Лучше скал могут быть только...

Пишет deema, 05.02.2010 22:33

Лучше скал могут быть только... скалодромы?

Альпинизм - спорт сильных и смелых людей, которые, рискуя своей жизнью, по¬коряют заснеженные горные вер¬шины. Для обывателя этот вид спорта ассоциируется либо с ро-мантикой аля-высоцкий, либо на¬ходится за семью печатями, с маленьким окошком в виде гол¬ливудских блокбастеров типа «Скалолаз». Что на самом деле представляют собой эти виды спорта, нашему изданию попу¬лярно рассказал вице-президент Федерации альпинизма и скало¬лазания Украины, президент Лу¬ганской областной федерации Михаил Загирняк.
В конце 70-х - в начале 80-х годов альпинизм и скалолазание стали на¬стоящими видами спорта. Появились жесткие очные соревнования и крите¬рии присвоения спортивных разрядов. Если раньше на вершину ходили по пять-шесть человек, то теперь привет¬ствуются восхождения в «двойке». В СССР это считалось буржуазным сти¬лем, теперь - это спорт. В наше время даже восьмитысячники покоряют вдво¬ем. Это, конечно, рискованно (на слож¬ных маршрутах такое приводит к трагедиям), но это современно. Если раньше на высоте более шести тысяч метров кислород считался необходимым атри¬бутом альпиниста, потому что у челове¬ка, как нас учили, начинает отмирать головной мозг. Сегодня и за восемь тысяч спортсмены ходят без кислоро¬да. Его с собой берут только коммер¬ческие группы, когда профессионалы ведут в горы любителей.
Скалолазание как вид спорта вооб¬ще ушло со скального рельефа в залы, где создаются искусственные рельефы. Некоторые старые альпинисты называ¬ют его иронично - фанеролазанием. Та¬кой подход создает равные условия для всех участников, способствует привле¬чению зрителей, спонсоров, представи¬телей средств массовой информации, решает проблему сохранения природной среды, а также в значительной мере по¬зволяет уменьшить влияние погодных условий. Этот вид спорта стал доступ¬ным, зрелищным и поэтому - коммер¬ческим. Сегодня скалолазание претен¬дует на то, чтобы стать олимпийским видом спорта.
В чемпионатах мира принимают уча¬стие представители более чем сорока стран. Поскольку летние Игры перегру¬жены видами спорта, предлагают вклю¬чить скалолазание в зимнюю програм-му. Соревнования проводят не сами по себе, а, к примеру, на большой автомо¬бильной выставке, где много людей, готовых совместить приятное с полез¬ным. Есть спонсоры, есть помещение... Уже разработаны стандартные дорожки на 10 и 15 метров для скоростногслазания. Там нет никакого творчества. Две такие трассы ставятся рядом и по ним наперегонки лезут или скорее бегут два спортсмена. Лидерами сейчас в этом виде являются китайцы.
Но большей популярностью в мире пользуется лазание на сложность. Трассы разнообразные, чем слож¬нее стена с уступами, тем ин¬тереснее. Спортсмену надо решить «ребус», как пройти тот или иной уступ, ту или иную комбинацию. Не всем это по плечу. Есть еще один вид ска¬лолазания - боулдеринг. На небольших стенках сделаны очень сложные трассы с огра¬ниченным количеством заце¬пов. Спортсмен поднимается без страховки. Внизу лежат матрацы. Не получилось, упал вниз. Главное - динамика и зрелищность, что дает воз¬можность привлекать рекламу. В альпинизме, к сожале¬нию, такого нет. Россияне сейчас пытаются провести чемпионат мира в очном классе. Где-то в одном райо¬не находят две похожие трассы и на них устраивают со¬ревнования между двумя ко-мандами. Может, из этого что-то получится. Об альпинизме
мало информации потому, что о нем пи¬шут либо сами спортсмены, либо по¬священные в детали этого вида спорта журналисты. Как правило, обычному чи¬тателю это малоинтересно. Ну, зададут мне или другому альпинисту вопрос, какие маршруты он прошел в этом году, какие вершины покорил. Он перечислит их. Допустим, поднялись наТютю-Баши (4200 м), что в Кабардино-Балкарии, или взошли в Крыму на Мшатка-Кая по мар¬шруту контрфорс Филатовой (ЗБ)... Тот, кто не был в горах и не видел этих мар¬шрутов, мало что поймет. Какой слож¬ности он, в каких погодных условиях его пришлось проходить. Да, у нас есть ин¬дексация сложности маршрута, но обы¬вателю эти цифры и буквы ни о чем не скажут. Всего шесть категорий вершин, в каждой из категорий свои подкатего¬рии. Они учитывают удаленность райо¬на, протяженность, сложность ключевых участков и так далее. Самый высокий класс - 6-й.
На Западе классифицируется только сложность ключевых участков маршру¬та. Где находится вершина, за углом или на другом конце света, их не волнует. У них может считаться высшим классом маршрут, где метров сорок по отвесной стене спортсмен проходит без единой точки страховки. Если улетаешь вниз, все - убиваешься. Я такой спорт не по¬нимаю. А они таким образом привлека¬ют спонсоров. У нас на Украине это пока не актуально, а вот в России, где есть производители экипировки, таким аль¬пинистам дают деньги. Разумеется, они на каждом шагу называют торговую марку своей экипировки, говорят, мол, без нее он на вершину никогда не под-нялся бы, анонсируют свои восхожде¬ния, все описывается в Интернете, дают интервью и так далее.
Западные альпинисты пишут книги о своих восхождениях. В них мало спорта, зато много переживаний и эмоций. Че¬ловек выворачивает свою душу наизнан¬ку и рассказывает всему миру о самом сокровенном. Эти книги пользуются спро¬сом. Таким образом окупаются затраты на сам спорт. Наши альпинисты пока так жить не готовы. Мои душевные пережи¬вания, кроме меня, никого не касаются. Мы идем по маршруту вдвоем, оба рис¬куем жизнью, отвечаем друг за друга. В экстремальных условиях всегда бывают случаи, о которых потом не рассказыва¬ют даже самым близким. А в той же Ев¬ропе это в порядке вещей.
Другой способ заработать на спорт - водить в горы коммерческие группы или богатых одиночек по не самым сложным маршрутам. Да, приходится думать не только за себя, но и за кли-ента, тащить его вещи, снаряжение. Сейчас коммерческий альпинизм в моде. Люди хотят за свои деньги полу¬чить все и сразу. В горы ходят уже тол¬пами, порой не задумываясь о безо¬пасности. В прошлом году парень по¬гиб. Туда зайти дури хватило. А на об¬ратный путь сил уже не было. Потерял сознание. Спасти не удалось.
Часто в Интернете приглашают на какой-то маршрут. Люди приезжают, тратят средства, ответственности ни¬какой. Благо, если нанимают в провод¬ники настоящих профессионалов, ко-торые понимают сложность маршрута, могут подсказать и помочь. Сегодня никто не может запретить человеку идти в горы. Да, есть спасательные служ¬бы, но они начинают свою работу, ког-да уже что-то случилось. А когда слу¬чилось, они начинают выяснять, а есть ли у пострадавшего страховка, а какой страны он гражданин... Мы сами были свидетелями подобных случаев. При-ходилось спасать совершенно посто¬роннего человека. Попробуйте спустить вниз человека со сломанной ногой. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Лучше гор могут быть только горы... восьмитысячники
Окончание. Начало в номере за 20 января с.г.
Продолжаем рассказ вице-президента Федерации альпи¬низма и скалолазания Украи¬ны, президента Луганской об¬ластной федерации Михаила Загирняка о самом закрытом и загадочном виде спорта, кото¬рым 60-летний ректор Кремен¬чугского политехнического университета занимается прак¬тически всю свою сознатель¬ную жизнь.
Пятеркой, шестеркой, как в бы¬лые времена, всегда ходить лег¬че. Понятно, что снаряжение распределяется равномерно между всеми спортсменами. Те¬перь вверх идем вдвоем - втро¬ем. Это значительно тяжелей. Если раньше критерием оценки был сам факт восхождения на вершину, то теперь берется во внимание время восхождения в зависимости от погодных усло¬вий. Я давно занимаюсь альпи¬низмом, и помню, что в былые времена летом с июня по начало августа на том же Памире или Тянь-Шане процентов на 90 гаран¬тированно была хорошая погода. В прошлом году, к примеру, толь¬ко украинская группа поднялась на Пик Победа. Погода нашим ребя¬там подарила всего два дня, в которые можно было «заскочить», они уже там находились и были готовы совершить восхождение. Вот вам изменение климата на планете. Я как физик не очень-то верю в версию о вмешательстве человеческой цивилизации в этот глобальный процесс. Мы песчинки на большой планете. Ско¬рее всего, этот процесс циклический, когда на Земле становится то теплее, то хо¬лоднее.
А какие там асы были -Павленко, Певцов, Соко¬лов... У неко¬торых за пле¬чами по 10-12 восьмитысяч¬ников. Никому не суждено было поднять¬ся. Десятки, а то и сотни лю¬дей со всех концов бывшего СССР и Европы приехали туда, потратили время, деньги, и из-за плохих погодных условий не смог¬ли подняться.
Многие пришли с клиентами. Когда мы поднимались, навстре¬чу спускался Певцов. Познакомил со своим напарником. Не новичок. Поляк, который уже побывал на трех восмитысячниках. Видимо, он хотел иметь рядом опытного альпиниста. К тому же это очень непростой вопрос. Надо, чтобы у партнеров совпадали характеры. Один клиент может быть полным «чайником» с деньгами, который хочет во что бы то ни стало под¬няться в горы, а другой может оказаться крутым альпинистом, но ему недоставало хорошего партнера. Вот как этот поляк, ко¬торый занимался раньше альпи¬низмом, потом обморозил руки, и как спортсмен уже не мог совер¬шать восхождения, но тяга к го¬рам осталась, вот он и нанимает себе проводника.
Совсем другое дело так называемые черные альпинисты. Это люди, грубо говоря, «забиваю-щие» на все правила, регистра¬цию, страховку и так далее, и иду¬щие в горы сами по себе. Мол, мы сами с усами, хорошие альпинис¬ты, нам не нужны, никакие разря¬ды, звания, спортивные победы, нам нужны горы сами по себе, будем ходить по-черному. Вот ситуация, которую нам довелось самим лицезреть. Стоим внизу, «отрабатываем» гору. Идут рос¬сийские спортсмены с детьми, с женами. У них книжка с описани¬ем маршрута. Они оставляют де¬тей внизу, а сами начинают подъем. Или, как в этом году, в ущелье встречаем человека, который спрашивает, есть ли у нас карта. Дес¬кать, я руководи¬тель группы, но не¬много приболел, от¬стал от своих. Они ушли вперед, я не могу их найти. Он никогда там не был, маршрута не знает, карты нет. А если бы погода испорти¬лась. Тогда и его бы пришлось потом ис¬кать. Хорошо, если живого...
В горы меньше люди ходить не стали. Только теперь все ходят по-разному. Психология изменилась. Я привожу своих молодых паца¬нов в горы. Начинаю им объяс¬нять какие-то вещи, необходимые для конкретного подъема, а они мне заявляют, зачем это все? Мы и так залезем. В прошлое ушла романтика гор, зато всем вдруг понадобился адреналин в избыт¬ке. Когда профессионал идет пер¬вым в связке, адреналина у него предостаточно. Но он смотрит вперед, «читает» маршрут, дума¬ет, а как за ним пойдет его парт¬нер. Прежде чем пойти на боль¬шие горы, на сложные маршруты, с плохими погодными условиями, мы с тем же Николаем Ревуновым облазали весь Крым. Горы не лю¬бят дилетантов. Многие гибнут или калечатся по собственной вине.
Профессиональные альпинисты - не экстремалы. Хотя несведу¬щие люди нас так и называют. Если мы попадаем в экстремаль¬ную ситуацию, значит, мы что-то не предусмотрели, не учли. Бы-вают, безусловно, какие-то слож¬ные случаи из-за погоды или по каким-то другим, независящим от спортсменов причинам. Альпи¬низм - опасный вид спорта. Риск всегда есть. Опасность - посто-янный спутник в горах. Но мы хо¬дим туда не за этим. Ты ставишь перед собой цель, хочешь пройти новый или уже кем-то пройденный, но очень сложный маршрут. Разумеется, определенный риск и экстрим тут присутствует. Но не это главное.
Настоящие альпинисты тща¬тельно готовятся, визуально изу¬чают будущий маршрут, готовят соответствующее снаряжение, примерно продумывают детали маршрута... Возвращаясь к про-шлогодней истории покорения Пика Победа (7439 м), который отличается очень сложным рель-ефом и является самым север¬ным на планете семитысячником (на нем погибли более 50-ти че-ловек), вспомним, что только Киличенко, Ревунов и Венславовский сумели взобраться на выс¬шую точку горы. Мы с Пугачевым вынуждены были отказаться от собственного восхождения на пик и направились по гребню на¬встречу альпинистам штурмо¬вой группы, чтобы помочь им спуститься с горы.
Прежде чем решиться на по¬добное восхождение, спортсме¬ны несколько лет изучали записи тех, кто пытался покорить этот склон, и фотографии горы, про¬думывали, что они будут делать на том или ином участке... Один из участников восхождения уже третий раз пытался это сделать в предыдущие годы. Не получа¬лось, погода не позволяла. Люди поставят перед собой цель и до-стигают ее. Порой преодолевая не только гору, но и самого себя.

31


Комментарии:
0
У Вас хорошая (+100) статья, только название не соответствует содержанию. Содержание замечательное, а название - нет.

0
Да, и не мешало бы отредактировать, вообще-то...

0
Статья, безусловно, актуальная. Но те, кому она адресована, вряд ли ее прочитают.
Как верно заметил автор "...зачем это все пацанам? Они и так залезут..." или не залезут...
А меж тем показатель НС к числу уходящих в горы наверняка ухудшился по сравнению с советским временем.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru