Путешествие на Памир

Пишет diktor, 24.03.2007 00:28

Путешествие на Памир (Путешествия, горный бадахшан, хорог, пянж, отчет о путешествии)

Горный Бадахшан (сентябрь 2005)

Телефонные уговоры продолжались ровно минуту и вот, я лечу из Питера в родную Алма-Ату, где встречаюсь со старыми и новыми друзьями. Ночью мы едем на пассажирском Форде в Бишкек (бывший Фрунзе), пересекаем казахско-киргизскую границу, меняем тенге на сомы. Аэропорт Бишкека – это последний клочок цивилизации, в котором присутствуют даже «америкотовские» военные самолеты. Наш АН-24 благополучно приземляется рядом с посадочной полосой города Ош, потому что основная полоса на ремонте. Здесь в Оше мы знакомимся с водителем «Дэлики» Дильмуратом, он же Узбек, он же Шрек и он же будет нашим памирским водилой. Долго оформляем пропуски, закупаем на базаре продукты, казан, чайник. Ужинаем в кафе дальнобойщиков, ночуем в палатках у дороги, тщетно пытаясь забаламутить костер.
Сумасшедший серпантин перевала Кызыл-Арт (4336 м), Киргизско-Памирская граница. Вдоль дороги – колючая проволока – граница с Китаем. Проколов заднее колесо за перевалом Уй-Булак (4232 м) около соленого и радиоактивного озера Кара-Куль (3923 м), Шрек обнаруживает, что у него несправен домкрат. Перегонявший Ауди в Хорог Серега, выручает нас и в сумерках, на высоте 4000 м мы пьем с ним водку. В райцентре Мургаб (3630 м) нас гостеприимно встречает дом Убайдулло. От границы мы проехали 188 км, все устали.
Одноэтажные белые дома, телевизионные тарелки, Ленин, высокогорная пустыня, яки – это Мургаб. Покупаем просто шикарную карту Памира на инглише и, миновав несколько пограничных постов, спускаемся в Хорог, столицу Горного Бадахшана (Памира). Сброс высоты с 4000 м до 2000 м, расстояние от Мургаба 311 км. Ночуем в доме Азимшо (Homestay «Azimsho»).
Пянж – река разделяющая Памир, справа Таджикистан, слева Афганистан, слева памирцы, не считающие себя афганцами, справа памирцы, не считающие себя таджиками. Деревья, дороги, дома, базары, люди, пограничники – всё вдоль Пянжа. Война в прошлом, все улыбаются, хотя и живут довольно скромно. Много иностранцев: англичане, китайцы. Несколько дней мы гостим в Хороге, посещаем еженедельный афганский базар, где торгуют китайскими тканями и камушками, фотографируем, пьем китайское пиво.
Обратно возвращаемся вдоль Пянжа, посещаем горячие источники, святые места, древние полуразрушенные крепости, ночуем в палатках и один раз даже в музее – старинном памирском доме с толстенной книгой для посетителей. По правую руку снежные вершины Пакистана. Минуем границу, наблюдая массив пика Ленина. Мургаб, Ош, Бишкек, Алма-Ата. 12 дней.