Начинающим: основы скалолазной фотографии.

Пишет Annna, 20.10.2009 14:24

Нашла вот интересный блог скалолазного фотографа Bruno Axhausen

Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)

"Что касается фотографии, технически ничего особенного. Естественный свет (кроме встроенной вспышки – единственное, что у меня тогда было) и я, висящий в метре от Тони… Он мне очень вежливо намекнул секундой позже, что зацепы, куда я поставил свои ноги, нужны ему для следующего перехвата, и мне пришлось зажумарить чуть повыше;-) Для недавнего обладателя широкоугольного объектива (18мм) было удивительно, как все близко на самом деле, чем видно через объектив..."

Я начал с фотографии, на которой немецкий скалолаз Toni Lamprecht делает первопроход на "Absoluter Kontrollverlust" - 9a / 5.14d в Atlantiswand в Kochel, Германия. Этот снимок всегда будет особенным для меня, ведь это первая моя фотография, напечатанная в журнале…
Я сделал этот снимок спустя месяц после того, как приобрел свою первую камеру (Nikon D40 w/ 18-55mm kit). Тони работал над своим новым сложным проектом, и я спросил, не будет ли он возражать, если я немного его пофотографирую. Он любезно согласился, и я сделал свою первую настоящую фотосессию…через пару недель я получил емайл из немецкого журнала Klettern,они просили этот снимок Тони для своего следующего выпуска. Эту фотографию, хотя и не очень большую по размеру, напечатали в Climb! - Magazine и Klettern. В любом случае я был более чем счастлив, как все получилось.

Советы начинающим фотографам.

Итак, что же такого сложного в скалолазной фотографии?!

Во-первых, не все живут рядом с Yosemite Valley, Cerro Torre или Ceuse. Мы, простые смертные, проводим большую часть нашего времени в темных лесах, и видим, как правило, совсем немного голубого неба или зеленой травы. Я не говорю, что делать такие снимки как Simon Carter, Heinz Zak или Corey Rich легко, но если в качестве фона у вас есть Half Dome или El Capitan, то шанс сделать действительно ужасный снимок становится немного меньше.

Плохие снимки

Первые попытки снимать скалолазание можно описать двумя словами: плохие снимки.

Итак, первое правило скалолазной съемки: фотографировать скалолаза снизу - редко когда оправдано. Чаще - это плохо. Лицо, как правило, не видно, сложно показать динамику или движение, и самое главное - филейная часть большинства людей не настолько прекрасна, чтоб на нее смотреть!
Есть исключения, особенно при съемке боулдеринга. Но все-таки основное правило: снял снизу - плохой кадр, удаляем)
Вместо этого, лучше посмотрите вокруг. В большинстве скалолазных районов рядом с маршрутами есть скалы, деревья, или еще какой-либо рельеф, которые могут дать вам лучший угол для съемки. Если вы хотите немного поднапрячься, то можно закрепить веревку на соседней трассе и фотографировать оттуда. (Используйте гри-гри или что-нибудь подобное) – об этом в следующем посте.

Такой снимок можно получить, если подняться на камень, справа от трассы. Не идеально, но намного лучше, чем если бы снимали снизу.
Когда я фотографирую скалолазание, мне больше нравится снимать сверху вниз, слева или справа от лезущего. Можно снимать и прямо сверху, но тогда, если ты висишь на веревке, нужно все время следить, чтобы твое снаряжение (ботинки, ноги, веревка …) не попадало в кадр. В зависимости от скалолаза может быть трудно «поймать» его или ее лицо, ведь многие скалолазы практически не смотрят наверх.

Эмоции

Фотография в скалолазании – это фотография людей. Конечно, есть исключения, но чаще всего снимок считается хорошим, если удалось поймать выражение лица скалолаза. Если вы хотите передать впечатления о маршруте или боулдеринге, то наиболее показательным будет лицо скалолаза. Напряженные мышцы – это здорово, но кричащее лицо может показать это более выразительно.

Реакция

Тренируйте реакцию. В скалолазной фотографии бывает трудно передать чувство динамики или движения. Попытайтесь сфотографировать скалолаза, когда он тянется к зацепе или прыгает. Здесь реакция важнее, чем камера, которая делает 9 кадров в секунду. Если ничего не помогает, сядьте напротив телевизора и фотографируйте спортивный канал…(Я забыл, где я прочитал этот замечательный совет. Как только вспомню его или ее имя, я напишу его здесь)

Создание чувства высоты и глубины

Фотографируя сверху вниз, вы должны принять во внимание, как фокусное расстояние будет влиять на ваш снимок.

Фокусное расстояние этого снимка 200мм. Проблема этого снимка в эффекте скрадывания расстояния у длиннофокусного объектива, когда задний план кажется ближе к основному объекту. Кажется, что скалолаз только начал лезть, когда на самом деле он уже на высоте 50-60м от земли. Один из способов решения этой проблемы – съемка с большими значениями диафрагмы (малые f-числа). В этом случае земля под скалолазом будет не в фокусе и не будет портить снимок. Использование широкоугольных объективов имеет обратный эффект. Земля будет казаться далеко, придавая чувство высоты. Мне больше нравится использовать широкоугольные объективы, но для этого нужно снимать с близкого расстояния. ( Это значит, что нужно висеть в метре над лезущим, и всегда есть вероятность его задеть ногой. И это не шутка.)

Свет

Вы заметили, что большинство скалолазных шедевров снято при красивом освещении? Профессиональные фотографы снимают ранним утром или вечером, чтобы застать особенное освещение. Если света не хватает, и у вас нет возможности поснимать в другое время, попробуйте использовать вспышку. Даже самые простые вспышки, если их использовать правильно, могут сильно помочь.(Об этом можно прочитать здесь) В любом случае, если вы видите какое-то особенное освещение, уговорите своего друга-скалолаза попозировать на ближайшем маршруте или боулдеринге. Если вы упустили какой-то кадр, то это навсегда.

Не врите.

Иногда хочется немного наклонить камеру, чтобы маршрут казался более нависающим. Не делайте этого. Это не сработает, поверьте;-) Всегда найдутся небольшие детали, и люди заметят это, даже если только подсознательно.

Низ или верх?

Снятый сверху снимок обычно требует дополнительного поворота. Вращайте изображения и находите наиболее удачное положение. (Бывает трудно выбрать, так что, удачи…)

Детали

Не забывайте про маленькие детали. Вокруг так много деталей, которые совместно со скалолазным действием, могут вызвать яркий интерес у зрителя. Подумайте о руках, страховочном устройстве, камалотах/закладках/оттяжках и остальных предметах, с помощью которых вы можете сделать замечательный снимок.

История

Разделите сюжет на кадры и с помощью серии снимков расскажите историю! Обычно совсем не требуется, чтобы один единственный снимок рассказал обо всем сразу. (Такие фотографии можно увидеть на обложке National Geographic или других похожих журналов…)

Запланируйте свои снимки и расскажите целую историю. Фотографируйте полностью район / гору / болдер, скалолаза, который собирает свое снаряжение, собирается с силами перед восхождением, лезет маршрут и т.д…

Эксперимент

Скалолазание – это свобода. То же самое можно сказать и о скалолазной фотографии. Экспериментируйте! Используйте fisheye, несколько вспышек… Помните: существует миллион способов сфотографировать скалолазов. Сделайте так, чтобы ваши снимки заставляли ладошки потеть.

«Копии»

Посмотрите на скалолазные фотографии других фотографов. Выберите снимки, которые вам нравятся, и попытайтесь повторить их. Все так делают, чтобы научиться!

Безопасность

Конечно, самый важный момент из всех – обеспечить безопасность себе и окружающим. Существует много книг и вебсайтов о безопасности в скалолазании, так что если вы в чем-то не уверены, посмотрите там!
Не заморачивайтесь на точности, лучше сконцентрироваться на эмоциях, смысле, деталях и движении, подумайте об освещении, получайте удовольствие и не забывайте о безопасности!

Еще фотографии можно посмотреть тут
Читать Climbing Photography Fundamentals на английском.