Адырсучий проект "Скала Никита. Новости. Маршруты, пролазы, соревнования
Собственно о самих соренованиях на Кубок Памяти очень хороший пост написал Владимир Башмаков.
Я же со своей стороны добавлю немного личных впечатлений от участия в Кубке, а так же о пролазе остававшегося нераспечатанным до сих пор К2 и пару слов о пробитых новых маршрутах.
Фото Димы Скотникова
Я же со своей стороны добавлю немного личных впечатлений от участия в Кубке, а так же о пролазе остававшегося нераспечатанным до сих пор К2 и пару слов о пробитых новых маршрутах.
Фото Димы Скотникова
1 августа мы с Димой Скотниковым переехали из Узункола в Уллутау.
Здесь начались различные перипетии с генератором, перфораторами, болтами и ушами. Все это пришлось собирать самим по всему Кавказу – из Нальчика, Цея и т.д. на что ушла целая неделя вхолостую.
Спасибо всем парням, которые откликнулись на мои просьбы и согласились в свой день отдыха помочь нам с Димкой и затащить в мульду все это оборудование.
И спасибо Володе Башмакову, который вместе с женой Галиной полностью взяли на себя судейство Кубка Памяти и все его организационные задачи, пока мне пришлось заниматься генераторами, перфораторами, бензином, маслом.
Кубок Памяти
В этом году Кубок Памяти проводился только на мультипитчевых трассах скалы Никита. На скалолазных трассах на Скале спасателей зачетов не было. И очень многие, особенно ветераны, сетовали по этому поводу.
Но это было связано с отсутствием людских ресурсов на организацию и судейство. В основном судейской бригады.
В следующем году будет Юбилей Уллутау и планируется сделать более массовые соренования, включив и индивидуальное лазание на Скале спасателей рядом с лагерем и снова, как и в этом году, альпинистский вариант соревнований связок на мультипитчах скалы Никита, а так же отдельные зачеты для ветеранов.
///
Пока мы с Димкой ждали уши и станции, которые должны были приехать из Цея, поднялись в мульду, чтобы просмотреть предполагаемые новые нитки маршрутов и принять участие в Кубке Памяти.
Не люблю соревнования на скорость. Но, как говорится, назвался лидером – полезай на стену. Чей проект, тому и скальники в руки и вперед – своим участием поддерживать этот проект.
– Для меня главное участие, на какие-то места мы не расчитываем, – говорю Володе, когда он регистрирует нас.
– Это как это не рассчитываем? – нервничает стоящий рядом Димон. В его взгляде напряжение и вопрос. Он молодой, амбициозный, привык работать на победу и выигрывать в соревнованиях.
Фото Владимира Башмакова.
Его напряжение и стартовый мандраж передаются и мне. Первую веревку стараюсь лезть несвойственно быстро. Боже, как я не люблю соревнования на скорость. Руки и ноги делают судорожные нелогичные телодвижения, мозг суетится. Из-за чего карабины не закручиваются, веревка путается.
На второй веревке понимаю, что как-то все сложно. Стоп. Надо успокоиться.
– Это был ключ? – спрашиваю, подлезая ко второй станции.
– Нет, ключ в конце третьей веревки.
Т-а-а-к… Какой же будет ключ…
Димон под ключом на третьей веревке. Фото Владимира Башмакова.
Рельеф необычный. Лезешь-лезешь и периодически возникает полный ступор от того, что абсолютно не понятно как тут технически грамотно разложиться, чтобы выйти с наименьшими усилиями.
Вторая веревка – внутренний угол с трещиной и какими-то подхватами и карнизиками. Надо все время что-то заклинивать. Но это мужская техника, которую я не люблю. При срыве даже с верхней страховкой веревка продинамит метра два и все заклиненные руки-ноги рискуют так и остаться заклиненными.
Прохождение ключа Антоном из самарской связки. Фото Димы Скотникова.
Поэтому после некоторых раздумий использую женскую технику – поворачиваюсь полубоком, подбираю под себя одну ногу, вторую ставлю вперед на трение и уперевшись в стенку спиной и задницей начинаю постепенно, как ящерица, продвигать себя сантиметр за сантиметром вверх.
– Я не думала, что ты так технично лезешь, ожидала увидеть гораздо хуже, – сказала мне потом Галина, которая наблюдала за всеми в подзорную трубу. – И это в твоем-то возрасте и ты еще так лезешь.
– Вот в том-то и дело, что в моем возрасте мне уже приходится компенсировать силу техникой, – смеюсь в ответ.
Мужчины более скупы на комплименты, но от этого их похвала прозвучала не менее ободряющее для женщины «в моем возрасте».
– Хорошо, технично лезешь. Только что-то на третьей веревке у вас был затык, – сказали мне потом в столовой Джайлыковские ветераны, не поленившиеся придти в мульду, чтобы поддержать своим присутствием эту новую традицию отмечать не просто День Памяти, а почтить память друзей приуроченным к Дню Памяти Кубком Памяти.
Да, на третьей веревке как раз у всех был затык. И у одной команды даже срыв. Собственно в конце третьей веревки и был ключ.
Со второй станции все выглядело не так уж страшно и я уже было начала расслабляться. Стартовый мандраж прошел, мозг абстрагировался от того, что надо быстрее-быстрее, карабины уже муфтовались, веревка не путалась.
Только Димка нервничал, периодически спрашивая у меня сколько время.
Первую половину третьей веревки пролезаю не сильно напрягаясь. А вот дальше как-то нависает и с обеих сторон щели все гладко. Хорошо тут полочка на которой можно постоять и подумать.
Большое искушение тупо достать спасительную палочку-выручалочку – жумар, постоянно висящий на поясе на самый крайний случай.
Тем более, что Димка страхует через реверсо и в любой момент можно вщелкнуть жумар прямо в страховочную веревку.
– Давай, давай, ты вылезешь, – произносит он сверху, будто прочтя мои мысли.
Пришлось давать. Ну разве тренер может подвести доверие своих парней? :)
В последний момент хватаюсь рукой за Димкину ногу и подтягиваюсь на ней к станции. Но вроде нога напарника не считается за ИТО, ведь это не искусственная, а вполне себе живая точка опоры.
Последняя веревка просто по сравнению со всеми остальными приятная беговуха. Димка все сильнее нервничает. Как только вщелкиваю свою самостраховку в верхнюю станцию, он сразу начинает пропускать веревку через дюльферное кольцо.
После скоростного спуска наперегонки со штормом с Южного Доломита на дюльферах уже слаженность работы у нас мгновенная. Быстро договариваемся кто как дюльферяет и погнали. На 4 дюльфера у нас уходит меньше 15-ти минут. Правда, Питер-1 нас тут обошли – они сдюльферяли за 10 минут.
А это прохождение третьей веревки Самарской связкой.
Фото Димы Скотникова
Вот такой вот пассивный все время рельеф
К2 распечатана
В прошлом году на скале Никита было пробито три маршрута. Но два из них: К2 и Classic Rock так и стояли нераспечатанными. Classic Rock никто даже не пытался пока пролезть, а вот К2, как и его гималайский прародитель, похоже решил показать свой суровый норов.
В прошлом году мы с Димой попытались его пролезть, но сдюльферяли со второго большого карниза, т.к. там нужно было дозакладываться, а с собой были только оттяжки, или надо было добивать шлямбура. И в прошлом году мы так замерзли на этом маршруте, как я не мерзла ни на одной из адырсучих вершин.
В этом году МГУшники попытались его пролезть, но тоже сдюльферяли из под этого карниза.
И вот в промежутках между пробивкой маршрутов, пока были разряжены аккумуляторы, Димка предлагает что-нибудь пролезть. Мне конечно больше хотелось Classic Rock, так как после прошлогоднего холодильника на К2 остались не самые приятные впечатления и мотивации лезть на него снова не было никакой. Но Димке хотелось дободать этот К2, который он в прошлом году не смог пролезть.
Первая веревка приятное лазание на равновесии. Не лезешь, а будто танцуешь. Гораздо легче, чем первая веревка на In Memoriam. Хотя парни уверяют, что сложнее. Но видимо у женщин больше развита техника равновесия, а на In Memoriam более силовые выходы и разные подхваты снизу, в которых я не сильна.
Первая веревка на К2. Фото Димы Скотникова
Вторая веревка на К2, как я поняла, моя любимая теперь. Внутренний угол с распорами, а распоры это самое мое любимое лазание. Даже в прошлом году одна девушка прокомментировала подобную фотку из Крыма: «О, как девочка умеет ножками».
И самая изюминка второй веревки – это небольшой карниз, который проходится очень технично и красиво. Из широкого распора надо на равновесии перекатить себя под этим карнизиком на левую стенку, далее пара красивых техничных движений с подхватами и легкий выход в контрупор.
В общем это один из немногих карнизов, из тех, что довелось мне лезть, который проходится абсолютно без силовых выходов, а исключительно на технике.
Еще в прошлом году я получила эстетическое удовольствие от его пролаза, а вот в этом году в полной мере насладиться не удалось. Как говорится «на войне, как на войне», а на К2, как на К2. Похоже это название прочно припечатало маршруту суровую энергетику.
Стандартно в этом году погода стояла: утром солнце и ясно, ни облачка, потом часам к пяти-шести натягивало облака, начинался дождь, а к ночи все раздувало, звездное небо и утром опять ясно. Вот и тут с самого утра было как обычно тепло и ясно. Но только мы подошли к скале, как со стороны Джайлыка потянули облака, хотя было еще в районе 12 часов дня.
– Похоже, что в этом году опять не удастся пролезть его.
– Думаешь будет дождь?
– Предчувствую уже.
И точно, пока оделись и начали лезть, все небо затянуло и на второй веревке, когда Димка вылезал этот маленький красивый карнизик, начался не просто дождь, а крупный град сопровождающийся сильными порывами ветра.
Слышимости на этой станции никакой. После того, как Димка ушел за перегиб карниза, спросить лезем мы дальше или нет уже невозможно. Чувствую веревка выбралась вся и начались условные подергивания, говорящие о том, что страховка готова. Пришлось лезть наверх под этим крупным градом, стучащим по каске, как горох. Благо тут все под нависаниями и в распор, поэтому все лезется.
Поднимаюсь к Димке. Он настроен по-боевому – лезть дальше, невзирая на шторм и град.
– Эту веревку я все равно буду ИТОшить.
Все, как в прошлый раз. Опять собачий холод.
Правда наш К2 видимо понял, что мы наглые и упорные и никаким штормом и градом нас не сгонишь, поэтому решил отступить. Град прекратился и над нами даже появилось небольшое окошко в облаках сквозь которое выглянуло солнце. Вот только на этот маршрут под эти нависания, углы и карнизы солнце все равно не попадает. Оно где-то так близко на стенах дразнит и манит, пока приходится стоять и дрожать от холода в сыром углу на страховке и так хочется скорее туда на солнышко вылезти.
И вообще хочется скорее наверх, хочется уже долезть до конца только по одной причине, чтобы быстрее свалить вниз отсюда и не дюльферять, а спуститься в обход сверху по кулуару.
Четвертая веревка, как уверяет Димка, лазательная и типа сейчас «пробежим» ее.
Но что-то, смотрю, он не сильно побежал. Тем не менее на его вопрос сверху: «Как ты пойдешь – по перилам или лазаньем?» отвечаю: «Лазаньем».
Раз предполагается, что веревка лазательная, значит надо лезть. Ведь я же сама позиционирую свободное лазанье на скале Никита.
Правда оказывается все не сильно лазательное. Мокро, ноги не стоят, руками не за что взяться – все заглаженное, порода шелушится под руками и ногами. Недаром москвичи говорили, что надо бросить клич и основательно чистить всю скалу.
Плюю на чистоту стиля и тупо начинаю браться за оттяжки, хотя пробито редко – метра через три-четыре и сильно по оттяжкам не поИТОшишь, надо все же лезть. Четвертая веревка на К2 на мой взгляд явно на порядок сложнее первых двух.
Хотя я всю дорогу молча кляла и погоду и этот маршрут и Димку, который решил лезть до упора под градом и дождем, но справедливости ради надо заметить, что маршрут мне понравится и удовольствие от него я получила даже в такую непогоду. Он не менее интересный, чем In Memoriam. Они оба абсолютно разные и своеобразные.
В прошлом году после того, как не удалось пролезть третью веревку с карнизом из-за большого пролета между шлямбурами, Димка хотел в этом году добить там несколько шлямбуров. Но после прохождения решил этого не делать. Все проходится, если иметь с собой комплект закладок и долзакладывать свои точки.
Сразу после выхода с карниза надежно сидела гекса. И дальше под верхом на подходе к станции пару маленьких стоперов. А вот фрэнды в тех щелях не держат.
Новые маршруты
Ну и несколько слов о новых маршрутах, которые удалось все же пробить несмотря на возникавшие всю дорогу в этом году сложности.
Фото Димы Скотникова
Фото Димы Скотникова
Фото Димы Скотникова
В этом году была задача пробить не спортивные, а учебные маршруты.
И если прошлогодние In Memoriam и К2 идеальны для разминки перворазрядников перед пятерками, то нынешние маршруты рассчитаны на учебно-тренировочные для третье- и второразрядников.
Скальный массив Никита состоит из трех основных скальных башен и одного маленького отрога, на который и были в прошлом году проложены нитки In Memoriam и К2.
В этом мы пробили один длинный маршрут на центральную башню скалы Никиты. Он проходит прямо по центру бастиона центральной башни.
Назвали его Smile Tower. Поскольку начало маршрута от скальной стенки на которой с ночевок отчетливо видна морда не то лисы, не то волка с улыбкой, как у смайлика.
А выход маршрута между двумя зубцами башни напоминающими зубцы на крепостных стенах старинных замков.
Smile Tower – альпинистский, а не скалолазный маршрут. Протяженность маршрута – 6 полных веревок. Станции пробиты на всю веревку, т.е. через 30-45 метров. Только одна короткая веревка в 20 метров, там где косой траверс. То есть на маршруте надо иметь, как и полагается, две веревки, чтобы можно было задюльферять.
Сложность лазанья – III-IV кат. Ключ 15 м VI+ На ключе 3 шлямбура. Но ИТОшить не получится – надо лезть или что-то дозакладывать еще, если есть желание заИТОШить. Но в ИТО нет смысла – если уровень лазания не позволяет пролезть, то в этом месте можно обойти по полке влево и пролезть вариантом попроще, там тоже пробит страховочный шлямбур.
Вообще линия маршрута идет логично – прямо по диретисиме, но лезть можно по разному. Собственно как и любой маршрут III-IV кат. он представляет из себя – стенка-полка. И соответственно можно либо лезть, как идет линия маршрута по диритисиме, либо, если уж очень хочется, то гулять вправо-влево по полкам.
Промежуточные точки пробиты не так часто, как на спортивных маршрутах, а по два-три шлямбура на веревку, только в ключевых местах они чаще – через 1,5 метра. По всему маршруту масса возможностей класть закладки. Так же как и масса вариантов где можно пролезть – можно выбирать пути попроще, можно посложнее.
Убедительная просьба не бить на маршруте крючья!!! чтобы не разрушать скалу. Пробитых шлямбуров плюс использования при необходимости закладных элементов вполне достаточно для прохождения.
Удачных всем восхождений с улыбкой на Башню Улыбок
Авторская подпись под маршрутом :)
Фото Димы Скотникова
И соавторская стрелочка :)
А чтобы Василий не уверял опять в комментах, что фотки постановочные, вот тут есть живое видео :)
Второй новый маршрут в самой левой части контрфорса маленького отрога, на котором In Memoriam и К2. Нитка идет по диагонали по внутреннему углу с выходом на левый контрфорс. Маршрут пока без названия. Автор маршрута Дима Скотников, я наметила только снизу предполагаемую нитку. Поэтому Димка сейчас определится с названием, пока мы составляем все описания. Технически этот маршрут сложнее Smile Tower, но проще, чем In Memoriam и К2.
Описания маршрутов будут подготовлены к началу сентября.
Так же будут сделаны поправки к описаниям In Memoriam и К2 после их пролаза в этом году разными связками. В основном эти поправки касаются уточнения сложности питчей.
Пробивали маршруты: Ирина Морозова и Дима Скотников
Проект Скала Никита проходит при поддержке Федерации альпинизма России
Снаряжение для пробивки фрмы Венто
95
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
И, что удивительно, они не перечёркивают Вашу женственность!;-)
Удачных стартов на Скале Никита!
Спасибо.
ещё мудрее делать ей за это комплименты...
На удивление, специализированная статья читается легко.
Хочу особо отметить бунт здравого смысла, который Ирина нам демонстрирует:
1. Нелюбовь к скоростному лазанью.
2. Внутренний протест тяжёлых путей, когда рядом можно легко пройти.
Такое подавлять в себе нельзя, это правильное чутьё, хороший вкус, природный здравый смысл.
Димка обучал своего тренера грамотной работе с перфоратором :)
мне особенно приятно, когда мои участники достигают уровня, когда тоже могут меня чему-то научить
Если мне не изменяет память, он из Самары?
Моя активная юность прошла в этом городе. Оттуда был призван в Армию, там первый раз был влюблён... Много связывает с Волгой и Жигулями...
Передайте Диме привет от земляка с Проспекта Металлургов и завсегдатая стадиона "Металлург"!
думаю он и сам прочтет :)
смотрится.Вылитая сестра милосердия:):):)
И поправь TAWER на TOWER.
Маленькая, но все ж ашипка
главное я же в этот раз специально в словарик заглянула :))
но все равно ошиблась. видимо так увлеклась чтобы вместо _w_ не написать _u_ , что на эти _а_ и _о_ уже не обратила внимания
ну не судьба мне с английским :)))