальные склоны. После 3-4 км асфальтовая дорога кончается возле почти достроенного буддистского храма, и дальше идет деревянная дорога (дощатый настил в метре от земли, обильно оснащенный перилами, урнами, беседками, пеньками для отдыха и табличками с загадочным содержанием, больше всего наше воображение поразили следующие две: «Pain and no stepping on me» и «No passing for the passengers in this passage!», до этого в придорожном кафе мы видели табличку над раковиной, гласившую «water that cannot drink»).
Первая секция дороги тянется 3 километра до местечка, где река, видимо, поменяв русло, залила лес, деревья этого не перенесли и теперь их остовы мрачно и величественно стоят посреди воды на фоне гор. Реки здесь часто протекают прямо через лес, а учитывая, что стояла осень и вода была низкая, а так же то что порядочная часть деревьев мертва, видимо, это следствие смены русла, возможно, из-за землетрясения. Дальше идет новая дорога, которую достраивали буквально у нас на глазах, она тянется вверх еще на 3-4 километра. Когда мы шли наверх, она была еще закрыта и нам пришлось свернуть на лошадиную тропу - после дождей, при всей любви к природе, она не вызывала особого восторга, - поэтому на обратном пути мы с удовольствием прогулялись по уже открытой дорожке. Особенно был счастлива Соня, которой дали побегать самой.
лошадиная тропа
Ровно на том месте, где я планировал разбить наш лагерь (на месте впадения самого большого правого притока, прямо напротив старшей сестры, у подножья Pomiu (5413) — это примерно середина долины), мы сперва заметили людей на том берегу, потом нашли мост, состоящий из свежеповаленной ели, и, наконец, вышли к большому лагерю, оснащенному 7-ю желтыми двойками MSR, 4-мя разномастными кемпинговыми палатками, бензиновой электростанцией, фотографом и переводчиком. C переводчиком мы были уже знакомы: 2 дня назад она помогла нам заказать еду: путая китайский с английским, мы сказали, что хотим «машрумс» и «роу» ( «мясо» по-китайски), что она, судя по выражению лица, поняла как «сырые грибы»… Переводчица и представители Сычуаньской ассоциации альпинизма объяснили нам, что тут происходит первовосхождение, однако ни национальности восходителей (вроде европеоиды), ни на что лезут (говорят, из лагеря не видно) мы не поняли. Зато они сказали, что предыдущие 10 дней был дождь, но на ближайшую неделю прогноз хороший (что в основном подтвердилось).
горы над лагерем
Из этого лагеря мы сходили погулять вверх по притоку – примерно до 4400, и, видимо, не дошли до озера, которое там должно было быть; высота немного сказывалась, но в основном боялись за Сонины глаза: солнце днем злое, а очки ребенку были явно велики.

У подножья Pomiu (заметно лежащая стена, однако оснащенная неимоверным количеством карнизов) мы обнаружили памятник погибшему альпинисту (во всяком случае, мы так решили) – сложенный из камней параллелепипед, основательно увешанный совершенно новым снаряжением (карабины, жумар, шайба, петли) и украшенный сверху каской и ледорубом. Что я не понял, так это зачем ему тут был нужен ледоруб.
южная сторона Pomiu
В верховьях долины расположены 3 (или даже больше) горы, но их названий мы не нашли. Оттуда прекрасно просматривается западное плечо (по сути, это отдельная вершина, соединенная с основной вершиной скальным ребром) и северо-западная стена Старшей Сестры.
Старшая Сестра с запада
В долину ведет ячья тропа, которая периодически теряется, иногда встречаются мосты, но мне самому пришлось сделать еще 2: мочить ноги не хотелось, да и поваленных в паводок деревьев в русле навалом.

Где-то на границе леса (по ощущениям выше 4000) стоит домик, но, когда мы там были, он пустовал. В долине много следов недавних селей: груды камней вперемешку с деревьями, пастуший домик около нашего лагеря сдвинут с места и наполовину сломан, наполовину затоплен маленьким селем. Возможно, они были вызваны землетрясением 2008 года, но мы видели прямо в лесу огромную территорию, залитую еще неслежавшимся (я в нем провалился по колено) песком вперемежку с гравием – видимо, стекшим откуда-то совсем недавно.
На спуске мы впервые столкнулись с стадом яков… на узкой тропе. Вообще яки полноправные хозяева наверху, их тут огромное количество самых разных внешних видов: от более-менее обычных коров и стандартных длинноволосых и горбатых яков до каких-то странных мелких разновидностей, которых мы издалека принимали то за козлов, то за баранов, а иногда за кавказских овчарок. Яки вполне миролюбивы и разве что несколько любопытны: почти всегда когда мы останавливались на перекус, обязательно приходило несколько посмотреть, что это мы делаем. Но на тропе встреча вышла немного напряженная. Мы догнали медленно спускающиеся стадо, оно немедленно дало деру вниз, оставив в качестве арьергарда наиболее крупного представителя, который минут 10 смотрел на нас не мигая и не двигаясь. Дождавшись, пока женщины и дети уйдут на безопасное расстояние, он развернулся и с неожиданной грацией скрылся в лесу. Однако стадо двигалось сильно медленнее нас, поэтому пришлось предпринять обходной маневр. Но враг не дремал и мы были замечены. Теперь пара здоровенных яков, пофыркивая, заняло оборону на фланге, пока остальные резво удирали вперед. На наше счастье, дальше тропа делала петлю и нам таки удалось их обогнать.
Из этого лагеря мы также сходили наверх основной долины, шли не спеша, поэтому дошли только до того места, где долина, уткнувшись в пики Camel (5484) and Yangmantai (5666), поворачивает на запад к горе Wildman (5592).
мы на фоне Camel и Yangmantai
Wildman
Чуть выше лагеря долина резко выполаживается и, как минимум до поворота, набирает высоту очень медленно. Река здесь течет извилисто, то разбиваясь на протоки, то образуя большие спокойные заводи. На прибрежных лугах, частично подтопленных притоками, пасутся яки и лошади, называется это райской местечко Muluozi. В самом его начале находится пилорама (питаемая небольшой гидроэлектростанцией); судя по количеству заготовленных досок, недалек тот день, когда деревянная дорога дойдет досюда.
Из верховий хорошо просматривается северо-западная стена Старшей сестры и Pomiu, в какой-то момент справа возникает (но быстро скрывается за отрогом) скальная вершина Chibu (5450).
Pomiu с севера
По левой стороне выше сестер хребет (насколько видно) разрушенный, в нем есть несколько куч щебня с порядочной высотой, с которых должен быть хороший вид на Сестру; но, насколько мы видели с этой стороны и потом из долины Haizigou, приличных гор там нет. Когда мы шли обратно, солнце уже скрылось за хребтом, погрузив долину в сумерки и залив северо-западную стену Старшей Сестры желтым вечерним светом. Отраженный стеной, он был такой яркий, что даже появились тени, повернутые в сторону солнца: Старшая Сестра освещала нам дорогу домой.

Долина Haizigou

В долину Haizigou мы ходили 2 раза: один раз прогуляться 9-го сентября и потом с 16-го по 18-ое. Тропа в эту долину начинается с дороги, ведущей в Ченгду через перевал 4500, и сперва резко набирает высоту, взбираясь на хребет, разделяющий долины Haizigou и Changpinggoua, потом пересекает живописные луга с буддистскими ритуальными строениями и траверсирует правый берег реки вплоть до Большого озера.
Flower lake
Мы поставили палатку на травянистой полянке между озером и большой равниной, на которой река разбивается на многочисленные протоки и которая на карте называется Flower Lake. По краям озер стоят пастушьи домики, и вокруг пасется большое количество коров, яков и лошадей. Из этой долины мы сходили погулять в верховья долины до озера Xiniuhaizi (4400) и я сбегал в наиболее крупный правый приток в надежде, что там есть путь на одну из Сестер. Судя по изобилию выброшенных газовых баллонов, там, может, и есть путь, но он либо предполагает какое-никакое лазанье, либо я его не приметил. По левому краю долины виднеется одна вроде приличная вершина, но в основном хребет сильно разрушен и местами камнеопасен.
над озером Xiniuhaizi

Природа

Основные деревья в горах – лиственницы и большие можжевельники (Sabina saltuaria), встречаются ели (Picea purpurea Mast), около Рилонга довольно много берез. Берега рек часто окружены облепихой. Видели грибы и крупную землянику, впрочем, абсолютно безвкусную. Лес поднимается примерно до 3800 метров, выше идут альпийские луга вплоть до 4600, еще выше растительность понемногу исчезает, а выше 4800 появляются снежники (весной и летом их граница, наверное, ниже) и редкие ледники. Деревья в лесу обильно обрастают мхом и лишайником, отчего приобретают сказочный вид. Склоны выше зоны леса иногда покрыты то ли рододендронами, то ли магнолиями и еще какими-то кустарниками с кожистыми и колючими листьями. В сентябре березы начинают понемногу желтеть, но сезон смены цветов наступает в середине октября – это, видимо, наиболее красивое время. Летом, судя по всему, погода довольно дождливая и плюс в это время тут больше всего народу; хорошая погода - весной и в начале сентября, не знаю как весной, но в сентябре туристов немного.

Бюрократия

В каждую из долин надо купить билет – касса находится непосредственно на входе и работает с 6.00 до 19.00. Билеты стоят 60 или 70 юаней в зависимости от долины. Платишь именно за вход, т.е. ходить с ночевкой выгодно. Но на этот случай есть еще одна организация, осуществляющая поборы – «Outdoor activity center», мы на свою голову случайно ее обнаружили. Они требуют по 50 юаней grass-protection с человека за долину и 12 юаней с человека за ночевку. В долину Changpinggoua без их разрешения нас вроде не пускали, а в Haizigou мы возможно заплатили зря – никто никаких бумажек на входе не спросил. Вообще, это весьма неслабые деньги для Китая и, учитывая количество мусора вдоль троп (да и их качество заодно), желание платить отпадает. Пресловутый grass-protection, видимо, заключается в расстановке идиотских табличек вдоль тропинок. Если бы этих бездельников, что собирают внизу деньги (их там обычно сидит человек по 5-6), загнать наверх собирать мусор, от этого еще был бы толк. Предоставляемые ими гиды за загаживанием окружающей среды не следят; мы видели, как группа конных китайских туристов, предводительствуемая проводником, слопала на привале шоколадки, побросала обертки и поехала вниз.
В сумме местные остапы бендеры сняли с нас 700 юаней на реставрацию провала. Если поеду еще раз, буду ходить зайцем – благо обойти шлагбаум совсем не трудно.
Насколько я знаю, для восхождений необходимо получить дополнительное разрешение, но подробностей я не узнавал.
туристический центр в Рилонге

Логистика

Карта нашего путешествия, а так же разные полезные места обозначены тут

Ченгду

Ченгду (Chengdu) – административный центр провинции Сычуань (Sìchuān) оснащен большим аэропортом, который, вероятно, принимает и международные рейсы; есть ли прямые рейсы из России, я не знаю, перелет из Шанхая занимает около 2,5 часов, билеты стоят порядка 1000 юаней.
От Ченгду до Рилонга есть минимум две дороги: 4-6 часов пути через перевал 4500 или 7-9 часов через перевал 4100. Обе дороги сильно повреждены землетрясением и находятся в процессе восстановления. Порой они выглядят довольно стремно: извиваются серпантином на порядочной высоте над долиной, дорога просматривается не дальше 50 метров, но обгон разрешен везде. И китайцы обгоняют – предупреждая о своем присутствии оглушительными гудками.
Стандартный путь в Рилонг проходит через перевал 4500 – именно по этой дороге каждый день ездит множество (в зависимости от сезона) микроавтобусов и джипов, которые за 150 юаней за человека доставят вас на место назначения. Однако, по крайней мере во время нашего пребывания, перевал закрывался во второй половине дня (около 12), поэтому все машины уходили утром (около 7 утра). Договориться о такси можно через отель Moon and Sun в Рилонге (0086-837-2791389), но говорят там только по-китайски - на обратном пути с ними можно договориться жестами, но по телефону сделать это затруднительно. По телефону 0086-837-2791063 (это Sales Management Section of Four Girls Mountains Management Bureau) отвечают по-английски и могут подсказать, как лучше добраться. Короткая дорога восстановлена только частично, около 30-40 км лишены покрытия, часть туннелей открыты, но в них нет света, они заставлены техникой и по земле текут ручьи – выглядит довольно апокалиптично.
На данный момент (осень 2010) длинная дорога в существенно лучшем состоянии: покрытие есть почти везде, она просто иногда завалена грязью или камнями и почти везде отсутствуют бордюры. Длинный путь проходит через невероятной красоты каньон и маленькие деревеньки с каменными или белеными домиками с орнаментом, местные жители иногда занимают половину дороги для просушки кукурузы (или чего-то похожего), а по оставшейся половине ходят, не обращая никакого внимания на автомобили.
По непроверенной информации, в Ченгду есть два места, откуда уходят, по мере заполнения, машины в Рилонг, они обозначены на карте как bus station 1 и 2 (второй вариант мне кажется более надежным).
в Ченгду

Заповедник около Рилонга

Собственно заповедник состоит из 3-х долин (с запада на восток): Shuangqiaogou, Changpinggoua и Haizigou. В первой почти до самого верха идет шоссе и есть тропа – какого качества не знаем, т.к. в эту долину не ходили. Во второй есть по всей длине лошадиная тропа, на половине пути есть деревянная дорога. В Haizigou тропа лошадиная и после дождя местами неприятная, примерно в середине есть небольшой отель. Тропы обильно снабжены табличками с надписями на 4-х языках, один из которых отдаленно напоминает английский, встречаются туалеты разной степени комфортабельности и урны, которыми, судя по обилию мусора, никто не пользуется. В некоторые долины притоков идут тропинки (т.к. склоны долин обычно очень крутые и многие притоки спадают по ним водопадами, то тропы есть не везде), но основные их пользователи – яки.

Рилонг

В Рилонге довольно много отелей, некоторые, правда, похоже не работают. Возможно, они повреждены землетрясением. Во всяком случае, у нас на глазах один такой снесли.
Мы жили в отеле под названием Moon and Sun, которым заправляют мать (ходит в традиционной одежде) и дочь (в джинсах и на каблуках). За комнату с двумя кроватями (оснащены матрасами с подогревом) и теплым душем мы платили 60 юаней в день. Они также могут накормить – в любое время суток, – но большинство блюд острые. Весь холл отеля и столовая увешаны кусками ткани с добрыми пожеланиями от постояльцев, теперь к ним добавилась и наша.
верхняя часть Рилонга

Немного о нашем снаряжении и спонсоре

Газ для горелок лучше купить в Ченгду, например, в одном из магазинов около стадиона (обозначен на карте как outdoor shop), но можно и в Рилонге – я видел маленькие баллоны (под резьбу), по крайней мере, в двух магазинах. Наверное, их также можно купить в «Outdoor activity center», там же можно взять напрокат палатки, спальники и прочее снаряжение.
Поскольку один из нас должен был нести ребенка (Соня ехала в рюкзаке от татонки, к которому я изготовил навес от дождя и солнца из занавески для ванны и двух металлических вешалок – родной навес почему-то не подошел; рюкзак понравился большим карманом внизу: туда влезало все что надо для однодневного выхода, включая горелку, но в его устройстве есть что-то порочное, во всяком случае, и у меня и у Ксюши от него болела спина), то мы постарались максимально уменьшить вес снаряжения. Палатка vauda hogan ultralite argon (двухслойная каркасная) оказалась идеальна: там прекрасно хватало места на троих, было тепло (ночью температура опускалась ниже 0) и сухо, - при весе в 1.2 кг это прекрасная палатка для таких мероприятий. Спальник от Alexica Omega omicron (800 г) в который раз меня не подвел, ну и конечно мембрана от Sivera – наш выбор. Спасибо нашему спонсору - магазину tema-sport.ru!

Полезные ссылки

Я нашел не так много информации на английском и русском языках об этом районе, вот пара ссылок:
Страничка на www.summitpost.org
Сайт Kenzo Okawa, который весьма любезно отозвался на мое письмо и очень помог информацией.