Майский Эльбрус 2009

Пишет jaromir, 19.05.2009 13:02

14 мая завершился наш очередной поход. Продолжительность похода составила 12 дней. Протяженность маршрута 30 км. Несмотря на то, что по современной классификации маршрутов он считается некатегорийным, это был очень непростой поход. БОльшая его часть и само восхождение проходили в условиях сильного ветра и низких температур. Но, несмотря на все трудности, участники группы все как один продемонстрировали крепость нервов и волю к победе.
3 мая 2009г. мы прибыли в Терскол. В МЧС зарегистрировали группу. В такие моменты совсем не хочется думать о плохом, но, как говорится, бережёного Бог бережёт. Мы поднялись на фуникулёре на 2 уровня. Погода ясная, но уже поздно, и 3 уровень «канатки» не работает. До станции Гара-Баши нам пришлось подниматься пешком. Это была наша первая тренировка. Неподалёку от «бочек» мы подготовили площадки со стенками из снежных кирпичей и поставили палатки.

В первую ночь в походе всегда спится не важно – не привычно как-то. На следующий день (4 мая) мы совершили акклиматизационную прогулку до высоты 4300 м. и спустились обратно на «бочки». От такого резкого набора высоты за 2 дня у многих разболелась голова, но всё в пределах терпимости. Если верить моему субъективному мнению, такая тактика акклиматизации более эффективна, чем постепенный набор высоты. После того, как человек переболевает горной болезнью в лёгкой степени, в дальнейшем он чувствует себя хорошо на любой высоте. Конечно, здесь важно не «переборщить». Если набрать высоту слишком резко, то последствия могут быть самыми серьёзными.

На 3 день нашего путешествия мы с рюкзаками поднялись до Приюта 11 (4061м.) и здесь оборудовали бивак на снегу. Погода уже второй день не важная и, несмотря на все благоприятные прогнозы, не собирается улучшаться. В этот день на Эльбрусе выпал желтый снег. Кто-то говорил, что где-то взорвался химический завод, и всем необходимо спускаться вниз. Но как стало известно позже, это были всего лишь песчаные бури.

6 мая опять же в условиях непогоды мы с рюкзаками поднялись на высоту 4300 м. Здесь уже начинает ощущаться недостаток кислорода, и появляется одышка. Но всё это пройдёт, когда организм окончательно акклиматизируется. На следующий день (7 мая) мы траверсом пошли в сторону Ачькерьякольского лавового потока. Видимость очень ограничена. Одну за другой мы преодолевали трещины. Скоро мы вышли на обнажённый лёд. Движение по нему достаточно опасно и требует пристального внимания. Пару раз наши связки срывались и летели по льду, но, к счастью, задерживались на снежных участках. Планировалось заночевать на скалах Приюта Четырёх, но в этот день мы до него так и не дошли. На одном из снежных участков мы расчистили площадку и поставили палатки.

На следующий день погода стала ещё хуже: сильный ветер, видимости нет. Наши палатки замело снегом. Движение в таких условиях, да к тому же по льду, крайне опасно, поэтому мы ждём погоду. Через 2 дня погода, казалось, немного улучшилась, и мы отправились дальше по направлению к Лавовому потоку. Здесь лучше не доходя до Приюта Четырёх подняться повыше, до высоты 4700, чтобы обойти многочисленные трещины. Вскоре погода вновь испортилась, и мы снова идём в «молоке». Когда мы подошли к лавовому потоку, в 20 метрах в тумане увидели связку из 7-8 человек. Она двигалась перпендикулярно нам вверх. Когда подошли поближе, увидели на них форму МЧС. Это был спасотряд. Они шли на помощь пострадавшему 26-летнему альпинисту из Петербурга, который сорвался на льду. Через 1-2 часа они спускались вниз и спускали сани с пострадавшим. Следующие 2 дня мы снова просидели в палатках в ожидании погоды и были уже полностью готовы к штурму вершины. За это время мы провели тренировку по отработке техники самозадержания на льду с помощью ледоруба.

12 мая погода несколько улучшилась, и мы отправились на штурм вершины. Идём в связке предельно аккуратно - то по камням, то по снегу, то по льду. А вокруг – потрясающая красота. Мы шли довольно приличным темпом, а ветер всё усиливался. Через 6,5 часов мы, чертовски уставшие и замёрзшие, наконец, вышли на вершину Эльбруса. В этот момент тебя переполняют эмоции, и вдруг откуда-то берутся силы. Чем тяжелее даётся победа, тем она сладостнее. А по окончании похода больше всего вспоминаются именно самые тяжёлые моменты. Такая вот чудная природа человека.

Спуск до лагеря занял пару часов. А на следующий день – погода замечательная, и мы спускаемся вниз. Прошли по лавовому потоку вниз до его основания, затем через снежное плато, на перевал Ирик-Чат и дальше – в долину с одноимённым названием. За этот день мы спустились на 2 км. вниз. Палатки поставили на сухой прошлогодней траве рядом с ручьём. Какое же это счастье иметь неограниченное количество воды и спать на тёплой траве!

14 мая мы спустились в посёлок Эльбрус и отправились обратно в Пятигорск. На следующий день мы прощались с нашими почти боевыми товарищами и отправлялись домой. Трудности и лишения очень объединяют и сплачивают людей, прежде совсем незнакомых. И грустно, что всё заканчивается. И казалось бы – будут ведь и другие походы… Но это будут другие люди, а значит - другие истории.

Майский Эльбрус 2009 (восхождение, поход, кавказ, альпинизм, горный туризм)