Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса.

Пишет Forest, 31.08.2010 00:08

Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

Остров находится на 80 градусе северной широты, температуры воздуха здесь обычно не превышают 0 градусов. Но нам везёт, и мы любуемся песчаными дюнами на фоне голубого неба. Температура воды в водоёмах правда также близка к нулю, и они подёрнуты толстым льдом, так что купание отменяется.

Остров Хейса входит в климатическую зону А по американской классификации, это самые суровые условия в Северном полушарии. Несмотря на то, что только 2% территории Арктики относится к этой зоне, именно здесь наиболее заметно влияние изменений в климате. А изменения есть. В этом году, например, было зафиксировано минимальное распространение морского льда в Арктике, правда снежный покров на острове Хейса наоборот начал сходить позднее обычного, из-за чего задержалось цветение растений.

На исследование острова Хейса у нас есть всего неделя, а сделать предстоит немало. В задачи нашей экспедиции входило изучение ландшафтных и геокриологических условий острова. Это часть международного проекта по изучению изменений, происходящих в природной среде арктических регионов.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

Мы жили на территории метеорологической обсерватории им. Кренкеля, в доме ракетчиков. Когда-то метеоракеты регулярно бороздили местные небесные выси, и их остатки теперь торчат везде по окрестностям – приземлялись они втыкаясь в мерзлоту. Сейчас пуски прекращены, старые ракеты не отвечают современным требованиям по безопасности, да и энергии для считывания данных требуют немало.

Полярные маки раскрашивают межракетные пространства.

Интерьеры домика ракетчиков суровы, как и окружающая природа:)
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

Даже простые действия, требуют соблюдения определённых правил.

Так станция выглядит с крыши домика,

А так, с вершины холма.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

Окрестности местами похожи на пустыню.

О том, что пустыня полярная, напоминает ледовый купол на горизонте.

Для изучения геокриологических условий удалось пробурить несколько скважин, самая глубокая - 10 м. Температура на забое составила 10-11ºС. Посмотрим, что зафиксируют автоматические термометры за год.

Мёрзлые морские отложения.

Неделя пролетела очень быстро, и вот уже знакомый силуэт опять на горизонте.

Остаются за кормой острова архипелага...
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

и самое северное отделение Почты России...

и ещё острова...

и причудливые веретёна облаков...
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

и затейливые камни, нарезанные на ломти суровыми полярными погодами...

и холодные краски заката.

Пройдены остров Визе и мыс Желания, и поморники Диксона уже машут нам крыльями.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Остров Хейса. (Путешествия, арктика)

Диксон это уже цивилизация, мы увидели его как в туман с дождём (что является обычным состоянием), так и при безоблачном небе (что бывает нечасто).

Соотношение времени, проведённого в море/на суше, составило примерно месяц/неделя, что, впрочем, норма для подобных сезонных вылазок. Несмотря на это, автору удавалось сохранять здоровый оптимизм:)

Коротко о снаряжении. Вместо традиционной для буровика телогрейки, был взят комплект из куртки Marmot Bastion jacket и комбинации штанов Reactor и Scree pants. Выяснилось что этого вполне достаточно для лета на широте 80 градусов при наличии физической активности.

Фото Андрей Абрамов, Гоша Матышак, Дмитрий Савельев, Елена Слагода
Спасибо за поддержку снаряжением Marmot и Julbo.