КОГДА УЙДЕМ СО ШКОЛЬНОГО ДВОРА... 1.
C большим интересом прочел интервью руководителя Центральной Школы Инструкторов – ЦШИ – Ивана Трофимовича Душарина.
Деятельность ЦШИ, к которой я имел непосредственное отношение все эти годы, и как инструктор, и как тренер, и как журналист, в последнее время вызывала критику. И – соглашусь – отчасти, справедливую.
Но именно и только - отчасти.
Не от руководителя и тренеров школы зависели (и зависят) ряд ключевых моментов в деятельности ЦШИ. Как то: желание самих российских альпинистов получать квалификацию инструктора, финансирование, длительность обучения и т.д. Эти факторы тесно переплетаются с рядом других и более чем влияют на деятельность и результаты школы. Поэтому, как я думаю, сначала нужно решить все эти вопросы, а уж потом возлагать ответственность на персонал ЦШИ.
И поэтому заголовок «Школа пойдет по-новому!» притянул, как магнитом.
Однако после прочтения в организме возникло удивление, переходящее в недоумение. Я даже засомневался, Ивана ли Трофимовича идеи изложены – так они расходятся с тем, что я наблюдал и слышал от него все три года деятельности школы. В конце каждого сезона деятельность школы обсуждалась всем тренерским составом, разбирались ошибки, спорные моменты, обсуждались шаги по их исправлению, новые пути и перспективы. Эти разговоры продолжались и на встречах в Москве – на конференциях и заседаниях ФАР. То есть, проблемы школы были, в общем, очевидны. Только не очень понятно было, как их решать. И вот – интервью о предстоящих переменах, которые…
Ну, обо всем по порядку.
1. «Теперь зачисление в школу будет производиться не на основе формальных заявок, как было раньше, а только на основании сдачи кандидатами вступительных тестов и экзаменов по технической и физической подготовке. И оплата за обучение будет взиматься с курсантов только после решения о зачислении в школу. Те, кто не сдаст входные тесты, не будут зачислены».
Это правильное и давно назревшее решение. О нем мы говорили последних два года. И для потенциальных курсантов – это ориентир, к которому надо готовиться. Ведь не шутки – приехать и после неуспешной сдачи тестов и нормативов вернуться, что называется, несолоно хлебавши.
Значит, желающие поступить в школу уже за 3-6 месяцев должны знать, каковы же будут требования по теоретической, технической и физической подготовке. Чтоб не получилось, как в только что в прошедшем жетоне, где тест на прохождение участка 4 кат. тр. с нормативом в 5 минут кто-то проходил за 2, 5 мин, кто –то за 10, а кто-то вообще не прошел…
Но я лично не смог нигде обнаружить требования вступительных экзаменов в ЦШИ-2010, до начала которой осталось 10 дней.
2. «Курсантам школы будет предложено описание перечня стандартных приемов. Курсанты обязаны будут овладеть навыками по обучению этим приемам и исправлению типичных ошибок. На это будет отведено примерно 12-14 дней».
Вот тут решительно непонятно… Три года руководство и тренера ЦШИ говорили о том, что 20 дней никак не хватает ни на теорию, ни на практику, ни на даже толком прием экзаменов, проходящих в стиле «галопом по Европам». И тут на 6-8 дней происходит сокращение сроков обучения?! В то время, как на Западе несколько дней (порядка недели) в обучении инструктора тратится на отдельные курсы по видам рельефа, у нас тратятся часы – и мы сокращаем и эту программу?
А как же планка качества, о которой постоянно идет разговор?
3. «Про стажировку. Последняя неделя школы будет отведена под стажировку курсантов. Каждому курсанту будет прикреплено по 2-3 настоящих новичка, которых стажеры должны будут научить определенному перечню приемов.»
Правильно ли надо понимать, что послешкольная стажировка отменяется? Та самая стажировка, которую в 1 или более смен по результатам обучения и экзаменов давали выпускникам для получения звания инструктора?
Т.е. вместо 40 дней (минимально), теперь учеба и стажировка составят 20 дней?
Не спрашивая, откуда возьмутся «настоящие новички», хочется понять: кто будет подписываться под риском опытов над этими подопытными кроликами, если, например, не дай Бог, произойдет какое-то ЧП? Кто – юридически – будет отвечать, выпускать новичков на занятия и расписываться в журнале по ТБ?
А если курсант окажется не готов через 12 дней – ну, выяснится, что за 12 он не освоил навыки работы инструктора или вообще не готов для инструкторской деятельности – то, получается, эти настоящие новички и пожнут плоды таких инноваций ЦШИ?
Или управлять новичками будет тренер ЦШИ, а курсант при нем – стажироваться, показывая приобретенные за 12 дней навыки?
Как это будет выглядеть чисто технически, если, например, стажер начинает на занятиях новичкам не то и не так объяснять и показывать? Тренер должен системой условных знаков показать «Ты какого эту пургу гонишь?» Или прервать процесс, отвести курсанта в сторонку и объяснить в чем тот неправ? Или просто прервать стажера и вовсеуслышание пояснить, что не так и как надо? Или ничего не объяснять, а о всех ошибках и недочетах поговорить после занятий?
И если в отделении тренера ЦШИ 4-5 курсантов, то у каждого будут свои «настоящие новички» или одно отделение новичков, на котором каждый курсант будет стажироваться по очереди?
Ну и – отзанимаются курсанты с новичками таким образом 5-6 дней, и куда дальше этих бедных новичков?.. Кто будет заканчивать цикл и совершать восхождения с ними, давать характеристику?
«На итоговых экзаменах будут оцениваться не только курсанты, но и новички и то чему их смогли научить стажеры за неделю работы.»
То есть тренера школы должны будут экзаменовать еще и новичков? С каких же позиций?
4. «Также вместо теоретического экзамена курсант должен будет выступить с самопрезентацией и поучаствовать в экспертном собеседовании.».
Поскольку тут не раскрывается, что есть самопрезентация (рассказать, в чем ты хорош, а в чем еще лучше?) и экспертное собеседование, то можно лишь заметить, что именно на теории выясняются пробелы в знаниях выпускников. Причем, зачастую – в элементарных, на уровне 2, а то и 3 разряда знаний. И если выпускник на словах не может вам объяснить как правильно заворачивать ледобур или каковы основные правила передвижения по скальному рельефу, то понятно, что и на практике своим подопечным он – не сможет объяснить.
(продолжение следует)
153
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Буду ждать продолжение....
Пока от комментариев пожалуй воздержусь..., но многое хочется прояснить. Надеюсь сообщество подключиться с трезвыми умами, без эмоций.
За более подробными комментариями по сути Вам надо обращаться к Волкову, Душарину и Мариеву, как авторам идеи новой школы.
Могу дать комментарий про стажировку.
Стажироваться будут на военнослужащих ВВ, у которых в это время будет проходить сбор в Безенги.
Каждому курсанту достанется по 3-4 новичка. Стажироваться курсант будет под контролем двух инструкторов - инструктора отделения ВВ и преподавателя школы.
В 2009
Получите много минусов сударыня, Lalena.
Но - не системный. Ведь не будут же ВВ каждый год подгадывать под работу ЦШИ.
Существует же "УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ АЛЬПИНИСТОВ" для новичков, расчитанная на 20 дней подготовки в горах + предлагерная подготовка. Должна быть заложена база.
5-6 дней для стажировки всё таки очень мало. Скалы, снег, лёд, связки, страховка - всё по 1-му дню?
Для подготовки "пушечного мяса" сгодится?
И для подготовки новых супер инструкторов с сертификатом тоже?
"Какие веники такая и баня..." Василий Ш.
• Экспертное и консалтинговое сопровождение проектов, реализуемых в горной местности
Не могли бы Вы, являясь таким экспертом, объяснить простым аналитическим языком, какую цель преследуют такие новшества в Школе?
в соседнем сообщении говорится:
"Альплагерь «Безенги» открывает летний сезон необычным мероприятием: с 29 мая по 6 июня эксперты UIAA проведут для преподавателей Центральной школы инструкторов альпинизма курс повышения квалификации по скальной технике.
Участники семинара: Иван Душарин, Александр Юркин, Роман Брык, Сергей Веденин, Влад Федоров, Александр Козлов, Олег Клюнин, Александр Киселев, Азнаур Аккаев, Эльвира Ибрагимова, Елена Овчинникова (переводчик). "
А теперь из любопытства заглянем в базу данных по инструкторам на сайте ФАР . И пройдемся по данному списку преподавателей ШИ:
Душарин Иван Трофимович Самарская обл / г Тольятти 1 кат № 5
Клюнин Олег Станиславович Ленинградская обл / г Санкт-Петербург 1кат №1185
Киселев Александр Анатольевич Ивановская обл / г Иваново 1 кат №156
Аккаев Азнаур Алимович Кабардино-Балкарская Респ / г Нальчик 2кат №1228
с этой четверкой все в порядке. Но дальше.... дальше песня.
Веденин Сергей Витальевич Московская обл / г Москва 3кат №1496
Юркин Александр Викторович Московская обл / г Москва 3кат №990
Брык Роман Александрович Московская обл / г Москва 3кат №1585
Федоров Владислав Владимирович Ивановская обл / г Иваново 3кат №643
Козлов Александр Борисович Башкортостан / г г.Салават 3кат №1287
Ибрагимова Эльвира Максутовна Нижегородская обл / г Нижний Новгород 3кат №1568 (окончила школу в 2009)
Стандаааарт!!! КАраул.
КСтати, по Положению о ШИ тренер-преподаватель должен иметь 2 категорию.
нормативных документов федерации (таких как положение об инструкторах альпинизма, положение о
школе..., и т. д.
То что не могут неопытные инструктора дать качественное обучение - это понятно ( тем более за такой короткий срок) . За такие нарушения ( а Мариев, если я не ошибаюсь уже был тренером школы зимой) в
советское время Душарина раздели бы до третьей категории, как пить дать
Кроме того есть еще одна проблема. Люди платят деньги и хотят получить качественный продукт в виде обучения на инструктора, а в результате получат мягко говоря бред. Кроме того результаты школы в любое время можно признать незаконными. Плачет по высшей горной школе прокурорская проверка :-)
......То что не могут неопытные инструктора дать..... а Мариев, если я не ошибаюсь...
Вы считаете А. Мариева неопытным инструктором??!! Я не знаю, как по бумажкам, но это же МАРИЕВ! А вы - extremetour. Вы разницу ощутите. Вы его не знаете, скорее всего. Но берётесь рассуждать.
Да, старший тренер и тренерский совет совершенно осознанно идут на изменение стандарта подготовки и требований к преподавателям в ЦШИ. И Душарин об этом говорит в своем комментарии.
Мы обсуждаем эти изменения уже не первый год.
Вот когда люди приступают к изменениям неосознано - это гораздо хуже.
Речь не об изменениях - речь о нарушениях правил. Ну какой преподаватель школы из человека который закончил школу в прошлом году. Вы не бойтесь, что из вашей школы будут выходить инструктора, не способные обучить людей обеспечению безопасности в горах, не способные адекватно оценить потенциал своего отделения и реальную опасность маршрута. Инструктора, которые будут плевать на правила горовосхождений, так же как плюете на них вы. Извините за резкость, но ведь это так и есть, и вы эти вопросы технично обходите в своих сообщениех. Я знаю что Вы заинтересованны в повышении стандартов подготовки в ЦШИ, но это же бред, что предлагает Душарин
Вы наверное из собственной скромности не всё хотите заметить в "обалденной школе"
Время всё равно всё покажет.
Только кто будет потом объяснять происходящее?
Вы правы: жизнь покажет. Жизнь - она такая, она всем показывает...
Хоть я и не закончил своего повествования, но "замечать всё" не входило в мои планы с написанием этих заметок - это отдельный и куда более долгий разговор.
Пока я исхожу из трех моментов (и моя скромность сюда не входит :-):
1. Людям свойственно ошибаться.
2. Людям свойственно договариваться.
3. Тем разным многим людям, которые 3-4 года назад брались за воссоздание российской ШИ и работали в и с ней эти годы, были определенно свойственны желание сделать хорошее нужное дело, для чего они честно отдавали много сил и души.
Уже в который раз вижу искажение реальной действительности в умах людей.
Опытный альпинист-спортсмен, это совсем не значит опытный инструктор-преподаватель.
В школе инструкторов никогда не учили альпинизму (может сейчас учат?). Зато учили как научить этому альпинизму других. И в этом отношении всегда предпочтительней инструктор со вторым разрядом, но поработавший с сотнями новичков, чем мастер спорта прошлогоднего разлива.
Инструктор второй и первой категорий должен уметь управлять и руководить инструкторами.
Хороший человек - это не профессия. Это все знают. И грамотные руководители не берут себе в подчиненные родственников и друзей, за то, что это хорошие ребята. А берут грамотных специалистов. У инструктора 3 категории в принципе не может быть опыта руководства другими инструкторами. Чему он может научить инструкторов? Как ходить в горах? Так они это должны знать и так.
Встает вопрос - а чему будет учить школа инструкторов данного состава и с нововедениями?
Если новым методам хождения по горам, то это, конечно хорошо, но в задачи классической подготовки инструкторов это не должно входить. Это скорее задача переподготовки инструкторов. Почему? Потому что раньше я знал - нас готовили одинаково. И мы давали новичкам одинаковые знания и умения. Одинаковые приемы. С тем, чтобы люди попав в горы не смотрели с недоумением друг на друга. Инструкторам именно поэтому не надо было никакой схоженности. Незнакомые люди могли спокойно идти вместе на пятерки, зная, что на маршруте друг друга поймут без слов.
А сейчас выпустят инструкторов, методы работы которых будут возможно лучшими, а возможно, и скорее всего так, непонятными. Отличными от общепринятых. Уже сейчас вижу в горах инструкторов, методы хождения которых весьма странны.
Хотите пример?
Узункол прошлого года.
На маршруте параллельно идет тройка, двое и инструктор. На спуске с Доломитов слышу разговор - о, кулуар камнеопасный, давайте растянемся подальше, а то еще друг друга камнями побьем!
Может это новое слово в альпинизме?
Нас то учили, что ходить надо плотной группой. Именно, чтобы камнями не бить друг друга.
А если в школе будут учит классике - как научить новичков альпинизму, основы преподавания, так чему может научить вчерашний выпускник без опыта обучения?
Если мы взглянем на историю образования, как российского, так и белорусского, так я не вижу резкого повышения грамотности населения за последние годы, несмотря на массу нововведений и проводимых реформ.
А ведь в этом суть - получение конечного результата.
Какой конечный результат планируется от введения этих нововведений (:-))?
1. Повышение общей грамотности хождения по горам?
2. Создание формации инструкторов, которые не будут стыковаться с существующими инструкторами?
Действительно, подготовка инструкторов-преподавателей даже по нашим образовательным стандартам - дело длительное и дорогое, минимум как повышение квалификации с высшим образованием. А обучение альпинистов(за которое можно требовать деньги, при надлежащем юр.оформлении) может попасть(возможно, в будущем, при изменении трактовок) под закон об образовании с вытекающими требованиями(лицензирование)
Возможно кого-то ввела в заблуждение фраза что семинар с экспертами UIAA предназначен для "преподавателей ЦШИ".
Это действительно так, но не только.
Задачи этого семинара гораздо шире и в т.ч. подготовка кадрового резерва для других образовательных проектов ФАР и для АУСБ "Безенги".
В летней ЦШИ в Безенги будут преподавать:
- Душарин, Киселев, Клюнин, Расторгуев, Аккаев, Мариев, Федоров, Юркин.
Все эти люди соотвествуют по своей квалификации требованиям к преподавателям в школе.
К сожалению по разными причинам не все могут принять участие в семинаре.
Федоров и Юркин имеют 10-летний опыт работы инструкторами и достаточное количество смен для присвоения 2 категории.
По итогам этого семинара им будет присвоена 2 категория.
Андрея Мариева, который этим летом будет преподавать и стажироваться в ЦШИ, я считаю одним из лучших альпинистов не только России, но и мира.
В последние годы он много работает инструктором (в т.ч. на сборах с военными) и является по мнению многих очень сильным методистом. И это большая редкость и удача, что альпинист такого уровня согласился работать в ЦШИ.
Роман Брык вместе с Федором Фаберовым разрабатывают сейчас модули для национальной школы горных гидов.
Сергей Веденин вместе с Андреем Швыревым и Сергеем Егориным готовят новый стандарт подготовки на Жетон и новую Школу лавинной безопасности.
И Роману, и Сергею так же пригодится канадский опыт.
Эльвира Ибрагимова, Адельби Акхубеков и Зоя Петрив повышают свою квалификацию на семинаре как штатные инструктора АУСБ "Безенги".
P.S.
Что касается требований к преподавателям в ЦШИ и к инструкторам в целом, то возможно с учетом итогов летней школы они будут пересмотрены.
После трагедии на Гидане в этом году Правление приняло решение о тотальной переквалификации всех инструкторов альпинизма в течении 5 лет.
Также вполне возможно декабрьской конференции будут предложены изменения в Положение о школе инструкторов и в Положение об инструкторах-методистах по альпинизму.
Все желающие поучаствовать в обсуждении этих изменений могут связаться с Душариным.
- Вот только этого нам сейчас и не хватало.
Спрашивается, почему кто-то решает, что мне надо переквалифицироваться, если за 19 лет работы (школа в 1991г.) с участниками пройдено, наверное, около 80 восхождений разного уровня, никаких ЧП, все довольны.
Мне что - больше делать нечего? Один раз меняли удостоверения, сейчас опять все заново? Раз говорят о переквалификации, значит не просто замена удостоверений, а еще какие-то экзамены, занятия и т.д.
Ну, можно ли такое представить?
А с инструкторами альпинизма, значит, это нормально?
Однако, мы сейчас обсуждаем ситуацию, которая сложилась после НС на Гидане, где угробились как раз новички на 1Б.
а переаттестация Жетонистов раз в 3 года - все из той же серии? я конечно всяко ЗА постоянное повышение квалификации, но давайте все разумно делать.
Если инструктор действительно регулярно работает с участниками и к нему нет нареканий, пройти переаттестацию не составит большого труда.
Если человек дорожит своим званием он найдет время и возможности и для повышения квалификации и для прохождения переаттестации.
Сейчас в реесте инструкторов ФАР более 1600 человек. Из них реально работает на сборах по нашим подсчетам не более 500 человек.
Оч.интересно бы узнать критерии этой переаттестации - тесты вроде вступительных на школу или что-то по методике? Вообще, на мой взгляд, централизованная аттестация даже 500 человек или создаст очередь( как на жетон), или пройдет формально.
В первом случае традиционная нехватка инструкторов ещё обострится, во втором будет мало смысла.
Я так думаю, ближе ко второму, т.к , нпр,никто не обращает на явные нарушения Правил даже в заявках на АМ, находящихся на сайте самой ФАР
Нужно уточнить сколько будет вмещать база в Безенгах. Переаттестация, имхо, не должна превышать две недели. Следовательно, таких двух недельных смен можно сделать - 2 зимой и 2 летом. Следовательно, в год 4 смены, даже если по 25 чел - уже 100 чел в год, значит за 5 лет можнно переаттестовать 500 чел. Причем, подсчеты минимальны. Но что-то вроде слышал, что база безенги сможет переривать до 100. Половину из них пускай летом - те, кто только учатся на инструктора, остальные места под тех кто переаттестовывается - в таком случае - можно сделать все еще быстрее.
Не уверен, конечно, что можно провести быстрее двух недель. Нужно давать нормальную лавинку - дня 2-3, да спасы по современной методе - тоже дня 2-3, а то многие инструктора старой закалки оч.хорошо помнят троссовую технику, а про "тандем-пруссик" слышать не слышали, и самое печальное, - не хотят слышать.1-2 дня на зачеты по технике и физподготовке, решение ситуационных задач ну и неделю на методирование по модулям "скалы", "лед", "снег".
Правда, сложный момент - "а судьи кто?" Вот тут ФА Р должна выбрать лучших из лучших. Грамотных методистов и знатоков современных техник, тенденций. Причем в одном лице. И таких лиц нужно много. Пока к сожалению, по некоторым вопросам представители старой школы придерживаются консервативных взглядов, а по некоторым вопросам вообще нет единого мнения. Как, например, в вопросе - куда встегивать страховочную веревку - в грудь или в спину - при страховке участника, переходящего реку вброд. На зимней школе было столько копий сломано, доходило до крика :-) По слухам, эта проблема не была решена и на осеннем жетоне.
Имхо, переаттестация - очень нужная вещь. Вообще, ее нужно делать раз в несколько лет - 5-6. Альпинизм не стоит на месте, надеюсь, методики будут развиваться да и вообще - такие встречи - очень ценны с точки зрения передачи профессионального опыта, обсуждения различных спорных моментов в технике, тактике, об суждение разных "доморощеных" методических приемов и т.д.
Думаю, что для тех людей, кому действительно интересно быть инструктором, тем, кто хочет совершенствоваться, а не просто ездить в горы за счет участников, провести абы как занятия, а потом всех паровозом затащить на 1Б, а на 2А уже всем раздать по жумару, то таким людям будут полезны эти встречи и никто против них не будет даже и выступать.
Я уж точно не буду.
Зимняя школа мне дала очень много в методическом плане, но уверен, что лет через 5 полезно будет собраться. И уверен, что тем для обсуждения, споров будет не мало :-) Ибо когда ты сам по себе работаешь - глаз замыливается и тебе со стороны тяжело посмотреть на свою работу - оценить ее эффективность. А собраться с людьми с разных городов, разных школ, подсмотреть приемы, методические ходы - очень полезно для саморазвития.
Про обмен опытом ,"замыливание глаза" - Вы всё правильно пишите.
Мне интересно работать инструктором и совершенствуюсь при каждом удобном случае. Но выступаю против обязательной переаттестации! Использую для совершенствования другие возможности,коих хватает.
Хотите раз в 5 лет ездить в Безенги, пожалуйста. Пусть у вас будет каждые 5 лет новый диплом о курсах повышения квалификации от ЦШИ. А у меня не будет. Пусть старший тренер АМ и участники выбирают,кто с ними будет работать. Сами.
...и вот ещё настораживает: "2-3 дня на нормальную лавинку".
=)))
Очуметь... Даже не спрашивая, кто за что кричал, по факту самого спора можно говорить о "полной разрухе в головах".
Вот с этого и надо начинать -пусть появятся стандарты. По каждому техническому приему,включенному в программу обучения. И ФАР работает в этом направлении, насколько я знаю.
После появления стандартов,они должны появиться с картинками и описаниями в виде методички на сайте ФАР.Каждый прием. Пользы будет больше,а сил нужно меньше, чем на переаттестацию.
Я хотя бы раз в год свои конспекты со школы просматриваю. А спорить две недели в сезон "куда встегивать страховочную веревку",о круглосуточной необходимости грудной обвязки и пр не хочется....
Если человек дорожит своим званием он найдет время и возможности и для повышения квалификации и для прохождения переаттестации."""
Даже простая замена удостоверений в 90-х гг. потребовала оформления кучи бумаг и поездки в Москву, а здесь идет речь о полномасштабном сборе в Безенги.
А где взять деньги и время?
Закончится это тем, что количество инструкторов уменьшится, "старая гвардия" отпадет сама собой (не все даже поменяли удостоверения на российские, что уж говорить о сборе). Какой в этом смысл? Кому мешает, что человек имеет удостоверения и может хотя бы изредка кого-то вовлекать в альпинизм? Даже если инструктор не работает на мероприятии на постоянной основе, он все равно выезжает на скалы, в Крым, еще куда-то, вокруг него обязательно есть какие-то участники. Многие инструктора и рады бы поработать на мероприятии, но не могут себе этого позволить, вынуждены постоянно работать ради заработка.
Теперь нас вычеркнут из списков. Большое спасибо, родная федерация!
Предполагается, что те кто пройдут переаттестацию получат допуск к работе в горах и восхождениям с участниками.
Остальные смогут работать инструкторами на досезонной подготове.
Но все это пока лишь предложения, которые обсуждаются и будут вынесены утверждение ежегодной конференции.
Если уж трагедия на Гидане, стала катализатором такого решения Правления,то ответьте ,плиз, на несколько вопросов: кто числился ОБ и старшим тренером той смены ? Эти люди присутствовали в Безенги во время АМ (или НГ отмечали где-нить в Маскау) ? Они разрешили выход группы ?
Или всё проще - АМ вообще не регистрировалось ?
Может бОльшую безопасность для участников зарегистрированных в ФАР АМ создаст более жесткий контроль за тем,что заявка АМ будет соответствовать реальности ? Хотя бы в присутствии ОБ и ст.тренера на сборах. Да ,это непросто и всех непроконтролируешь.Но если устраивать выборочные проверки,а к нарушителям применять имеющиеся методы воздействия,эффект будет. Виртуальных ОБ станет гораздо меньше. Часто даже ездить никуда не надо. Смотришь заявку на Кавказ например, и тут же читаешь на Риске отчет о каком-нибудь восхождении ОБ этого АМ в Азии....
Т.е. к чему так много букв: правил уже много всяких. Гидан (если АМ таки было зарегистрировано) - прямое следствие грубейшего нарушения правил проведения АМ, а уже потом слабой лавинной подготовки инструктора и т.п.
Может следить за выполнением правил,раз уж они существуют ?
Кстати,инструктор их закончил школу инструкторов меньше чем пять лет назад..Т.е. под переаттестацию бы не попал... тогда при чем тут Гидан и предполагаемая акция !!!????
"Обстоятельствами, способствующими возникновению НС явилось:
1. Нарушение инструктором... «Правил горовосхождений»:
- отсутствие должной регистрации альпмероприятия,
- отсутствие старшего тренера и отвечающего за безопасность,
- отсутствие какой- либо маршрутной документации,"
но вопросы,причем тут переаттестация остались
Из такого анализа будет понятно, кто регулярно работает в "поле" и вообще в каких-либо практиках, у кого значительные перерывы (т.е. отсутствие практики).
Переаттестация, конечно, нужна. . Иногда встречаешь таких деятелей, что только диву даваться, как у них все проскакивает, да жалеть участников...
Но нужны четкие и обдуманные критерии. Ведь одна ситуация, когда инструктор работает с перерывами в 3-5 лет, другая - когда он тренирует людей в межсезонье у себя в клубе, а потом ежегодно вывозит их на сборы... Кстати, очень важная деталь: работает ли инструктор в качестве тренера секции, клуба и т.п. в межсезонный период. Или от лета до лета "шашки в руки" не берет.
Соответственно, исходя из этого должны быть установлены нормы\объемы переаттестации. Возможно, для ряда действующих инструкторов хватит рекомендаций аттестационного совета - по документам, обычно, довольно понятная картина обрисовывается.
В последние годы он много работает инструктором (в т.ч. на сборах с военными) и является по мнению многих очень сильным методистом. И это большая редкость и удача, что альпинист такого уровня согласился работать в ЦШИ.
Если человек своими действиями заслужил это, наработал положенные дни и имеет действительно опыт, так почему ему не присвоить соответствующую категорию и он станет полноправным преподавателем?
Или изменить критерий.
Лично я считаю, что хороший преподаватель, например по психологии (а нам в школе и это преподавали) вообще может быть не альпинистом.
И еще.
Переаттестация. Не имея ничего против сдачи экзаменов (работая с людьми, имеешь опыт и надо просто рассказать как ты это делаешь. И все.) тем не менее - это потерянное время. Это пропущенный сезон. Это еще 10 недоученных новичков. Но это обмен опытом, и как следствие более качественная работа в будущем. Что важнее - придется выбирать.
И главное - например, на дороге есть ГАИ и система контроля за теми, кто ездит по правилам и без правил.
В горах ничего этого нет.
Мне претит система принуждения и установки шлагбаумов и постов.
Но я не вижу другого пути, как отделить тех инструкторов, кто прошел переаттестацию, от тех кто не прошел. И самое интересное! От тех, у кого вообще нет удостоверения. Никакого.
Впрочем, другой путь есть, и он работает, вот только и он мне не по душе. Какой - не тайна. Но об этом в другой раз...
Неаттестованный инструктор может продолжать тренировать участников на скалах или на сосульках (причем, на этих же скалах могут проходить Чемпионаты России по альпинизму), но нельзя работать с участниками на альпмероприятиях в горах. О ком эта забота? Об участниках, об инструкторах или о самой ФАР?
Ранее использовались более "точечные" методы воздействия:
1) снижение категории или лишение инстр.звания по итогам разбора НС,
2) дополнительная смена стажировки,
3) в случае большого перерыва в работе инструктора - на усмотрение старшего тренера, как этого инструктора РЕАЛЬНО можно использовать,
и.т.д.
Пока не ясно, почему это надо заменять тотальной переаттестацией всех.
Новая демократическая ФАР планирует применить такие меры административного нажима, которых не было в ФА СССР.
В прошлом году мне посчастливилось 8 мес. работать в университете США. В течение года там проводится огромное количество самых различных семинаров по всем направлениям альпинизма. Хочешь участвовать (чувствуешь, тебе это надо), регистрируйся, плати и участвуй.
Семинар по скальной технике в Безенги, семинар по горной фотографии (последние проекты ФАР) - это шаги вперед.
Тотальная переаттестация всех инструкторов - это огромный шаг назад.
а ФАР же не учитывает НС, произошедшие на тренировках!
и потом - межсезонная работа с участниками не менее ответственная и не менее важная.
а про "ломания копий" о технические вопросы, верхние-нижние беседки - так нет же нормального универсального, АДЕКВАТНОГО учебника. почему бы федерации не озадачиться им?
На форумах часто стали приводить примеры из жизни западных альпинистских сообществ. Добавлю и я.
В апреле, на "ЗЛ" в Шамони, организатор всего этого торжества - Кристиан Тромсдорф скорбно и торжественно объявил, что официальных русско-французских переводчиков не будет...
- Все погибли в лавинах!...
Действительно, народ гибнул пачками. Четверо за день до нашего прибытия, двое - в день приезда, ещё несколько на следующий день... Через несколько дней погиб один из организаторов "ЗЛ", друг Кристиана.
Французы и итальянцы ходили хмурые, тревожные...
Но истерик не было! Не было заявлений министров, публичных оправдываний гидов-инструкторов...
Жизнь продолжалась.
Были обозначены, объявлены, закрыты опасные районы, предупреждены лыжники, альпинисты, жители...
И всё!
У нас же истерики по любому поводу! Да, горько, плохо, печально...
Но это же не повод судорожно менять боль-мень устоявшуюся систему подготовки инструкторов.
Не надо ложиться под министра!
И так большинство инструкторов ездит на смены-сборы на энтузиазме, не за "бабки".
Отсечёте их - рухнет Альпинизм!
Будут профессионалы - будет лицензирование, переатестации и т.д.
Разрушить всегда просто! А вот построить!?...
"""так нет же нормального универсального, АДЕКВАТНОГО учебника. почему бы федерации не озадачиться им?"""
"""пусть появятся стандарты. По каждому техническому приему,включенному в программу обучения."""
А для начала - есть ли где-то опубликованная СОВРЕМЕННАЯ "Программа подготовки альпинистов"? Я такой не знаю. Учу по той, которая осталась у меня в голове после школы, творчески ее подрабатывая и адаптируя к участникам, рельефу и т.д.
Может быть, действительно, начать с "Программы...", стандартов, учебников???
Это Ольга Лобачева. Я собираюсь на эту школу. Мне программу вступительных экзаменов "практика" и список вопросов по теории прислали после получения моей заявки - примерно в конце апреля (мою заявку сделанную ранее потеряли :) ). Экзамены вполне разумные, если не будут меняться требования на лету. Разве что список вопросов по теории на мой взгляд странный и расплывчатый, но это мое мнение. Насколько я понимаю, школьная стажировка не будет заменять обязательную стажировку после, а будет только дополнять.