Номинанты "Хрустального пика 2009": Кьераг по Северной стене

Пишет robinsya, 15.11.2009 14:27

Номинанты "Хрустального пика 2009": Кьераг по Северной стене (Альпинизм, хрустальный пик, события, риск.ру, risk.ru, галя чибиток, спб, норвегия, 6б, первопроход, горы, экспедиции)
Кьераг. Маршрут питерской команды. Фото из архива экспедиции

Итак, медленно, но верно номинанты просыпаются и таки присылают информацию о своих восхождениях. Мы уже "доплыли" почти до экватора списка.

Часть нынешней команды-претендента уже второй раз в номинантах. В прошлом году питерцы залезли на 4810 зимой и стали чемпионами России. Этой зимой они сделали новый маршрут Landskron на Кьераг по центру Северной стены, 6Б, первопрохождение.

Кто лез: Галина Чибиток (руководитель), Вячеслав Иванов, Алексей Лончинский, Иван Дождев, Валерий Шамало.

Кое-что об это восхождении можно прочитать здесь! Первопроход на массиве Kjerag, Норвегия.

Хроника, правда, отрывочная, ЗДЕСЬ!

Информация о маршруте:

Протяженность участков высшей категории трудности: 734м
Средняя крутизна: стенной части 90°
всего маршрута 90°
Оставлено на маршрутете всего: 1 шлямбур.
Использовано всего:
-скальных крючьев (в том числе топориков) – 146 шт.
- закладок – 90 шт.
- камалотов – 132 шт.
- ледобуров – 0 шт.
- шлямбурных крючьев – 27 шт. (из них 12 спитов и 15 съемных). Почти все шлямбура за собой сняли.
Скай-хуков – 320 (в том числе прохождение на фифах).
Ходовых часов команды (до вершины) : 125
Ходовых дней: 14
Кол-во ночевок на маршруте: 13 ночевок (все ночевки в платформах).
Спуск с вершины через плато 6 часов и далее по дороге 6 часов.
Восхождение совершено в период: с 25 февраля 2009 по 10 марта 2009
25 февраля 2009 – начало работы на маршруте
10 марта 2009- выход всей группы на вершину
10 марта 2009 – спуск с вершины

Гора Кьераг находится в южной части Западной Норвегии, в местечке Лизеботон, что в дальней восточной части фьорда Lisefjorden. Это одна из самых высоких гор в регионе, известная множеством глубоких расщелин, наверху одной из которых застрял камушек Kjeragbolten. Имея «рост» 1084 метров, Kjerag возвышается над всеми остальными пиками вдоль Lisefjorden. Летом добраться до горы можно либо на пароме (до Лизеботона), либо на машине через Сирдален, но, к сожалению, зимой эта дорога закрыта, поэтому нам пришлось ехать вдоль побережья, делая большой крюк в сторону Лауввик (это недалеко от Holle). Здесь мы садились на паром до Лизеботона, а оттуда на байдарке (которую мы предусмотрительно взяли из дома) переправились на мыс под горой, сделав при этом 4 заброски. Надо отметить, что вдоль нижней части фьорда дороги нет, так что по воде – единственный путь к горе, даже летом.

Наш массив оказался весьма популярным среди местного альпинистского населения: 13 маршрутов, в основном с уровнем лазания 6-7 категории (по норвежской квалификации) и ИТО А3+. Если верить описаниям аборигенов, по левому канту центральной части стены идет маршрут Hoka Hey 7+, впервые пройденный в 1996 году, а свободным лазаньем – в 1999 году. Справа располагается Skjoldet А3 (7 к. сл.), пройденный в 1995 году. Опираясь на эти данные, мы решили идти в центральной части стены по диретиссиме.

Другие маршруты на вершину:

Описание маршрута

R0-R2 По несложным, но обледенелым скалам 250 м вверх. Скалы заканчиваются 40-ка метровой вертикальной стенкой. Ее проходим частично свободным лазанием, частично ИТО.

R2-R3 Потом по неявно выраженному внутреннему углу 20 м вверх на ИТО (А1-А2), затем по косой полке вправо 10 м.

R3-R4 По сложному внутреннему углу 20 м вверх на ИТО (А2), ,далее по косой 5-ти метровой полке вправо. Здесь хорошая станция и ночевка.

R4-R5 Стенка с глухими щелями, в щелях мох. Лазанье сложное, ИТО, хорошо идут якоря.

R5-R6 Потом идет равномерная щель с ИТО А1, её хорошо проходить с помощью поочередного передвижения камалотов №1 и №2.

R6-R7 Теперь надо пройти стенку с разрушенной породой, проходить лучше лазаньем, точки страховки крайне не надежные!!! Так лезем 33 м, лазанье сложное. После чего выходим на полочку для двоих, станция на тонком лепестке, швеллере и якоре. Станция хорошая.

R7-R8 От станции движемся косым траверсом влево и упираемся в вертикальную стенку (90) с 25-метровой щелью, ИТО А1, хорошо идут камалоты. Станция на швеллере, якоре и лепестке.

R8-R10 Далее проходим 2 вертикальные плиты с трещинами (по 20 и 30 м), ИТО А1-А2.

R10-R11 Еще одна вертикальная плита, но уже с косой трещиной, 50 м, ИТО А1. После этой веревки делаем станцию (висячую) на шлямбуре и располагаемся на ночевку.

R11-13 Плита с трещиной 8 м (ИТО А3) переходящая во внутренний угол уходящий влево (30 м).

R13-R14 В конце внутреннего угла делаем маятник вправо в сторону нависания с 12-ти метровой трещиной. В конце трещины делаем станцию (она неудобная, висячая), над станцией карниз. Лазанье очень сложное (ИТО А2).

R14-R15
Потом проходим еще 25 м вверх по вертикальной стене с трещиной (ИТО А1, А2). В конце трещины косая полочка со снегом, ночевка.

R15-R17 От ночевок идет 7-ми метровая трещина вверх, а потом косой траверс вправо (5м) по которому мы подходим к внутреннему углу (48м) – с «классической» расщелиной. Внутренний угол периодически нависает. Здесь хорошо идут камалоты (кроме самых маленьких), которые мы поочередно передвигаем. Выход на маленькую косую полку. Хорошая станция.

R17-R20 Проходим 12-ти метровое наслоение плит, потом еще 2 плиты с вертикальным лазаньем и выход под внутренний угол (8м). На плитах есть микротрещины в них лучше всего идут маленькие якоря или топорики.

R20-R22 Теперь с помощью поочередного передвижения двух-трех самых больших камалотов (№6 и№5и№4) проходим прямо вверх сначала 30-ти метровую стенку с трещиной, а потом и внутренний угол с расщелиной протяженностью 45 м. Лазанье на ИТО А2. Промежуточными точками страховки при таком прохождении были маленькие топорики и маленькие якоря в изредка встречающиеся глухие трещины по краям расщелины, камалоты использовались реже, т.к. нужные номера ушли на прохождение. Рельефа практически нет. Эта веревка заканчивается небольшой нишей с маленькой полочкой для двоих. Над нишей слева шлямбур. Ночевка.

R22-R23 Начало этой веревки можно условно считать началом второго бастиона, лазанье на котором как минимум на порядок сложнее лазанья на всех предыдущих веревках этого маршрута. Здесь много карнизов и все 250 м постоянного нависания (~110°). Скальная категория здесь скорее всего 8+. «Плюс» этого бастиона в том, что он очень монолитный, а «минус» в том, что очень плохо бьются дырочки под шлямбура и скай-хуки – слишком твердая порода. Все станции у нас были на двух «спитах», и по два съемных шлямбура уходило на прохождение каждой веревки.

Последний снимал все. Остался только шлямбур в начале предпоследней веревки. Итак, через небольшой внутренний угол выходим на стену с нависанием. Направление влево вверх 20 м, а потом вправо вверх 25 м. Много лазанья на скай-хуках –и спользовали как дырочный (№6), так и рельефные. Лазанье затрудняет сильное нависание.

R23-R24 Еще одна 50-ти метровая веревка с нависанием. Эта самая сложная веревка маршрута, здесь самое сильное нависание. Идти надо очень аккуратно, закладывать практически негде. Идем практически на одних скай-хуках, опять бьем дырочки. Направление: 20 м чуть влево и вверх, потом 25 м чуть вправо и вверх, далее проходим 5-ти метровый внутренний угол и делаем станцию под нависанием.

R24-R25 Траверс вправо. а потом вверх в сторону карниза, не доходя до которого метров 10 делаем станцию.

R25-R28 От станции проходим вправо вверх и пытаемся пройти карниз в лоб. Потом поднимаемся по заснеженной стенке прямо вверх в направлении очередного карниза (станция, ночевка) с правой стороны будет гладкая стенка (15м) с карнизом наверху – нам туда. Страховка опять ненадежная, опять используем скай-хуки, бьем дырочки под №6.

R28-R30 Еще одна вертикальная стенка 25 м, а после нее начинается выполаживание!!!

Анкета номинантов «Хрустального пика»

Альпийский стиль НЕТ
Капсульный стиль ДА
Перила ДА
Шлямбура на станциях ДА, 17
Шлямбура на "прохождение" ДА, 8
Дырки под скайхуки ДА

Галя!

Свои вопросы для команды я заслала Гале Чибиток! Вот что она мне рассказала!

Чья была идея - лезть туда? И почему именно зимой?

Идею идти именно на эту гору нам подкинул наш друг Андрей Варваркин, (он у нас знаток этих мест). Когда он нам показал фотографию стены, начинающейся практически от самого моря, мы сразу решили, что едем только туда и другие варианты больше не обсуждали.
А зимой мы решили ехать в расчете на более стабильную погоду и ведь действительно «не прогадали» – стабильно две недели нас заливало дождем…

Участок R10-R11

С какими трудностями столкнулись при подготовке к экспедиции и во время самого восхождения?

Когда мы собирали информацию про район, одним из не выясненных моментов оставался вопрос о путях подхода к горе. Знали только, что зимой обычный путь через Ставангер (по суше) закрывается и единственный вариант был добраться морем, но как именно, мы не знали и решили сориентироваться на месте, прихватив на всякий случай с собой из дома лодку, которая нам потом очень пригодилась, собственно с ее помощью мы и забросились на мыс.

А одной из трудностей в восхождении была как всегда погода, такое ощущение, как будто кто-то наверху включил холодный душ и ушел, а мы, дураки, остались…Промокло насквозь практически все. Первыми не выдержали наши гортексы и стали навсегда влажными и вонючими, потом протухли спальники, ну а пуховки быстро превратились в бесполезные тряпочки, которые мы на ночь брезгливо вывешивали под платформу в надежде просушить, а утром надевали снова, чтобы «досушить» уже на себе и как бы «погреться» на маршруте. И когда за несколько дней до выхода на вершину подул очень сильный ветер со снегом, мы даже обрадовались, несмотря на то, что приходилось по несколько часов утром ждать в платформах, когда он хоть чуть-чуть станет потише, чтобы можно было выйти поработать (иначе снесло бы вместе со всеми нашими «игрушками»)…

Участок R11-R12

Стенное зимнее восхождение - много груза на стену тащили?

Конечно! Груза у нас всегда много, это наша вечная проблема, но как бы мы не пытались брать только самое необходимое, его все равно получается не мало – выходишь же с расчетом на несколько дней, одна только еда на 2 недели сколько весит…! хотя парни конечно уверены, что баулов так много только из-за того, что я слишком много беру с собой косметичек…

Женщина зимой, на стене... Ты сама какое удовольствие находишь в таких мероприятиях? :)

Никогда не думала, что буду ездить зимой в горы (как-то особого желания не возникало)…и после каждого зимнего восхождения говорю себе (и не я одна кстати): все! только летом, только на теплые скалы (а лучше к морю на пляж), но проходит немного времени и…мы снова созваниваемся, чтобы обсудить очередные планы. Ну как можно отказаться, когда обсуждают новый район, новый маршрут и тем более когда такая компания – все как то само собой получается! Ну, а то что я женщина,… блин! Парни, наверное, мне очень жаль…

Участок R23-24

Какую роль отвели тебе товарищи по команде?

Ну уж точно не «резиновой куклы» как предположил в прошлом году (после, того как мы сходили на 4810) один альпинист, не буду называть его фамилию…

Ключевой участок маршрута что из себя представлял?

Мы, конечно, предполагали, что будет трудно – иначе как было еще объяснить, что при всем многообразии маршрутов на этом массиве только центральная часть оставалась до сих пор никем не пройденной. «Домашняя» версия была: слишком сыпучая порода, но когда подошли под ключ, оказалось, все наоборот – она была в прямом смысле непробиваемая: мало того что нас встретило ооочень сильное нависание на ключе, так еще на пробивание каждой дырочки уходило гораздо больше времени, чем обычно (часа по два). Ну и жутковато было идти по перилам, которые отстают от стены на несколько метров, и нет никакой опоры (космос практически).

Участок R24-R25 (траверс)

Восхождение в Европе – это пристальное внимание со стороны местных коллег в части соблюдения принятой этики восхождений. Что там у вас по части забитых шлямбуров, сделанных дырок под скайхуки, брошенного снаряжения? Помню, было по зиме обсуждение, что вы на стене чужого понаходили?

Мы тоже считаем, что нужно уважать правила чужой страны, поэтому старались сделать все грамотно. Во всяком случае, когда мы читали описания других маршрутов на этой стене (маршруты кстати были пройдены норвежскими командами), то поверьте, там без болтов тоже не обошлось – видимо, они так же не против такого стиля, так что мы не сделали ничего такого, чего не делали бы сами норвежские альпинисты – во всяком случае здесь на Кjerag . И потом буквально на всякий случай мы все шлямбура за собой сняли, оставив один на крайней ночевке (а так же не трогали шлямбура другой команды, которая пыталась пройти этот маршрут до нас), не осталось после нас и другого снаряжения и тем более мусора, еще и чужой прихватили ( это я как раз про ведро, которое мы нашли со «свежими» консервами 1999 года, про которое мы уже писали).

Участок R24-R25

Участок R25-R26

Участок R27-R28

На вершине!!!

Фото из архива команды

Добавлен фильм об экспедиции!!!