Сегодняшние "Итоги"

Пишет AnaStolbova, 23.11.2009 13:26

Сегодняшние "Итоги" (Альпинизм, фар, альпинизм, волков, душарин, овчинников, высшая горная школа)

Парня в горы тяни
/ Общество и наука /
Образ жизни

Новые русские альпинисты проверяют горами не только себя, но и партнеров по бизнесу

Представители Оргкомитета "Сочи-2014" и партнеры Игр в сопровождении профессиональных альпинистов покорили в Красной Поляне безымянный пик, которому присвоят имя зимней Олимпиады. В этой новости некоторые разглядели повод для оптимизма: раз восхождение удалось, значит, и остальное устроители сочинской Олимпиады сдюжат. Ведь считается: тот, кто выдержал проверку горами, сможет достичь вершин и в других начинаниях. Проверка этой давней истины стала очень популярной у российских бизнесменов: сегодня они все чаще идут в горы в одной связке с деловыми партнерами и подчинен­ными - чтобы там, в сложных условиях, понять, кто чего стоит.

К вершине

В горы стали ходить целыми трудовыми коллективами: это, уверяют опытные альпинисты, помогает не столько укрепить корпоративный дух, сколько разобраться с ролями в команде. Восхождение может стать отличным индикатором человеческих и профессиональных качеств, а также прекрасным "HR-специалистом", который и стресс-интервью проведет, и характеристику без прикрас напишет. "Альпинизм - прекрасная лаборатория персональных качеств, - уверен исполнительный директор Федерации альпинизма России (ФАР) Алексей Овчинников. - Человек подвергает свои жизненные ценности испытаниям, понимает, что ему по силам, а что - нет".

Одним из первых аналогию ­между восхождением к горным пикам и вершинам предпринимательства ­провел легендарный канадский альпинист Карлос Буллер. Посвятив 35 лет жизни сложным восхождениям, он начал читать лекции по мотивации, опираясь на собственный спортивный опыт, еще в 1984 году. Сегодня к его консультациям о лидерстве и организационном развитии прислушиваются менеджеры многих корпораций по всему ­миру. Сторонники идей Буллера уверены - в экстремальной ситуации, когда идет работа в команде, роли распределяются по возможностям. Становится очевидно, кто готов стать лидером и брать на себя серьезные решения, кто является четким исполнителем, а кто сдает позиции и только усложняет задачи.

"Альпинизм, на мой взгляд, гораздо более адекватная практика лидерства, чем заимствования из других видов спорта, - говорит президент ФАР Андрей Волков. - Здесь успех никогда не принадлежит одному человеку, он возможен, когда лидер отказывается от личного успеха в пользу команды и если он смог вовлечь, втянуть в коммуникацию и принятие решений всех, с кем работает на результат. Без взаимопонимания и удержания общей картины вы как лидер обречены - не правда ли, похоже на бизнес?"

Иван Душарин - "снежный барс" и старший тренер Высшей горной школы - воплощает идеи Буллера в жизнь на российской почве. Конечно, география поездок пределами нашей необъятной не ограничивается - были походы в Гималаи и Альпы, но состав почти всегда русскоязычный, причем нередко с приставкой ВИП. На его счету трекинговые маршруты и восхождения в компании высших чиновников из министерств.

Впрочем, к таким походам обязательно надо тщательно готовиться. Если что-то упущено - тест пройден не будет. Одной из самых обсуждаемых новостей этой осени стало восхождение Романа Абрамовича на Килиманджаро. Его попытка покорить вершину оказалась неудачной, и многие сочувствовали новоиспеченному альпинисту - молодец, конечно, что рискнул пойти в горы, но только вот силы не рассчитал и потому не избежал горной болезни, или "горняшки". Профессионалы уверяют, что Килиманджаро, если выбрать правильный маршрут и рассчитать силы, вполне подходит и для любителей. Да и вообще альпинизм в мире уже давно доступное, хоть и непростое хобби.

Step by step

Если бы Роман Абрамович добрался до пика, его бы назвали самым богатым российским альпинистом планеты. Именно альпинистом - ведь во всем мире под это определение подпадает любой турист, даже чуть-чуть побродивший по горным тропам. Наверное, поэтому только в Германии насчитывается не меньше миллиона альпинистов. В Европе придерживаются мнения, что уйти в горы никогда не поздно, а в Альпах есть маршруты, с которыми без труда справится и человек преклонных лет. Только у нас до сих пор по старой привычке считается, что альпинист - это человек, способный покорить как минимум пик-пятитысячник и умеющий карабкаться по отвесной стене. "Это убеждение - пережиток советского времени, - считает Алексей Овчинников, - тогда альпинизм был в первую очередь видом спорта, очень сложным, доступным избранным".

Сегодня ситуация на глазах меняется. По данным ФАР, число спортивных альпинистов в стране за последние 7 лет увеличилось в три раза и составляет около 30 тысяч человек. Такая же динамика наблюдается и среди любителей - и сюда свой немалый вклад вносят последователи Буллера. Рост интереса к альпинизму в нашей стране объясняется несколькими причинами. Во-первых, горы стали доступнее. Нет, новичку без подготовки на покорение Эльбруса нечего рассчитывать. Но он без проблем сможет добраться в Приэльбрусье, чтобы совершить первый в своей жизни маршрут. И средств, что интересно, потратит не больше, чем на недельную поездку в Египет.

Во-вторых, стала доступнее альпинистская экипировка, качество которой тоже растет. Позволить себе необходимые для минимального комфорта ботинки и куртку из специальной мембранной ткани может каждый. Покупая их в сезон скидок, легко уложиться и в 5-6 тысяч рублей. "Раньше мы чуть ли не все шили сами, - вспоминает Алексей Овчинников, - брали брезент, который вообще-то предназначался для промышленного использования, из него делали куртку. Под нее поддевали шерстяной свитер. Вот и вся верхняя одежда".

В-третьих, тот уровень связи, который имеется на сегодняшний день, позволяет надеяться, что в случае непредвиденной ситуации всегда можно запросить помощь. Например, на Кавказе мобильные телефоны сегодня ловят на высоте 2200 метров. GPS‑приемники тоже здорово помогают: участник восхождения, заложив маршрут в "умный" прибор, в случае непогоды сможет вернуться в лагерь, миновав опасные места.

Горный туризм стал относительно безопасным, а степень риска для себя определяет сам альпинист.

Конечно, в горы ходят не только чтобы протестировать свою бизнес-команду. Для многих это - желание попробовать, узнать что-то новое, как это происходит с любым хобби. Вот только в горах теоретические знания приходится немедленно использовать - от этого зависят успех восхождения, жизнь и здоровье. "В прошлом году в Альпах мы опробовали технологию обучения через экстрим, - рассказывает Иван Душарин. - Сначала давали теорию, рассказывали о навыках, наши ученики вроде бы и слушали, но не все спешили усвоить. Потом отправляли их хоть и безопасным, но достаточно сложным маршрутом, где все эти навыки приходилось применять. Тут-то они и понимали, что элементарно не готовы, потому что знаний не хватило, легкомысленно отнеслись к теории. Зато происходит невероятный переворот в сознании - потом вопросами засыпали, потому что наглядно увидели, как это бывает". Кто попробовал горы "на вкус" по полной программе, потом говорит, что это настоящая жизнь и настоящее испытание, выдержав которое, просто начинаешь себя уважать. Еще говорят, что лучше гор могут быть только горы, что с крыши мира земные проблемы кажутся мелкими. Все это сказано много раз, но, что самое интересное, каждый вновь заболевший горами повторяет эти банальности, будто не слышал их раньше.

Впрочем, далеко не все после знакомства с горами решаются туда вернуться: почти половина из хоть раз побывавших в горах признает, что это не его, есть занятия и хобби, для него более приемлемые. У тех, кто решает возвращаться, термин "горная болезнь" приобретает дополнительный смысл.