Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Начало.

Пишет Forest, 28.08.2010 18:22

Когда слышишь названия Новая Земля, остров Визе, архипелаг Земля Франца-Иосифа, то сразу становиться понятно, что там всегда очень холодно и работают там только очень отважные люди. Современные ледоколы позволяют посетить эти места с достаточным уровнем комфорта, но правда цена вопроса составляет от 13 000$. В августе 2010 мне удалось побывать в этих местах на легендарном научно-исследовательском судне «Михаил Сомов», который после героической работы в Антарктиде (с 1975 до конца 90-х) завозит теперь топливо и провизию на станции Арктики. Основные работы мы проводили на острове Хейса в архипелаге Земля Франца-Иосифа, но попутно увидели с борта судна берега Новой Земли и Ямала, островов Вайгач и Визе.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Начало. (Путешествия, арктика, амдерма)

Достаточно давно Севморпуть был оживлённой трассой, а теперь в прибрежных посёлках царит затишье. Не зря "Михаил Сомов" величают кормильцем Арктики. По пути к острову Хейса мы посетили часть станций западного сектора Арктики.

Первым пунктом нашего круиза стала Амдерма, куда мы долетели вертолётом из Воркуты. Из-за технических неполадок «Михаил Сомов» только стартовал из Архангельска - почти неделю мы исследовали береговые обнажения вокруг посёлка.
Полярная станция в Амдерме существует практически с начала прошлого века.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Начало. (Путешествия, арктика, амдерма)

Но современные постройки хуже сопротивляются течению времени.

Самолёты рвутся в небо с бетонных постаментов,

и надо всем этим парит металлический поплавок, замаскированный под первый спутник Земли.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Начало. (Путешествия, арктика, амдерма)

В прибрежных районах здесь распространены подземные льды и криогенные оползни (а также остатки былой военной мощи).

Ещё пару лет назад здесь проходила дорога.

В скалистые участки берегов бьются волны Карского моря.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Начало. (Путешествия, арктика, амдерма)

Солнце только чиркает по горизонту, как-никак 69 градус северной широты.

Наконец на горизонте появился легендарный силует, и наш круиз начался.

Основной задачей судна является снабжение всем необходимым полярных станций и погранзастав, поэтому сначала мы сходили к полуострову Ямал, на станцию Марресаля, а затем повернули обратно в сторону острова Вайгач.
Путешествие к Земле Франца-Иосифа. Начало. (Путешествия, арктика, амдерма)

Дальше наш путь лежал вдоль берегов Новой Земли. Здесь в своё время гремели ядерные взрывы, теперь здесь полигон, и в достаточно протяжённой полосе есть устойчивый приём волн сотовых сетей - всё же телекоммуникации стали добираться и до таких затерянных мест. Поступают сообщения, что в Москве всё горит и плавиться, а здесь по берегам лежит снег.
Станция Малые Кармакулы.

Вокруг буйствуют пейзажи суровой красоты, в основном представленные свинцово-серыми просторами Баренцева моря. И вот наконец впереди появились плоские вершины – Земля. Представляю, как несколько веков назад радовались этому австрийские матросы.

Продолжение следует...

Фото Андрей Абрамов, Елена Слагода.
Одежда и снаряжение - Marmot, BD, Julbo.