На Талгар
Талгар
Идея сходить Талгар давно витала в воздухе. У Димки это вообще была мечта, сколько его помню.
Подход
Идея сходить Талгар давно витала в воздухе. У Димки это вообще была мечта, сколько его помню.
И вот, выбрав для акклиматизации не самый короткий путь, мы идем на Бутаковский. Отсутствие акклимухи и кули под сорок отражаются на моем лице и шаткой походке. Но, расхоженный Димыч успокаивает: "Вон метеостанция, а там и финишная прямая". До перевальной седловины от метеостанции было как..., ну вобщем еще далеко. К вечеру начинается дождь. Ночуем в каком-то сарае, на берегу Левого Талгара. С утра погода шепчет. На пути к селевым разливам встречаем двух немцев, которые неплохо говорят по-английски. Немцы утверждают, что до того места где можно перейти ближайший рукав километров пять. Мы усомнившись, идем на разведку, совещаемся и переходим вброд рукава Талгара у них на глазах.
Подъем по Науруксаю опять в дождь. Взобравшись на прижим, метрах в двадцати ниже вижу гнилое бревно через речку. Вспоминаю, что там вроде как нужно переходить на другой берег. Назад! Переходим вброд. На ночевку встаем в конце зоны елок.
Димка. Верхняя часть долины Науруксая
Утром погода отличная. Вверх по морене. Видим данные нам приметные знаки: ручей и места стоянок. И сыпуха уходящая вверх. О! Там наш перевал - ТЭУ. Правда справа вроде не хребет, а отрог. Ну значит перевал выше. Вскарабкиваемся. Попадаем в верхний цирк. Удивленно озираемся. Смотрим карту. И тут мы понимаем, что оказались там, где даже не ступала нога дяди Мишы Ворожищева. Мда... Есть от чего впасть в панику нашим, измученным кулями организмам. Но мы вспоминаем, что идем на ТАЛГАР, в кулях ведра два снаряги. Что нам какой-то незнакомый ледник? И успокоенные ложимся спать.
Спозаранку вылазим по кулуару, потом по снежнику на гребень, с которого виден ТЭУ. До перевала каких-нибудь полтора километра осыпей, перемежающихся скальными выходами. С перевала видим Талгар, вписываемся в записку прибалтов, снявших записку израильтян.
Вид с гребня
Сбегаем по леднику, потом по нескончаемой морене. Опять дождь. Переходим средний Талгар и встаем на Зеленой гостинице. Вечером подходят, ходившие фотографировать, Анатолий и Неля с норильских сборов. Рассказывают как ходили пятерку на Караульчи и тройку на Чекиста - в этих местах давно никто не был, записки десятилетней давности.
На следующий день дневка.
Караульчитау. Справа, ближе чем на фоне неба 4б. Слева, за жандармом и прямо вверх 5а.
Прикинув оставшееся время и решив сократить восхождение на Копр, выходим под Пелевина. Неприятная конгломератная морена выводит на ледник Северный Талгар. Сам ледник зажат в крутых скалах, сильно разломан, полностью зачехлен. Поражают стены гребней Клыштау и массива Ушбастау-Сулукуз. Достаточно возможностей для первопроходов. Ночуем на леднике, задумав, встать пораньше и пройти ледовый склон до солнца.
Маршрут Пелевина 5б.
Леха
Стены массива Ушбастау-Сулукуз
Стены гребня Клыштау
В три будильник. Димыч выглядывает из палатки, видит три звезды. Остальное затянуто тучами. Говорю, что хорошо бы попить чайку, раз все равно уже проснулись. Попив чайку, решаем что надо идти, раз все равно чаек уже попили.
С фонарями идем по леднику, потом по осыпи. Светает. Проходим снег до берга. Потом по льду, в обход скальных островов. Начинается ветер, поземка. Вылазим на гребешок под бастионом. Метет уже вовсю. Срубаем лед, ставим ферриновский МонстерЛайт.
На Горе
Сальников:
День… Да, вроде день. Или утро? Или вечер?! Не знаю. Не понимаю. Какой день мы здесь? Дай вспомню.
Шли по изломанному леднику. Куча трещин, забитых зимним еще снегом. А часто и открытых, зияющих бездонной пустотой. И хорошо бы все по вдоль, а то ведь направление любое – поперек и по диагонали. Как угодно, только не так как положено! Дошли до верхнего цирка, выровняли площадку на боковой морене и встали. Ночью, раза три вскакивали из-за обвалов с ледопада. Страшно. Децибелы зашкаливают. Сложно описать как звучат тонны льда и снега падающие с высоты в пол километра… Вроде и понимаешь, что до нас не долетит, а сохранить спокойствие не можешь.
Ночь. А по альпинистским понятиям – раннее утро. Мы просыпаемся так рано, чтобы проскочить до рассвета ледовый склон под контрфорсом, пока по нему не начало бить камнями. На небе всего три звезды, остальные затянуты, но выходим. Непогода конечно будет. Куда без этого?! За Талгар все цепляется и каждый день пару часов метет. Но потом растягивает. Это норма.
Выходим на ледник и связываемся. Ниже берга есть разломы. Потом бергшрунд и по крутому льду обход первого скального острова. Метров 200-300, пока не устали, идем так. Потом начинаем страховаться через ледобуры. Обходить второй остров, начинаем с первыми лучами солнца и под начинающимся снегопадом. Ноги уже гудят от усталости, хотя еще утро.
10 утра. Мы на небольшом плече внизу контрфорса. Здесь удобные ночевки. Дальше ключ – 300 метровый бастион, где ночевать можно только сидя. Погода окончательно испортилась. Не видать ни черта! Gore-tex, прекрасно справляющийся с дождем, быстро промокает под мокрым снегом. Рубим во льду площадку и ставим высотную, мембранную палатку Ferrino… Знать бы тогда, насколько не пригодной окажется она на северной стене Талгара.
Что потом? Минуты и дни молчания. Минимальное пространство сырой палатки. Без теплых вещей, с одним легким спальником на двоих. С минимумом топлива и еды, на Горе, конца которой не видно. 5000 метров. Мы бывали на этой высоте не раз, но Талгар – это другое! 4 августа, 5,6,7… И снег. Не прекращающийся. То ревущий, заметающий палатку, то падающий с чуть слышным, сводящим с ума шорохом, от куда-то из белой мглы. Час за часом. Весь день и всю ночь. И вот уже начинает казаться, что этому не будет конца… На пару часов снежная меланхолия прекращается и мы пытаемся провесить веревки вверх по бастиону. Но, едва начав, мы, буквально сметены со стены снегопадом безумной силы. За потоками снега не видно скалы. В кулуарах справа и слева идет непрекращающаяся лавина! Возвращаемся в палатку под первые раскаты грома. Шорох, привычный нам, превращается в барабанную дробь. И гроза! Я считаю после каждого раската: один, два, три…ГРОМ! Один, два, три…ГРОМ! Я никогда не видел такой грозы! Палатка напоминает корыто с водой. Все отсырело. Газ и продукты еще есть, но едва мы начинаем готовить, в палатку начинает бежать вода. Мы, промокшие, черпаем ее ложками и выливаем в отдушину.
Рано утром Леха просыпается от нехватки кислорода. Палатку завалило. Отдушина забита снегом, стенки палатки обледенели и не дышат. Открываем двери. Теперь в палатке есть воздух …и снег… Первый, но не последний раз откапываем тарелкой палатку. Кроме этого день не приносит ничего нового.
Снег. Он заполнил все. Белая мгла вокруг. Мира за пределами палатки не существует. Нет скал над нами, нет травы и деревьев под нами, нет городов, людей, машин. Это все из другого, не существующего, иллюзорного мира. В настоящем мире есть только мы вдвоем молчащие в палатке и снег, падающий из ниоткуда…
Мы одни в ущелье. Связь очень плохая и нам никто не поможет, в случае если это понадобится. Мы знаем это и надеемся только на свой опыт и благоразумие. 12 лет занятия альпинизмом позволяют что-либо понимать.
Часы, часы, часы… и не прекращающийся шорох снега. Опять задыхаемся и опять откапываем палатку.
Новый день… И снег. Даже если сегодня мы оторвемся, то Леха рискует опоздать на самолет. Надо валить вниз… Мысль об этом причиняет боль. Так долго ждать! Ждать лета и горы, идти к ней, сидеть и ждать на стене и повернуть! Но Леха за спуск. Я колеблюсь. Да и как сейчас спускаться?! Склон перегружен, а снег все еще идет. Нужно еще подождать. Вечером удается отправить СМС в Томск:
- Посмотри в Нете, когда полнолуние. Может погода наладится!
-Полнолуние было вчера. – ответ, как приговор.
Разум отказывается верить, что летом на Северном Тянь-Шане может быть такое! Это ведь не Победа и не Мраморная стена!
День заканчивается. Еще не стемнело, но меня бьет озноб. У обоих появился кашель. Не удивительно, ведь все что у нас было – промокло. Газ, коньяк и продукты заканчиваются. Чувствуя это, мы начинаем реже и меньше есть. Может быть от этого и мерзнем. А возможно становится холоднее. Начинается шторм, пик непогоды. Понимаем, что сегодняшняя ночь будет трудной. Задыхаясь с вечера, ночью вновь просыпаемся в заваленной палатке. Снега особенно много. Кроме того, замечаем, что палатка начала рваться. На улице свирепствует снежный шторм, и откапать палатку не просто. Внутрь опять намело. Наконец я забираюсь внутрь и никак не могу отогреть потерявшие чувствительность руки. Зажигаем горелку и просто жжем последний газ. Если сейчас не уйти, то завтра нас надо будет спускать. Палатку может разорвать, у меня явное переохлаждение, Леха не многим лучше и топлива, сидеть дальше у нас нет! Это страшно и не совсем разумно, так как количество снега на склоне под нами максимально. Но нужно уходить вниз. ВНИЗ!
P.S. во время этого странного, и не предсказанного метеорологами, циклона в Алма-Ате, на башне JW Marriot ветер застиг врасплох восьмерых промышленных альпинистов. Для четверых из них, этот шторм стал последним в жизни…
Дмитрий Сальников Алма-Ата – Томск август 2009
Бастион
Отход
Как говорит один наш, умудренный горами знакомый: "Должно быть много спирта и газа. И вылезти можно любую гору". Спирта у нас не было совсем. Было немного коньяка. Газа тоже не очень. И мало времени.
Выходили по Среднему. Тропа примечательна обилием упавших деревьев и селевых оврагов, обходя которые, приходиться карабкаться в гору. Но зато вкусна малина, местами сильно потоптанная медведями. К обеду вышли на поляну слияния Среднего и Правого. Промахнувшись мимо моста на другую сторону реки, шли по правому берегу. Неизвестно кем пробитая тропинка явно не заточена под гордое шествие с рюкзаками - низкорастущие ветви так и норовят опрокинуть путника. В легком полуприсяде, слегка бегом, к вечеру нашли мосток на другой, цивилизованный берег, где-то километра четыре не доходя строящейся ГЭС.
Томск, август 2009.
Рукотворная дорога в осыпи. Напоминание об альплагере.
100
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
В общем, пока народ спал на Суровом, наше "передовое" отделение делом занималось - снимало эти самые 400 м веревок. С целью экономии времени на енто дело - проскочил с утра, по фирну на самый верх этих перил. Да и сбросил все сразу вниз - чтоб пока спущусь, ребята разобрали и смаркировали. А соннышко все жарче и фирн - раскис, не держит... А "кошки" ВЦСПС - слетают, однако, с раскисших до невозможности "триконей". А внизу - "берг", который нужно будет преодолеть лазанием с одним ВЦСПСким ледорубом ... Веселое было время. Адреналину нажрался поуши и заработал свою вторую благодарность в а/л "Талгар" с записью в "Книжку альпиниста" - "за инициативность, энергичные и грамотные действия во время восхождения..." - с подачи Усенова и Гульнева за подписью Токмакова. Это было что-то вроде "Герой Советского Союза" в той среде. Заработав в Талгаре 2 благодарности и приехав на 1 смену в лагерь в июне 1979 года - удостоился чести поднять флаг лагеря в ознаменование открытия той самой трагической и последней смены... 22 июня лагеря не стало . А до 25.06.1979 я уже вовсю работал в свежем селевом выносе с группой ребят из города Винница, разыскивая сейф с печатью и деньгами лагеря, а самое главное - с деньгами, билетами и документами участников. Отыскание и подъем сейфа послужил поводом к получению третьей, и последней - за неимением лагеря, альпинистской благодарности.
В общем - хочется еще раз сходить на Талгар. Может, по Пелевина, или еще как, но обязательно чтоб лагерь повидать. А может, "Талгарскую подкову" попробовать... Она дней 10 ходится - но если непогода, как в этом рассказе, то может быть вверху весьма тоскливо без вспомогателей. А может - Караульчи-Тау...
А вообще - очень красивое, просто потрясающее ущелье Средний Талгар. Желаю всем жедающим побывать в этом сказочном месте, увидеть все своими глазами.
Привет всем ветеранам Талгара образца 1975-79 годов, здоровья Вам всем и послной самореализации!
Кстати, может знаете, почему не было предпринято попыток восстановить лагерь?
Да, к чему это я? К ответу на вопрос, почему не восстановили. Так вот, только чтобы восстановить одно это здание, а по сути построить новое, потребовались громаднейшие усилия и финансовые затраты. В т.ч. волонтеров, которых приглашали строить и ходить. И по сути которые только строили. И второй раз на эту удочку попадаться не собирались.
А в даном случае - уничтожено было все, кроме аппартаментов начальника КСС, в которых останавливаются те, кто на Талгар идет через этот бывший лагерь и кто знает, что он там есть. Т.е. строить всю инфораструктуру заново - это не 1938 год, когда партия сказала "надо" и ... В 1979 году вопрос решался не партией, а ВЦСПС, для которого одним лагерем больше, одним меньше...- а денег на восстановление нужно потратить изрядно. Кроме того, начальство заповедника хорошо помнило о пожаре и понимало - от его повтора никто не застрахован. И согласовывать новую проектную документацию не собиралось.
Лагерь еще несколько лет функционировал как временный, палаточный. Затем все сошло на нет - слишком дорого, опасно и накладно по все более и более разрушающейся караванной тропе забрасывать туда все необходимое.
Может оно и к лучшему - ущелье будет сохранено в первозданной красе. А кто хочет на Талгар или Караульчи - организовывает свою маленькую экспедицию.
Успехов Вам с Дмитрием в осуществлении Вашей мечты и чтоб в следующий раз повезло с погодой и прочим. Побольше пишите, снимайте и делитесь с другими, у Вас неплохо получается.
Респект.
Р.С. Привет и огромное спасибо Ледолазу за фото -78.
Камень там действительно был - с отметкой 2750м. Т.е. Талгар был самый высокогорный лагерь в СССР. И еще на нем был прикреплен корабельный колокол, звоном которого сзывали на всякие мерорпиятия, типа " построение для встречи покорителей..." У меня есть его фото - как отсканерю - выложу. А также потрясающая панорама с Юбилейной, снятая в 1975 году. Одна из тех, что висела в КСП. Выловил в селевой грязи обрывки и восстановил. Тоже выложу. И еще Караульча в другом ракурсе.
И подкову тоже храню оттуда. И нож, которым резал с пекарем бедных бычков. Подарки Гриши Митя. И вырезанных из дерева ковшик для воды - подарок Горбунова Володи... И море воспоминаний и навыки восхождений, которые и теперь позволяют мне ходить хорошие высотные маршруты, как например, Хан с севера...
И людей интересных там много было кроме Усенова - Галина Константиновна Рожальская, Антонина Сон ( на метеостанции работала рядом с лагерем), П.П.Менжулин, Вододохов, Гульнев Г.Л. , Гриша Мить (пекарь), Горбунов Володя ( помощник пекаря)... Увы - "иных уж нет, а те- далече..."
Урал Усенович был физ.руком в нашей 63 школе и через его заботливые руки в горы попала масса хулиганов, часть из которых осталась в альпинизме насовсем. Человечище был. Сам лагерь застал уже лишь как руины. Попасть в него можно было либо по дикому через ТЭУ, либо в рамках альп-мероприятия секции. Ходили по дикому.
...А еще Эгюи дю Миди, в Шамони, очень Караульчитау напоминает =)
А почему собственно был?
Насколько понял, подъём у вас был на С Талгар по пути первовосходителей, по СВ гребню? Почему-то этого маршрута нет в классификаторе.