Рождественский Ша(р)м

Пишет Dmytro, 06.01.2009 16:36

Рождественский Ша(р)м (Альпинизм, carree, mont blanc du tacul, шамони)

Раннее декабрьское утро в Шамони. Скачки под рюкзаком к первой канатке на Дю Миди. Пробегаем булочную, где вчера вечером покупали вкуснейшие французские багеты. На повороте поскальзываюсь и, со всего размаху, вместе с рюкзаком и лыжами, смачно падаю на, покрытым тонким льдом, асфальт. Мысль: «Интересно, видела ли мое позорное падение через витрину булочной симпатичная продавщица с обаятельной улыбкой?»
Почему-то, первая в этом сезоне встреча с французским льдом представлялась мне в более романтичных тонах.
Поднимаюсь и с трудом поспеваю за напарником впереди.
Совсем рядом с отправной станции канатки наворачиваюсь второй раз.

«Дима, ты осторожней» - скептично замечает и подает руку новоиспеченный напарник, широко известный в узких кругах под ником Криптон. Занятно было бы в этот момент прочитать его мысли. Наверное что-то типа: «Вот, связался на свою голову, даже на горизонтали на ногах не держится, а что будет на 85 градусном гуллоте через пару часов?»
На первую канатку мы, конечно, опоздали.Но и во втором вагончике было достаточно собратьев по разуму, ни свет, ни заря, спешащих словить хорошие условия и погоду на ледовых и микстовых линиях цирка Белой Долины.
После верхней станции небольшой спуск по гребню в кошках, расчехляем скитуры и несемся к зимнему биваку. План на сегодня прост: заброситься на ночевку к биваку возле хижины «Космик» и сходить на разминку короткий, но приятный маршрут Chéré на Mont Blanc du Tacul, 350m - D/II/4, крутизна льда до 85°.
Маршрут Чере на Монт Блан Дю Такюль. Видны точки-фигурки ледолазов.
Рождественский Ша(р)м (Альпинизм, carree, mont blanc du tacul, шамони)

На подходе, практически у начала маршрута, сообщаю Андрею, что забыл перецепить тяпки с основного рюкзака на штурмовой. На крутом льду, без инструментов, далеко не разгонишься.
- «Сколько времени тебе потребуется смотаться к биваку туда-обратно?»
- «Не больше часа. Метнусь кабанчиком, тебе пуховку оставлю» - пытаюсь хоть как-то сгладить сплошные разочарования собой моего напарника, одновременно оцениваю расстояние через весь ледник Кол дю Миди и сильно надеюсь на остатки показателей выносливости после летнего сезона в немецком чемпионате мультигонок, в котором, несмотря на название «Uns bressierts ned», наша немецко-украинская команда, по итогам, заняла второе место в престижном мастер-классе. Правда, здесь нам не равнина, только что поднялись без акклиматизации с 1000 на 3800.

Через 50 мин, запыхавшись, стоял с тяпками в зубах под маршрутом.

«Пролидируешь первую веревку?» - поинтересовался с улыбкой Андрей. Больше разочаровывать человека было не в моих силах, поэтому сразу же набросился на лед. Как потом выяснилось, пролезли мы с одновременной страховкой 2 первые веревки. Затем, пропустив, дюльферяющие вниз связки, стартовавшие рано утром, лидировали попеременно.
Предкрайняя веревка, лидирует Андрей

Крайняя веревка, лидирует Dmytro

Маршрут прошли за 3 часа. Спуск по пути подъема. На вершину ни здесь, ни далее не ходили. Зимой, с коротким световым днем игра свечей не стоит. Интересовали исключительно техническиe трудности линий.
Вечером на биваке знакомимся с перцами, спустившимися с «Пиноккио». Парни, несмотря на видимую усталость, подробно консультируют по нашей завтрашней линии – Gabarrou-Albinoni, 500m - TD-/III/4+, крутизна льда до 90°.
Линия проходит по левой ветви неявно выраженной снежно-ледовой буквы "Y"
Рождественский Ша(р)м (Альпинизм, carree, mont blanc du tacul, шамони)

Маршрут приятный – гуллотная классика на Мон Блан Дю Такюль. Правда, злые кони малость задолбали наших пони – темп был ниже среднего.
Участок в середине маршрута, натечный лед, тонкий. Вылез все веревку на одном буре, даже короткие BD-шные не шли, инструменты и кошки держали надежно.

Крайняя ключевая веревка обещала бескомпромиссное лазание по 90 градусному льду. Однако, нашему взору, вместо крутого льда, открылся нетривиальный микст, впрочем, также доставивший удовольствие.
Крайняя веревка. Хорошo идут 1-2 размерные камалоты.
Рождественский Ша(р)м (Альпинизм, carree, mont blanc du tacul, шамони)

На спуске, где-то на 11 дюльфере, роняю одолженную перчатку. Эх Леха, если бы ты перед отъездом сказал: «Не потеряй лыжи!» или «Не потеряй новенькие буры!». Но было сказано: «Не потеряй мои любимые BD-шные перчатки!». И… портал открылся… перчатка была беспощадно затянута в черный берг потусторонними силами.

Примечательно, что во всем Шамони, знаменитым некогда небывалым выбором снаряги, так и не нашлась в продаже топовая модель ледолазных перчаток. Такое ощущение, что, все магазины, кроме дешевого «китайского» возле станции Дю Миди, либо выкуплены Snell-Sports, либо просто позакрывались. Остались лишь бутики, типа «Millet», «TNF» и Snell-Sports в центре. В котором, как показывает практика, есть далеко не все необходимое.
К 18-00 часам мы стояли внизу под маршрутом и наблюдали на стене дюльфера по темноте злой словенской тройки, забодавших соседнюю с нами М8-. Удостоверившись, что их крики – всего лишь светская беседа, отправились в обратный скитур к биваку.

Должен отметить, более романтичного места, чем ночная Белая Долина сложно придумать. Справа темнеет громадина Гран Жорасса, слева вырисовываются очертания стройной пирамиды Гран Капуцина. Сомнений, где провести первую брачную ночь, практически не осталось – конечно в ночном скитуре по Белой Долине!

Добравшись до бивака, как-то одновременно с Андреем, стало ясно что на Рождество надо валить вниз. Внизу, за гребнем, Шам переливался в темноте пестрыми огоньками. Из многоэтажек ENSA валил густой дым. Мда… там, наверное, тепло и мухи не кусают, Бабанову гуся с яблоками подают, а тут мороз и ветруган. На следующий день было твердо решено валить вниз к, нашим друзья-бордерам, Юре и Вале. По дороге обратно, буквально, в 50 метрах от хижины ухожу по локти в трещину. Ноги болтаются где-то в пустоте, рюкзак заклинило. Пришлось проявить все болдринговые качества, чтобы, сначала, вытянуть и перекинуть рюкзак вниз по склону, и, потом, закинув пятку (эх, как пожалел об уже снятых шпорах на кошках) выбрался сам.

Внизу с новой силой разгорелась, продолжающаяся не первый день, дискуссия с Андреем по поводу болдринговой шапочки: какую брать на следующий сезон? Серую или черную? Вот уж эти изменчивые веяния скалолазной моды! Никогда не угадаешь… Спор деликатно прервала Валя, авторитетно заявив со второй полки, что надо брать черную, т.к. она будет выгодно контрастировать с бледностью наших лиц. Намек был воспринят буквально и завтра нас ждал обед в самом шикарном ресторане Шама. Альпинизм – спорт контрастов. Белое и черное, холод и жара. Если еще вчера сидели в насквозь продуваемом биваке и пытались маленькой свечкой отогреть газовый баллон, чтобы сготовить скудный ужин, то сегодня просто глаза разбегались от устриц и мидий в фирмовом сырном соусе. Плезирный ольпенизм расслабляет…

Отдохнув пару дней, за следующей целью далеко ходить не пришлось. Прямо на двери нашего номера висела шикарная фотка массива Верт.
Рождественский Ша(р)м (Альпинизм, carree, mont blanc du tacul, шамони)

Маршрут на Aiguille Carrée, Ravanel-Frendo 500m - TD+/II/5a/5, крутизна льда до 90°.
Одно из самых точных описаний, найденное в библиотеке Шама

Подгадав с погодой, поднялись с первой канаткой на Гран Монте. Спуск под маршрут на лыжах по леднику Аржентьер 5-7 мин. Осторожнее в темноте - ледник разорван. Линия очень приятная. Правда кондиции льда были ниже среднего. В Шаме нас проконсультировали о полностью сухой ключевой веревке.
На подходе
Рождественский Ша(р)м (Альпинизм, carree, mont blanc du tacul, шамони)

Небольшой скальный цирк перед одной из ключевых веревок

Запасшись микстовыми клювами, с удивлением обнаружил очень даже интересный лед и лазание на ключе.
Видны 2 варианта прохождения крайней ключевой веревки. В обоих случаях льда немного

Андрей на ключевой веревке

Дюльфера по линии подъема. Спуск по лыжной трассе в самый низ ущелья.

Общее впечатление от рождественского Шама крайне позитивно. Впрочем, там всегда хорошо.

Всех с Новым Годом и Рождеством!