Памяти женской экспедиции на пик Ленина

Пишет Wild Rain - Mountainguide.ru, 01.02.2009 03:10

В начале августа 2008 года я уже в который раз ехал на Ленина вести клиентов. Волею судьбы в нашу вахтовку попали муж и дочь Галины Переходюк - участницы женской сборной, погибшей на склонах пика Ленина в 1974 году. Несколько дней мы общались с Валерием и Аленой, они привезли старые семейные фото. Целый альбом. Валерий все время писал дневник. Его краткую версию мы и решили позже опубликовать. Нельзя забывать тех, кого горы навсегда забрали из нашего круга. Итак, маленькая история восстановления памятника.
Памяти женской экспедиции на пик Ленина (Альпинизм)

1 декабря исполнилось бы 70 лет со дня рождения Эльвиры Шатаевой. Она руководила женской группой, покорившей пик Ленина в 1974 году. Группа при спуске попала в высотный шторм и погибла… Эльвира с четырьмя подругами (Любимцевой Ириной, Мухаметовой Ильсияр, Переходюк Галиной, Фатеевой Валентиной), похоронена возле покоренного пика, там, где ежегодно размещаются базовые лагеря покорителей вершин из девяноста стран мира и посетителей этого прекрасного района. В этом 2008 году восстановлен комплекс - памятник женской группе.
Снежные вершины, прекрасная панорама. Суровый прекрасный район. Ранее это называлось Высотный стадион страны.
Недалеко от лагеря, на левой стороне речки, находится памятный камень с именами погибших альпинистов. В 1974 году на камне был установлен небольшой колокол в связке с ледорубом в память швейцарской альпинистки Евы Изеншмидт и надпись о Гарри Уллине, американском альпинисте, погибшем в 1974 году.
Некоторые имена затерты временем и ветрами…
Гора берет свою дань человеческими жизнями. На камне - имена многих покорителей, некоторые - только на камне… В 1990 году на горе погибли 43 человека, их имена известны…
Есть лагерь МАЛ, который был первым лагерем подобного типа в мире - на такой высоте. Хотелось бы беречь этот комплекс - МАЛ, камень, памятники женской группе и десантникам-парашютистам из Рязани.

Переходюк Валерий и Заостровская Ольга

Памяти женской экспедиции на пик Ленина (Альпинизм)

2008 год. Поездка в Ачик-Таш началась 1 августа вылетом из Екатеринбурга на Бишкек. Рейс поздний (или ранний) в 2 часа ночи. Саша довез нас с Аленой на мазде от Челябинска до аэропорта Кольцово за 2 часа 15 минут. Цель поездки в Ачик-Таш – установка таблички с годами жизни на могильном камне Галы. Если будет возможность – закрепить на памятнике фотографии членов команды. Дополнительно сделать еще что-нибудь для сохранения памяти о трагедии 1974 года. При поездке с Аленой в Ачик-Таш в 2004 году мы обнаружили, что старая табличка 1975 года пропала, а фотографии членов группы на памятнике отсутствуют. Часть фотографий с разной степенью поврежденности потом обнаружили в МАЛе. С собой везли табличку из нержавейки с надписью, вырезанной лазером, и восемь фотографий на стальных овалах, покрытых белой эмалью. Кроме этого везли цемент, шлямбуры, сверла, анкеры, саморезы, холодную сварку, жидкие гвозди. Позднее к этому набору добавились ручная дрель, пассатижи, молоток. Везли еще ~ 1 кг земли из окрестности машгородка, но в процессе посадки в самолет при таможенном досмотре её заставили оставить. В Бишкек прилетели в 5 часов утра, рейсы на Ош там начинаются в 8, так и улетели.
В Оше в это время нас не ждали. За сто рублей на такси приехали в представительство фирмы «Горы Азии» на стадионе. Тысяча извинений, что нас не встретили в аэропорту. Через полчаса подъехало еще одно такси, из него вылезли 2 молодых человека в футболках с надписью «Южно-Уральский Технический Университет». Здрасте – приехали на край света и первые знакомые из Челябинска и из Миасса с соседней улицы. Ребята (один из них Сергей Телицын – сын замначальника нашего КБ в Миассе) собрались покорять пик Ленина. Через час отвезли в гостиницу «SunRise». Номер на двоих великолепный – с душем, телевизором, кондиционером. Прогулка по городу и базару, а вечером – восхождение на Сулейман-баши. Гора доминирует над городом, с нее город виден как на ладони. В номере по телевизору смотрим канал НТВ.
2 августа (суббота).
Завтрак в гостинице. В восемь утра Володя Антипин повез нас к цветочному ряду для покупки большого букета роз. Затем в городе он находит вахтовку Камаз, в которой уже находятся наши 4 челябинских альпиниста, собравшиеся на пик Ленина (рук. группы Володя Горшков из команды ЧТЗ). Подъезжает также группа итальянцев со своим снаряжением.
Памяти женской экспедиции на пик Ленина (Альпинизм)
Все с энтузиазмом грузятся, потом 3-4 остановки в городе непонятно для чего и выезжаем на памирский тракт в направление к Китаю, Таджикистану, Афгану. Памирский тракт в большей своей части ремонтируется, старый асфальт сдернут с дороги, и лежит по обочине и возле дворов, а новый еще не уложили, так как основание дороги делают заново китайские специалисты. Там, где асфальт уже уложен дорога ровная и гладкая, автомобиль идет без всякой тряски и раскачивания. А пока на 95% покрытие щебеночное. После Сары-Таша открылся Заалайский хребет. Верхняя часть хребта в облаках. За неделю пребывания в районе такая погода была дня два, столько же лил дождь и рвал ветер, остальное время безоблачное небо над пиком Ленина. Через Кызыл-Су переправлялись в районе селения Сары-Могол по своеобразному мосту - трубам, уложенным по дну реки – китайское изобретение для переправы тяжелой техники. При большой воде – это брод, но с ровным не размываемым рекой основанием. Приехали в лагерь в Ачик-Таш в 19 часов к ужину. В районе 5-6 лагерей. Все они размещаются в районе МАЛа, но на правом берегу речки.
Чтобы подойти к памятнику необходимо переправляться через неё вброд или прыжками. В течение последующих дней мы ходили к памятнику до обеда и после, переправляясь через неё по 4 раза в день, поэтому испробовали все способы, в том числе самый экзотичный – верхом на ишаке. После ужина сходили на могилы. Там все как было в 2004 году – ни одной фотографии на памятнике, наша надпись краской на камне хорошо сохранилась – могила с 2004 года была не безымянной. У коменданта лагеря Жени Антипина (молодого, высокого, симпатичного парня) нашлись необходимые инструменты – дрель, молоток и пассатижи.
3 августа (воскресенье). На камне шлямбурами делаем отверстия на камне диаметром ~6 мм и глубиной ~ 40 – 50 мм под анкеры. После обеда принесли с речки песок, анкерами закрепили табличку, и приготовленным раствором Алена залила пространство между камнем и табличкой. Табличка на месте. Нам наша работа нравится.
Памяти женской экспедиции на пик Ленина (Альпинизм)

4 августа (понедельник). С утра занимались крепежом пластинок к памятнику. Проблема – ломаются тонкие сверла при разделке старых забитых отверстий. Алена засыпала яму за памятником и оформляла дорожку белой мраморной крошкой.
5 августа (вторник). Прикрепляли фотографии на памятник. Каждую холодной сваркой (на основе эпоксидной смолы), затем жидкими гвоздями (на основе каучука) и винтами к пластинкам. Закрепили все фотографии, все хорошо держится. После обеда несем мраморную крошку, проверяем все ли держится.
Приклеили холодной сваркой фотографии Э. Шатаевой и Э. Мухамедовой на могильных камнях. Они хранились в МАЛе, поэтому переговорили по телефону с Эркином Кашоевым - хозяином МАЛа. Накануне зашли в МАЛ и взяли, чтобы установить. Их фотографии были в приличном состоянии и были закреплены на камнях прежде.
Памяти женской экспедиции на пик Ленина (Альпинизм)

6 августа (среда). Отправляемся по пути всех восходителей на пик Ленина до перевала Путешественников (высота 4200). Наверх доходим за 2,5 часа. Не слишком быстро, но мне было очень трудно, я отставал от Алены. Хорошо, что вообще дошел. К обеду нужно было вернуться в лагерь, поэтому дальше (до ледника) не пошли. По разговорам нынешняя тропа до лагеря 4200 под маршрутом вообще не выходит на ледник, а проходит выше его по морене. В процессе нашего путешествия встретили человек 40, которые шли и к пику Ленина и обратно. Народу ходит много, с лошадьми и ишаками, а на самом перевале даже стоит юрта, в которой предлагают чай с перекусом. Почти щвейцарский сервис.
7 августа (четверг). В этот день 7 августа 1974 года - 34 года назад погибла команда. Последнее сообщение о ней по рации передавала Гала в 9-10 часов вечера. Базовый лагерь (МАЛ) слушал эту передачу и ничего не мог сделать. Несколько дней в районе бушевала непогода. Около десятка групп находились на разных точках маршрута по пути к вершине, пережидая непогоду. На высоте 6100 метров на левом гребне сидела и наша челябинская команда вместе с командами Новосибирска, Одессы, Ленинграда – всего порядка 30 человек. 8 августа при отличнейшей погоде все начали спуск. И на высоте ~5500 (выше скал Липкина) встретили группу К. Клецко, которая сообщила нам о трагедии. С утра пошли с Аленой на могилу, по пути принесли мраморной крошки. Побыли там и во второй половине дня. Сходили к большому камню, на котором оставлены памятные знаки- символы трагедии, случившихся на склонах пика Ленина. Там есть большая металлическая доска с именами восходителей 1990 года, которые погибли под лавиной, сошедшей ночью на спящий лагерь на высоте 5400. Всего в списке 43 имени в основном ленинградцы, а также участники из Германии, Израиля и других стран (всего из 8-стран). По дороге назад зашли в соседний лагерь – оказалось это Pamir-Expedition, которым руководит Виктор Артамохин. Четыре года назад он был комендантом лагеря «Азия Тревел», которая обеспечивала наше пребывание от Ташкента до Ачик-Таша и Бишкека. Угостил чаем, показал юрту для приемов высоких гостей, пригласил вечером в гости. Вечером уехали на микроавтобусе в Ош. Перед отъездом хотели предупредить Артамохина, что в связи с отъездом не можем прийти в гости, узнали, что он сейчас недалеко в киргизской юрте. Рюкзаки были уже в автомобиле. Зашли в юрту извиниться, но тут же нас категорически пригласили присесть. Оказалось, что в центре юрты в котле сварился барашек, а Виктор в гостях у хозяина. И начал рассказывать, что напротив двери за дастарханом усаживают самого почетного гостя, нас с Аленой усадили рядом. Слева от входа женская половина, справа детская. Хозяин (и хозяйка тоже) подает угощение, стоя на коленях спиной к двери. Нам подали в пиале жирный бульон, в юрте горели свечи, но мне показалось, что горячего жира в пиале по крайней мере на два пальца. С Виктором начали говорить о возможности приезда в район туристов или альпинистов с Урала и о представительстве фирмы на Урале. Нас ждал автомобиль, а разговор обещал быть долгим, поскольку появились рюмки, тосты за знакомство, за хозяина и хозяйку, для укрепления здоровья предложен был своеобразный бутерброд из печени барашка, толщиной полсантиметра и жира -2 см. Потом хозяин подает лучшие куски мяса гостям. Нам с Аленой подали лопаточную часть, мясо было пополам с жиром. Вспомнились передачи по радио о холестерине, сужении сосудов, о болезнях печени, кто-то сбегал и предупредил, что мы скоро подойдем. Виктор сказал, что без нас не уедут и стал объяснять разницу между тур-агентами и агентами фирмы. Разговор обещал быть долгим, а в машине уже сидели австрийцы. Назревал международный скандал, тогда с Виктора взяли слово, что он все напишет по электронной почте и стали прощаться. Виктор сказал, что когда гости уходят, хозяин дает им подарок с собой – то, что осталось в котле. Хозяин дал нам еще кусок мяса в целлофановом пакете. Когда мы закрыли дверь машины, водитель тут же завел мотор, и мы поехали в Ош и в темноту. Был десятый час вечера 7 августа.
8 августа (пятница). Приезжаем в Ош в 11 часов. Австрийцев отвозят в гостиницу для иностранцев – для этого они втолковывали водителю, что это там, где NURU, нашли не сразу. Нас отвезли в SunRise, и мы поместились в знакомый номер, но с номером 8. Душ отдых после изнурительного переезда, на маршрутке 107 приезжаем на базар. Город пересекает речка, в центре города располагается базар, на левой стороне вещевой (может быть китайский рынок), на правой - продуктовый – лепешки, дыни, пряности, виноград, персики, чайханы, обменные пункты, арбузы, web–кассы. Все маршрутки проезжают через базар – это своеобразная длинная остановка и конечная и начальная всех маршрутов. В районе базара левый и правый берег соединены тремя пешеходными мостами. Основная валюта – киргизский сом (сум). Никаких проблем с обменом валюты нет, продавцы берут любую – рубли, доллары, евро. Выезжаем базара на Араванскую улицу – она идет параллельно речке в верхней части города (ближе к Сулейман-баши). Улица почти европейского типа, в этом районе есть и музыкальная школа, адвокатская контора и офис киргизской коммунистической партии, книжные магазины.
9 августа (суббота). Встаем по будильнику в 4-30. съедаем приготовленный завтрак и на поданном такси уезжаем в аэропорт. Темно. По дороге местные гаишники устраивают маленькую разборку с водителем, видимо берут небольшой налог. Четыре часа в самолете до Москвы кажутся ничто по сравнению с 14 часами на маленьком сиденье в Мерседесе по дороге из Ачик-Таша в ОШ. В Домодедово нас встречают Зоя и Паша. Длинный переход по залу и мы в электричке. Через 45 минут заходим в метро на Павелецкой, при пересадке оказываемся на Театральной площади. Оглядываюсь, узнаю спину памятника Карлу Марксу, фасад Большого театра (в ремонте), большой тряпкой завешено здание гостиницы «Москва». Алена спрашивает - где здесь Красная площадь; ей отвечают, что за углом. Надо сфотографироваться. Идем туда и фотографируемся. Народу много, особенно у нулевой точки отсчета расстояний, но чтобы с рюкзаками как мы не очень. Идем в метро Площадь революции, трем блестящий нос собаки пограничника, через полчаса на Семеновской площади. Она кардинально перестроена в соответствии с духом рыночной эпохи. Дома у Зои распиваем бутылку французского вина, просмотр с комментариями фотографий с Ачик-Таша и из Одессы; я ложусь спать, а Алена, Паша и Зоя идут в окрестные магазины. Зоя и Паша рассказывали, как живут наши двоюродные брат и сестра и их дети в Одессе и Тузлах. Такое впечатление, что умные люди живут хорошо в любых даже рыночных условиях.
Когда проснулся, была пора выезжать в аэропорт Внуково. Поехали на регистрацию на станцию метро Киевская. Испытали небольшой стресс, поскольку обнаружилось, что билет Алены не действительный, его не регистрируют, так как выписан на российский паспорт, а у неё на руках заграничный. Проблема обсуждалась методом мозгового штурма, отложили решение до аэропорта с представителем авиакомпании. В последствии это легко разрешилось. А пока в несколько искусственно веселом настроении фотографируемся на улице вечерней Москвы в окрестностях метро. На электричке во Внуково. При посадке оглядываем незнакомый самолет – два двигателя под крыльями, оказалось, что это Боинг 737. Катя и Саша встречали нас в аэропорту Челябинска. В 12 часов я был уже в Сыростане.
15 августа Алена переправила несколько фотографий по электронной почте В.Н. Шатаеву. Вечером я ему позвонил, о нашей работе по восстановлению фотографий на памятнике отозвался одобрительно. Оказывается, памятник уже видел Борисенок, который был, очевидно, в это время в районе пика Ленина, и сообщил ему об изменениях.
Памяти женской экспедиции на пик Ленина (Альпинизм)

PS от себя - если бы родственники погибших в 90м году на "сковородке" приложили хотя бы половину усилий Валерия и Алены, то останки и тела не лежали бы уже полтора года на леднике... Простите, что уж резко и не в тему - но накипело.

Спасибо.
Но последние две строчки лишние.

Спасибо автору, за предоставленный материал!!!

возможно тоже не в тему,но удивляет упорное нежелание питерской альпобщественности касаться даже в разговорах вопроса об захоронении останков.Деликатность федерации СП и созданной комиссии не ведает границ.

Ещё что-то сохранилось. На Куликалонах вообще ни одной таблички не осталось.

Показать комментарий

ты, конечно, тоже жестко фиганул...

снесите пожалуйста картинку, если еще есть возможность правки. Нормальные люди и без подобных иллюстраций Вас бы поддержали. Или это на любителей тем "с душком-с" рассчитано? тогда Ваш демарш - полный атстой.

Прошу прощения за жесткость - фотки, не хотел ранить ничью психику. но фотка в тему - подтверждает последние две строчки автора.

Какое мы имеем право осуждать вдов и детей выросших без отцов? Матерей состарившихся без сыновей?
Вы блин думайте что говорите!

согласна полностью. прежде чем кого-то так осуждать надо знать есть ли вообще у людей возможность что-то сделать. финансы, здоровье, силы... все по себе судят, моралисты блин.

если бы обсуждали, все выглядело бы по-другому в этой теме. Никто их и не думал обсуждать.

lНасколько я помню, тема про захоронение вытаивающих останков под п.Ленина уже была полгода назад. И дискуссия практически закончилась тем, что г-н Леонов от лица питерских альпинистов просил эту тему не муссировать. И её не муссировали полгода. По видимому, информации об этой комиссии и её результатах так мало, что тема опять всплыла. Хотя речь идёт об одном и том же периоде - август 2008 года. Либо автор этого поста не в курсе, либо результатов работы этой комиссии под п.Ленина не видно.
В обоих случаях приходится только сожалеть.

leonow 12:51 01.08.2008 ответить
+11

К сведению интересующихся!
Летом 2007г. была получена информация о вытаивании останков альпинистов, погибших на п.Ленина в 1990г. Тем же летом в район п.Ленина был командирован представитель ФАСиЛ СПб, которым был организован сбор останков и их захоронение в районе мемориального камня.
В ноябре 2007г. состоялось орг.собрание комитета по захоронению останков. В комитет входят: Леонов В.В.- председатель, Глушковский А.Э., Капитанов О.В., Одинцов А.Н., Пасхин А.Ю., Шпынев Г.П., Шибаев С.
Вопрос финансирования решен полностью. Поддерживаются контакты с представителями различных организаций, находящихся в районе п.Ленина. Останки будут собираться и захораниваться по мере вытаивания. Комиссия будет действовать на постоянной основе, пока вытаивание не прекратится. Ответственный за опубликование информации о состоянии дел – Шибаев Сергей.
Попрошу воздержаться от спекуляций на эту тему.
Опубликование шокирующих фотографий считаю недопустимым.

Председатель орг.комитета Леонов В.В.
big-wall@yandex.ru
(911) 239-02-51, (921) 913-48-65
Р.т. (812) 273-67-24

Не знаю уместно ли мё высказывание, но если меня спрашивают (На экране горит "Что скжите?") то, видимо, надо отвечать. Фото не видел, но считаю шокирующие фото не должны присутствовать на общедоступных площадках. Автора прекрасно понимаю ("накипело...") и вообщем разделяю его точку зрения. Но такие вопросу на границе этических, нравственных норм принятых в обществе не зрелом (какими мы являемся) всегда будут вызывать споры разной степени. Здесь надо больше прислушиваться к людям с большим жизненным опытом и широким кругозором и на основе таких суждений формировать своё мнение. В 2007 году мне пришлось 20 дней жить вдвоём в одной палатке с легендой Советского альпинизма Борисёнком Олегом Николаевичем. В один из особенно суровых моментов, когда пурга особенно буйствовала в базовом лагере на Мак-Кинли, и я (обыкновенный чайник) готовился к худшему , он много расказывал об этой трагедии. Он много знал и повидал в альпинизме (37 лет был начальником альплагерей на Памире) и то как он расказывал помогло мне пережить эту бурю. Что касается родственников. Все люди разные. и у каждого своя судьба. Но одно наблюдение мне помогло определиться самому в этом вопросе. На Бородинском поле есть Женский монастырь и его основателем и почти 30 лет настоятельницей была жена генерала Тучкова. После Бородинского сражения его жена, знатная вельможа, приехала на поле брани и трое суток одна (служанка заболела на второй день) среди тысяч разлагающихся трупов искала своего мужа, а за одно и помогала брошенным смертельо раненным. И любовь и долг этой женщины давали ей силы и она нашла тело супруга. Пряно на краю поля поставила часовенку 2х2 и вней осталась на всю жизнь. Есть на этой земле и такие примеры, но путь у каждого свой.

Кажется это был 1990 год. Наша экспедиция приехала на поляну Москвина, лагерь планировали разбить у Креста, поскольку этот Крест - память о наших друзьях. Выгрузились из вертолета, подходим к Кресту, там лежит запакованный и оббитый рейками груз - явно приготовленный к транспортировке труп. Подходим к нач.лагеря, чтобы выяснить. Нам отвечают, что это чех, погиб год назад, родственники отказались забирать, сославшись на то, что он хотел быть похоронен в горах. А поскольку труп невостребованный, то и никому ненужный, лежит второй год. Мы захоронили его на марене, поставили камень, написали "Эдесь лежит погибший в 1989 г. альпинист, чех". Ни фамилии, ни имени выяснить не удалось. (А ведь , наверное, имел какое-то отношение к альплагерю).

Уважаемые товарищи по сайту! Я, к величайшему моему сожалению, уже давно (с 1987 г.) не хожу в горы, но ожесточенная дискуссия вокруг трагедии 1990 г. очень напомнила разборы несчастных случаев, каждые год составлявшие необходимый этап подготовки к новому сезону. Разница: тогда соответствующие разборы проводились альпинистами, с альпинистами и для альпинистов. Здесь же в основном звучат эмоции людей, которые либо не бывали в горах, либо не проходили соответствующей подготовки с соответствующими разборами. На фоне всех этих эмоций выделяется разумная и трезвая оценка В.В. Леонова, председателя оргкомитета, с которой следует полностью согласиться и воздержаться от спекуляций на эту тему. Горы суровы, но не злонамеренны - эту истину я много раз слышал от своих альпинистских наставников и рекомендую никогда не забывать ее молодым альпинистам, рвущимся испытать себя и товарищей. Каждый несчастный случай необходимо разбирать самым тщательным образом - но не на трибуне митинга, а среди людей. которые завтра пойдут в горы и столкнутся с теми же опасностями, которые погубили уже многих. Зная эти опасности и умея правильно себя вести в свете этих знаний, можно многократно уменьшить вероятность новых несчастных случаев. Вроде бы аксиома альпинизма - но ее нельзя применять в обсуждении результатов трагедии с родственниками, друзьями и близкими погибших, не представляющими, что такое горы. Я очень хорошо помню, как мой друг и наставник по части альпинизма Григорий Петрашко сообщил о гибели женской команды во главе с Эльвирой Шатаевой в 1974 г. Для сегодняшних альпинистов это что-то вроде средних веков, а для меня - вроде как вчера. Реакция опытных альпинистов на это событие была однозначной: отмена всех спортивных планов на следующий сезон и заявка на участие в снятии тел погибших. Владимир Шатаев в своей книге из серии "Спорт и личность" позднее писал, что его телефон буквально раскалился от звонков друзей, предлагавших свою помощь в этой трагической миссии. Составляя длиннющий список кандидатов на участие в экспедиции, он предупреждал: "Учтите, вершины не будет", на что получал один и тот же ответ: "Володя, ну как ты можешь об этом говорить? Это же само собой разумеется!". Без всяких преувеличений, люди в этой экспедиции вели себя самым героическим образом. Оргвыводы, сделанные по следам трагедии 1974 г., запрещали чисто женские восхождения, что впоследствии, к сожалению, было отменено. Память же о чудесных женщинах, погибших на пике Ленина, останется навсегда, и память о героических усилиях людей, снимавших их тела с пика в 1975 г., тоже вечна. Вообще из традиций советского альпинизма сегодня многое утрачено, и то, что эта память, тем не менее, жива, дорогого стоит. Хоть песни Высоцкого в горах поют редко, но, спустившись на равнину и вспоминая тех, кто навсегда остался наверху, говоришь про себя: а все же лучше гор могут быть только горы!

Большое спасибо, четко, взвешенно, конкретно.

Похоже, lkj, Вы пропустили главное: разбор несчастных случаев в горах - не предмет эмоциональной перепалки, а серьезнейший разговор с целью предотвращения повторения сделанных ошибок. Это, в конечном счете, определяет весь уровень достижений в альпинизме. В этом плане я полностью согласен с Владимиром Дмитриевичем Кавуненко: в истории есть примеры, когда женщины были полководцами, но нет, когда они были молотобойцами. Чем выше степень риска, тем лучше человек должен чувствовать предел своих возможностей. Именно поэтому восхождения высших категорий сложности при участии женщин лучше совершать в смешанном составе. То, что было предостаточно случаев гибели чисто мужских групп, никоим образом не перечеркивает сказанного.

В книге " А зори здесь тихие" старшина Яськов чётко выразил мысль о женщинах на войне "Убили мужика, убили только мужика, убили женщину - убили всех мужиков, которых она могла родить". В горах должно быть так же. У сапёров с каждым подрывом тоже происходит разбор полётов, и слава богу, что я не видел ни одной женщины на разминировании, а еслиб увидел, отправил бы к нехорошей маме в тыл. Я занимаюсь горным туризмом, хожу в основном соло, но даже когда просят, женщин не беру в маршруты выше единички. Можете считать меня женоненавистником, но я считаю, что женщинам, там где велика степень риска делать нечего.

Мне неоднократно приходилось работать в связке с женщинами, в том числе и с более опытными альпинистками, чем я сам. Это весьма нетривиальная задача, причем ее нетривиальность возрастает по мере увеличения категории трудности. Обычно меня при этом выручал возрастной фактор - я начал заниматься альпинизмом очень поздно и рассчитывать на мастерские достижения не собирался. Но выдать разумную рекомендацию бравой скалолазке, которая норовит переть без оглядки и с символической страховкой, да еще и с подъездами типа "Тоже мне, мужики, на что вы годитесь!", я всегда был готов, невзирая на разряды. Могу констатировать, что в восхождениях с моим участием ни одна из женщин не пострадала (ни один из мужчин, кстати, тоже). Кроме того, я всегда ценил свой жетон "спасотряд" и участие в спасработах повыше конкретных "троек" и "четверок". Правда, в последних своих выездах в горы (Памир) я, как правило, зарабатывал в характеристике запись "не всегда выдержан на маршруте", что означало чаще всего не слишком нормативные высказывания на все ущелье. Но зато вместе с этим мне вписали и весьма удивившее и даже изумившее: "Отличный организатор", хотя ни в каких делах на равнине в таковых никогда не отмечался. Жаль, конечно, что пришлось перестать ездить в горы, настоящие альпинисты не прекращают этого ни при каких обстоятельствах. Но любовь к горам и к потрясающим людям, с которыми довелось познакомиться с 1973 по 1987 - это осталось навсегда.

я думаю, что многое зависит от самой женщины, есть такие мужики которых и на единичку не возмешь, но лучше женщинам в горы не ходить.

Уважаемые lkj и sniqur! Вы упорно не желаете понимать главного: в горных условиях нельзя полностью уравнивать мужчин и женщин, и это вовсе не означает, что женщин надлежит в чем-то ущемлять. Великолепные альпинистки, погибшие в 1974 г., умели очень многое такое, что недоступно огромному числу мужчин, прочитайте хотя бы надпись на мемориальной плите Эльвиры Шатаевой. Но если бы в ее группе в нужный момент после спуска с вершины были хотя бы два мужика, то вся группа успела бы до начала катастрофической непогоды зарыться в снег и осталась бы в живых. И никакого шовинизма это не означает, а означает понимание того, что природой женщина и мужчина созданы разными. В связке с женщинами я предпочитал идти первым, хотя и знал, что по скалам моя партнерша ходит лучше меня. Никогда при этом я и в мыслях не держал, что "я на гору ее веду", хотя от мужиков-шустряков, которых пускал вперед, такие заявления слышать приходилось. Да, я, конечно, находил словеса и для них, но это уже вовсе к делу не относится. Атлетические мужики, "которых и не единичку не возьмешь", в горах и не задерживаются - для них находятся другие сферы деятельности. А женщинам доступны любые достижения - но вместе с мужчинами. Вся история альпинизма это убедительно доказывает.

Вам, lkj, похоже, никакие нормальные аргументы не подходят. А просто базарить - это пустое занятие.

Уваж lkj. Однажды попытались сделать мужское синхронное плавание и из этого получилось полное дерьмо. А еще есть художественная гимнастика! но по крупному на это никто не обижается.
Вспомните полет Терешковой в космос и какие причуды были в этом полете. Спросите у любого психолога и он вам скажет что женская и мужская психики не похожи. у женщин эмоции, а у мужчин в основе математический расчет. и никто не говорит что лучше и что хуже.
А теперь к 74 году. Что такое муссон? Это резкое падение давления. а при таком урагане женщины как бы залетели на высоту 7400-7700м. Они были к этому готовы? Сколько примеров неадекватного поведения альпинистов на такой высоте. В 1929 году при восхождении на Эверест Мэллори и Ирвин приняли решение о выходе на вершину из лагеря 8100. И это несмотря на то, что вышли вместо 6 утра в 11 часов дня!? Я думаю два дня на такой высоте сказались на принятии решения.
И все таки мужчины лучше переносят кислородное голодание - ну это факт. И даже одна мужская голова в команде женщин могла предотвратить трагедию, взяв на себя ответственность за принятие оптимального решения.
Gid-ra.

Двумя руками ЗА взвешенную аргументацию коллеги Змиевского!!! Очень жаль, что интернет "уравнивает" в дискуссиях таких, бесспорно одаренных и умных людей, с людьми, мягко говоря, недалекими!! Все одно, что бокс по переписке Виталия Кличко с каким-нибудь юношей-третьеразрядником!

Все комментарии свелись в итоге к обсуждению двух разных, но уже досканально и подробно проработанных тем : о захоронении погибших и о женском альпинизме.
По первому вопросу исчерпывающе объяснил ситуацию председатель оргкомитета В.В. Леонов ( см. комментарии выше). В 2009 г. был выезд специальной команды с участием А. Корня - одного из 2-х оставшихся в живых в 1990 г. Что нашли - захоронили. Все делалось именно так, как планировалось. Об этом есть статьи С. Мухина и С. Шибаева на сайте Djailyk.ru , в журнале "ЭКС" и книге "Наши горы-2009". Сейчас те, кто не читал и не в курсе, опять поднимают шум.
Вопрос о женском альпинизме тоже разобран по косточкам начиная с фестиваля в Узунколе 2008 г. на всевозможных форумах и круглых столах с участием самых авторитетных чемпионов, тренеров, судей . Наиболее толково это получилось вот тут : www.risk.ru/users/mirise/13592/. Уж столько народу высказалось, так дотошно вскрыли проблему, что и говорить больше нечего -зайдите и почитайте.