Как мы перезимовали лето

Пишет mara, 04.11.2009 00:19

Как мы перезимовали лето (Альпинизм, скалолазание, альпинизм, горы, северный тянь-шань, ала-арча)

«Вот оно какое, наше лето,
Лето яркой зеленью одето,
Лето жарким солнышком согрето,
Дышит лето ветерком....»
Из м/ф «Дед Мороз и лето».

Промозглая осень располагает к тому, чтобы, лежа на диване и пересматривая фотографии, предаваться воспоминаниям о жарком солнечном лете. Лето 2009 года прошло для нас опять под азиатским небом. После нескольких лет сборов на Кавказе, сопровождавшихся борьбой с непогодой, было решено ехать греться в Азию. Правда в этот раз традиционным теплым Фанским горам предпочли Северный Тянь-Шань, Ала-Арчу. Как показала практика Азия бывает разной. В том числе чрезвычайно, по зимнему холодной. Заехал наш питерский сбор в первых числах июля. Начали заброску снаряжения в базовый лагерь на поляне Рацека – в Арче этот процесс занимает несколько дней. Изнемогая от жары, отдельные участники, бредущие ака ишаки под экспедиционным грузом наверх, даже жаловались на погоду;. Погода действительно радовала – цвели розы, на поляне было тепло и сухо, снега на вершинах вокруг было немного - тропежка не предвиделась, сбор начиналася крайне удачно.

Однако наверху жалобы запомнили, приняли к сведению и решили не тянуть с выполнением. Уже перед ледовыми занятиями появилась роскошная раскраска неба с прекрасными атмосферными эффектами.

Ледовые занятия прошли уже под сильные порывы ветра с дождем. Поморщившись все запаковались в куртки, одели перчатки, но решили, что «лучше сейчас, чем на горе».

Первые акклиматизационные выходы прошли в состоянии непонимания происходящего. Каждую ночь и утро происходила какая-то чертовщина: с погодой, снега, ветра, дожди, но к 10-11 утра можно даже было сделать несколько красивых фотографий. Однако если на двойки можно выходить в такое время, то с пятерками могут быть проблемы. Мы, наивные, и не подозревали, что такую погоду уже совсем скоро будем ждать как манну небесную.
Участники успели сходить максимум по две горы, когда настала зима, вот так вот просто в середине июля начался ледниковый период.

И как поется в одной старой известной песне «а по утру они проснулись - кругом немятые снега...».

Небесная канцелярия решила, что просьбы о спадении жары надо выполнить процентов на 200. Впервые в середине июля пуховку я не снимала подряд больше двух недель ни днем ни ночью, и это в невысоком вообщем-то районе!

Из всей массы снаряжения, привезенного с собой, самым ценным оказался тент, прикрытые им, за каменными ветрозащитными стенками мы тщетно ждали погоду. Предлагались самые разные методы и способы прекращения бедствия. Руководитель сборов настояла на варке компота из перекусов для отпугивания непогоды. Помогло, очень рекомендую этот способ. Наконец, когда сбор перевалил за середину(!), над нами сжалились. Осадки выключили, но тепла не дали. И вид на стену Байчечекея засыпанную снегом, особого энтузиазма тоже не вызывал. Маршрут Шваба, рекомендованный Д. Павленко как быстро проходящийся свободным лазанием, явно не соответствовал нашим понятиям о сухих теплых скалах. 5-6 часов, заявленные на прохождение маршрута летом, казались чем-то фантастическим.

Отдельные участники были настроены весьма скептически ;))

Скалы были залиты натечным льдом, трещины забиты, скальные тапки у первого казались какой-то насмешкой. Чистого стиля, свободного лазания не получилось. Получилось ИТО, на протяжении 11 веревок. Для 5а результат непривычный. За день проскочить не успели, так что пришлось заночевать за пару веревок до конца бастиона.

Получилось вполне такое зимнее восхождение. Вдохновленные успехом, а также тем, что морозы отпустили, стали оттаивать скальные маршруты, ребята замахнулись на маршрут Балезина на 5 башню Короны. Мы быстро перебазировались на Коронские ночевки. Погода встала, лавины со Свободной Кореи и Ак-Тоо шли одна за одной, горы освобождались от снега, но слишком медленно. Вышедшие обрабатывать маршрут ребята весь день лазали в водопаде. Сроки поджимали и потерянных дней было не нагнать. Пройдя половину стены, команда спустилась, билеты на смолет были с фиксированными датами. Не дождавшись пока Корея придет в себя, я успела только разве что разведать отличный болдеринговый район на Аксайском леднике.

Район интересный, богатые рельефом камни, да и тренировки на 3800 здорово поднимают выносливость. Несколько простых движений, но подряд здесь превращались в проблему. Эффективность такой работы оценила уже по приезду в Петербург.

В тот самый момент, когда погода окончательно стабилизировалась, мы вынуждены были собрать вещи и отправиться вниз. Разочарование было сильно, долгов осталось много. Радует одно – посмотрели новый район, замечательный, с красивыми техничными маршрутами (категории на мой взгляд более сильные, чем на Кавказе), выяснили все-таки у аборигенов, когда нужно приезжать (для справки – ПОСЛЕ 20 ИЮЛЯ). На 2010 планируем еще одну попытку сбора в Арче, учитывая бесценный опыт этого года. Всем до встречи в прекрасной Киргизии.
Отдельное спасибо нашим спонсорам: кампаниям RedFox и RockEmpire за предоставленное снаряжение.