"Всех откопали, всех спасли!" - ЛАВИНЫ: иркутск, наш ответ в выходные...
В минувшие выходные в Иркутске впервые был организован ФАИо и проведен совместно с МЧС 2х-дневный курс "Основы лавинной безопасности и действия при попадании в лавины", включавший теоретическую лекцию вечером и практику в течение всего следующего светового дня.
отличный видеосюжет об этом в новостях: http://vesti.irk.ru/video/79611/f_0.video/
Трагедия на Гидане, командирование иркутян в поисковую экспедицию погибших в лавине в Китае, да и просто на радость бордеров многоснежная зима на Байкале - мы собрались и ответили вызовам окружающей среды: ФАИо продолжила процесс обучения всех желающих и к осеннему массовому курсу "Спасение и транспортировка подручными средствами" добавила зимний по "Лавинной безопасности".
Не смотря на то, что курс по "лавинному ликбезу" был первым - он сразу же как "транспортировка" стал массовым: к альпинистам присоединились только фрирайдеров 16 человек, туристы, сотрудники туркомпаний -"активников" и в последний момент журналистка новостей узнав об этом попросила включить своего 15-летнего сына:)
С теоретической лекцией и разработкой программы базового динамичного курса нам пошел навтречу наш настоящий друг, "спасатель и МЧСник" в одном лице Виктор Гулевич (не только замначальника нашего Байкальского БПСО, но лавиновед, защитивший по этой теме диссертацию), 3-е ребят ребят-жетонистов "Спасение в горах" Мишка Давыденко, Ваня Кузьменко и Саня Перепечин рыскали в окрестностях города в поисках снега поглубже, наш инструктор по альпинизму-сам тоже спасатель Баир Хандажапов договорился и отряд МЧС выделил все необходимое снаряжение от биперов разной системы до зондов и лопат.
Начали! История и природа лавинных катастроф, все случаи схода лавин с гибелью и пострадавшими в Иркутской области (Гулевич участвовал в спасработах всех), принципы оценки лавиноопасности в районе нахождения, приянтие решение об уровне вероятности схода лавины, поведение на лавиноопасном склоне в т.ч. при спуске на лыжах - с дополнительными вопросами к этой программе участников пришлось останавливать волевым решением в...11 вечера!
Практика была еще увлекательней. Начало было одинаковым - каждого участника, ну да в очень комфортном положении на каримате закапывали на 30 см на 3 мин, которые казались...вечностью. В новостном видеосюжете приведены откзыва самого молодого закопанного с микрофоном и его впечателния сразу поле. Мы думаем это была самая ВАЖНАЯ часть - прочуствовав, что люди вовсе не такие сильные как думают о себе в мире людей если они попадают в мир стихии, именно это добавит в голове важность мер безопасностьи. о которых надо помнить всегда, везде и подробно.
Потому что все - чему мы учились потом, это уже "устранение последствий" максимально быстрым и эффективным способом, но основная задача - поступать так, чтобы эти навыки никогда не пригодились!
овраг, в котором были закапываемы все участники - одного из них прямо сейчас прощупывают зондом
Все участники были разбиты на 4 отделения и распределены по инструкторам-"женостистам":
- группа "биперистов",
- "зондер-командер"
- группа "могу копать могу не копать с лопатами, они же "носильники пострадавших"
- и группа техпомощи - "наблюдатели, хронометристы, бытовики и первая помощь".
Каждое отделение работало по часу по своему направлению со своим инструктором - и затем происходила смена задач у отделений пока все 4 не отработали все 4 темы.
Короткий перекус с чаем бутерами...чего греха таить - ладно уж глинтвейном, градусник показывал -26. И после перекуса, начались решения тактических задач - все полсотни человек раз за разом отрабатывали ситуацию, приближенную к работе в условиях максимально соответствующих при спасработах.
"Засыпало 2х человек с биперами и одного без, время пошло". Первый раз итог неутешителен - более часа ушло на поиск, откопку и транспортировку 2х ботинков с биперами внутри и одного рюкзака при одноразововм повторном сходе лавины, которую заметил наблюдатель а хронометрист недосчитался троих.
Дальше - лучше и лучше. Последняя задача, представьте - уже в сумерках!! - все точно понимали что кому делать, когда сматываться, кому не мешать и что сообщать.
Команда зондеристов слаженно сматывается от повторной лавины.
"МЧС опрашивает свидетелей" - по легенде. А в реальности - Виктор Гулевич благодарят за организацию такого мероприятия и ОБРАЗЦОВУЮ работу с отделениями на практике 3х-жетонистов - СПАСИБО всем тем, кто учил наших ребят чтобы они могли научить нас!!!!
А их умение организовать работу совершенно неподготовленных отделений - выше всяких похвал.
Нуууу, мы же сибиряки народ веселый: Иван Кузьменко строит отделение "зондеристок"!!
Ну что ж, снега мы наелись ОТ ДУШИ. И наши навыки были даже отработаны в реальной прктике - застрявшую машину МЧС в 7мь лопат открыли шурфами за 5 минут!!
Надеемся и дальше эти навыки нам пригодятся только в таких случаях, потому что ГЛАВНОЕ - у НАС СИЛЬНО ПРИБАВИЛОСЬ В ГОЛОВЕ!!
* Коллеги, если Вы решите повторить - обращайтесь, мы вышлем подробную программу (немало копий и голосов было сломано при ее разработке)!
Фото: Иван Кузьменко, Даниил Малышкин.
СОВЕТУЕМ просмотреть видеосюжет (ссылка вначале:)
68
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Так сказать от лица редакции:)))
Программу в студию!
Ну, ребята, здорово! Чем больше мы в контексте, тем безопасней для нас всех!
* Согласуюсь с Гулевичем, что-то хочет уточнить по итогам курса и повешаюсь тут (не могу правда найти как файл прикреплять здесь; как запасной вар вывешу на нашем сайте фаио и тут сообщу)
Файлик не нашла как сделать, напишу так:
Программа курса 22-23 января
«Основы лавинной безопасности и действия при попадании в лавины»
Теория, 22 января. 17-00 – 21-00.
1. История и природа лавинных катастроф
1.1. Причина явления «лавинный сход снега» - сила притяжения. Основные факторы:
- вес (толщина покрова, вес покрова, проч)
- сцепление с поверхностью (рельеф, подложка, структура/слои покрова, проч)
- изменения этих 2х факторов (температура, осадки, освещенность, проч)
1.2. Сухие, мокрые, пылевые, селевые, гигантские лавины (фоторяд)
1.3. Лавины из точки, разрыв по линии
2. Оценка лавинной обстановки в районе нахождения (наблюдения прошлых периодов, характер растительности и его нарушений, климатические условия района, оценка экспозиции, крутизна склона, рельеф, снежная обстановка, ветровая обстановка, экспозиция склона, световая и температурная обстановка, подложка, температурные изменения, давность осадков, проч)
3. Исследование структуры снежного покрова. Копка шурфа (фоторяд)
4. Оценка вероятности схода лавин
5. Разбор случаев поведения людей на лавиноопасных склонах:
6. Фотографии со всех 7-ми спасработ при сходе лавин с человеческими жертвами в регионе с 1976 года, рассмотрение рельефа и воссоздание действий людей. Разбор ошибок
Комментарий:
Это пронимает как ничто иное – найдите кто у вас владеет информацией – всегда найдутся люди знакомые тем, кто погиб и слышавших об этом – переводится из рамки «теории» в рамку «реальной жизни, которая происходит с нами».
Цель: понимание, что вершина или склон для катания – здесь будут стоять еще 100 лет, а наша жизнь здесь и сейчас – 1на.
7. Выбор нити маршрута и поведение на лавиноопасном склоне (при возможности «НЕ ХОДИ!!», выставление наблюдателя, определение безопасных зон, подъем по линии падения воды, передвижение по одиночке, приведение в готовность противолавинных средств (шнуры, биперы, авалунги, лопата и зонды в доступном месте, проч)
8. Действия при попадании в лавину (самого, товарища, группы):
8.1. Вызов спасателей
8.2. Поисковые работы:
8.2.1. Обеспечение собственной безопасности ((само)назначение руководителя, выставление наблюдателя, определение безопасных зон, оценка обстановки)
8.2.2. Определение зон первоочередного поиска
8.2.3. Поиск биперами (при их наличии у пострадавших), параллельно осмотр тела лавины (поиск вещей, выступающих частей тела, проч) в зоне первоочередного поиска.
8.2.4. Зондирование подозрительных мест (быстрое зондирование, тщательное зондирование)
8.2.5. Извлечение пострадавшего (зонд не извлекается, при обнаружении части тела оценить местонахождение головы и начать осторожно копать в ее сторону, оценка воздушной подушки и корки льда вокруг головы – НЕНАРУШЕНИЕ воздушного мешка, проч).
8.2.6. Оценка состояния пострадавшего.
8.2.7. Перемещение пострадавшего в безопасное место.
8.2.8. Оказание первой помощи до приезда спасателей/скорой (нельзя резко перемещать, возможен прилив переохлажденной крови к сердцу, что приведет к его остановке).
8.3. При необходимости – эвакуация пострадавшего в населенную местность.
План практических занятий, 23 января (воскресение). 10-00 – 18-00:
1. 10-00 до 10-15 – Формирование учебных отделений(мы участников перемешали – новичков с сильными, альпинистов с бордистами, девочек с мальчиками для выработки понимания и слаженности действий при попадании в любую группу).
2. 10-15- 10-30 – представление инструкторов, общий инструктаж, оглашение расписания.
3. 10-30 – 14-30 – отработка индивидуальных навыков (бипер, зонд, лопата и переноска, «закопка »).
Работа по отделениям и смена задач:
Бипер: принципы работы, виды биперов (цифровой, аналоговый, «a life»), активация на прием и передачу. Поиск закопанного бипера сперва одного, потом двух. После прохождения всех, повторение поиска на время. Поиск несколькими биперами.
Зонд: виды зондов (складной, стальной, ВЦСПС), определение первоочередной зоны поиска, принципы работы и расстановки зондирующих. Быстрое зондирование. Тщательное зондирование. Поиск зондированием закопанных предметов одежды, снаряжения. Правило «оставленного зонда». Зондирование в шурфах (поиск тел при большой массе сошедшего снега).
Лопата: Лопаты, их виды, достоинства и недостатки. Откопка пострадавшего при нахождении зондом (зонд не извлекается, при обнаружении части тела оценить местонахождение головы и начать осторожно копать в ее сторону). Копка шурфов. Расстояние между шурфами.
Поведение в лавине: Закапывание каждого участника в снежный шурф на глубину не менее 30 см. Для сигнализации о состоянии погребенного – палка или зонд. Зондирование реального пострадавшего. Попытка встать самому. Попытка переговоров с закопанным человеком. Рассказ впечатлений.
* Комментарий:
Итог: инструктор – выводы: в лавины попадать не надо. Если кто-то попал – знаем, с чем он столкнулся и работаем на поиски и откопку МАКСИМАЛЬНО быстро.
4. 14-30 – 15-00, перерыв перекус отогрев.
5. 15-00 – 18-00.
Выработка командной работы с использованием всех индивидуальных навыков.
Решение общих тактических задач на время.
Пример задачи – «Сошла лавина, засыпало 2х с биперами и 1го человека без бипера. Склон тут, язык лавины отмечен флажками» ( В качестве пострадавших - закопаны 2 ботинка с биперами и один рюкзак без).
Засечка времени.
- Назначение руководителя, ответственного за безопасность, распределение людей по функциональным группам – наблюдающие, биперисты, зондирующие, копатели и носильщики, секретарь хронометрист, резерв.
- Опрос свидетелей. Определение безопасных зон и зон первоочередного поиска . Выставление наблюдателя.
- Поиск биперами и, параллельно, визуальный осмотр зоны первоочередного поиска.
- Откопка найденных пострадавших с биперами. Вынос из лавиноопасной зоны.
- Поиск пострадавшего зондами. Быстрое зондирование. Перестройка. Продолжение быстрого зондирования. - - Тщательное зондирование. Перестройка. Продолжение тщательного зондирования. Обнаружение. Откопка. Вынос.
Отсечка времени. Разбор работы групп, координации и взаимодействия. Ошибки. Повторение на другой задаче.
6. Подведение итогов. Получение сертификатов.