Чтобы далекому тоже было понятно
Выкладываю фрагмент рукописи книги, название пока в трех вариантах, на каком остановлюсь, не знаю пока. В содержании пути главных героев пересекаются большей частью в горах. И хотя я стремился не перегружать текст узко альпинисткой терминологией, непонятной для далекого читателя, тем не менее, без ссылок не обойтись. По этой причине ввел в изложение такую себе информационную справку, предельно лаконичную, дабы читатель не пропускал ее как это случается. Она не с потолка, в ней мой прошлый альпинистский опыт и проштудированные исследования по теме. Но все равно лучше услышать мнения, до того как будет напечатано.
В МАСТЕРСКОЙ
......................
На второй половине мастерской в данный момент все подготовлено для студийной фото съемки. Вдоль торцовой стены под потолком укреплена труба с закрепленной за нее драпировкой, сдвинутой наполовину, частично прикрывающей окно в центре этой стены. В углу за драпировкой еще два рулона на трубах. На площадку направлены два серебристых зонтика на штативах со вспышками. На небольшом расстоянии от драпировки и окна по центру комнаты – старинное деревянное кресло с резной спинкой и гнутыми подлокотниками. За левым софитом ширма, за нею переодевается девушка. Хозяин мастерской, это пассажир с бородкой из самолета, поправляет белый тюль стекающий с подлокотника и смятыми вскипаниями, устремленный в правый угол. По нему разбросанны в беспорядке живые полевые цветы. В кресле лежит букет чайных роз. Девушка выходит из-за ширмы и, взяв букет роз, садится в кресло. На ней белое платье с открытыми плечами, оно напоминает свадебное. Парень отходит к фотокамере на штативе, включает подсветку.
Его ассистент, паренек лет двадцати, в ожидании указаний присел на подоконник балконного окна. За его спиной поблескивают крыши пасмурного города с хаосом труб, антенн, с нависающими сизыми тучами. Парень, глядя на хозяина студии, нахмурив брови продолжает разговор, явно начатый ранее. Говорит с некоторой обидой в голосе.
– Тарас, ты все отшучиваешься, а я серьезно хочу знать. Почему ты не хочешь меня брать в горы? Я ведь не хилый, из тренажерного зала не вылажу….
Действительно, сложение у него атлетическое, но вот в лице еще много детского, самоуверенного. Тарас, так зовут хозяина мастерской-студии, подходит к столу и вынимает из папки со сценарием лист бумаги.
– Ну, если ты хочешь серьезно, Саша, – говорит Тарас. – То, будь добр, прочти это вслух. Саша подходит и берет лист из его рук, усевшись в кресле у стола, картинно прокашлявшись, начинает читать с некоторым шутовством в голосе.
– Ин-фор-ма-цион-ная спра-а-вка….
Организм человека, совершающего восхождение в горах на высотах от 4000 м до 8000 м, находится в крайне экстремальных условиях, как-то:
- недостаток кислорода вследствие разреженности воздуха и низкого атмосферного давления;
Но буквально с первого предложения голос Саши становится серьезным. Он встает с кресла и возвращается к окну, опять присев на подоконник. Ему как бы не хватало света в кресле, а скорее, чтобы выдержать паузу и собраться с мыслями. Неожиданно пробившееся солнце на мгновение превращает его фигуру в силуэт на фоне яркой рамы окна.
Он читает дальше, иногда бросая взгляд на Тараса.
- отрицательная температура, ночью до -50, усугубляющаяся ветрами вплоть до ураганных;
- обезвоживание организма из-за потоотделения и низкого содержания влаги в воздухе;
- вследствие обезвоживания организма, кровь густеет, что увеличивает нагрузку на сердце и сводит к минимуму поступление кислорода в сосуды головного мозга и мышцы;
- а не выводимый азот становится основной причиной возникновения горной болезни, которая на высотах свыше 4000 м в легкой форме выражается неадекватным поведением, в тяжелой форме - приводит к гибели;
- если у восходителя мышцы большого объема, влияние вышеизложенных отрицательных факторов усугубляется, поэтому предпочтительна конституция организма с плоскими мышцами;
- сильное ультрафиолетовое излучение приводит к ожогу открытых участков кожи, а при отсутствии темных стеклянных очков вызывает временную потерю зрения (снежную слепоту);
- резко снижаются защитные функции организма, к примеру, появление легкого насморка на высоте свыше 5000 м, может в течение часа привести к отеку легких и гибели.
При этом участникам восхождения необходимо:
- грамотно прокладывать маршрут восхождения, в соответствии с подготовленным описанием, дабы не оказаться в непроходимом месте;
- постоянно анализировать состояние окружающего рельефа на предмет угрозы от схода лавин, камнепадов, скрытых трещин на леднике, молний и порывов ветра, переходящих в ураган, и т. д.;
- в ходе восхождения участник должен вести постоянное наблюдение за напарником по связке (два участника связанны одной страховочной веревкой) и остальными членами команды, чтобы своевременно прийти на помощь или избежать спущенного камня и т. д.;
- спасательные работы на вертикальных скалах и высотах свыше 5000 м исключают помощь вертолета (единственного технического средства спасения) вследствие разреженности воздуха. Вертолет, совершив посадку на этой высоте, взлететь уже не сможет. Его могут также погубить, бросив на скалы, мощные нисходящие потоки воздуха. Спасти пострадавшего можно лишь спустив до высоты и рельефа, допускающих эвакуацию по воздуху. Нередки случаи, когда пострадавший сам вынужден преодолевать эту зону вследствие сложности рельефа, удаленности места от ближайшей горноспасательной службы, малочисленности команды восходителей и ее физического состояния на момент происшествия.
Параллельно с легкой хрипотцой его голоса….
– Организм человека, совершающего восхождение в горах на высотах от 4000 м до 8000 м, находится в крайне экстремальных условиях, как-то ….
Идет картинка из видоискателя камеры в движении, прерываемая стоп- кадрами. И эти кадры составляют контраст с жесткой сухостью текста. Крупные планы: мягкий изгиб обнаженного женского плеча, всплывающий взгляд из-под полуопущенных век поверх букета, профиль лица в сиянии подсвеченных волос, из-за плеча на фоне окна…. Еще несколько таких кадров, в них есть что-то волнующе-грустное.
Последний кадр. То же обнаженное плечо в пене белых кружев уходит из резкости. Девушка-модель медленным усталым движением поправляет волосы, вопросительно смотрит на фотографа. Лицо в тени, так как осветители выключены, и широко отрытые глаза кажутся бездонными.
Услышав от Тараса негромко сказанное.
– Все отсняли, спасибо. Ты умница!
Она встает из кресла, с видимым сожалением бережно положив в него букет.
И слышит.
– Это твои розы. Переоденешься, Саша тебя отвезет. Еще раз спасибо.
Она, благодарно улыбнувшись, берет букет, и улыбка уже другая, как бы светящаяся изнутри. С букетом роз, бережно охваченным правой рукой, девушка подходит к окну. Оперившись рукой на подоконник, оборачивается. Но это, похоже, уже не она, волосы кажутся темными, хотя это может быть из-за того, что за окном опять засияло солнце, пробившееся сквозь тучи…
79
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
- отрицательная температура, ночью до -500...."
:))
Спасибо!
правда, что ли ? а не кессонной ?