Белые дьяволы гор. Макс Панков советует зажигать безопасно!

Пишет robinsya, 18.12.2006 23:24

«Снег – это снег, где бы он не падал, а лавины говорят на всемирном языке насилия...
Если и есть что-то общее во всех встречах человека с лавиной, то это – полная неожиданность для жертвы...»
М. Отуотер



Горы, которых наши предки избегали в зимнее время, сейчас стали спортивной площадкой для миллионов людей. Для различных людей снег имеет разное значение. Для горожанина снег – несомненное неудобство, которое следует убирать с тротуара. В большом городе снег может стать бедствием, останавливающим все виды транспорта. Для лыжника или сноубордера снег – идеальная поверхность скольжения полос из стали и пластика, прикрепленных к его ногам...
Статистика лавинных катастроф отмечает, что большинство лавин, сопровождающихся гибелью людей, были вызваны самими жертвами.
Белые дьяволы гор. Макс Панков советует зажигать безопасно! (Бэккантри/Фрирайд, внетрассовое катание, безопасность, лавины, горы)

Основная формула проста: для образования лавины нужно достаточное количество снега на достаточно крутом склоне. Проблема, однако, тотчас же усложнится, если спросить, какое именно количество снега и на какую крутизну склона можно считать достаточным...

Чтобы прогнозировать появление естественной лавины, нужно знать две вещи: устойчивость снега и действующие факторы, способствующие образованию лавин. Теоретически это возможно. По крайней мере некоторые из факторов, такие как: количество и интенсивность выпавшего снега, температура, скорость и направление ветра, нетрудно наблюдать.

Интенсивность снегопада – очевидный показатель лавинной опасности. Чем быстрее накапливается свежий снег, тем более вероятно победа сдвигающих сил над силами устойчивости. Снегопад интенсивностью 2,5 см/час – уже сигнал об опасности, в особенности при сочетании его с ветром.

Ветер всегда считался важным фактором лавинообразования. Скорость ветра – источник движущей силы, посредством которой он переносится из одного места в другое, откладывая его на одних склонах и собирая с других, еще изменяя свойства снега в процессе переноса. Направление ветра – регулировщик, разгружающий от снега одни склоны и нагружающий другие. Таким образом, в одно и то же время, ветер может создавать лавинную опасность в одном месте, исключая ее в другом.

Температура является многосторонним фактором, воздействие которого на снег начинается еще в атмосфере и продолжается до тех пор, пока он снова не превратится в воду. Температура воздуха влияет на форму и размер (тип) выпадающего снега. А также на формирование, уплотнение и температурный режим снежного покрова определяя его прочностные свойства. Резкое изменение температуры воздуха заставляет снег испытывать внезапные напряжения расширения или сжатия, что может привести к образованию трещин разрыва снежного слоя и возникновению лавин.

Практически, лимитирующим фактором здесь является время. Снежный покров – не однородная масса. Он состоит из ряда слоев, которые обладают различными свойствами, изменяющимися с каждым днем и даже с каждым часом. Более того, характер снежного покрова изменяется от склона к склону при каждом воздействии солнца, ветра и дождя.
Факторы, способствующие образованию лавин, никогда не давали и не дадут точной формулы для прогноза лавин, потому что в их образовании участвует слишком много переменных. Но являются точными и надежными проводниками для оценки лавинной опасности.

Правила поведения на лавиноопасных склонах.

При необходимости пересечения лавиноопасного участка в период возможной неустойчивости снежного покрова, сделать это лучше в зоне выброса (зона отложения), чем в зоне зарождения или зоне транзита лавины. Если же требуется пересекать стартовую - зону зарождения лавин, то желательно делать это как можно выше, по возможности выше предполагаемой линии отрыва. Подниматься к месту пресечения лавиносбора следует по боковой гряде, окаймляющей лавинный лоток и зону зарождения лавин.
Белые дьяволы гор. Макс Панков советует зажигать безопасно! (Бэккантри/Фрирайд, внетрассовое катание, безопасность, лавины, горы)
При необходимости подъемов и спусков в зоне зарождения лавины, следует придерживаться края этой зоны. Потому что при внезапном отрыве снежной толщи, у человека находящегося на краю, больше шансов спастись, чем в центральной части зоны.

При возможности выбора предпочтение отдается стартовым зонам, из которых лавины сходят на плоские открытые зоны выброса.

Особенно опасно в начале зимы, когда на склонах еще сохраняется много неровностей и выступающих камней.
Характеристики снежного покрова весьма многообразны и изменчивы. Предугадать все возможные варианты нарушения устойчивости снежного покрова практически невозможно. Поэтому люди, выполняющие работы или путешествующие в лавиноопасных районах, должны внимательно оценивать факторы лавинообразования и быть готовыми к непредвиденному ухудшению лавинной обстановки.


Техника безопасности при внетрассовом катании:

Что нужно знать и как подготовиться к катанию на склонах?

Не умеешь - не берись! Необходимо иметь достаточный высокий уровень катания, особенно по «целине» и в условиях «агресивного рельефа» (узкие кулуары, скальные выступы, крутой склон). Те, кто готовится к внетрассовому спуску, должны тщательно изучить рельеф будущего спуска. Сделать это можно по фотографии или с соседних участков склона. Спуски осуществляются только группами (не менее 2 х чел.), но по одному, остальные находятся в безопасном месте и наблюдают за спуском этого райдера.

Необходимо иметь как минимум 2 радиостанции на группу (желательно у каждого в группе), одну на «старте», другую на «финише» участка катания.

Очень важно, чтобы каждый из участников имел при себе лавинное снаряжение (лопата, щуп, лавинный датчик) и, конечно, умел им пользоваться. И не забывайте про аптечку и координаты спасателей района, в которым вы катаетесь. Они могут спасти Вашу жизнь.

Какие потенциальные опасности поджидают лыжников, сноубордеров во фрирайдинге?

Погодные условия. Совершать внетрассовые спуски желательно в условиях хорошей погоды, при отсутствии видимости, в периоды снегопада, дождя... катание лучше отложить.

Лавины. Это наверное самое главное чего стоит бояться. Даже тесты на устойчивость снежного покрова, сделанные на склоне, не всегда дают верное представление о наличии опасности.

Вот несколько советов и правил:
Потенциально опасными считаются склоны больше 15 гр. Основной диапазон схода снежных лавин 25 - 45 гр.
Кататься не следует:
-Если большое количество снега (более 2см/час) выпало за короткий промежуток времени;
-Если сильный ливень;
-Если был значительный ветровой перенос снега;
-Если продолжительный холодный и ясный период, последовал за интенсивными снегопадами;
-Если прошли снегопады поначалу «холодные» (при –t), затем «теплые» (при +t) или наоборот;
-Если произошло резкое изменение температуры воздуха;
-Если продолжительные периоды (более 24 часов) с температурой воздуха близкой к 00С или выше.

Конечно, многие улыбнутся всем этим правилам, попробуй усиди дома, когда прошел большой снегопад...:) Но ведь это ваша жизнь, ваша безопасность.


Рельеф.
При внетрассовом катании не стоит делать остановки на выпуклых или вогнутых участках склонов. Избегать заезда на боковые стенки кулуара. Не стоит так же двигаться длинными дугами пересекая весь склон от края до края. Если на соседних склонах сходной ориентации сошли лавины – это повод задуматься!
Белые дьяволы гор. Макс Панков советует зажигать безопасно! (Бэккантри/Фрирайд, внетрассовое катание, безопасность, лавины, горы)
Как себя вести если лавина все-таки сошла?

- Если вы попали в лавину, то надо действовать быстро без лишних движений и паники. У вас преимущество, если вы двигались, то имели какую-то скорость, в отличии от лавины, которая начала движение с 0-ой скорости. Попытайтесь использовать это преимущество. Необходимо резко увеличить вашу скорость движения (поехав круто и прямолинейно вниз), затем пологой дугой уйти в ближайшую безопасную сторону. Если это не вышло по разным причинам, то попытайтесь освободиться от лишнего снаряжения (рюкзак, лыжные палки, лыжи... все, что возможно) и остаться на поверхности потока двигаясь к его краю. Если это тоже не удалось и вы оказались под снегом. Постарайтесь сгруппироваться: согнув колени и закрыв лицо руками прикрыв рот и нос, почувствовав что лавина остановилась, постарайтесь расправиться и отодвинуть снег от лица, создав воздушную полость для дыхания вокруг своей головы. Ваши главные враги – это паника, которая отнимает ваши потенциальные силы и надежду, углекислый газ выделяемый при выдохе и небольшой запас воздуха на вдохе и время проведенное под снегом в общем со всеми этими факторами. Хорошо, если вы не получили травм. Теперь все зависит от вашего желания выжить и во многом от ваших друзей.

- Если в лавину попал(и) ваш(и) друг(зья). Необходимо проследить линию движения лавины, определив, где последний раз видели человека, что существенно сократит площадь поиска. Сразу осмотрите лавину ниже этой точки в поисках любых следов жертвы – обломков снаряжения или обрывков одежды. Сообщив спасателям, приступайте к поискам. Если попавший в лавину имел лавинный датчик, то все члены спасательной группы должны переключить свои приборы в режим поиска и начать поиск (по соответствующим правилам). Необходимо выставить наблюдателя – человека, который в случае повторного схода лавины предупредит спасателей. Если у пропавшего не было лавинного датчика, то единственный способ поиска – это щупование (по соответствующим правилам). Если нет щупа, то его можно сделать либо из лыжных палок, предварительно сняв с них кольца, либо из ветки дерева (если они там растут). И помните, что от ваших действий зависит жизнь человека попавшего в лавину!

Все, что я здесь написал – это мое мнение, мой взгляд на эту проблему и опыт, это обычные правила безопасности при внетрассовом катании, которые возможно, кому то помогут выжить в экстремальной ситуации или просто заставят задуматься.

Материал подготовлен по литературным источникам и личному опыту.


С уважением Макс Панков. Зажигайте безопасно!


Где еще искать информацию о лавинах

Научная литература:

• География лавин /Под ред. С.М.Мягкова, Л.А.Канаева – М.,изд-во МГУ, 1992
• Лавиноведение / К.Ф.Войтковский - М., изд-во МГУ, 1989
• Лавиноопасные районы Советского Союза / Под ред. Г.К.Тушинского изд-во МГУ, 1970
• Оценка лавинной опасности горной территории / И.В.Северский, В.П.Благовещенский, Алма-Ата, 1983
• Лавины СССР (распространение, районирование, возможности прогноза) / К.С.Лосев, Л.,ГИМИЗ., 1966
• Снежные лавины / Под ред. Г.К.Тушинского, изд-во «Прогресс», 1964

Научно – популярная:

• Охотники за лавинами /М.Отуотер / Под ред. Г.К.Тушинского, изд-во «Мир».,М., 1980

Художественная:

• Белое проклятье /из книги «Не говори Арктике - прощай»/ В.Санин, изд-во «Советский писатель», М., 1989

Интернет ресурсы:

Снежные лавины России

61


Комментарии:
0
Первая статья про лавины, прочитанная мной. Спасибо!

-5
Мне кажется, что есть народ который от собственного желания пообщаться с другим народом, особенно, если что-нибудь напишут о его общении. Макс, дружище, в этой статье, кроме крутизны и геометрии склона нет ни одного параметра для определения его лавиноопасности. Толщина снежного покрова - промежуточный параметр.
Главное это его структура созданная атмосферными явлениями, связанными с положением склона по отношению к частям света.
Знать надо историю той или иной горы в конкретном районе в определённых погодных условиях.
Чего игнорируют современные крутые альпинисты и все те, кто общается с горами.
А результат общения мы видим.
Спасибо!!!

0
...МАКС, привет! Ты, как всегда, безупречен! Только маленькая правочка... и пожелание.
...Правочка: на стенки кулуара заезжать можно и, часто, это единственно-возможный способ спастись, если отрыв лавины всё же случился! Только делать это надо расчётливо, непоследственно под скалы (желательно) и быстро. Способ опробованный мною лично и не раз... Да, кстати, и отдыхать
в таком месте безопаснее всего.
... Пожелание: Дополни материал описанием теста со стенкой и сдвигом снежной массы двумя способами - лыжником и широкой лыжей или бордом.
По моему,- самый простой способ, не специалисту, оценить лавинную опасность склона, по которому и собираются прокатиться. Без ресунка тут не обойтись! Для наглядности...

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru