Центральная школа инструкторов альпинизма пройдет международную экспертизу

Пишет AnaStolbova, 08.06.2009 14:48

Центральная школа инструкторов альпинизма пройдет международную экспертизу (фар, центальная школа инструкторов, цши, душарин, гиды, школа гидов, ред фокс, red fox)

На фото: преподаватели и слушатели ЦШИ, июнь 2007г.

В работе стартовавшей вчера, 7 июня, Центральной школы инструкторов примут участие горные гиды UIAGM и эксперт из Mountaineering Commission UIAA.

В этом году в ЦШИ будут учиться 53 альпиниста из России, Украины, Белоруссии и Эстонии: 38 курсантов пройдут подготовку на инструктора альпинизма III категории и 15 инструкторов III и II категории повысят свою квалификацию. Среди курсантов школы шесть мастеров спорта по альпинизму, в том числе два легендарных альпиниста - первосходители по Западной стене К-2 – заслуженный мастер спорта Андрей Мариев и мастер спорта Вадим Попович.

Особенностью этой школы станет внешняя экспертиза, которая будет проводиться двумя известными международными альпинистскими организациями – UIAA и UIAGM. С 19 июня и до окончания программы в Безенги будут работать официальные представители UIAA и UIAGM - Urs Tinner (Швейцария), Jean-Francois Hugenmuller (Франция) и Ronald Whitehead (Канада). Зарубежные эксперты в течение 10 дней будут изучать российскую систему подготовки инструкторов альпинизма.

Канадец Ronald Whitehead приезжает в Россию по приглашению ФАР и делегирован Mountaineering Commission UIAA с целью проверки нашей школы инструкторов на предмет соответствия международному образовательному стандарту по подготовке инструкторов альпинизма и руководителей (лидеров) альпинистских групп - UIAA Standards Training.

В случае успешного проведения им мониторинга программы, Центральная школа инструкторов уже этой осенью подаст документы для международной сертификации по линии UIAA и получения статуса соответствия UIAA Standards Training.
Второй амбициозный международный проект - инициированный ФАР в 2009 году - начало совместной с UIAGM работы по созданию в России национальной школы горных гидов.

С этой целью руководство международной федерации горных гидов (UIAGM) направляет в Безенги с инспекцией двух своих официальных представителей – швейцарца Urs Tinner и француза Jean-Francois Hugenmuller.

Гиды UIAGM, рекомендованные к работе в России президентом г-ном Bruno Pellicier, проведут в Безенги 10 дней и будут присутствовать на всех этапах обучения. В обязанности экспертов входит наблюдение и изучения процесса подготовки инструкторов альпинизма в России, рекомендации по организации модуля «альпинизм» и модуля «педагогика профессии», подготовка итоговых отчетов для ФАР и UIAGM.

В связи с этим ФАР вносит в программу ЦШИ новый элемент - образовательный модуль «Работа с клиентом при занятиях альпинизмом». Преподавателями на этом модуле будут известные российские гиды - Александр Абрамов, Алексей Трубачев и Алексей Болотов.
По итогам визита экспертов руководство UIAGM этой осенью примет решение о сроках и формате подготовки в России горных гидов по международным стандартам.

Финальным аккордом работы ЦШИ станет большое совещание с участием российских и международных экспертов, посвященное подготовке инструкторов альпинизма и горных гидов, которое пройдет в Безенги 27 июня. Уже подтвердили участие в совещании руководители известных туристических outdoor-компаний - Сергей Зон-Зам («Альпидустрия»), Николай Веселовский («Вертикальный мир»), Александр Абрамов («7 вершин»).

Комментарий Ивана Трофимовича Душарина, старшего тренера Центральной школы инструкторов альпинизма:

- Начиная в этом году Центральную школу инструкторов альпинизма, мне хочется остановиться на трех важных моментах: росте числа и расширении географии курсантов, апробации федерального стандарта подготовки инструкторов альпинизма и участии международных экспертов.
Первый из них - значительный рост числа курсантов школы. В 2007 году в ЦШИ было подано 18 заявок, в 2008 году – 28 заявок, в 2009 – 53 заявки. При этом меня радует, что в школе будут учиться не только россияне, но и альпинисты из Украины, Белоруссии и Прибалтики. В очередной раз хочется поблагодарить гостеприимный лагерь «Безенги», который является надежным партнером нашей школы.

Второй важный момент – изменение подхода к определению физической, технической и теоретической подготовки курсантов. В этом году ФАР активно разрабатывает и апробирует Федеральный стандарт подготовки инструкторов альпинизма. Этот стандарт включает в себя набор теоретических и практических тестов, которые курсанты сдают в начале и в конце обучения. Мы уже, в порядке эксперимента, апробировали элементы федерального стандарта на курсантах региональных школ Санкт-Петербурга и Красноярска, на УТС «Спасение в горах» и теперь будем его испытывать на курсантах ЦШИ.

Планируется, что по итогам ЦШИ федеральный стандарт подготовки инструкторов будет доработан и представлен на утверждение альпинистскому сообществу на ежегодной Конференции ФАР в декабре.

Третий момент – участие международных наблюдателей. Пригласив представителей UIAA и UIAGM приехать в Безенги, мы преследуем две цели. Первая цель – подтвердить на международном уровне высокое качество подготовки российских инструкторов альпинизма. Мы изучили международные стандарты подготовки инструкторов альпинизма и руководителей альпинистских групп - UIAA Standards Training – и считаем, что наша школа им в полной мере соответствует.

Вторая цель – вместе с UIAGM создать в нашей стране новое направление подготовки – обучение профессии горного гида. Эта инициатива ФАР нашла полное понимание со стороны руководства UIAGM. Президент ФАР Андрей Волков провел переговоры с Bruno Pellicier - президентом UIAGM, на которых достигнута договоренность о запуске процедуры вступления России в Международную федерацию горных гидов и начале работ по созданию в нашей стране национальной школы горных гидов.

Программа российской школы горных гидов будет сформирована на базе уже имеющихся у ФАР образовательных модулей: школы инструкторов альпинизма, курсов инструкторов по ски-альпинизму, УТС «Спасение в горах» и еще ряде других программ.

Это долгосрочный проект – и по нашим оценкам и по мнению коллег из UIAGM подготовка первых сертифицированных горных гидов займет от 3 до 5 лет. При этом мне хочется сразу внести ясность – начало подготовки горных гидов под эгидой ФАР не означает сворачивание нами подготовки инструкторов альпинизма. Оба этих института – инструктора и гиды – будут существовать и развиваться равноправно. Надеюсь на то, что этот год станет яркой вехой в истории Центральной школы инструкторов альпинизма и выведет ее на международный уровень.