UIAA предупреждает

Пишет Pablo, 26.11.2009 15:02

UIAA, обеспокоенная недавними инцидентами, произошедшими из-за поломки анкерных крючьев, начала проводить испытания анкеров установленных в зонах риска. Проведя предварительные испытания UIAA призывает скалолазов быть предельно осторожными при лазании в тропических, и морских прибрежных районах (например Рэйлей, Доминиканская республика).
UIAA предупреждает (Альпинизм, шлямбура, анкерные крючья, надежность)


Уже первые результаты исследования, инициированного случаем в Доминикане (крюк лопнул как только скалолаз нагрузил оттяжку) оказались весьма неожиданными: От 10 до 20 % анкерных крючьев установленных в тропических и приморских зонах могут разрушиться при нагрузке от 1 до 5 кН. Принимая во внимание, что для соответствия стандартам UIAA анкерный крюк должен выдерживать не менее 22 кН (нагрузку в 1 кН создаёт подвешенный груз массой 100кг). В ряде случаев крюк разрушался под нагрузкой равной весу человека.
Самое неприятное, что многие из крючьев, разрушившихся на испытаниях в диапазоне нагрузок от 1 до5 кН, не имели видимых трещин и отличались от стандартных лишь слоем коррозии, который с виду лишь слегка портил внешний вид.
UIAA предупреждает (Альпинизм, шлямбура, анкерные крючья, надежность)

Внешний вид анкеров, Без видимых трещин, разрушившихся под нагрузкой от 1 до 5 кН.
Также в предварительном отчёте ( http://theuiaa.org/upload_area/files/1/risks_of_anchor_failure_in_marine_environments_oct_22_09%20%282%29.pdf) отмечено что все исследованные крючья были из нержавеющей стали, соответствующие стандарту UIIAA и считавшиеся ранее безопасными и устойчивыми к внешним условиям. Предварительно причинами коррозии называются окислительные и гальванические процессы которые провоцируются близостью моря и тёплой влажной погодой в течение круглого года. а также коррозия под напряжением.
Президент комиссии UIAA по исследованию старых крючьев Жан-Франк-Шарлет сказал что очень сложно определить какие масштабы имеет эта проблема по всему миру, т.к. невозможно проверить все маршруты, и на каждый из них приходится разное воздействие окружающей среды (удалённость от моря, направление ветра, экспозиция солнцем и т.д.)

Пока исследования не завершены, UIAA рекомендует скалолазам следующие меры:
- Перед тем как начать маршрут узнайте у местных скалолазов, и подготовщиков маршрута о его нынешнем состоянии.

- Выясните насколько часто переоборудуются маршруты в данном районе. Опыт показывает что крючья установленные менее 3-х лет назад гораздо реже оказываются слабыми, хотя один экземпляр вышел из диапазона допустимой прочности уже через 9 месяцев после установки.

- Поищите следы ржавчины на крючьях. Если они имеются – не нагружайте этот крюк, и прекратите прохождение. Сообщите местным о проблеме. Если у вас имеется возможность, замените крюк.

- Воздержитесь от лазания в тропических и приморских районах если на маршруте присутствуют ржавые анкера, либо если вам не известно время переоборудования маршрута.

- Даже если ваша информация о маршруте, достоверна и свидетельствует о его безопасности, обязательно лично оцените качество всех крючьев.
оригинал отчета UIAA: http://theuiaa.org/news_199_Extreme-caution-advised-for-anchors-in-tropical-marine-areas

188


Комментарии:
0
не знаю как в тропиках, мы на камчатке проводили на скалах возле пляже некоторые испытания крючьям и шлямбурам, и ржавчина на них тоже была. максимум нагрузки давали 300-450 кг\с но проблем с их разрушением не было, но была лишь проблема разрушения скальной порода вокруг анкера, что и приводило к вырыванию анкеров(2 штуки вырвали но обратно вставили и укрепили)

3
Сам много устанавливал и в Запорожье и в Крыму. Рекомендую всем скалолазам и альпинистам при подъёме и при работе на кототких (не стенных маршрутах) оставлять оттяжку выше середины маршрута и минимум 2 на верхней точке. На Кавказе, к примеру на пике Щуровского (Кенсицкого) и на Дых-Тау сам вырывал проушины и морковки,оставшиеся от других восходителей. Берегите себя!

Алик Теляков

1
Сам много устанавливал и в Запорожье и по Украине и в Крыму. Рекомендую всем скалолазам и альпинистам при подъёме и при работе на кототких (не стенных маршрутах) оставлять оттяжку выше середины маршрута и минимум 2 на верхней точке. На Кавказе, к примеру на пике Щуровского (Кенсицкого) и на Дых-Тау сам вырывал проушины и морковки,оставшиеся от других восходителей. Берегите себя!

Алик Теляков

2
Помнится эта тема уже поднималась как то раз, лет 5 назад.

На Калимносе видел в некоторых местах по 2-3 старых спиленных болта рядом с новой проушиной.

1
Ещё в 2000 г. поднимался вопрос о надёжности стационарных крючьев на маршрутах над морем - Article by Helmut Microys, published in UIAA Journal 3/2000. В Climbing была статья, что-то вроде "Дьявол и глубокое синее море" название - на эту тему. Образовали группу или как это у них называлось, не помню, для решения проблемы коррозии крючьев в таких условиях. Производители "железа" зашебуршили...
Таки ничем, видно, всё закончилось. Опять вспомнили.

1
Вроде как ничего нового в том что обычная нержа в среде с поваренной солью корродирует. В любом тнайландском гайде указан срок - 18 месяцев. Самый надежный выход - использовать титан. Второй по надежности и сильно дешевле - клеить анкера из нержи для использования в морской среде. Недавно кто-то на Риске выкладывал интервью про нержу в кошкоделании - и тамошний эксперт упомянул что единственная новая вещь в технологии нержи за последние ..дцать лет - как раз оная нержа для соленой воды. Вот ее и в дело. В том же Тайланде ее все больше на маршрутах, промышленного вида такие проушины в палец толшиной. Клеевая титановая скобка от уральцев стоит больше десятки кажется баков, это несколько запредельная цена для Тайланда

И опять про Тайланд. Гайды публикуются под каждый сезон, это заметная статья дохода для тех местных кто их составляет, и в свежем гайде всегда есть свежая информация по безопасности болтов на маршрутах. Про некоторые сектора просто написано - ходить не стоит пока не обновлены болты

0
был в мае в Тон-Сае. из гайд-буков нашел только 2 достаточно толстые книжки- продавались по 850 бат или прокат 50 бат/день. Но эти книжки явно каждые полгода-год не переиздаются. Может подскажете ,где там можно найти описание под сезон ? Шлямбуров со ржавчиной там видел всего 4-5,но тем не менее...

1
В книжке соторой я пользовался годы издания 02.2002, 03.2004, 12.2005, 04.2007. Это Elke Schmitz и Vee Changrua, Vee's Climbing School and Supplies в Тон Саи. Альтернативную книжку издают Кинг Кобра, там же. Там у них и покупал, но есть в любом из магазинчиков чего угодно и в Тон Саи и в Рали

Насчет каждый год соврал получается, но может кобра издает в соответственно другие годы. В любой из школ можно спросить про состояние маршрутов, у того же Ви - подойдя с его книжкой :)

На те маршруты где можно видеть ржавые шлямбура лучше и не лазить. Хотя там много где есть старые болты не снимали, выглядят крайне удручающе а после того как прочитал все их предупреждения можнет и нехорошо сделатся если правильный болт не заметил и нашел это :)

2
Да проблема не новая :-(
Титановые анкера в общем и были разработаны в связи с этими бедами по спец заказу...
Более пяти лет вожу эти анкера Шамику в Тон Сай и Кинг Клаймер настоятельно рекомендует пробивать новые и переоборудовать старые только титановыми....
Уже достаточно много сделано....
Кто хочет помочь Таю и сам там спокойно лазить - привезите Шамику в подарок десяток таких анкеров и он будет очень счастлив :-)

1
На Корсике в октябре пришли на скалы (прямо у моря, в 2 км от Порто), и увидели, что нижние шлямбура сняты, а остальные не просто ржавые, а и скала вокруг рыжая. Подошел некий мужик, и сказал, что район закрыт - летом было три проишествия с лопнувшими шлямбурами... Выглядит все очень стремно, действительно. Пришлось другое место искать, где свежепробито (на пляже в самом Порто).

1
Нда, наверное к лучшему что они так сделали, а то больницы на Корсике (особенно в Корте) так себе ;) Уж лучше на материк, например рентген аппарат хороший, да включать они его не хотят, я врача еле уговорил сделать снимок, а он все цыкал: "Понаехали тут мол" :))

0
Ну да наверняка это гальванизм. Шлямбура состоят из нескольких частей, неизбежно различных по составу. (=> разрушаются.) Те анкера, которые изготовлены "одним куском" вероятно более безопасны.
Еще имеют значение окружающие породы. Т.е. то, что клеется- надежнее.
Похоже, что речь идет о скалах, расположенных совсем близко к морю а, например кастропольская стена "выше подозрений" :-))

0
"имеют значение окружающие породы" Только что заметил, что об этом пишет Avdey . у них все наоборот- скала разрушается. Но это вообще другое полушарие! ;-))

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru