Xavier de le Rue - как я выжил в лавине.
8 марта этого года Xavier de le Rue попал в лавину. Несчастный случай произошел во время фото-сессии для профильного журнала. Знаменитого профи, выигравшего Freeride World Tour, закатало в огромную лавину и проволокло 2 километра вниз по склону. Он выжил... и рассказал об этом
Interview
ABS: привет Xavier, хорошо, что мы имеем возможность поговорить с тобой...
Xavier:...ну да, большое спасибо! Вообще это действительно счастье, что я вообще сегодня могу разговаривать с кем бы то ни было. Выжить в той лавине было равнозначно чуду! Целый ряд стечения счастливых обстоятельств позволил мне остаться среди живых. Одним из этих обстоятельств стал безусловно ABS-рюкзак с эйрбэгами. Я не устану благодарить проведение заставившее меня обзавестись этим чудесной штуковиной. Я думаю фотографии и видео наилучшее доказательство эффективности ABS-системы во время катания за пределами обработанных сколонов. Мой долг рассказать о своем опыте максимальному количеству людей катающихся вне трасс.
ABS: как ты попал в эту переделку?
Xavier: это был обычный рабочий вылет на фото-сессию. Со мной был мой друг, лыжник Henrik Windstedt, фотографы Christopher Sjorström и Miriam Lang Willar и местный горный гид. Мы собирались два дня откатать и отфотографировать материал на склонах массива Orcières не далеко от швейцарско-французской границы. Мы наняли вертолет, который забрасывал нас на старт, а затем сопровождал во время спусков позволяя видео-оператору снимать нас из самых выгодных ракурсов. После пары тренировочных спусков мы залетели на большую гору, высотой около 2500 метров, с которой я решил спуститься по сложному северному склону.
Снег был прекрасен и после двух дней в районе мы чувствовали себя довольно уверенно. По северному склону, перегруженному снегом, мы уже катались. Убедившись в том, что склон стабилен, мы решились прокатиться по самому центру, в том самом месте где и сошла доска. Пару дней до этого один знакомый гид уже подрезал доску на соседнем склоне, но она проползла не больше ста метров и остановилась оставив его на поверхности. Я даже представить не мог, что здесь может сойти лавина такого масштаба!
ABS: немного критики: как такое могло случиться с профи твоего уровня?
Xavier: горы опасны всегда. Даже в самых безопасных условиях можно нарваться на "заряженный" участок который может сойти под тобой. Об этом нужно думать всегда! Поэтому перед каждым спуском я мысленно прохожу всю линию и на каждом отрезке прорабатываю возможные варианты бегства на случай схода доски. В тот день я видимо недостаточно продумал стратегию спуска. Если ты едешь на пределе своих возможностей, то любая, даже самая незначительная недоработка, выливается в халатность. Лично мне эта ситуация показала, что ты при всем своем опыте и профессионализме ты не можешь быть уверенным в своей безопасности на все сто процентов. Ты должен сделать все, что бы быть подготовленным к самому черному сценарию, но быть уверенным в своей безопасности нельзя. Поэтому я считаю, что каждый спортсмен и просто любитель покататься вне трасс обязан иметь при себе лавинное снаряжение (бипер, лопату и щуп) и ABS-рюкзак.
ABS: ты мог бы подробней описать произошедшее?
Xavier: примерно в два часа дня члены моей команды подтвердили готовность к съемкам. Видеокамеры на борту вертолета снимали происходящее. При подобных съемках очень важны световые условия и правильный тайминг. Поэтому особо много времени на спуск не было, я стартовал вниз. В верхней части стены между скалами и плоской полкой сошла первая небольшая доска. Она не произвела на меня сильного впечатления, такие лавинки практически рутина в нашем деле. В таких ситуациях я считаю, что скорость - твой лучший друг. Но в этот раз и она мне не помогла. Я развил максимально возможную скорость и некоторое время мне казалось, что я вырвался из пасти «белого чудовища», пройдет пара секунд и я буду стоять в сторонке и буду смеяться над произошедшим. В этот момент я увидел ломающуюся поверхность склона со всех сторон! Весь склон превратился в движущуюся массу и я уже не мог уехать даже на самой высокой скорости на которую был способен! Сейчас оглядываясь назад я могу сказать, что потратил недостаточно времени на проработку линии спуска, на анализ возможных путей бегства в сторону. Поэтому я вдвойне благодарен провидению за то, что все так хорошо закончилось!
ABS: что было потом, как тебе удалось выжить?
Xavier: когда я понял, что меня затягивает вниз я рванул ручку эйрбэга. Это произошло практически автоматически, интуиция сработала без задержки. После этого я почувствовал несколько раз, как меня переворачивало. После этого время резко замедлилось и я только смутно вспоминаю как друзья нашли меня двумя километрами ниже. По настоящему твердые воспоминания связанны уже с госпиталем.
ABS: ...ого два километра! Как твоим друзьям удалось так быстро тебя найти?
Xavier: повторюсь, мне крупно повезло. Благодаря эйрбэгу лавина не смогла погрести меня под массой снега, я остался на поверхности. Я лежал на лавинном конусе толщиной порядка шести метров. Под такой толщей снега меня просто раздавил бы. Несмотря на то, что я лежал на поверхности, мои рот и нос были забиты снегом. Я был без сознания, а ремешок шлема перетягивал мне горло так, что я не мог дышать. Через десять минут Henrik был около меня. Он первым увидел красные эйрбэги, вообще предполагалось, что я остался лежать гораздо выше на склоне и мои друзья собирались начинать искать меня там. Никто не верил, что я мог выжить в лавине такого размера.
ABS: звучит довольно страшно. Что ты можешь сказать всем, кто катается вне трасс?
Xavier: продумывайте каждый шаг, который вы делаете вне трассы, готовьтесь к самому мрачному сценарию, будьте готовы к самому неожиданному возможному сценарию. Самое главное - не полагайтесь безоглядно на свое снаряжение! Мы как то дискутировали на тему того, что все больше и больше людей теряют осторожность полагаясь только на современное снаряжение и счастливый случай. Это не правильный путь. Эта дискуссия уже полыхала пару лет назад по поводу биперов. Для меня как эйрбэг, так и полный комплект лавинного снаряжения – обязательный набор для катания. Самое пагубное - надеяться на помощь извне, что спасут как-нибудь. Именно поэтому для тех, кто занимается фрирайдом профессионально, ABS-рюкзак сегодня - стандартное снаряжение. Когда я на склоне без эйрбэга - у меня от плохого предчуствия всегда сосет под ложечкой. Без бипера и прочего я вообще в горы не езжу. Ну надо понимать конечно, что функциональность этих главных противолавинных девайсов в корне различна. ABS-рюкзак не позволяет тебе утонуть в лавине и это очень важно! А бипер позволяет тебе найти товарища в минимально возможные сроки. Но для этого нужно виртуозно владеть прибором, изучить его досконально и регулярно тренироваться в условиях приближенным к реальности. Для эйрбега тренироваться не надо, нужно просто всегда помнить где ручка запала. Эти два основных предмета снаряжения наиболее эффективны в комбинации друг с другом.
ABS: Xavier, большое спасибо тебе за интервью.
Xavier: да что вы, это я должен благодарить вас за спасенную жизнь!
Видеоролик лавины, в которую попал Xavier на съемках фильма
161
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
в отличие от всей остальной.
оч.полезная инфа, спасибо! выжить в такой лавине.. а АBS - молодцы,собирают статистику и отзывы у себя на сайте. к сожалению (или к счастью) ,нет никакой инфы по авалунгам,кроме испытаний в "домашних" условиях
Мне с этим повезло меньше, придётся копить 800 Евро =)
который тебя захватывает и тащит. И прав Xavier, что "нельзя полагаться безоглядно только на свое
снаряжение".
Xavier, que Dieu te partout protege!
Bon chance, Xavier!
Ксавье, конечно, спас ABC, но он говорил еще и том, что снаряжение - это всего лишь дополнительная возможность выжить. Но не 100% гарантия выживаемости. А осторожности никто не отменял, несмотря на наличие всего лавинного снаряжения: "Сейчас оглядываясь назад я могу сказать, что потратил недостаточно времени на проработку линии спуска, на анализ возможных путей бегства в сторону".
ABS с большой вероятностью позволяет остаться наверху даже в большой лавине.
А авалунг... Сколько людей, столько и мнений. Имхо, в таком виде, как оно сейчас существует - да, полезная, но мега-неудобная вещь. Надо взять раструб в рот, зажать нос прищепкой, идущей в комплекте (у меня последнее не вышло чисто физически), и во время спуска так дышать. Спорно, одним словом.
буду сильно благодарна.
p.s. И все же, лично я особых причин сомневаться насчет достоверности сего "слуха" не имею - проблема ведь известна давно, и подобное ее решение кажется лично мне логичным. Как я понимаю, зависимость от стойки - что бы подушка открывалась с задней по отношению к направлению движения стороны.
Инфа получена из первых рук - от производителя. Ну и в качестве иллюстрации ко всему выше сказанному, внушающей оптимизм - ролик в исходном посте :) сайт производителя, где можно все это прочитать http://www.abs-airbag.com/
интересное изобретение - http://www.snowpulse.com/, отличие от abs-airbag в том что голова остаётся на поверхности и больше защищена, а не рожей в снег и спиной вверх как может случится с классическим airbagom.
Счасливого Нового года! Новых приключений и побед!