поборы на Эльбрусе

Пишет Mindelevitsh, 31.07.2009 17:07

Добрый день!
В форуме на "Риске" шло (и идет) обсуждение поборов на Эльбрусе. Неоднократно там упоминалась и моя фамилия. Я не вступал в дискуссию, поскольку занимался непосредственной отменой этих поборов, и потратил на это около недели рабочего времени. Не сомневаюсь, они будут на днях отменены. Мы добьемся ОБЯЗАТЕЛЬНО, чтобы директор нацпарка был наказан. Всем, сохранившим чеки, редакция "Вольного ветра" поможет вернуть заплаченные деньги. Но не раньше осени, после моего возвращения в Москву.
Прилагаю статью, опубликованную в последнем номере "Вольного ветра" № 95, который получен из типографии в среду.

ДИРЕКТОР НАЦПАРКА ПЛЮЁТ НА РЕШЕНИЯ СУДА
Приэльбрусье становится всё более неласковым к туристам и альпинистам

Бурное начало сезона
Первая тревожная весть из Приэльбрусья, пришедшая летом к нам в редакцию, касалась выдачи пропусков в погранзону: пограничники стали руководствоваться новым регламентом, утверждённым 19 ноября 2008 г. приказом № 572 директора ФСБ России А.Бортникова (см. № 94). По этому регламенту заявку на получение пропуска россияне должны теперь подавать за 30 дней, иностранцы – аж за 60! Причём по субботам и воскресеньям отделы, выдающие пропуска, не работают, а в будние дни – лишь с 10 до 17 часов, разумеется, с перерывом на обед.
Ещё несколько лет назад пропуска в КБР оформляли за 2–3 дня; по нормативам Федеральной по¬гранслужбы на это должно было уходить не более 10 дней (а в тоталитарное советское время у меня это занимало 20 минут). Не секрет, что всех желающих попасть в погранзону проверяют по базе подозрительных лиц, единой на всю страну. Что же такое случилось, что с ноября 2008 г. потребовалось для этой процедуры в 3–4 РАЗА БОЛЬШЕ времени? Может, какие-то шпионы запустили в сеть вирус и все компьютеры погранслужбы ФСБ разом вышли из строя? Или диверсанты подорвали «закрытые» служебные каналы связи ведомства? Не знаю. В СМИ такой информации не просочилось, а ФСБ хранит молчание.
Так или иначе, но пропуска в КБР стали оформлять гораздо медленнее. Правда, до нормативов ФСБ (30 и 60 дней) пока не дотягивают, выдают документы существенно раньше.
Для многих туристов и альпинистов резкое увеличение сроков оформления пропусков явилось неожиданностью (к тому же не всегда отпускные планы точно известны за месяц­другой), и туристская отрасль начала нести убытки: приехали клиенты, а пропуска не готовы, на базу не пропускают. Клиенты сидят в Нальчике, ругаются и обещают больше в Кабардино-¬Балкарию ни ногой…
В Японии есть такой термин: «работа по правилам». Это когда служащие досконально выполняют все служебные инструкции и прочие нормативные документы. В результате выполнение работы неимоверно затягивается, а придраться не к чему: всё по правилам! Такой метод забастовки используют японские профсоюзы, чтобы добиться от работодателей повышения зарплат. Похоже, наши бравые пограничники успешно переняли опыт японцев…
Затем взбунтовались местные жители. Поводом послужило предполагаемое сокращение 11 работников канатных дорог. Видимо, дирекция просто хотела оптимизировать численность штата, сократить расходы. Однако Приэльбрусье – не Москва, другую работу найти здесь практически невозможно. Около тысячи человек – а это значительная часть местных жителей – 12 июня перекрыли федеральную трассу (единственную дорогу в Приэльбрусье) и блокировали её несколько дней. (Что¬-то мне не верится в «стихийность» такого демарша: из-за 11 увольняемых столько людей одномоментно на трассу сами не выйдут. Тут без какого¬-то оппозиционного власти «штаба» и умелой организации дела не обошлось.) Все требования людей перечислять не буду. С чем-то я согласен, с чем-то – нет. Разумеется, требовали никого не увольнять, это понятно. Ещё – провести инвентаризацию земельных участков в районе. Передать «канатки» в аренду местным жителям. (Интересно, как бы повели себя московские власти, если бы толпа москвичей перекрыла Тверскую и требовала передать им, например, метро?) Ни глава районной администрации, ни даже председатель правительст­ва КБР не смогли с митингующими договориться, удалось это только приехавшему президенту республики Арсену Канокову. Ему, кстати, высказывали претензии и по поводу существенно увеличившихся погранзон и нового порядка выдачи пропусков. Арсен Баширович обещал разобраться. (Напомню, что силовые ведомства, как и нацпарк, республиканским властям не подчиняются.)
А с 30 июня в Эльбрусском районе был введён режим контртеррористической операции (КТО), сюда были введены военнослужащие ФСБ, по¬гранвойск и МВД. В общем, немало! Мои знакомые, возвращавшиеся из Приэльбрусья, насчитали в Баксанском ущелье вдоль трассы 11 постов во¬оружённых людей. Введение режима КТО объясняют тем, что за последние 2–3 года в Эльбрусском районе произошли 32 теракта, в основном, против сотрудников милиции, 9 из них были убиты.
Во время КТО сотрудники правоохранительных органов осматривали жилые дома, скотные дворы и огороды, проверяли документы у водителей и пассажиров, багажники автомашин, обследовали подвалы, гаражи и т.п. С вертолётов осматривали районы предполагаемого укрытия членов бандподполья. Интересно, что в центральных СМИ никакой информации о КТО практически не появлялось, как будто и не было её. Судя по официальной информации, во время КТО «было изъято значительное количество оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, что позволило предотвратить несколько крупных террористических актов». А у кого изъято? В огороде нашли среди капусты? Прокуратура же района, по сообщению ИА «Регнум», заявила, что фактов обнаружения таких находок не зафиксировано. Про задержанных боевиков вообще не сообщается – видимо, никого обнаружить не удалось. И не удивительно: для прекращения терактов и нападений на милиционеров нужны не разовые набеги войск, а планомерная и грамотная оперативно-¬розыскная и агентурная работа. Но проводить её, судя по всему, наши спецслужбы разучились. За несколько лет в районе не задержан НИ ОДИН участник терактов.
На некоторых сайтах сообщалось со ссылкой на официальные источники, что «все объекты жизнеобеспечения, а также лечебные и торговые учреждения, туристско­рекреационный комплекс работают в штатном режиме. Никаких ограничений прав и свобод гражданского населения и гостей Приэльбрусья не наблюдается». Откровенное и бессовестное враньё! По некоторым ущельям с 22 до 6 часов утра всякое передвижение было запрещено. Наши источники сообщают, что в это время и пропуска в погранзону перестали выдавать.
Например, микроавтобус представителя «ВВ» на Северном Кавказе Алексея Лобова, который вёз из Кисловодска группу экскурсантов в Адырсу, даже до Тырныауза не пропустили. Экскурсанты везли свои деньги в Приэльбрусье, но их завернули назад. Испортили людям отдых, нанесли убытки турфирме, которой пришлось возвращать клиентам плату за экскурсию. И не только одной этой фирме… Это не «ограничение прав и свобод»?!
КТО продолжалась две недели. Окончилось практически безрезультатно, не считая убытков региону. Как пишут в Интернете, выручка канатных дорог в Приэльбрусье упала в период КТО на 70%.
А через два дня было совершено новое нападение на сотрудников милиции, один погиб.
Так нескучно, с приключениями начался летний сезон. Отдыхающих осталось так мало, что с середины июня канатки месяц работали 3 дня в неделю. На моей памяти такого ещё никогда не было.
Приключения на этом не закончились: гостей «Приэльбрусья» решил грабить национальный парк.

Шипову закон не писан
Года 4 редакция «ВВ» боролась с незаконными поборами с посетителей в «Приэльбрусье». Вместо того, чтобы сохранять уникальную природу этого края, стараться приумножить природные богатства, руководство нацпарка все силы сосредоточило на выбивании денег с отдыхающих. Деньги брали почти за всё: за проход по ущельям, подъём на склоны гор выше 3700 м, за установку палатки и даже за воду, которую туристы черпали из ручья! Неоднократно по этому поводу мы обращались в Росприроднадзор и Минприроды РФ, однако получали лишь отписки. Пришлось самому подать иск к нацпарку в суд. После двух лет разбирательств Верховный суд КБР своим определением от 24 января 2007 г. по делу № 33¬30/2007 признал взимание нацпарком платы с отдыхающих незаконным, как и приказы об этом его директора Д.Байдаева. Немного раньше тот же Верховный суд КБР принял аналогичное решение (от 18 октября 2006 г. по делу № 33¬699/2006 г.) по иску прокурора Эльбрусского района, опротестовавшего приказы Д.Байдаева за другой год. Всего по трём выигранным редакцией искам к нацпарку тот выплатил пострадавшим около 100 тыс. р. – в 80 раз больше той платы, что с них взяли.
В конце концов после финансовой проверки нацпарка вскрылись многочисленные нарушения его деятельности, против Д.Байдаева было возбуждено уголовное дело и 1,5 года назад он был уволен. Новым директором нацпарка был назначен В.Шипов, работавший ранее министром природных ресурсов КБР. Казалось бы, государственный чиновник такого уровня не должен нарушать Конституцию и законы РФ! Увы, мы рано радовались…
Как только начался новый туристский сезон, В.Шипов, наплевав на все судебные решения (о них он не мог не знать хотя бы потому, что об этом неоднократно писала местная пресса), 23 июня 2009 г. издал приказ № 39¬П, в котором утвердил «перечень туристских маршрутов и других рекреационных объектов для посещения граждан на летний период», а по сути – вновь установил плату за посещение Эльбруса (1000 р. с человека), ущелий Адырсу и Адылсу (по 50 р. с человека в день). Не буду ещё раз перечислять, почему приказ № 39¬П незаконен – это подробно сказано в определениях Верховного суда КБР (см. № 79). Их никто не отменял, следовательно, они являются действующими. А в соответствии с ч. 4 ст. 253 ГПК РФ, «решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено по¬вторным принятием такого же акта».
Остановлюсь лишь на двух моментах. В ст. 779 ГК РФ даётся понятие термина «услуга» – это определённая деятельность или работы по заданию заказчика. Если же никакого задания от заказчиков (в данном случае – посетителей нацпарка) нет, то можно говорить о НАВЯЗЫВАНИИ услуг, что противоречит закону РФ «О защите прав потребителей». (Скажем, совершенно законно в «Приэльбрусье» могут брать плату не со всех поголовно туристов, а ТОЛЬКО С ТЕХ, кто пользуется туалетами нацпарка и оборудованными им местами стоянок.)
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения». Приказы директора Шипова (как и его предшественника) нигде не публиковались, и поборы явились для отдыхающих полной неожиданностью, надолго испортив им впечатление от отдыха.
Вот что написал нам ген. директор С.¬Петербургского горного фонда Андрей Ершов: «5 июня 2009 г. одну из наших групп после восхождения на Эльбрус около «Бочек» на Гарабаши остановили какие-то местные граждане, которые представились работниками нацпарка и в весьма грубой форме, угрожающим тоном требовали от гида заплатить по 1000 р. с человека. Вместо удостоверений они показали гиду только копии своих паспортов, трудовых соглашений с нацпарком и копию приказа по нацпарку от 23 июня, по которому и вводится эта плата. Гид позвонил мне, и я ему запретил платить, приказав поехать завтра в дирекцию нацпарка и произвести оплату там, но только после составления акта с указанием суммы, цели платежа, подписями должностных лиц и т.п. Что он и сделал, заплатив 10 тыс. р.»
Упомянутый выше представитель «ВВ» А.Лобов 12 июля 2009 г. с группой экскурсантов (6 человек) поехал на экскурсию в ущелье Адырсу. На заставе в пос. Верхний Баксан оформили пропуск в по¬гранзону и поднялись на подъёмнике на верхнюю площадку. Там к автобусу подошли двое ребят, представившихся работниками ЧП Ахмата Соттаева и на основании показанного ими договора с нацпарком «Приэльбрусье» от 1 июля 2009 г. на оказание услуг по обслуживанию пешеходно­прогулочного маршрута в ущелье Адырсу предложили заплатить по 50 р. с человека. На вопрос А.Лобова, за что же туристы должны платить, местные ответили, что ими установлены по дороге в альплагерь 8 туалетов и навесов для отдыха. Возражения о том, что экскурсанты едут до альплагеря, нигде не останавливаются и никакими услугами пользоваться не собираются, не возымели успеха, как и предъявление удостоверения представителя «ВВ». Микроавтобус дальше просто не пропускали. Пришлось заплатить, иначе клиенты остались бы без экскурсии. После требований Лобова ему был выдан кассовый чек, на котором значилось: НП «Приэльбрусье», – что тоже незаконно (плату­то взимают от имени ЧП Соттаева!). Туристы с испорченным настроением продолжили свою поездку. Работники ЧП Соттаева требовали еще заплатить за машину 100 р., но от этой платы удалось отбиться. Похоже, дирекция нацпарка нанимает полных невежд, которые даже не знают про газету «ВВ» и про то, как опасно с ней портить отношения.
У меня не вызывает сомнений, что аналогичным образом были ограблены и другие отдыхающие, посещавшие ущелье Адырсу (возможно, и Адылсу).
Интересная деталь: в приказе В.Шипова ут¬¬¬верждён «туристский маршрут: поляна Азау – гора Эльбрус». Где он начинается, где кончается, неизвестно. Возможно, это сделано умышленно: ведь даже экскурсанты, просто поднимающиеся на «канатке» на склоны Эльбруса, чтобы увидеть панораму Кавказских гор и не собирающиеся никуда идти дальше, тоже оказываются на «маршруте Азау – Эльбрус» и с них, следовательно, ретивые молодчики нацпарка тоже имеют право требовать по 1000 р.! Возможно, так и поступают с какими¬то простачками и иностранцами, не знающими российских законов и не читающими «ВВ».
А.Ершов, разобравшись в произошедшем, на¬писал в нацпарк письмо с требованием вернуть незаконно полученные деньги. И получил ответ от зам. директора парка А.Занилова, который, в частности, пишет: «На спуск мусора со склона до Гарабаши с водителем ратрака заключён договор на сумму 120 тыс. р. Дальше идёт плата за канатную дорогу, затем за вывоз этого мусора на свалку. 30% от собранных средств идёт на заработную плату для кассиров, в чьи обязанности входит со¬блюдение санитарного состояния маршрута и сбор мусора на склоне (! Ещё раз прочитайте и вникните в эту фразу! – Прим. С.М.). И туалет, куда ходят альпинисты за всё время акклиматизации и восхождения, тоже принадлежит нацпарку. (Видимо, туалет переносной, его несут сотрудники нацпарка рядом с альпинистами во время восхождения. – Прим. С.М.). Дополнительно заказано ещё 2 туалета. В итоге на содержание Эльбруса уходит свыше 500 тыс. р. за сезон. Львиная доля поступающих средств пойдёт на поддержание экологического состояния известной во всем мире горы Эльбрус».
А.Ершов такой ответ справедливо посчитал «просто отпиской с весьма неуклюжими попытками обосновать законность приказа № 39¬П и действий его дирекции и сотрудников… Если же говорить об экологии, то основной урон Эльбрусу приносят не туристы и альпинисты, а ратраки, строители хижин и канатной дороги. Однако на эти группы «пользователей» Эльбруса экологические регуляции нацпарка никак не распространяются. По крайней мере, никаких явных результатов его деятельности в этом направлении не видно».
Андрей прикинул доходы нацпарка на Эльбрусе. «Только альпинистов (которые пытаются совершить восхождение на вершину) там бывает около 50–100 человек в день. Реально же гораздо больше людей посещают этот маршрут, только один большой экс-курсионный автобус привозит 40–50 человек. Но даже если считать по 50 человек в день (это просто смешная цифра для Эльбруса), то за сезон (июль – август, 60 дней) получается огромная сумма: 1000 р. х 50 чел. х 60 дн. = 3 млн. р.! А реальная¬-то выручка будет в несколько раз больше! (Если посчитать и экскурсантов, то В ДЕСЯТКИ РАЗ больше. – Прим. С.М.) Пусть 30% от этой суммы (900 тыс. р.) идёт на зарплату кассирам¬-контролёрам (нехилая зарплата для группы бездельников, которые ничего реального не делают, а только вымогают деньги). Пусть 500 тыс. идёт на содержание Эльбруса (хотя для вывоза мусора, установки флажков и трёх туалетов и этого многовато). Так остаётся ещё 1,6 млн. р.! И куда же деваются эти деньги?»
Моё личное мнение: просто разворовываются! В редакции имеется копия постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного прокурором Эльбрусского района года 2–3 назад. В ней приводится такой факт: за время получасовой проверки кассиров-контролёров нацпарка на поляне Азау было установлено, что за это время (за полчаса!) ими было присвоено… 32 тыс. р.! Посчитайте, сколько им перепадает за день и за весь сезон… Тогда же редакция собрала у знакомых туристов штук 20 квитанций об оплате поборов в «Приэльбрусье» и отправила в прокуратуру. Финансовая ревизия установила: в кассу нацпарка попали только около 40% обозначенных в квитанциях сумм. Та же ревизия обнаружила, что МИЛЛИОНЫ рублей, которые должны были ЦЕЛЕВЫМ НАЗНАЧЕНИЕМ идти на экологические цели, на охрану природы, тратились в нацпарке совсем на другое.

Наши общие действия
Когда в редакцию в начале июля пришло несколько писем с просьбой «прекратить незаконные поборы в Приэльбрусье», я позвонил прокурору района В.Канукову и главе районной администрации К.Соттаеву. Удивительно, но ни тот, ни другой о поборах ничего не знали! Похоже, власти теряют контроль за ситуацией в Приэльбрусье…
Минимум 4 рабочих дня я занимался этой проб¬лемой. В частности, написал министру природных ресурсов Ю.Трутневу и президенту КБР А.Канокову, который два года назад говорил мне, что поддерживает в этом вопросе позицию редакции. К сожалению, о реакции президента на моё письмо мне ничего неизвестно. Обрадовало то, что люди понемногу начинают отстаивать свои права: когда я позвонил в пресс­службу президента, чтобы узнать, дошло ли моё послание, мне сказали, что по тому же поводу пришло уже около 2 десятков писем.
Редакция также обратилась к начальнику УВД Эльбрусского района с просьбой возбудить уголовное дело по факту вымогательства денег в Адырсу у представителя «ВВ» А.Лобова. Хотя по УПК такие заявления должны рассматриваться в 5¬дневный срок, пока никакого ответа тоже нет.
Единственно, кто реально отреагировал на наше обращение, и то после третьего письма, – это районная прокуратура. Благодарим помощника прокурора Джамилю Узееву за объективность и оперативные действия! 20 июля прокуратура внесла протест директору нацпарка В.Шипову с требованием отменить незаконный приказ. На рассмотрение протеста по закону отводится 10 дней. Думаю, руководство парка прокуратуре откажет и будет тянуть время до последнего, чтобы обобрать как можно больше отдыхающих. Это подтверждает полученное нами 24 июля письмо из Приэльбрусья: «Отъём денег у граждан продолжается на «Мире» (станция «канатки». – Прим. С.М.) и на Гарабаши. Причём процедура происходит с запугиванием и угрозами. На замечание туристов, что действия нацпарка опротестованы прокуратурой, вымогатели, смеясь, отвечают, что нет решения суда, поэтому мы протесты игнорируем. Конечно, всё это высказывается с матерком и звериным лицом. Полный беспредел! Думаю, всё будет продолжаться, пока не закончится сезон. Осталось несколько недель».
Вообще­то два решения суда уже были, почему они не выполняются? Уверен, что суд в очередной раз признает поборы незаконными, приказ отменит, но деньги-¬то останутся у вымогателей. Так уже было неоднократно: директор нацпарка Байдаев отменял один опротестованный приказ, и через короткое время издавал другой аналогичный.
Почему же поборы, несмотря на решения судов и протесты прокуратуры, никак не кончаются? Это очевидно: нарушители закона на основании своего многолетнего опыта уверены в полной безнаказанности. Судите сами. Скажем, ревизия установила, что деньги, полученные сотрудниками нацпарка, в кассу не попадали. На квитанциях есть их подписи, фамилии. Тем не менее районное УВД уже 2 года никак не может довести дело до конца и под разными предлогами его закрывает. Прокуратура направила в суд уголовное дело против директора парка Д.Байдаева по трём статьям УК РФ, но во время процесса почему¬-то отказалась от обвинения по двум самым серьёзным статьям. Директора осудили (без лишения свободы) лишь за давление на свидетелей. По каким-то причинам прокуратура ни разу не попыталась изъять у нацпарка в бюджет незаконно полученные деньги.
Фактически покрывает дирекцию нацпарка и Минприроды с Росприроднадзором, неоднократно присылавшие в редакцию отписки на наши обращения. Минприроды даже не ответило на открытое письмо министру Ю.Трутневу (см. № 82)! За всё время Д.Байдаеву, несмотря на регулярные нарушения им законодательства, даже выговора не объявили!
Грустно наблюдать, как несколько должностных лиц делают КОЛОССАЛЬНУЮ антирекламу Пр謬¬эльбрусью (почитайте, как в Интернете люди обещают больше сюда не приезжать!), лишают своих земляков заработка. Почему же те это терпят?!
Складывается впечатление, что руководители нацпарка стараются усугубить и так напряжённую социально­политическую ситуацию в регионе, спровоцировать новый бунт своих земляков.
Как же быть любителям гор? Прежде всего, надо понять, что в Приэльбрусье российские законы не действуют, а власти отстаивать права туристов не будут. По крайней мере, до тех пор, пока Приэльбрусье из¬-за всяческого беззакония не опустеет. Бороться надо самим. Как? Да просто не платите, и всё! (Конечно, в одиночку так дейст­вовать опасно, поэтому лучше ходить группами.) Помните: физическую силу сотрудники нацпарка к неплательщикам применять не имеют права (это уже дело уголовное), могут лишь составить протокол об административном нарушении, который легко опротестовать в суде. Требуйте предъявить удостоверение, выдать кассовый чек. Желательно ещё получить документ, где будет сказано, за что конкретно вы заплатили, за какие такие услуги. Не показывают удостоверение, не дают чек – вот и есть повод вежливо вымогателей отшить. Если боитесь – платите, но запишите фамилию сборщика дани, номер удостоверения, адреса свидетелей и обязательно сохраняйте кассовый чек! Тогда можно потом подать иск в суд и наказывать вымогателей на сумму, во много раз превосходящую взятую плату. Когда сумма исков будет соизмерима с прибылью нацпарка от поборов, они автоматически прекратятся.
Если у вас сохранились чеки или квитанции о ваших платежах и/или есть свидетели, то дело АБСОЛЮТНО выигрышное. Конечно, придётся какое-то время потерять и ещё некую сумму по¬тратить (которую суд вам потом вернёт). Редакция «ВВ» готова помочь в этом всем желающим и даже может (при определённых условиях) представлять интересы потерпевших в суде.