Комментарий к статье Ю.Кожухова "Спасработы в Узунколе. Как угробить альпинистов".

Пишет odinrv, 04.09.2009 11:55

Приветствую всех читателей risk-a .
Меня зовут Родин Владимир. В период с 22.07.09 по 09.08.09 я работал в составе учебно-спортивного сбора Луганской областной Федерации альпинизма в качестве инструктора 2-3-го этапа обучения и нач. спасательного отряда (район альпбазы «Узункол»).
Это сообщение я делаю от имени тренерского состава Луганских сборов. Остановлюсь на главных моментах, касающихся выпуска, НС (несчастного случая), произошедшего в отделении наших сборов и спасательных работ.
1. Выпуск групп на маршруты восхождений производился выпускающими мероприятий, координировал процесс нач. учебной части а/б «Узункол» В.И. Енин. Что касается выпуска трех групп на траверс Трезубца, мы не видим здесь ошибки координатора т.к., во-первых, маршрут позволяет с достаточной степенью безопасности работу нескольких групп ( с обязательным интервалом во времени), во-вторых, руководители групп были предупреждены об этом и между ними была договоренность о взаимодействии. Через день после НС, т.е. 31.07.09, я с учебным отделением 2 - го этапа обучения прошел этот маршрут. Параллельно с нами работали две группы (из Зеленограда и Ставрополя). В результате – успешно пройденные маршруты восхождений и приятные воспоминания о взаимодействии и взаимной доброжелательности участников и руководителей всех групп. Добавлю, что при таком количестве сборов, как было в этом году в Узунколе (зарегистрированных, а возможно, и вообще «левых»), незапланированная встреча на одном маршруте нескольких групп весьма вероятна.
2. В день НС, 29.07.09, у моего отделения по плану было восхождение на в. Кругозор Мырды 2А к.т. Выход из базового лагеря «Узункол» в 5 часов. В 7 часов мы подошли на ночевки, где ночевали и готовились к выходу на в. Трезубец отделения из Луганска (инструктор В.Ф. Бабич), из Бреста и Риги. Было необычно холодно для этого времени – трава и цветы покрыты коркой льда, иней на палатках. Сложилось впечатление, что в связи с этим руководители групп не спешат с выходом. Они вышли по очереди до 8 часов. Мы вышли после того, как поставили палатки и позавтракали (около 9 часов). После восхождения мы вернулись на ночевки в 15.30, где узнали о произошедшем НС. В 16 часов с участниками отделения (В. Фомин, И. Непран, Д. Слюсарев, Е. Скулов) я вышел к месту НС. В этот момент первую «акью» уже доставили наверх, вторую сопровождали мы. В 17 часов мы были под местом аварии.Первые40м спуска носилок с сопровождающими на отвесном участке организовали Бабич В.Ф. и альпинисты из Харькова А.Заколодний и А.Отченаш.Руководство дальнейшим процессом спуска я взял на себя. С момента моего прихода к месту аварии и до прибытия на базу связь с базой была практически постоянной через р/станцию харьковчан. В 17.30 мы приняли первые носилки. К этому времени снизу подошли альпинисты других сборов. Предполагаемый маршрут спуска проходил по участкам крупной осыпи, снега и крутых травянистых склонов. Страховка носилок и сопровождающих была необходима практически постоянно. Была организована станция спуска, и уже к 18 часам мы начали спуск первых носилок с пострадавшим С. Еременко. Из группы, которая их транспортировала, я назначил старшего (до подхода инструкторов).С базы была получена команда максимально ускорить спуск пострадавшего А. Овчаренко (врач предполагал угрозу внутреннего кровотечения). Участников для спуска носилок было достаточно. Ребята делали все от них зависящее. В процессе спуска я периодически подходил к отряду, который нес носилки с С. Еременко, чтобы при необходимости перераспределить силы. Руководил спуском этих носилок инструктор Е.Н. Дулепов и инструктор из Ставрополя В. Третьяков. Носилки с А. Овчаренко прибыли на базу в 23.30. Носилки с пострадавшим С. Еременко прибыли к 0.30. Хочу отметить мужество и выносливость доктора Татьяны, которая во время спуска мобильно перемещалась между пострадавшими, контролировала их состояние, делала инъекции. На базе медицинскую помощь пострадавшим оказала доктор Луганских сборов Г. Сипунова (к сожалению, ее альпинистская квалификация и физ. состояние не позволили ей оперативно подняться к месту аварии) и доктор из Харькова по имени Михаил, который помог не только знаниями и опытом, но и медикаментами. Хочу отметить, что спасательные работы прошли успешно и быстро, благодаря тому, что все, кто участвовал, делали все от них зависящее спокойно, грамотно, без суеты. Передаю нашу благодарность участникам сборов из Зеленограда, Перми, Смоленска, Н.Тагила, Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Ставрополя, Харькова, Луганска, Таганрога, которые работали при спуске пострадавших, спасибо за дух альпинистского братства и самоотдачу при оказании помощи терпящим бедствие в горах. Огромное спасибо двойке из Харькова А. Заколоднему и А. Отченаш за помощь в организации и проведении спасательных работ. Нельзя не отметить участие в спуске пострадавших В.Ф . Бабича – на протяжении всего спуска носилок с А. Овчаренко он организовывал спусковые станции и наращивание веревок. Спасибо В. Енину, Р. Магомедову за координацию при проведении спас. работ, директору альпбазы «Узункол» Э. Хапчаеву и всему персоналу базы за транспорт и помощь в обеспечении спас. работ.
3. Несколько слов о выводах тренерского совета Луганской областной Федерации альпинизма и скалолазания.
К сожалению, пока сложно сказать, кто из троих участников, пристегнутых к петле, сорвался первым. Их свидетельства путаны, а состояние здоровья пока не позволяет сделать детальный разбор происшествия. Но при любом из возможных вариантов, очевидно, что участники нарушили основные правила организации страховки (трое на одной петле, страховка и спусковая веревка на ней же). Инструктор не исправил ошибки, не заметил ненадежность закрепления петли. Вина инструктора в произошедшем срыве очевидна.Как учителя, тренера и как руководителя восхождения.Тренерский совет Луганской областной федерации альпинизма и скалолазания решил не привлекать Бабича В.Ф. в будущем к работе в качестве инструктора-методиста.Решение о дальнейшей судьбе инструктора В.Ф. Бабича будет принимать ФАиС Украины.
На этом заканчиваю. Желаю всем спортивного совершенства и удачных восхождений.