Начинающим: основы скалолазной фотографии.
Нашла вот интересный блог скалолазного фотографа Bruno Axhausen
"Что касается фотографии, технически ничего особенного. Естественный свет (кроме встроенной вспышки – единственное, что у меня тогда было) и я, висящий в метре от Тони… Он мне очень вежливо намекнул секундой позже, что зацепы, куда я поставил свои ноги, нужны ему для следующего перехвата, и мне пришлось зажумарить чуть повыше;-) Для недавнего обладателя широкоугольного объектива (18мм) было удивительно, как все близко на самом деле, чем видно через объектив..."
"Что касается фотографии, технически ничего особенного. Естественный свет (кроме встроенной вспышки – единственное, что у меня тогда было) и я, висящий в метре от Тони… Он мне очень вежливо намекнул секундой позже, что зацепы, куда я поставил свои ноги, нужны ему для следующего перехвата, и мне пришлось зажумарить чуть повыше;-) Для недавнего обладателя широкоугольного объектива (18мм) было удивительно, как все близко на самом деле, чем видно через объектив..."
Я начал с фотографии, на которой немецкий скалолаз Toni Lamprecht делает первопроход на "Absoluter Kontrollverlust" - 9a / 5.14d в Atlantiswand в Kochel, Германия. Этот снимок всегда будет особенным для меня, ведь это первая моя фотография, напечатанная в журнале…
Я сделал этот снимок спустя месяц после того, как приобрел свою первую камеру (Nikon D40 w/ 18-55mm kit). Тони работал над своим новым сложным проектом, и я спросил, не будет ли он возражать, если я немного его пофотографирую. Он любезно согласился, и я сделал свою первую настоящую фотосессию…через пару недель я получил емайл из немецкого журнала Klettern,они просили этот снимок Тони для своего следующего выпуска. Эту фотографию, хотя и не очень большую по размеру, напечатали в Climb! - Magazine и Klettern. В любом случае я был более чем счастлив, как все получилось.
Советы начинающим фотографам.
Итак, что же такого сложного в скалолазной фотографии?!
Во-первых, не все живут рядом с Yosemite Valley, Cerro Torre или Ceuse. Мы, простые смертные, проводим большую часть нашего времени в темных лесах, и видим, как правило, совсем немного голубого неба или зеленой травы. Я не говорю, что делать такие снимки как Simon Carter, Heinz Zak или Corey Rich легко, но если в качестве фона у вас есть Half Dome или El Capitan, то шанс сделать действительно ужасный снимок становится немного меньше.
Плохие снимки
Первые попытки снимать скалолазание можно описать двумя словами: плохие снимки.
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36688-670.jpg)
Итак, первое правило скалолазной съемки: фотографировать скалолаза снизу - редко когда оправдано. Чаще - это плохо. Лицо, как правило, не видно, сложно показать динамику или движение, и самое главное - филейная часть большинства людей не настолько прекрасна, чтоб на нее смотреть!
Есть исключения, особенно при съемке боулдеринга. Но все-таки основное правило: снял снизу - плохой кадр, удаляем)
Вместо этого, лучше посмотрите вокруг. В большинстве скалолазных районов рядом с маршрутами есть скалы, деревья, или еще какой-либо рельеф, которые могут дать вам лучший угол для съемки. Если вы хотите немного поднапрячься, то можно закрепить веревку на соседней трассе и фотографировать оттуда. (Используйте гри-гри или что-нибудь подобное) – об этом в следующем посте.
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36689-670.jpg)
Такой снимок можно получить, если подняться на камень, справа от трассы. Не идеально, но намного лучше, чем если бы снимали снизу.
Когда я фотографирую скалолазание, мне больше нравится снимать сверху вниз, слева или справа от лезущего. Можно снимать и прямо сверху, но тогда, если ты висишь на веревке, нужно все время следить, чтобы твое снаряжение (ботинки, ноги, веревка …) не попадало в кадр. В зависимости от скалолаза может быть трудно «поймать» его или ее лицо, ведь многие скалолазы практически не смотрят наверх.
Эмоции
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36690-670.jpg)
Фотография в скалолазании – это фотография людей. Конечно, есть исключения, но чаще всего снимок считается хорошим, если удалось поймать выражение лица скалолаза. Если вы хотите передать впечатления о маршруте или боулдеринге, то наиболее показательным будет лицо скалолаза. Напряженные мышцы – это здорово, но кричащее лицо может показать это более выразительно.
Реакция
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36691-670.jpg)
Тренируйте реакцию. В скалолазной фотографии бывает трудно передать чувство динамики или движения. Попытайтесь сфотографировать скалолаза, когда он тянется к зацепе или прыгает. Здесь реакция важнее, чем камера, которая делает 9 кадров в секунду. Если ничего не помогает, сядьте напротив телевизора и фотографируйте спортивный канал…(Я забыл, где я прочитал этот замечательный совет. Как только вспомню его или ее имя, я напишу его здесь)
Создание чувства высоты и глубины
Фотографируя сверху вниз, вы должны принять во внимание, как фокусное расстояние будет влиять на ваш снимок.
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36692-670.jpg)
Фокусное расстояние этого снимка 200мм. Проблема этого снимка в эффекте скрадывания расстояния у длиннофокусного объектива, когда задний план кажется ближе к основному объекту. Кажется, что скалолаз только начал лезть, когда на самом деле он уже на высоте 50-60м от земли. Один из способов решения этой проблемы – съемка с большими значениями диафрагмы (малые f-числа). В этом случае земля под скалолазом будет не в фокусе и не будет портить снимок. Использование широкоугольных объективов имеет обратный эффект. Земля будет казаться далеко, придавая чувство высоты. Мне больше нравится использовать широкоугольные объективы, но для этого нужно снимать с близкого расстояния. ( Это значит, что нужно висеть в метре над лезущим, и всегда есть вероятность его задеть ногой. И это не шутка.)
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36693-670.jpg)
Свет
Вы заметили, что большинство скалолазных шедевров снято при красивом освещении? Профессиональные фотографы снимают ранним утром или вечером, чтобы застать особенное освещение. Если света не хватает, и у вас нет возможности поснимать в другое время, попробуйте использовать вспышку. Даже самые простые вспышки, если их использовать правильно, могут сильно помочь.(Об этом можно прочитать здесь) В любом случае, если вы видите какое-то особенное освещение, уговорите своего друга-скалолаза попозировать на ближайшем маршруте или боулдеринге. Если вы упустили какой-то кадр, то это навсегда.
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36694-670.jpg)
Не врите.
Иногда хочется немного наклонить камеру, чтобы маршрут казался более нависающим. Не делайте этого. Это не сработает, поверьте;-) Всегда найдутся небольшие детали, и люди заметят это, даже если только подсознательно.
Низ или верх?
Снятый сверху снимок обычно требует дополнительного поворота. Вращайте изображения и находите наиболее удачное положение. (Бывает трудно выбрать, так что, удачи…)
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36695-670.jpg)
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36696-670.jpg)
Детали
Не забывайте про маленькие детали. Вокруг так много деталей, которые совместно со скалолазным действием, могут вызвать яркий интерес у зрителя. Подумайте о руках, страховочном устройстве, камалотах/закладках/оттяжках и остальных предметах, с помощью которых вы можете сделать замечательный снимок.
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36697-670.jpg)
История
Разделите сюжет на кадры и с помощью серии снимков расскажите историю! Обычно совсем не требуется, чтобы один единственный снимок рассказал обо всем сразу. (Такие фотографии можно увидеть на обложке National Geographic или других похожих журналов…)
![Начинающим: основы скалолазной фотографии. (Скалолазание, bruno axhausen, фотография, скалолазание)](/u/img/37/36698-670.jpg)
Запланируйте свои снимки и расскажите целую историю. Фотографируйте полностью район / гору / болдер, скалолаза, который собирает свое снаряжение, собирается с силами перед восхождением, лезет маршрут и т.д…
Эксперимент
Скалолазание – это свобода. То же самое можно сказать и о скалолазной фотографии. Экспериментируйте! Используйте fisheye, несколько вспышек… Помните: существует миллион способов сфотографировать скалолазов. Сделайте так, чтобы ваши снимки заставляли ладошки потеть.
«Копии»
Посмотрите на скалолазные фотографии других фотографов. Выберите снимки, которые вам нравятся, и попытайтесь повторить их. Все так делают, чтобы научиться!
Безопасность
Конечно, самый важный момент из всех – обеспечить безопасность себе и окружающим. Существует много книг и вебсайтов о безопасности в скалолазании, так что если вы в чем-то не уверены, посмотрите там!
Не заморачивайтесь на точности, лучше сконцентрироваться на эмоциях, смысле, деталях и движении, подумайте об освещении, получайте удовольствие и не забывайте о безопасности!
Еще фотографии можно посмотреть тут
Читать Climbing Photography Fundamentals на английском.
Перевод Галлямовой Ани
198
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
С нетерпением жду продолжение.
Далеко не на всех фестивалях и не во всех ситуациях возможно присутствие профессионального фотографа.
В итоге мы имеем дело с сотнями и сотнями посредственных карточек.... Советы Бруно - пусть он сам недавно снимает - не важно - не сделают из каждого скалолаза мастера фото! Но они помогут народу хоть как-то ориентироваться в том, что и как снимать.
Конечно, есть любители "жизни муравьев" и собиратели "коллекции жоп" - но это не наш случай.
И если после таких публикаций фото приемлемого качества станет хотя бы на 30% больше - я буду подпрыгивать очень высоко:))))
Про эмоции здорово написано. Действительно, много в спорте таких фотографий с невероятными лицами - каких не бывает в обычной жизни :)
Еще здорово фотографировать крупным планом снарягу и руки страхующего
Спасибо автору!