Бергель - много "про" и ни одной "контры"...

Пишет гоген, 20.09.2009 20:24

Бергель - много "про" и ни одной "контры"... (Альпинизм, альпы, dav, мюнхен, италия, германия, dav club russland, пиццо бадиле)

Несколько лет подряд в программе нашего клуба фигурировало учебное восхождение на Пиццо Бадиле. По разным причинам, из года в год, это замечательное мероприятие смывалось из календаря отвратительной погодной сводкой, задыхалось в тесноте альтернативных идей или просто растворялось в других, более приоритетных планах.

Про Бергель
А ведь ехать то нужно обязательно. Не говоря уже о исторической составляющей тесно переплетенной с первооткрывательским духом наших соотечественников в Альпах на излете 19 века, каждый уважающий себя альпинист (корень опять таки от слова Альпы) просто обязан побывать в сказочной горной стране под названием Бергель (у итальянцев, соответственно, Брегалия).

Про Пакистан
В каждой уважающей себя стране, вне зависимости от наличия горной складчатости, как правило имеет место быть своя маленькая "швейцария". Лично я слышал о нескольких. Как минимум это "саксонская швейцария", "чилийская швейцария", "сибирская швейцария"... Вы не поверите, где то на Украине около села Ковалiвка есть своя, "украинская швейцария". А только пару лет назад я услышал определение "швейцарский пакистан". Им оказался горный район на юго-востоке Швейцарии. Массив Бергель с северной, швейцарской, стороны действительно напоминает монолиты Каракорума. Только чуть поменьше... и поближе..., и попроще..., и по безопасней..., и по цивилизованней, - резюмируя: гораздо доступней!

Пунта Сертори, Пиццо Ченгало и Пунта Анжело

Про идею
Как уже упоминалось, Пиццо Бадиле был в нашем клубе заветной целью. Ну а почему бы и нет. Гора хоть и не высокая, она чуть выше трех тысяч метров, но весьма и весьма симпатичная. С севера, по почти километровым стенам, проходит ряд маршрутов вплоть до "шестерек", с юга все поменьше, но и с этой стороны есть чем потрЕсть. Опять таки "историческая ценность района" весьма важна. Лезешь, практически, по памятнику альпинистской истории. Вокруг по гранитным стенам прочерчены линии, имена авторов которых - одно звучней другого; Рикардо Кассин, Каземиро Феррари, Карло Маури, Вальтер Бонатти. Лезть практически невозможно - ступни от пиетета сводит. Ну и вообще - побывав уже 4 раза с севера, мне очень хотелось попасть в Бергель с юга.

Рикардо Кассин в глубокой старости на одном из маршрутов в Бергеле

Про компанию
Сначала в составе авто-экипажей были только альпинисты - участники учебного восхождения. Потом в поездку решила поехать и Ленка с собакой. Ленка в гору не пойдет, поэтому в "Mello-Bus" был загружен еще и крешпэд с собакой. Позже о зажигательной перспективе, метнуться на выходные в Валь ди Мелло (да да, именно туда) узнали Ленкины подопечные, а за 2 недели за отъезда еще и временный "мюнхенец" из Америки - Володя. Компания разношерстная, но очень дружелюбная, поэтому и поездка вышла вся "на позетиве". После ночевки у гигантского Массо де Сан Ремино (бульник такой, с трех-этажку, скалодром типа местный) болдеринговая компания расползлась по камушкам, а альпинисты взяли курс к приюту Рифугио Гианетти. Кроме меня, постоянно пытавшегося убедить "участников" о наличии моего отсутсвия, в восхохдении участвовали Алексей [lazy_ga], Виталик [vitalide], Ольга [LH] и Евгений [genuari]. Для всех это был первый большой тур на знаменитую и не совсем халявную гору. А я, в роли "шапки-невидимки" материализовался только тогда, когда возникала необходимость поругаться на кого-нибудь или хотя-бы наворчать.

Про подход
Разбалованные короткими, как правило, подходами к приютам мы были несколько обескуражены четырехчасовым маршем к рифугио Гианетти. Благо шли в первый раз и пейзажи были в меру захватывающими. Многочисленные водопады и все новые и новые скальные зубцы, выплывающие из за угла, заставляли ломать шею в затылке рассматривая открывающиеся красоты. Приближение вечера заставляло прибавить шаг. Кульминацией стал выход на альпийские пастбища. Помимо странных заросших щетиной пастухов, бегавших в одних спортивных трусах за коровами, там открывалась долгожданная панорама на цепь гранитных исполинов: от Пиццо Торроне на западе до Пиццо Паганини на юго-востоке. Отсюда же была видна наша хижина. А еще было великолепно видно, что пилить до нее еще ой как долго. Как ослики с морковкой перед мордой - пилили мы увлекаемые силуэтом Бадиле все выше и выше, пока не уперлись этой самой мордой в фундамент симпатичного строения. На сегодня мы пришли, объем "работы" на завтра высился исполинским куском гранита с другой стороны - Пиц Бадиле.

Про приют
Приют себе как приют, что мы, приютов что ли не видели? Хотя нет, если знать, что все итальянские приюты по большей части не симатичны, то рифугио Гианетти неожиданно удивляет своим уютом. Милые хозяева (в смысле смотрители, поскольку большинство приютов принадлежат альп-клубам и смотрители арендуют их на продолжительный срок). По домашнему уютные помещения, вкусная кухня - на ужине нас порадовали феерической сменой блюд, а поданные на первое спагетти были по величине порции сравнимы с теми, что в Доломитах подаются как главное блюдо. В общем счастье. Хозяйка, пятидесятилетняя тетушка в "пране", живо интересовалась нашими планами, ненавязчиво давала рекомендации и вообще излучала радость вызванную нашим присутствием. Понятно, что это был просто признак качественного сервиса, но от этого было не менее приятно. Завтрак был.. нет, его не было. То есть он был, но выглядел как будто его не было! Но перейдем к кофе. Кофе в Италии знатный. Еспрессо допио и вы на небе... на несколько минут во всяком случае.

Про маршрут
Прекрасный маршрут, очень не напряженное но все же занятное лазанье. В начале пути одна-две веревки лазанья, в верхней части еще одна-две веревки. Все остальное, до lll категории сложности - можно пройти не связываясь. Лучше наверно просто почитать перевод описания из гайд-бука:

От приюта идти в северном направлении к основанию юго-западного скального контрфорса, который отходит от длинного южного ребра Бадиле. Левый склон ребра пологий, по нему тропа к началу маршрута.

Маршрут начинается слева от ребра. Первая веревка выводит на само ребро. Оно упирается в нависающую стенку, которая обходится справа по полке. За углом влево вверх по узкому камину. Вверху на полке металлический крест. От креста следовать справа от гребня, на следующих 40 метрах, затем свернуть направо и по узкой террасе (туры) спуститься вниз к широкой горизонтальной террасе по которой 60-метровый траверс вглубь юго-восточной стены. Сначала по промоинам вверх до камина с левой стороны скальной мульды.

Здесь можно посмотреть более увеличенную фотографию ребра

Справа от промоины через камин, затем через короткие сбросы вверх. Затем по левому (сложнее) или по правому (легче) из каминов вверх к ребру южного гребня. Вдоль ребра, по легким каминам и промоинам вверх под вершинную стенку. Здесь по системе террас зигзагом вверх не сложным лазаньем к высшей точке. Спуск по пути подъема.

Время на восхождение 5-8 часов.

Про восхождение
Мы все знаем, что учебные восхождения занимают больше времени, чем спортивные. Соответственно запланировали выход не в 6, а в 5 часов утра. Хозяйка приюта объяснила мне на ломаном немецком, что так рано вставать не нужно, маршрут халявный и ходят его "зер шнелль". Я ответил ей на не ломаном немецком, что группа у нас учебная и нам бы пораньше выйти. На это хозяйка, перейдя на ломаный английский пояснила, что завтрака все равно раньше чем в пол шестого не будет. Я попытался, все на том же ломаном анлийском, вымучить завтрак хотя бы в 5 утра, но чистейшее итальянское "финито" намекнуло мне на бессмысленность дальнейших переговоров.
На завтрак было много хлеба, мало мармелада и совсем не было сыра с колбасой. Знай бы раньше - можно было встать хоть в четыре - все равно уходить голодными.

После побудки, помывки (кстати, культурным шоком было наличие в умывальнике горячей воды) и, если можно так назвать - завтрака "молодые" (в смысле продолжительности занятия горным спортом) альпинисты уже топали под маршрут. Буквально тремястами метрами выше от хижины вышли к палаткам. Очень романтичное место с ручьем, песчаной полянкой и цветочками для особо романтично настроенных альпинистов. Потом начали замечать, что за многими камушками проживают люди. Биваковать в Альпах можно, камповать нельзя - это значит, что каждое утро, перед восхождением, этим романтикам приходится собирать свои палатки, упаковывать в баулы и распихивать по дырам и щелям в округе.

Пока мы шли подход, из за таких вот камушков, к стенам потянулись вереницы связок. Кто-то на стены, кто-то на ребра и 4 связки, перед нами, на Бадиле "классику". На начале маршрута, все по очередности подхода к нему, оделись и спокойно начали работать. Когда верхние связки ушли за угол, тронулись и наши "спортсмены". Женя с Лехой выбрали более сложный старт и полезли на гребень не по системе полок и плит, а проработали одну веревку "четверочного" внутреннего угла. Оля с Виталиком выбрали более простой вариант, в результате через четверть часа все собрались у основания первого камина, под крестом. Этот камин - первое сложное место на участке. В нем висит сявка, но если ей не пользоваться, то сложность лазанья вырастает до IV+ категории. После прохождения ключа, развязавшись, прошли всю не сложную часть маршрута и когда показалось, что как-то уже не того, вновь связавшись пролезли вторую ключевую часть. Остаток пути до вершины вылился в легкую прогулку "цепочкой по одному". Спустя немного времени, через 5 часов после выхода с приюта, команда с широкими улыбками размещалась на вершинном каменюке с обелиском в обнимку.

Про вершину
Гора представляет собой монолитную гранитную лопату, вершина - достаточно острый горизонтальный гребень, длинной около трехсот метров, с высшей точкой почти точно в его середине. На вершине стоит обелиск. В прошлом на Пиццо Бадиле разыгрывались одни из самых драматичных трагедий в альпинизме. Альпинисты погибали единицами и целыми связками. Не один раз это происходило уже после прохождения стен (самой известной трагедией стала гибель молодой итальянской связки после перво-прохождения северо-восточной стены в компании с командой Рикардо Кассина). В связи с этим Секция Комо построило восточней вершины бивачную будку. Зная о этом строении я сгорал от любопытства и пока наша команда наслаждалась захватывающими воображение видами - походил по гребню и спустившись к хижине с удовольствием ознакомился с ее содержимым. Яркая, выкрашенная в желтый цвет будка, производит впечатление чудовищно маленькой. Собственно она такой и является, поэтому особенно удивило и восхитило с какой практичностью и эффективностью использовано внутреннее пространство будки. Лакированное дерево внутренней обшивки, аккуратно и уместно организованные полочки - все говорило о большой любви и заинтересованности исполнителей к делу, которое они добровольно, в свое свободное время делают. Кроме всего прочего меня потрясла белизна простыней, которыми обтянуты матрасы шести коек, расположенные как полки в вагоне одна над одной по обе стороны от прохода. Когда-нибудь я найду время и обязательно переночую в этом гнезде!

Про спуск
Сложно что то рассказывать про спуск вниз. Сначала медленно, с дюльферами, потом быстрее - иногда забуриваясь не по адресу. Короткий перекус на хижине. Любезное предложение смотрительницы приюта вызвать такси оказалось не веселой шуткой, а реальным предложением, которым мы на то время не могли воспользоваться (за 250€ вертолет забросит вас сюда или увезет отсюда). Еще через 2 часа, сбив в нет ноги, мы встретились на парковке с Ленкой и Володей которые нарезали нам замечательнейший и самый сладкий в этом году арбуз! На этом наше приключение было закончено, ну или почти закончено - потому, что впереди была еще дорога домой...

Про логистику
А теперь о самом грустном, о дороге. Это единственный аспект, который наводит тень на всю идею. От Мюнхена до Валь Масино больше 400 километров. В принципе это всего на 50 километров дальше, чем к примеру, до Арко. Но из за кучи второстепенных и однополосных дорог, бесчисленного количества серпантинов и, как минимум, двух высоких перевалов дорога туда перерастает в логистический подвиг. Учитывая, что выехали мы в 8 вечера, в 3 ночи мы были снова дома. А в 6 подъем, а в 8 уже на работе.

Если вас мучает бессонница, то мой совет, поезжайте в Валь Масино на выходные, здоровый и глубокий сон впоследствии до среды включительно, вам гарантирован!