Пишет Irf, 09.07.2009 17:41

Ирина Морозова, организатор, судья, тренер и победитель недавно прошедшего с успехом в Доломитах первого Фестиваля Dolomites Women, посвященного женскому альпинизму, после напряженных и насыщенных событиями соревновательных дней заглянула в офис Red Fox.

Мне нравится, когда на грани собственного предела, ты понимаешь, что за этим шагом расширяешь границы своих возможностей (Альпинизм, alpindonna, ирина морозова, dolomites women, red fox)

RF: Сколько женских команд приняло участие в Фестивале Dolomites Women?

И.М.: По количеству участников у нас получилась немного неопределенная ситуация. Девушек приехало около 20 человек. На школу заявилось 5 команд. А на восхождениях участники переходили из одной команды в другую. В итоге по протоколам у нас вышло всего четыре команды. Плюс большинство спортсменов, наверное, рассчитывали на не то, чтобы легкий, но на более скалолазный район. Несмотря на то, что на сайте постоянно писалось и комментировалось, что Лаваредо – это в общем-то не скалолазание, а это горы, альпинизм. Все равно участники ожидали несколько другого, и оказались не совсем настроены и мотивированны на реальные горы с их погодными и прочими реалиями. На самом деле я могу сказать, что когда смотришь на фотографиях на Тре Чиме, ты не чувствуешь всей ее мощи. Когда я сама впервые оказалась под этой вершиной в 2004 году, у меня остались впечатления как от некой нависающей над тобой, давящей на тебя громады. А когда потом я просматривала сделанные фотографии, она меня уже так не впечатляла. На снимке ты не ощущаешь всей силы массива. Поэтому когда я публиковала информацию о Dolomites Women, то пыталась найти в Интернете фотографии, которые бы создали правильное впечатление. Но ни один снимок не передает это состояние. И, наверное, именно в этом был коллапс.

RF: Почему выбор вашей двойки пал именно на маршруты "Маленький кассин", «Желтый кант» и «Комичи»?

И.М.: Здесь сыграли роль два параметра. Во-первых, нам посоветовал эти маршруты Гоген. Мы ему рассказали, что мы в конечном итоге хотим пройти, - северную стену «Комичи» на Чиме Гранде, - и он определил, какие лучше маршруты перед этим сходить. Это маршруты, похожие на «Комичи» по сложности, по технике, по крутизне, по нависаниям, но только более короткие, и в целом значительно более простые и комфортные за счет того, что они южные. Во-вторых, мы сами визуально выбрали именно эти маршруты за красоту линий. Если смотреть на массив с южной стороны, это как раз самые запоминающиеся линии – две единственные с южной стороны ровные отвесные стены.

RF: Кто-то еще проходил ваш маршрут?

И.М.: Из девушек, которые участвовали, нет. За нами маршруты "Маленький кассин» и «Желтый кант» прошли самарские ребята, мои ученики. Они были волонтерами в прошлом году на Фестивале в Узунколе и теперь на Dolomites Women. Ребята помогали и на школе, и в каких-то бытовых вещах, и при этом сходили больше всего маршрутов из всех команд. Они начали с простых троечных, потом сходили "Маленький кассин» и «Желтый кант» и после этого прошли еще достаточно техничный маршрут на Чиму Овест по западному канту («Spigolo Scoiattoli»), который по сложности тянет на 5Б. Учитывая, что это ребята с уровнем прошлогоднего второго разряда, тем не менее они ходят уже достаточно надежно, и на них можно во всем положиться.

RF: У вас получилась крепкая двойка с Катей Матюшевской. Вы уже ходили вместе до этого?

И.М.: Мы сходили вместе только в Арко. Но, наверное, Арко сложно назвать альпинизмом. Это больше скалолазный район. Но вообще для меня либо сразу есть схоженность и взаимопонимание с человеком, когда буквально с первого маршрута чувствуешь напарника и предугадываешь все его дальнейшие действия, либо вообще нет никакого контакта. С Катей у нас получилось как раз изначальное взаимопонимание. Конечно, в любой двойке существуют какие-то нюансы, когда что-то не состыковывается, но на фоне всего остального, - это решаемые задачи. Я бы не с каждым человеком рискнула пойти маршрут «Комичи», даже если бы он в десятки раз круче лез. Причем здесь даже не техника играет роль, должно быть какое-то единое внутреннее состояние. Обычно в связке существуют ведущий и ведомый. Один определяет всю тактику, другой под него подстраивается. У нас такого нет. Мы - два лидера. Хоть и считается, что два лидера не могут сосуществовать вместе. Но, на мой взгляд, тандем двух лидеров более сильный, чем тандем ведущий и ведомый. Мы с Катей признаем друг в друге это лидерство и не стараемся подавить друг друга и перетянуть одеяло на себя, как это часто происходит, когда сталкиваются два лидера. Какие-то решения мы принимаем сообща, а в чем-то уступаем один другому, если считаем, что так будет оптимальнее для решения поставленной задачи. Катя в два раза моложе меня, спортивнее и лучше лезет, поэтому что касается лазания тут целиком лидирует она. И автоматом, не сговариваясь, все лидерство переключается на меня, когда начинаются внештатные ситуации, грозящие перейти в экстремальные, или когда уже наступает предел, за которым включается автопилот, т.е. там где требуется долгий опыт, накопленный годами и выносливость. Я ходила с очень многими людьми. Но, сравнивая всех их, Катя – один из немногих напарников для меня, с кем образовалось такое взаимодействие. Это такой тандем, где нет более сильного и более слабого, а присутствует гармоничное существование двух личностей.

RF: Белорусские команды девушек, составившие вам основную конкуренцию, оказались сильными соперницами?

И.М.: Для меня понятие соперников - сложный вопрос. Я не воспринимала кого-то как соперника. На самом деле, изначально для нас было главное сходить маршруты, которые нам хотелось преодолеть. Ну, а результаты… У соревнований есть свои правила. В частности, на этих соревнованиях основной была концепция женского стиля. Здесь более простые восхождения могли получить больший рейтинг. Кстати, у нас так и получилось. Можно было сходить неограниченное количество маршрутов, но в зачет шло два. И, по сути, у нас в зачет пошли самые простые восхождения. Маршрут «Комичи» вообще не вошел. Оказалось, что выполнить более простое восхождение выгоднее, чем сходить тяжелый, техничный маршрут. Поэтому девушки-белоруски, сделав несколько быстрых выходов, могли получить более высокий рейтинг. Выбор участниц непредсказуем для нас, поэтому мы даже не ожидали, что можем выиграть.

RF: В процессе прохождения маршрута «Комичи», возникали ли у вас мысли о том, что сил больше нет и что вершина недосягаема?

И.М.: На самом маршруте такого не было. Мозг включился в работу, и думать о том, что досягаемо или нет, уже не было возможности. Все равно по сути другого варианта не существовало. Специфика маршрута такая, что если ты начинаешь его лезть, то дальше уже такие нависания и карнизы, что с него сдюльферять очень сложно. Главное - пролезть. На протяжении всего маршрута это была основная задача. Причем ты понимаешь, что самое идеальное, нужно долезть засветло. Если этого не сделать, придется ночевать где-то, сидя на маленькой полочке, чего очень не хотелось. Ну и, конечно, нужно было заботиться о безопасности. Единственное, по поводу чего мы нервничали, - это постоянные тучи на небе. Было немножко страшно, что если в какой-то момент пойдет дождь, то мало того, что скалы обледенелые, все еще будет мокрым. Это, конечно, пугало. Но дождя не было, поэтому, я считаю, нам безумно повезло.

RF: Что произвело наиболее сильное впечатление на Вас как на участницу соревнований?

И.М.: Больше всего впечатлений, конечно, осталось от северных стен. Мне очень понравились и «Кассин», и «Желтый кант». Но все же я поняла, что для меня предельные маршруты оставляют больше эмоций и впечатлений, чем те, которые проходишь легко, не напрягаясь. Я согласна с концепцией Юры Кошеленко и Сергея Ефимова, что женский альпинизм должен иметь отдельный женский стиль. Маршруты должны ходиться женщинами легко, комфортно, без страха, с большим запасом прочности. Я согласна, что, скорее всего, я как организатор именно за такую схему для женщин, если брать женский альпинизм в целом. Но внутри, лично во мне самой, сильны многие мужские начала. Для моего гармоничного существования мне еще нужна реализация некой мужской сущности, которая требует маршрутов на пределе. Естественно, как альпинист, я понимаю, что нужно идти только тот маршрут, где у тебя еще есть запас прочности на непредвиденную ситуацию. Например, мы могли выбрать более крутые маршруты северных стен, но они были бы уже на грани наших возможностей, без того самого запаса прочности. Поэтому мы выбрали «Комичи». И поэтому мы смогли его пройти, даже когда возникла непредвиденная сложность – когда вторая часть маршрута оказалась обледенелой, потому что был тот самый запас прочности. Но при этом мне нравится, когда на грани собственного предела, когда ты понимаешь, что за этим шагом расширяешь границы своих возможностей. Когда ты делаешь рывок, который не ожидаешь от своего организма, и он заставляет тебя идти куда-то дальше. Был один момент на маршруте. Когда я долезла до сложного места, у меня возникла мысль "я тут не пролезу" и я тихо, спокойно произнесла эту фразу. Но потом поднялась волна какой-то энергии, злости, и оказалось в итоге, что пролезть то я оказывается легко пролезаю. Главное чтобы появилась внутри эта злость, эта движущая агрессия. У меня буквально через секунду произошел некий толчок. Но это толчок не телом. Вначале он должен произойти где-то внутри тебя, и тогда ты уже ставишь ногу, и идет толчок физический. Наверное, это мужская часть моей натуры испытывает в этом потребность. Поэтому для меня более существенными, запоминающимися являются именно те маршруты, которые кажутся страшными и непосильными. При этом я не люблю оставлять что-то на волю случая, стараюсь просчитывать все непредвиденные ситуации, хотя не всегда это удается сделать. И вообще не люблю риск. Адреналин – это не мое.

RF: На Фестивале Вы выступали сразу в четырех амплуа: как организатор, судья, участник и тренер. Смотря глазами организатора, как Вы считаете, Фестиваль прошел успешно? Все ли задуманное получилось?

И.М.: На самом деле я очень много переживала поначалу. Мне хотелось сделать немного по-другому, чтобы было больше спортивных команд, был более спортивный настрой. А потом Сергей Ефимов сказал мне, что нужно уже расслабиться. Ты родил это детище, а дальше оно начинает жить именно таким, каким ты его изначально создал, и уже ничего нельзя изменить. После этого я успокоилась. В итоге, проанализировав потом все происходящее, я поняла, что вышло то не хуже, чем планировалось. Так что я довольна Фестивалем. А то, что хотелось бы… Всегда присутствует развитие на будущее, есть к чему стремится.

RF: На Фестивале была опробована новая методика судейства. Насколько она оправдала себя? Вам тяжело было судить?

И.М.: Юра Кошеленко разработал достаточно оптимальную методику, что значительно облегчило судейство. Казалось бы, оценка таких составляющих, как техника и стиль, достаточно расплывчата. Но Юра предложил определенные параметры, по которым они легко оцениваются. Плюс опять же, что мне очень понравилось, судьи не сразу проставляют какую-то оценку, а собираются, каждый высказывает какие-то недочеты, которые заметил, идет общее обсуждение, и после этого уже судьи выставляют свои баллы. Это облегчает работу судейства, можно выработать коллегиальное решение. В результате не получается каких-то непонятных разорванных диапазонов. Хотя могу сказать, что споры были. Особенно, по поводу двух команд, занявших на Школе 1-2 места (1 место – Вера Кучерявая с Ольгой Зинченко и 2 место – Катя Матюшевская с Юлей Кузнецовой). Обе команды технично пролезли. Как выбрать лучшую? Что взять за основу: более женский стиль или техничный? Но, несмотря на все обсуждения, каждый из судей поставил свои оценки, и результат получился таким, каким он получился.

RF: Как прошла культурная программа?

И.М.: Я поняла, что для спортивных мероприятий это было правильным ходом. Культурная программа очень сильно обогащает любое мероприятие. Одни соревнования – это просто соревнования, а когда вокруг них еще есть обрамление, это гораздо богаче делает все ощущения. После Доломит осталось ощущение и крутых гор, и холодных стен, и каких-то веселых танцев, конкурсов. Это ощущение всего в комплексе. Поэтому, мне кажется, все эти национальные нотки были в тему. Если дальше я буду что-то организовывать, то обязательно во все мероприятия буду включать национальные программы. Я эту идею подала и благодарна девушкам, которые ее поддержали. Все было сделано за счет их усилий. Они придумали костюмы, сценарии, игры. Единственное, где я приложила руку, это предложила Мадине разнообразить Фестиваль кавказскими традициями и согласилась сама поучаствовать в этой культурной программе. И мы придумали с Мадиной шоу на скалах – борьбу джигитов за невесту. А все остальное девушки делали сами. Поэтому я очень благодарна им за богатую фантазию и энергию. Все прошло замечательно!

RF: Матрешки остались в музее?

И.М.: Да. Но я уже заказала Наталье Ликоновой, которая расписывала нашу матрешку-альпинистку, дубликат, который мы вручим вместе с призами на декабрьской конференции ФАР. Сделаем ее таким же призом, как Золотой ледоруб, Хрустальный Пик и Стальной Ангел.

RF: Планируете ли Вы оставить матрешку в качестве символа Фестиваля Dolomites Women?

И.М.: Думаю, да. Сейчас мы будем обсуждать это с Юрой Кошеленко. Пообщавшись с ним перед отъездом, я поняла, что идея Фестиваля Dolomites Women ему понравилась, и он заинтересован в дальнейшем участии в этом проекте. Сейчас главное все серьезно проанализировать. Если мы снова возьмемся продолжать этот Фестиваль в каких-то других районах, то матрешка, естественно, останется. Это самый лучший вариант потому, что, идя по параллельному с ФАР пути развития массового альпинизма в России, мы выходим при этом на другую территорию. Поэтому нам имеет смысл делать приз именно нашим российским, национальным. Необходимо делать упор на исконно русские традиции, а матрешка как нельзя лучше подходит к этому. Это и национальный, и женский, и альпинистский символ.

RF: Понравилась ли Вам экипировка, в которую были одеты участницы Фестиваля?

И.М.: Я считаю, что экипировка очень сильно действует и на национальный настрой, и на атмосферу мероприятия, и на людей извне. Куртки, которые специально для наших участниц разработали дизайнеры компании Red Fox, оказались просто замечательные. Мне еще в прошлом году хотелось совместно с Red Fox сделать куртки для Женского Кубка в Узунколе. Когда все люди одеты в разное, они смотрятся хаотично, каждый сам по себе, это нечто разобщенное. А когда есть какая-то общая командная экипировка, она сразу мобилизует, сразу чувствуется стиль команды, единение. Это презентабельно. На Фестивале я замечала, что среди многочисленных жителей Италии и туристов наших девушек сразу было видно, в ярко-зеленых куртках они привлекали к себе внимание. Экипировка создавала ауру какого-то события. В Мизурино мы заходили в супермаркет, и сразу появлялось много эмоций потому, что люди понимали, что здесь проходит какое-то мероприятие. Даже правительство обратило на нас внимание, и в итоге нас пригласили в мэрию, где вручили медали и презенты. Я думаю, что как раз экипировка способствовала такой общей ауре. Это одна сторона. И другая сторона – это то, что сами куртки получились технологичными. Недаром ведь заранее разрабатывался дизайн курток, чтобы девушки чувствовали себя комфортно везде. Я несколько раз подъезжала на производство Red Fox, и мы тщательно подбирали материал, цветовую гамму. Все рассчитывалось, продумывалось. В итоге экипировка получилась очень функциональная, теплая, непромокаемая. Девушки постоянно ходили в куртках Red Fox и внизу, и на маршрутах. Катя, например, лезла «Комичи», в теплом термобелье и этой куртке, хотя было очень холодно. Но куртка ее грела. Я лезла в прошлогодней оранжевой куртке Red Fox из высокотехнологичного материала WINDSTOPPER® с Узункола плюс куртка Red Fox из GORE-TEX®. Очень удобно. Т.е. экипировка получилась не только внешне красивой, но и прекрасно подходила для серьезного маршрута.

фото Елены Дмитренко

RF: Ирина, каковы Ваши дальнейшие планы?

И.М.: Параллельно с завершением Фестиваля я начала работать над другим проектом. Это совершенно не будет связано с женским альпинизмом. Хотя я понимаю, что все почему-то привыкли ассоциировать меня с ним. Но на самом деле я человек очень разноплановый, и то, что я в какой-то момент занялась женским альпинизмом, - это лишь одна из моих граней, причем небольшая. У меня очень много идей. Так, сейчас готовится проект более сложный и обширный, чем проект женского альпинизма. Он планируется с начинающей складываться командой, в основе которой мои ученики из Самары. Это будет проект ночных восхождений или на высшие точки островов, или на высшие точки континентов, или на непройденные стены, или на непройденные массивы. Одним словом, на какие-то интересные объекты, но именно в стиле ночного восхождения или восхождения нон-стоп. Основная концепция – проходить маршрут ночью и подниматься на вершину к рассвету с первыми лучами солнца. Первая экспедиция ориентировочно планируется в феврале-марте следующего года на гору Юйшань, высшую точку Тайваня и всего евроазиатского континента. Это будет восхождение по северной стене, по которой официальных прохождений пока мы не нашли. Не скажу, что Юйшань из каких-то супер вершин, но в качестве начала, для первого проекта этой молодой начинающей команды думаю, что это как раз та самая стена, которая доступна и которую можно пройти именно в ночном стиле и с которой можно заявить о себе. Сейчас Максим Гроза, один из членов нашей команды и мой соорганизатор этой экспедиции, находится в командировке на Тайване и занимается изучением стен Юйшаня, логистики и проч. В сентябре мы уже будем готовы представить этот новый проект.

RF: Спасибо, Ирина, за прекрасный рассказ! Поздравляем Вас с успешным завершением Фестиваля и победой на соревнованиях! Удачи Вам в новых проектах!