Xavier de le Rue - как я выжил в лавине. (Бэккантри/Фрирайд, dav club russland, мюнхен)

8 марта этого года Xavier de le Rue попал в лавину. Несчастный случай произошел во время фото-сессии для профильного журнала. Знаменитого профи, выигравшего Freeride World Tour, закатало в огромную лавину и проволокло 2 километра вниз по склону. Он выжил... и рассказал об этом

Interview


ABS: привет Xavier, хорошо, что мы имеем возможность поговорить с тобой...

Xavier:...ну да, большое спасибо! Вообще это действительно счастье, что я вообще сегодня могу разговаривать с кем бы то ни было. Выжить в той лавине было равнозначно чуду! Целый ряд стечения счастливых обстоятельств позволил мне остаться среди живых. Одним из этих обстоятельств стал безусловно ABS-рюкзак с эйрбэгами. Я не устану благодарить проведение заставившее меня обзавестись этим чудесной штуковиной. Я думаю фотографии и видео наилучшее доказательство эффективности ABS-системы во время катания за пределами обработанных сколонов. Мой долг рассказать о своем опыте максимальному количеству людей катающихся вне трасс.

ABS: как ты попал в эту переделку?

Xavier: это был обычный рабочий вылет на фото-сессию. Со мной был мой друг, лыжник Henrik Windstedt, фотографы Christopher Sjorström и Miriam Lang Willar и местный горный гид. Мы собирались два дня откатать и отфотографировать материал на склонах массива Orcières не далеко от швейцарско-французской границы. Мы наняли вертолет, который забрасывал нас на старт, а затем сопровождал во время спусков позволяя видео-оператору снимать нас из самых выгодных ракурсов. После пары тренировочных спусков мы залетели на большую гору, высотой около 2500 метров, с которой я решил спуститься по сложному северному склону.

Снег был прекрасен и после двух дней в районе мы чувствовали себя довольно уверенно. По северному склону, перегруженному снегом, мы уже катались. Убедившись в том, что склон стабилен, мы решились прокатиться по самому центру, в том самом месте где и сошла доска. Пару дней до этого один знакомый гид уже подрезал доску на соседнем склоне, но она проползла не больше ста метров и остановилась оставив его на поверхности. Я даже представить не мог, что здесь может сойти лавина такого масштаба!

Xavier de le Rue - как я выжил в лавине. (Бэккантри/Фрирайд, dav club russland, мюнхен)


ABS: немного критики: как такое могло случиться с профи твоего уровня?

Xavier: горы опасны всегда. Даже в самых безопасных условиях можно нарваться на "заряженный" участок который может сойти под тобой. Об этом нужно думать всегда! Поэтому перед каждым спуском я мысленно прохожу всю линию и на каждом отрезке прорабатываю возможные варианты бегства на случай схода доски. В тот день я видимо недостаточно продумал стратегию спуска. Если ты едешь на пределе своих возможностей, то любая, даже самая незначительная недоработка, выливается в халатность. Лично мне эта ситуация показала, что ты при всем своем опыте и профессионализме ты не можешь быть уверенным в своей безопасности на все сто процентов. Ты должен сделать все, что бы быть подготовленным к самому черному сценарию, но быть уверенным в своей безопасности нельзя. Поэтому я считаю, что каждый спортсмен и просто любитель покататься вне трасс обязан иметь при себе лавинное снаряжение (бипер, лопату и щуп) и ABS-рюкзак.

ABS: ты мог бы подробней описать произошедшее?

Xavier: примерно в два часа дня члены моей команды подтвердили готовность к съемкам. Видеокамеры на борту вертолета снимали происходящее. При подобных съемках очень важны световые условия и правильный тайминг. Поэтому особо много времени на спуск не было, я стартовал вниз. В верхней части стены между скалами и плоской полкой сошла первая небольшая доска. Она не произвела на меня сильного впечатления, такие лавинки практически рутина в нашем деле. В таких ситуациях я считаю, что скорость - твой лучший друг. Но в этот раз и она мне не помогла. Я развил максимально возможную скорость и некоторое время мне казалось, что я вырвался из пасти «белого чудовища», пройдет пара секунд и я буду стоять в сторонке и буду смеяться над произошедшим. В этот момент я увидел ломающуюся поверхность склона со всех сторон! Весь склон превратился в движущуюся массу и я уже не мог уехать даже на самой высокой скорости на которую был способен! Сейчас оглядываясь назад я могу сказать, что потратил недостаточно времени на проработку линии спуска, на анализ возможных путей бегства в сторону. Поэтому я вдвойне благодарен провидению за то, что все так хорошо закончилось!

ABS: что было потом, как тебе удалось выжить?

Xavier: когда я понял, что меня затягивает вниз я рванул ручку эйрбэга. Это произошло практически автоматически, интуиция сработала без задержки. После этого я почувствовал несколько раз, как меня переворачивало. После этого время резко замедлилось и я только смутно вспоминаю как друзья нашли меня двумя километрами ниже. По настоящему твердые воспоминания связанны уже с госпиталем.

ABS: ...ого два километра! Как твоим друзьям удалось так быстро тебя найти?

Xavier: повторюсь, мне крупно повезло. Благодаря эйрбэгу лавина не смогла погрести меня под массой снега, я остался на поверхности. Я лежал на лавинном конусе толщиной порядка шести метров. Под такой толщей снега меня просто раздавил бы. Несмотря на то, что я лежал на поверхности, мои рот и нос были забиты снегом. Я был без сознания, а ремешок шлема перетягивал мне горло так, что я не мог дышать. Через десять минут Henrik был около меня. Он первым увидел красные эйрбэги, вообще предполагалось, что я остался лежать гораздо выше на склоне и мои друзья собирались начинать искать меня там. Никто не верил, что я мог выжить в лавине такого размера.

Xavier de le Rue - как я выжил в лавине. (Бэккантри/Фрирайд, dav club russland, мюнхен)


ABS: звучит довольно страшно. Что ты можешь сказать всем, кто катается вне трасс?

Xavier: продумывайте каждый шаг, который вы делаете вне трассы, готовьтесь к самому мрачному сценарию, будьте готовы к самому неожиданному возможному сценарию. Самое главное - не полагайтесь безоглядно на свое снаряжение! Мы как то дискутировали на тему того, что все больше и больше людей теряют осторожность полагаясь только на современное снаряжение и счастливый случай. Это не правильный путь. Эта дискуссия уже полыхала пару лет назад по поводу биперов. Для меня как эйрбэг, так и полный комплект лавинного снаряжения – обязательный набор для катания. Самое пагубное - надеяться на помощь извне, что спасут как-нибудь. Именно поэтому для тех, кто занимается фрирайдом профессионально, ABS-рюкзак сегодня - стандартное снаряжение. Когда я на склоне без эйрбэга - у меня от плохого предчуствия всегда сосет под ложечкой. Без бипера и прочего я вообще в горы не езжу. Ну надо понимать конечно, что функциональность этих главных противолавинных девайсов в корне различна. ABS-рюкзак не позволяет тебе утонуть в лавине и это очень важно! А бипер позволяет тебе найти товарища в минимально возможные сроки. Но для этого нужно виртуозно владеть прибором, изучить его досконально и регулярно тренироваться в условиях приближенным к реальности. Для эйрбега тренироваться не надо, нужно просто всегда помнить где ручка запала. Эти два основных предмета снаряжения наиболее эффективны в комбинации друг с другом.

ABS: Xavier, большое спасибо тебе за интервью.

Xavier: да что вы, это я должен благодарить вас за спасенную жизнь!


Видеоролик лавины, в которую попал Xavier на съемках фильма

161


Комментарии:
-5
ABS наверно рады этому происшестивию))) такая реклама эирбэг рюкзаков))

2
Долго думали, прежде чем сказать?

2
не знаю кто чему рад, но это очень нужная реклама.
в отличие от всей остальной.

3
Не иначе как человек родился в рубашке)))

1
парень родился не в рубашке, а просто с аэрбегом за спиной...
оч.полезная инфа, спасибо! выжить в такой лавине.. а АBS - молодцы,собирают статистику и отзывы у себя на сайте. к сожалению (или к счастью) ,нет никакой инфы по авалунгам,кроме испытаний в "домашних" условиях

4
))) АБС у него шла в базовой комплектации, при рождении :)
Мне с этим повезло меньше, придётся копить 800 Евро =)

4
Из собственного опыта, правда, альпинистского, знаю, как тяжело вырваться из лавинного потока,
который тебя захватывает и тащит. И прав Xavier, что "нельзя полагаться безоглядно только на свое
снаряжение".

Xavier, que Dieu te partout protege!

3
К сожалению, использование ABS слабо развито в наших горных районах. Причина - запрет на перевозку газовых балонов на самолетах.
Bon chance, Xavier!

1
Авиакомпании группы АЛЬЯНС, Люфтганза и прочии признают сертификат ABS и позволяют транспортировать его на борту.

2
http://helipro.ru/new/safety/?t=

1
Международная организация авиаперевозок IATA разрешает перевозку баллонов для рюкзаков ABS в багаже.

4
ABC у нас используется во время хелли-ски. Хеллиски-компании выдают своим клиентам.

Ксавье, конечно, спас ABC, но он говорил еще и том, что снаряжение - это всего лишь дополнительная возможность выжить. Но не 100% гарантия выживаемости. А осторожности никто не отменял, несмотря на наличие всего лавинного снаряжения: "Сейчас оглядываясь назад я могу сказать, что потратил недостаточно времени на проработку линии спуска, на анализ возможных путей бегства в сторону".

2
Вы правы, но если бы экипировка Ксавье ограничивалась бипером, все кончилось бы не так хорошо, процентов на 90.
ABS с большой вероятностью позволяет остаться наверху даже в большой лавине.

1
Макс Панков сказал что разрешают провоз ABS в самолетах. Все-таки не во всех? Кто лично сталкивался в последнее время?

3
http://vimeo.com/2492092 - классный фильм, в том числе с материалом про этот инцидент.

4
До недавнего времени с абс была одна проблема - подушки раскрывались симметрично за спиной райдера, что могло помочь лыжникам, и прибавить острых и, возможно, последних ощущений доскерам. Сейчас, насколько мне известно, существуют чисто бордические абс - открываются они либо с одной, либо с другой стороны спины, в зависимости от стойки бордера. Возможно, это может помочь... Кроме того, если активировать абс с не подключенными баллонами (ну, всякое бывает)... Минус 1000 евро, вообщем:) Но шумно и красиво.
А авалунг... Сколько людей, столько и мнений. Имхо, в таком виде, как оно сейчас существует - да, полезная, но мега-неудобная вещь. Надо взять раструб в рот, зажать нос прищепкой, идущей в комплекте (у меня последнее не вышло чисто физически), и во время спуска так дышать. Спорно, одним словом.

2
не могли бы Вы указать источники этой информации? особенно интересует зависимость оптимальной работы АБС от стойки бордера. а также где можно найти описание "чисто бордических абс - открываются они либо с одной, либо с другой стороны спины".

буду сильно благодарна.

1
К большому сожалению, ссылок и подробной информации дать не могу:( Источник информации - друг, давно работающий в аутдор-сфере - после лекций Макса в Канте как раз имели с ним, с другом, разговор на эту тему, откуда я про такие abs и узнал. Одним словом, за достоверность информации не ручаюсь, и прошу прощения, что сразу не указал, что информация не имеет четкого подтверждения.
p.s. И все же, лично я особых причин сомневаться насчет достоверности сего "слуха" не имею - проблема ведь известна давно, и подобное ее решение кажется лично мне логичным. Как я понимаю, зависимость от стойки - что бы подушка открывалась с задней по отношению к направлению движения стороны.


1
не очень это серьёзно звучит ... мягко говоря. А по русски говоря - бредятина. Может на скорости в 150 кмч открытый bag мешать и будет если ехать боком. Только с открытым bagом никто не ездит, а в лавине разница между лыжником и бордером если и есть то это отстрел лыж вместо доски которая затягивает вниз.

интересное изобретение - http://www.snowpulse.com/, отличие от abs-airbag в том что голова остаётся на поверхности и больше защищена, а не рожей в снег и спиной вверх как может случится с классическим airbagom.

2
По поводу подушки-воротника... Как человек, побывавший в лавине и откапывавшийся 3.5 часа самостоятельно, думаю, что этот самый воротник существенно ограничит подвижность головы да и тела в целом, что не на пользу, если вы собираетесь бороться за свою жизнь...

0
Сравнивать ABC и авалунг некорректно.Это разное снаряжение.В идеале должны дополнять друг друга.

0
Как настроение?
Счасливого Нового года! Новых приключений и побед!

1
Повезло колоссально.Из своего прошлого опыта: попал под лавингу бульдозер,его искали 3 дня,а бульдозериста нашли через 7 месяцев.Так что - два километра с лавиной,случай уникальный.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
По вопросам рекламы пишите ad@risk.ru