Заметки на полях кинофестиваля «Золотой Компас»
Завершился третий открытый московский туристический фестиваль «Золотой Компас». Можно подвести некоторые итоги и поделиться своими впечатлениями.
Сразу хочется отметить профессиональный рост представленных работ. Сказывается и развитие техники – картинка в большинстве работ неплохо смотрится даже на большом экране. А ведь всего несколько лет назад в любительских фильмах это было редкостью.
Особо хочется отметить работу с закадровым текстом, что, похоже, становится тенденцией в развитии туристического кино. Распространенное мнение, что главное картинка, которая должна уметь и без слов все рассказать зрителям, уже не выглядит бесспорным. Так в заслуженный победитель в номинации «Terra Incognita», владикавказский фильм «Гора Богдо: горизонт событий» вообще построен на одном закадровом тексте, видеоряд несет вспомогательную, чисто иллюстративную роль. А вот гипнотический текст нагружает по полной программе. Местами даже не понятно, что хочет сказать проникновенный вкрадчивый голос диктора. «Ощущение масштаба вдохнуло в воображение панораму, где корабль времени вплывает в океан вечности», «одновременность засверкала отдельными моментами времени», «все события обратятся в волшебный, упругой линией горизонт с вершиной горы Богдо». Сразу и не въехать, но получается завораживающе красиво.
Очень хороший текст и в фильме из Ярославля, победителе в самой престижной номинации «видеоочерк о походе», фильме «Чулышмания» (Гран-При фестиваля). Здесь не только описание водного похода по сложной реке, но и попытка ответить на «вечный» вопрос – зачем люди отправляются в рискованные путешествия. Река - как натянутый канат, автор, как канатоходец. Что хорошо, то хорошо.
Вообще, фильмы – размышления стали фирменным отличием победителей фестиваля «Золотой Компас». Взять хотя бы победивший на прошлогоднем конкурсе фильм «Петля». Единственное, что немного портит картину «Чулышмания» - ощущение «де жа вю». В ней использован ряд сцен уже показанных в победившем в прошлом году фильме.
Фильмом, размышлением о страхе, можно считать и бронзового призера в этой номинации, очерк из Костромы «Вперед и вниз». Фильм – вполне в русле тенденций в развитии фестиваля. А вот серебряный призер в номинации «видеоочерк о походе», фильм «Шаухох - Черная гора», произвел неоднозначное впечатление. Начинается фильм с того, что автор, вдвоем с явно несовершеннолетней девушкой, отправляется на штурм достаточно сложной горы на Кавказе. Свои отношения с девушкой автор не освещает. Может она родственница, а может просто подруга. Но как-то сорокалетний мужик наедине с малолеткой смотрится странно. В памяти невольно всплывает набоковская «Лолита» и соответствующая статья уголовного кодекса. И что девочка будет делать, если не дай бог что-то случится с взрослым дядей? Одни ведь в горах. Не факт, что и спуститься самостоятельно сможет, не то, что помощь оказать.
Больше фильм ничем не запомнился. Хорошо изученный район, обычное восхождение. Логичней было бы видеть в призерах фильм Марины Галкиной «Красоты и преграды страны Сунтар-Хаяты» (Москва). И район совсем не изученный, и поход уникальный и монтаж аккуратный. Сделано с душой и любовью, чем часто выгодно отличаются любительские фильмы от своих профессиональных собратьев. Взять хотя бы «150 000 километров по бездорожью» - победителя в дополнительной номинации – «Лучший фильм о путешествиях». Вроде и путешествие уникальное – кругосветка на джипах, и с финансированием проблем нет. Но не хватает именно душевности – заплатили деньги, как-то смонтировали и сдали. Вроде все правильно, по науке, но как-то скучно и академично. И вообще, сложилось впечатление, что самый сложный участок кругосветки – дорога у подмосковного Егорьевска. Впрочем, ладно, это вспомогательная номинация. Путешествие продолжается, фильмы еще будут, можно считать этот приз авансом.
Среди победителей вызывает недоумение только номинация «Видеоклип». Рижский клип «Искусство отступать», о смерти туриста-водника, кроме как темой – больше ничем не запомнился. Может быть, этот водник очень известен, не знаю. Но сам клип просто никакой. На мой взгляд, победы больше заслуживал занявший второе место клип Бориса Игнатенко с длинным названием «Воспоминание о части пути, проделанном путешественниками- энтузиастами по Центральному Алтаю в позапрошлом году». Длинное название – единственный недостаток клипа, сделанного грамотно и аккуратно.
Да и бронзовый призер, клип из Уссурийска «Песня о Тайменях», где трое мужиков, глядя в бумажку, ужасными голосами хрипят самодельную песню на музыку «не думай о секундах свысока», производит гнетущее впечатление. Как говорится –«Не можешь петь, не пей». Хотя сама идея – «Поймал рыбу – отпусти», выглядит вполне современно.
Очень правильным было решение организаторов о выделении специальной номинации для профессионалов «Телепередачи». Авторы любители могут поучиться правильно монтировать кадры, выставлять свет и звук. Профессионалы же, в свою очередь, могут зарядиться искренностью и душевной теплотой любителей. А от этого выиграют все поклонники туристического и приключенческого документального кино.
Николай Носов.
(Подписываюсь специально для журналистов, «не умеющих» заглянуть в профиль участника)
48
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Вообще-то фестиваль называется "Золотой КОМПАСС". Учи матчасть, ГЫ!
Уважаю чужое мнение, но раз уж взялся ругать - делай это аргументировано. "Ролик - никакой", это всё-рано, что сказать автор - козёл, и не сказать почему :-)
Кстати, неплохо было бы этого автора назвать. А то рижский ролик - этот как-то непрофессионально звучит для человека, взявшегося критиковать фестивальные работы.
Так вот автора зовут Борис Яхнис, ваш покорный слуга. Буду рад послушать твою конструктивную критику, если такая имеется. (Говорю специально для журналистов "не умеющих" посмотреть, кто же всё-таки автор клипа :-).
Кстати, мой ролик вовсе не о смерти туриста-водника, а о том, как этой самой смерти избежать. Я постарался показать это предельно ясно. Походу, поняли не все. Мой прокол.
"Петлю" сделали позже "Чулышмании", поэтому намёки на использование одних и тех-же кадров - это скорее не к "Чулышмании", а к "Петле".
Чем будешь крыть? :-)))
Недавний поклонник твоего таланта,
Борис Яхнис (Рига, Латвия).
"Побег из офиса" в этом плане успешнее)).
Начинающий режиссер,
Данил Бондарчук (СПб)
Борис.
Насчет аргументированной критики - постараюсь сформулировать позже. Но во время просмотра - не зацепило. Ничего не понял - просто видеоряд и не связанная с ним музыка. Может стоит посмотреть еще раз. Совершенно не хотел никого обидеть - просто описал свои впечатления. Сколько людей - столько и мнений.
Понравилать только сцена с телефоном - но и она в центре клипа как-то не очень, может лучше ее было поставить в начале.
То, что нужно указывать авторов - согласен. В журнальной статье - обязательно бы указал, но к форуму требования ниже.
Замечание насчет "не умеющих" смотреть профиль журналистов - не к вам. А к предыдущей моей рецензии на фестиваль "Вертикаль". Для разгромной статьи насчет моей скромной заметки на Риске выделили целых две полосы в популярном журнале, причем самый убойный довод был - что я ее разместил анонимно ;)
По поводу не связанной музыки. А фразы "Show must go on" и "We could live forever" ни о чём не говорят?
Я конечно извиняюсь за идиотский вопрос, ты по-английски говоришь-нет?
Наверное, надо было субтитры написать.
Но самое главное не это. Раз уж ты взялся за нелегкую работу критика-рецензента (даже в Интернете), будь добр сделай её как следует. А то столько ляпов, что смайлики некуда ставить.
ПыСы: При этом я прекрасно понимаю, что мой "шедевр" (ГЫ!) абсолютно не шедевр. Более того, я страшно удивился, когда узнал, что он чего-то выиграл. Я просто хотел довести мысль о том, что иногда не стыдно и не страшно отказаться от прохождения и отступить, до как можно бОльшего числа людей.
Успехов в твоём нелёгком (и неблагодарном труде).
Недавний поклоник,
Борис.
Ни на один вопрос ты не ответил, ошибки потихоньку исправил, даже не поблагодарив, что в сущности за тебя сделали часть твоей работы.
И с радостью ухватилвшись за возможность консенсуса, перевёл стрелки на жюри.
Мне в принципе всё-равно, я уже понял, что подобная рецензия яйца выеденного не стОит.
Но всё-же для протокола, хочу отметить, что консенсус для меня наступит, если ты признаешься, что да - обмишурился, перепутал название фестиваля, ролик смотрел не внимательно, хиты легендарной группы Queen мне ни о чём не говорят, фильмы не про горы мне безразличны и не понятны.
Кстати, я вот знаю, кто такой Райнхольд Месснер и читал его книгу. А тебе к примеру известно, кто такой Стив Фишер? Ну или хотя бы Тао Берман?
Вобщем, я удаляюсь. Надеюсь, что к следующей рецензии отношение будет более добросовестным и профессиональным.
Недавний поклоник,
Борис.
Гора Богдо, неплохая и лучшая работа в терре инкогнито
В Шаухохе хороший рассказ но съёмки - сплошные поливания камерой.
Странно, что неоценили Сунтар-Хаяты.
Дневники Восток запад, почемуто соревновались с любителями, хотя это телевизионный проект, но с представленными профессиональными работами он сильно проигрывает.
В разделе клипы ролик с непонятным длинным названием рулит ,мне вообще непонятно как всех этих зверей лошадей и пр. снимали
В искусстве отступать очень режут глаза ускоренные съъёмки, которые выглядят комично под достаточно трагическую музыку.
Песня про тайменей, конечно, не призовой вариант, тем более, что среди клипов были более достойные варианты.
Но жюри виднее
Не вызывает вопросов Гран-При
Радует, широкая география участников фестиваля.
На настоящий момент это лучший фестиваль фильмов о туризме
Кумиром Ларса фон Триера был Андрей Тарковский. Когда Триер снял свой первый большой фильм, то получил приз на международном фестивале, после чего с гордостью повез показывать его Андрею. Тарковский посмотрел и сказал – «отстой».
Триер очень обиделся, но из кумиров Тарковского не вычеркнул, критику воспринял правильно, а затем, сняв «Рассекая волны», «Догвиль» и «Танцующая в темноте», стал культовым режиссером и живым классиком кино. Дерзайте!
Так что дерзать походу надо нам обоим.
Ладно, закрываем эту тему. Скока можно глумиццо-та :-)))
До встречи на след.фестивале!
Последний фильм оставил неизгладимые впечатления, особенно кадры с сыплющимися сверху камнями... Закадровый текст очень хорошо, как мне кажется, передает состояние автора и то, что он хочет донести...
Очень странно, я считаю, во время просмотра фильма размышлять о том, кем приходится девушка автору. Тем более, начинать фантазировать о "самом неприличном" в общественном месте (т.е., тут), это оскорбительно как для автора, так и для читателей.
Тщательней надо над закадровым текстом работать, а не обижаться. Если бы автор фильма Шаухох пояснил в фильме, что это его дочь - никаких бы вопросов не было.
Смотрел этот фильм на фестивале "Вертикаль" - резанувшего слух пассажа о "подруге" не заметил. Видимо, критика была учтена. Для того и пишем ;)
Что-то не слышно о фестивале "Золотой Компас -2010". Неужели из-за кризиса пострадал? Жалко, если его не будет.