Сказки Большой Долины. ll - Пионеры горовосхождений
John Muir
После покорения основных вершин Highe Sierra местные горовосходители начали искать себе более серьезные, технически не простые цели. Большинство вершин все еще были девственны, многие из них были не самыми высокими в округе, за то технически весьма не простыми, некоторые из них считались, как это в разные времена было часто принято говорить, "неприступными", а пара вообще "непокоримыми". Главным "пионером" горовосхождений был, как не трудно догадаться, все тот же John Muir. Его покорение неприступного Cathedral Peak считается началом эры настоящего лазанья.
После покорения основных вершин Highe Sierra местные горовосходители начали искать себе более серьезные, технически не простые цели. Большинство вершин все еще были девственны, многие из них были не самыми высокими в округе, за то технически весьма не простыми, некоторые из них считались, как это в разные времена было часто принято говорить, "неприступными", а пара вообще "непокоримыми". Главным "пионером" горовосхождений был, как не трудно догадаться, все тот же John Muir. Его покорение неприступного Cathedral Peak считается началом эры настоящего лазанья.
Cathedral Peak
Выдающимися можно назвать так-же и другие ранние достижения, обособленно в этом ряду стоит покорение гранитной вершины Half Dome. После многочисленных неудачных попыток, упершихся в непреодолимые монолитные скалы вершины, некий George Anderson решил проблему своим способом; он поднял под вершину кувалду, долото и металлические прутья, которые он забивал в выдолбленные в граните дырки. Дырка за дыркой, прут за прутом - медленно и долго, метр за метром, в жару или в ливень он приближался к своей цели. Он оказался настырным и через забив больше сотни дыр он покорил таким вот странным способом эту великолепную вершину. Но этот акт насилия спровоцировал в американской альпинистской среде, которая сама себя только, только как оная начала ассоциировать, жаркие дискуссии на тему этики и приемлемости подобного стиля восхождений на первозданные стены долины.
Сегодняшние туристы на "нормальном" пути подъема на Half Dome
После покорения Half Dome таким варварским способом тенденции местного альпинизма, к счастью, не скатились в русло закатывания "невозможных" стен килограммами металлолома. Активисты спортивного "Sierra Club" были сильными спортсменами, спокойно и быстро преодолевавшими скальный рельеф средней сложности. Вершина за вершиной они поднялись практически на все пики в Highe Sierra. Но они не были лазунами, которые с помощью снаряжения и веревок проходили бы значимые маршруты. В то время когда в Европе на тот момент уже во всю шла гонка за перво-прохождение высоких стен Альп, в Америке альпинизм, не говоря уже о скалолазании находился в рудиментарном состоянии. Альпинизма не было, хотя альпинисты уже существовали, но они как будто ждали "стартовой отмашки". И она была дана в 1931 году. Francis Farquhar, издатель журнала High Sierra Bulletin, провел лето 1930 года вместе с товарищем по университетской учебе в Гарварде в горах British Columbia. В этой же компании был знаменитый лазун Robert Underhill, который благодаря своим успехам на Монблане и, позднее, на Гран Тетоне пользовался большим авторитетом у молодых людей. Роберт с энтузиазмом рассказывал товарищам о европейском альпинизме, о методах и техниках используемых в "Старом Свете". Все вечера проходили в разговорах о альпинизме и результатом стал написанный им широкий обзор в февральском номере High Sierra Bulletin за 1931 год.
Francis Farquhar
Не прошло и года, как в долине начали появляться альпинисты с веревкой через плечо и карабинами на поясе, разглядывающие, считавшиеся доселе "неприступными", стены. Norman Clyde в связке со своими друзьями Jules Eichorn и Glen Dawson, а так же в сопровождении наставника Robert Underhill прошли первыми "проблемную" восточную стену на Mount Whitney (5.4). Последовавшей затем зимой Eichorn вместе с Bestor Robinson начали целенаправленно тренироваться. Они находили в окрестностях Беркли маленькие скалы и проходили их в связке в альпинистском стиле оттачивая свое мастерство и отрабатывая приемы работы с веревкой. Они понимали, что старый постулат - "лидер не имеет права на срыв" - ограничивает их рамки как лазунов. Что только лазанье на границе собственных возможностей, а подчас и за ними - единственный способ развития как скалолаза. Эти тренировки на маленьких скалах в окрестностях места проживания позволили им впоследствии произвести настоящий фурор в альпинистских кругах Америки.
Mount Whitney
Казалось бы к 30-м годам все главные вершины Highe Sierra были покорены, но новые техники и навыки открывали новому поколению альпинистов безграничное поле для деятельности. Впервые в поле зрения восходителей стали попадать стены долины Йосемит. Летом 1933 года интерес альпинистских кругов был сконцентрирован на Cathedral Spires. Две башни, перепадом больше 200 метров, выстреливали ввысь из леса южного склона долины: вертикальные, монолитные, считавшиеся "непроходимыми"...
Cathedral Spires
Первая попытка на южной стене Higher Cathedral оказалась неудачной. После четырехчасовой попытки на юго-западной стене и последовавшей после нее трехчасовой на восточной альпинисты вынужденны были отступить ввиду невероятных трудностей преграждавших их путь к вершине. Это и не удивительно если учитывать то, чем они были снаряжены - вместо крючьев они использовали четырехдюймовые плотницкие гвозди. Но они не сдались, уже в ноябре того-же года они вновь приехали под стену. Снаряженные импортными крючьями и карабинами из мюнхенского Спортхауза Schuster спортсмены успели пролезть за день целых две веревки сложнейшего рельефа, пока закатывающееся солнце не вынудило их так-же искть приюта внизу. Наступила следующая зима, свободное время использовалось для тренировок, а деньги уходили на закупку необходимого снаряжения.
Robert Underhill
В апреле 1934 они снова вернулись в долину и, благодаря оставленным с прошлого года крючьям, довольно быстро достигли самой высокой точки своего маршрута. На последовавших затем ключевых веревках Robinson и Leonard лезли сменяя друг друга на месте забойщика. Когда альпинисты уперлись в многометровый монолитный участок им стало ясно, что маршрут можно продолжить только по системе трещин проходящей параллельно их маршруту в нескольких метрах в стороне. Траверс туда выглядел невозможным. Тогда Robinson спустился восемь метров по веревке вниз и раскачавшись как маятник качнулся до желанной трещины и дорога наверх была вновь открыта!
Только у вершинного блока они столкнулись с еще одной проблемой; 15 метров не доходя до высшей точки они опять уперлись в монолитную стенку. С последней надеждой они по узенькой полочке обошли стену траверсом на южную сторону и вышли в основание узкой трещины уводящей к вершине - она была слишком тонкой для пальцев, но в самый раз для их крючьев! Крюк за крюком они работали на ИТО вверх и забив 12 штук оказались на небольшой полочке после которой несколько коротких ступеней вели к плоской вершине Cathedral Spire (5.5/A1).
Bestor Robinson
Несколько месяцев спустя та же команда совершила перво-восхождение на башню-близнеца Lower Cathedral Spire (5.6/А1). Эти два восхождения показали, что американские альпинисты вполне способны лазить невиданные, до тех пор в Йосемитах по сложности, маршруты. Не смотря на то, что в Европе техника лазанья с двойной веревкой, зайльцуги, маятники и ИТО были более двадцати лет в ходу - для американцев это событие стало настоящей революцией в технике альпинизма. Покорение обоих Cathedral Spires стало вехой американского экстремального альпинизма в долине!
Jules Eichorn
После этого события активность в долине возросла. Местом встречи тогдашней альпинистской сцены был Camp IX рядом с отелем Ahwahnee. Это была довольно не большая тусовка встречающихся регулярно друзей и ковавших планы для будущих восхождений. "Это были волшебные времена. Каждый знал каждого, не было никакой конкуренции, никакого соревновательного духа, наверное потому что соревнования нам тогда вообще были чужды. Не было никакой конкуренции и никаких дискуссий - мы просто все были хорошими друзьями, которые хотели просто хорошо провести время. Я отлично помню те волшебные дни, когда мы даже лазить не ходили, а просто шлялись по долине и смотрели на все эти прекрасные стены. Иногда мы лазили простые маршруты, поднимались на не трудные стены и вечерами у костра рассказывали друг другу прекрасные истории. Мы все были друзьями, мы были просто одной большой прекрасной семьей". Автор этих строк, Morgan Harris был так-же как и все остальные "члены семьи" имели много свободного времени, но совсем не имели денег. Проехать на велосипеде 300 километров из Сан Франциско в долину было в те времена вполне нормальным делом. Члены этой тусовки были молоды, спортивны и голодны на перво-прохождения!
Glen Dawson
Еще одной "проблемой" долины, в частности для Harris, была стенка с гигантскими гранитными арками Royal Arches, образовывавшая великолепную кулису над отелем Ahwahnee. После двух неудачных попыток Harris в связке с Ken Adam и Kenneth Davis в октябре 1936 года прошел эту стену (5.6/А1). Так же, как и во время прохождения Cathedral Spire, прохождение стены Royal Arches потребовало от восходителей всех их сил, умения и элегантных решений при разрешении возникавших на стене задач. Отступления давали новую мотивацию для поиска новых идей. Все снаряжение подгонялось, тактика отшлифовывалась, физическая форма тренировалась - пока в одну из попыток альпинисты не достигали своей цели!
Royal Arches
Продолжение следует
134
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Это возможно?