Полет с орлами. Анжело д’Арриго. А.Мартынов

Пишет liana, 20.01.2009 17:23

Опубликовано в журнале "РИСК онсайт" N19, 2006 г.

…В 2002 году россияне могли увидеть невиданное зрелище: перелет полярных журавлей от устья Оби, от заполярных широт и до казахстанских степей. 5300 километров.
Невиданное по трем причинам:


- Во-первых: популяция этих птиц уже давно в этих краях не наблюдалась. Исчезли. Нашли другие области обитания.
- Во вторых: в небольшой стае один журавль был дельтапланеристом. Это был итальянский пилот Анжело д’Арриго.
- В третьих: это зрелище увидеть было просто нельзя – полет проходил над непроходимой тайгой, над Обью,

словом, над местами, где людей просто не было.
А наблюдать за полетом могли только российские орнитологи, которые выполняли две роли: проводили научные наблюдения и служили группой поддержки как для Анжело, так и для журавлей.

Анжело, в чем суть этого эксперимента? Погоня за рекордом?

- Нет, к тому времени я уже дано пережил спортивную фазу в моих полетах. Я интересовался орнитологией, в частности, проблемами физики полета птиц, а также путями их дальних полетов. В содружестве с российскими учеными по их приглашению мы повторили эксперимент, который я проводил за год до того, но не с журавлями, а с орлами. Тогда я воспитал двух орлов, с которыми в свободном полете пересек Сахару, наблюдая за их поведением, тактикой полета.
Здесь же задача была иной: Нужно было вернуть журавлей на прежние пути их миграции. Мы их воспитали, научили летать и показали маршрут перелета, который они запомнили на будущее.

Но Анжело д’Арриго известен во всем мире и другими проектами. Он перелетел в свободном полете Средиземное море, показав, тем самым ученому миру, как это осуществляют перелетные птицы.

Но у тебя было два таких перелета?


- Да, первый раз я пролетел от Сицилии до Каира в 1991 году, преодолев 1830 километров. Цель была спортивная: мировой рекорд. По пути имел реальную возможность быть сбитым ливанскими военными, потом был выкраден и провел месяц в Ливане в камере-одиночке за это пересечение их воздушного пространства, был приговорен к каторжным работам, но дипломатическим службам и друзьям удалось доказать, что я спортсмен, а не шпион, и освободить меня.
Второй перелет в 2001 году преследовал научные цели изучения природы. Вначале мы с воспитанной мной орлицей Нике пересекли Сахару, а затем я, следуя тактике перелетных птиц, набрал высоту в районе мыса Бон (Африка) и через 170 км полета над морем в строгом соответствии с планом полета благополучно достиг Сицилии. Это был полет без права на ошибку: в случае неудачи я рисковал быть не найденным в море.
Впрочем, второй раз в плане обеспечения безопасности было все же проще – уже существовали GPS.

А как набиралась начальная высота?

- Мой друг Ричард Мередит-Харди буксировал меня на моторном дельтаплане на высоту более 6000 метров, а дальше, отцепившись, я летел уже сам. Птицы, конечно, поднимались на такую высоту без буксировки, ну они ведь могли махать крыльями – у меня такой возможности не было ни для подъема на высоту, ни при пересечении моря, если бы потребовалось.

У нас журнал посвящен горам, расскажи про Эверест.

- В 2000 году Ганс Каммерландер подарил мне фотографию этого восьмитысячника. Рассматривая ее, я обнаружил на ней точку в небе. Рассмотрел с увеличением – и понял, что это орел. Тогда у меня и возникла идея проверить возможность свободного полета над Эверестом. Этот полет состоялся в 2004 году. А все проекты, которые мы осуществили в промежутке, были стадией подготовки к главному.

Идея состояла вот в чем: птицы попадали на высоту за счет динамических воздушных потоков, которые поднимались вверх вдоль стены Эвереста. Используя эти потоки, птицы, не затрачивая энергии, поднимаются, а потом, также без энергетических потерь, могут парить на большие расстояния, осуществляя свои миграционные перелеты.
Мы готовились не только в экспедициях, нам помогали научные центры, которые предоставили и аэродинамическую трубу для подгонки всего снаряжения, и барокамеру, в общем, и мы серьезно готовились, и нам помогали серьезно.
За год до полета я побывал на Эвересте с целью разведки (Анжело д’Арриго известен как великий пилот, но кроме прочего он был и альпинистом, гидом. Прим.РИСКа), со стороны Тибета поднялся до 7500 и выше. Цель– акклиматизация и разведка местности. Но для нашей летной экспедиции мы не получили разрешения от китайской стороны и потому провели ее со стороны Непала.

А сам полет как проходил?

- Почти месяц провели в нашем базовом лагере в Тьянгбоче и не могли стартовать - не было погоды. Впрочем, один старт мы провели рано утром 16 мая, но, поднявшись, я увидел ясное небо над Эверестом и клубящиеся облака в долине. Я понял, что это не наш день и мы с Ричардом – он опять был моим буксировщиком – пошли на посадку.

Товарищи наши расстроились и не поняли, почему мы вернулись, но уже в 9.00 все «стало на свои места»: гроза, снег, ветер. Теперь все обрадовались, что мы уже сели.
Прогнозы давали нам еще один шанс, одно окно погоды. 28 мая неуклонно наступал муссон, а 30 у нас заканчивались наши разрешения.

Этот шанс наступил 24 мая. Прогноз мы получили еще накануне, так что начали готовиться тоже заранее. Взлетели рано утром, взяли курс на Эверест, до которого около 30 км, спиралями набрали высоту, пролетели над Нупцзе, склонами Лхоцзе, стали приближаться к нашей цели.
В какой-то момент нас вдруг начало дергать. Ричард вдруг оказался подо мной и 65-метровый буксирный тросик потащил меня вниз. Мы оба выправили положение, но теперь его кинуло вверх. На одном из следующих рывков трос лопнул, но возникла проблема: рывком его забросило на конец моего крыла, да так, что стабилизационный парашютик на его конце раскрылся и кинул меня в ротационное вращение. Я стал пытаться сдернуть его одной рукой – второй нужно было держать трапецию управления. Не вышло. Бросать запасной парашют смысла не было – разреженный воздух не дал бы ему работать нормально. Тогда я бросил трапецию, оставив аппарат лететь, как ему заблагорассудится, и двумя руками сдернул-таки и трос, и парашютик. Потом стабилизировал крыло.
Но цепь проблем не завершилась. Теперь я ощутил, как обессилел, а заодно и приступы рвоты в результате этого дикого вращения. Если бы они развились – мне грозила смерть из-за нарушения подачи кислорода. Высота ведь более 8000 метров! Помогло специальное дыхание, которое я тренировал при подготовке.
Дальше было проще: обнаружился тот поток воздуха, который я предсказывал, с ним я поднялся в вскоре пролетел над вершиной.

Вот так все произошло: около 9000 метров над уровнем моря, полетный вес 200 кг (пилот, крыло, снаряжение, приборы, одежда, кислородный аппарат), скорость более 200 км/ч.

Известно, что чуть ли не самое опасное в полетах, это приземление…

- Достигнув цели, нужно было принимать решение о посадке. Вариантов было три: лететь к старту, но нам уже начали клубиться облака. Был бы я с мотором – можно было бы прорываться туда и искать просвет, чтобы нырнуть в него и приземлиться. В случае чего – дать газу и делать другую попытку. У меня такой возможности не было.
Второй вариант – лететь на тибетскую сторону и садиться на разведанные там прежде запасные площадки. И ждать ареста китайскими властями за нарушение границы.
Третий– запасная площадка на непальской стороне, на небольшом моренном плато рядом с итальянской научной станцией. Этот вариант и был выбран.
Моренное плато оказалось усыпанным камнями, некоторые – размером с одноэтажный дом. Так что требовалась предельная точность. Тем более, приземление предстояло в лежачем положении, да с увеличенной в этом разрежении скоростью. Как-никак, высота 5000. Мне удалось точно вписаться и, затормозив крыло, примоститься на относительно ровной площадке десять на десять метров.
Затем пришли шерпы со станции, помогли собрать крыло и донести его туда. Связались по спутниковому телефону с нашими, сообщили о моей посадке и узнали, что Ричард тоже сел благополучно…

31 декабря 2005 года Анжело д’Арриго продолжил свою серию рекордно-познавательных полетов уже над вершиной Аконкагуа. 6 января – новый рекорд: 9100 метров над уровнем моря.
На 2007 год в планах Антарктида, пик Вильсона.

Анжело, российские пилоты планируют сейчас полет на парапланах на Аннапурну. Что ты можешь посоветовать по подготовке?

… Но не смог Анжело д’Арриго ничего посоветовать…
… Не удалось спросить его и о многом другом. И все интервью выше, все ответы на наши вопросы – это на самом деле то, что он рассказал в своей книге «Тайна орлов», увлекательнейшем романе о том, как Человек познавал Природу.
Мы не успели спросить Анжело о многом.
Великий пилот, ученый, писатель, прекрасный человек Анжело д’Арриго погиб 26 марта 2006 года. Ему было 44. Разбился в тандемном полете на дельтаплане, в котором он был пассажиром…


Опубликовано в журнале "РИСК онсайт" N19, 2006 г.

Напомню, что вышла из печати новая книга:
Полет с орлами. Анжело д’Арриго. А.Мартынов (Воздух, книги, анджело д’арриго)

Анджело д’Арриго. «Вслед за орлами».
Издательство «Хималайя», 2008
320 страниц, 54 цв.илл.
Перевод А.Мартынова.
Вот здесь и анонс есть.

107


Комментарии:
0
Пару дней назад в Алматы по местному одноименному телеканалу показывали документально-публицистический фильм про проекты Анджело Д'Арриго с орлами и перелетом через Эверест, дублированный на русский язык. Просто фантастически интересный человек!
На его официальном сайте есть и фрагменты видео его проектов.
http://www.angelodarrigo.com/

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru