Происшествие в Индии, которое, вопреки всему и благодаря многим, закончилось благополучно
Автор статьи - Олег Кушлевич. Пилот, инструктор, неоднократный победитель соревнований, руководитель летной школы ASA. Он рассказывает о происшествии и спасработах в Бире в октябре этого года.
31-е октября.
3-ий полётный день после приезда
Задание:маршрут Start - Train Station- Red Tample - штатная посадка
Время происшествия:13.20
Пилот: Владимир Харченко - летает 4 года, второй выезд в Бир, предыдущий в 2006-м году осенью.
Параплан: Airwave Sport 3
Место падения:4.5 км от старта на высоте 2800 м
Расстояние пройденное спасателями:26.5 км
Пилот Владимир Харченко неправильно оценил место, где можно обрабатывать восходящий поток, и оказался над альпикой с обратной стороны хребта ( северной стороне) в зоне нисходящего потока. Двигаясь вдоль поляны и имея высокую скорость снижения без сложения крыла, решил повернуть в обратную сторону от направления полёта и сесть с меньшей горизонтальной скоростью.
Но в процессе поворота зацепился крылом за одиноко стоящее дерево и упал с высоты дерева ( примерно 30 метров)
Ну а теперь о том, как это было, и о 30-ти часовой спасательной операци,и в которой принимало участие 30 человек.
Выпустив последних пилотов из группы и быстро подготовившись, стартовал сам. Набрав высоту и догнав улетевших пилотов, следовал ниже них на 100 метров, постоянно контролируя их положение. Наблюдая двух пилотов над собой и обогнув хребет, увидел одного из пилотов и предположил, что другой (Володя Харченко) задержался и продолжает обрабатывать потоки, чтобы поднабрать больше высоты для продолжения маршрута. Хотя высоты у него и до этого было выше чем высота основного хребта и следовать дальше можно было без проблем. Двигаясь дальше услышал по рации " Я оказался в соседнем ущелье, опускаюсь с большой вертикальной скоростью". Дал команду: " Разворачивайся на глубину и лети к другому склону, чтобы попробовать поднабрать у склона южной экспозиции".
Навстречу мне ниже гребня проследовали Шабанов Виталий в тандеме с учеником и Быстрицкий Алексей на Fr4 который летал по маршруту вместе с Шабановым.
И на протяжении последующего движения к Train station постоянно оборачивался и пытался найти параплан Володи у южного склона соседнего ущелья, постоянно вызывая его по рации.
Вернувшись от Train Station, я услышал короткое сообщение от Володи. " Я упал . Не могу двигаться". Предположить можно было только перелом позвоночника. Но вопрос был с парализацией или без.И основная проблема была, как найти Володю.
Дав команду всем своим искать Володю, с воздуха дал команду - " Володя сломался - спасы!" а ученикам "Срочно вниз" , что в суете тогдашних событий подразумевало прекратить упражнение и возвращаться на штатную посадку.
ЭТО БЫЛА ОШИБКА т.к. ученики приняли решение садиться там где находились, а это не везде было безопасно.Слава богу что и они сели безопасно.
И тут я услышал от Мальцева Саши который был на маршруте и где-то недалеко от нас, что видит упавшего Володю."Он подо мной " - сказал Саша Также он сообщил цвет крыла и я сразу же увидел где он находится. Долетев до этого места я набрал высоту и сел на гребень.Вслед за мной сел Саша.
Володя лежал в 150 метрах от гребня на теневой стороне горы. Но он уже частично отстегнеулся от подвески и купол лежал выше него по склону, но совсем недалеко. Он был частично обёрнут стропами.
Быстрицкий сообщил, что для помощи и поисков садится на стартовую площадку, из Бира из группы поддержки сообщили что связываются со страховой компанией и Сурежем для организации спасов.
Мальцев находясь на гребне сообщил GPS координаты упавшего.Также было сообщено что у нас спинальник и для переноски нужен щит.
До прихода группы спастелей с момента падения прошло 11 часов, и если у Володи было бы какое-либо кровотечение или травма внутренних органов, то всё могло бы оказаться более трагичным.
Когда я добежал до Володи , то первым вопросом было - " Двигаются ли ноги". Ответ был положительным.
Тогда стал аккуратно распутывать стропы. Для того , чтобы не тревожить Володю у которого по всем показателям был перелом позвоночника, развинтил мальи и по одной вытащил стропы из-под него. У Саши Мальцева был кетанов и трамал и мы начали постепенно вводить обезболивающее. Начали с кетанова , через 4 часа ввели ампулу трамала и по прибытию спастелей ещё одну.
К 16-ти часам солнце уже не освящало склон где лежал Володя, и потребовалось его как-то согревать. Сначала пошли в ход все наши комбинезоны, потом Володю накрыли его парапланом. На месте падения были пастухи, но они не могли ничем помочь. И также была коммуникативная проблема. Они не говорили по-английски и объясняться пришлось только на пальцах.Основной вопрос который меня интересовал был - "какие дороги есть для спуска постардавшего". Логичнее было спускать в северное ущелье и оттуда потом доставлять на машине - хотя это конечно же был более долгий путь. Более долгий с точки зрения транспортировки на машине.Но спускать туда наверно было бы легче.
Спасатели всё не шли и не шли. Вечерело.
Когда я в очередной раз вернулся с гребня с радиосвязи, то увидел , что Саша придумал очень правильное решение. Он залез под купол и стал согревать Володю телом. Я понял гениальность этого решения и пристроился с другой стороны, где, согревшись, благополучно заснул на короткое время.Наконец-то Володя согрелся и ему стало получше.
Через некоторое время к нам подошли пастухи и принесли воду,чапати и огонь. Снизу ( в тот момент когда наконец-то появилась связь ) Суреж пообщался по рации с индусами и выяснил по названиям, где мы находимся.В это время индусы развели костёр рядом с Володей и согрели воду для питья.
Вместе со спасателями вышло несколько человек, но дошли только Шабанов Виталя, Трофимов Олег и Олеся ( медик из группы Шеленкова) и 8 человек индийских спасателей.
Шеленков был вынужден повернуть назад, т.к. к нему приезжала група и он обязан был её встретить. Но потом он организовал спастельную команду из своих свежеприбывших. Хотело пойти очень много вновьприбывших, но машина смогла взять только 8 человек из наших.Но они несли с собой воду, еду и, по настоянию Олеси, ром.
Снизу нам сообщили что выходит команда из мощных ребят, но какое же было наше разочарование когда пришли какие-то щуплые ребята. И КАКИМИ ЖЕ ОНИ ОКАЗАЛИСЬ РЕАЛЬНО МОЩНЫМИ!!!!!
Пришло первоначально 8 индийских спасателей. Но одна из проблем была та, что они в предыдущий день тоже учавствовали в спасах австралийского пилота около Дарамсалы и почти не спали.
И вот мы начали путь .....
Наверно 80 процентов пути пронесли индийские спасатели.Тащить было неимоверно тяжело и я периодически сачковал, подхватывая рюкзаки с парапланами, которые надо было также нести. Но в некоторые моменты индусы вырубались и мы вставали под носилки.
Около трудных участков мы останавливались и Суреж уходил на разведку, а индусы мометально разводили костёр.
Но по пути было несколько настолько сложных мест, что казалось пронести пострадавшего невозможно. Это была стоянка перед одним из сложных участков. Тропа, но нести носилки с двух сторон невозможно. И тогда пострадавшего ставили чуть ли не на голову.Было 2 места , где слева от тропы была скала, а справа обрыв в 40 метров и тропа делала поворот под 30 градусов. Как индусы пронесли Володю там я не понимаю. Но нас они погнали вперёд чтобы мы не видели этого ужаса.
Вот та тропа и тот поворот
В конце пути все шли в сомнамбулическом состоянии на последнем издыхании.
В одном месте остановились и очень долго ожидали Сурежа, который пошёл разведывать путь и встречать группу Шеленкова, который пришёл и сильно помог совоим коллективом спасателей. Последние 5 км пути ( точнее километра 3 ) пронёс только наш российский коллектив. Правда потом нас догнали отдохнувшие индусы и перехватили переноску.
К дороге, где нас поджидали машины, мы спустили Володю в 9.30 утра.В больницу Naggato мы его довезли к 14.00 часам.
Как он выдержал эту переноску, до сих пор непонятно. Как мы умудрились его вынести без ухудшения состояния позвоночника, тоже не понятно.
После этого для страховой компании я попросил у Сурежа бумагу с подтверждением расходов. Видно, Суреж уже в составлении таких бумаг опытный человек. Правда для солидности я попросил его найти печать посолиднее и он проставил круглую печать.
Еслии перевести это на доллары, то получится работа 12-ти человек в течении суток и привлечение нескольких машин стоили 540 $.
Врач в больнице, посмотрев снимки, прописал таблетки , выписал корсет и сказал , что Володе можно через 4 дня ходить в корсете. Слава богу что мы это не сделали.
Когда мы уже находились в больнице нам позвонили из страховой компании (РОСНО) и стали узнавать информацию о том,в каком сотоянии пострадавший, координаты врача и другую информацию необходимую для эвакуации Володи.
В больнице конечно есть обслуживающий персонал , на этаже дежутит два медработника, но вот кормить там не кормят.И мы наладили ежедневное посещение Володи для его подкормки и подержании боевого духа.Из Индии Володю эвакуировали 8-го ноября. Страховой компанией был прислан российский врач, из аэропорта Gaggol ( 20 км от Дарамсалы) его перевезли в Нью-Дели на Фальконе с кожанными креслами и оттуда доставили в Москву на прямом рейсе.Страховая сработала на 100 процентов идеально.
В Москве выяснилось что травма была очень серьзная (один позвонок развалился на 6 осколков) , но увидеть это можно было только на компьтерной томограмме.
В результате операции ( где одно только железо обошлось в 160000 рублей) Володя уже ходит и выписан из больницы домой.
55
Комментарии:
Chum, 05.12.2008 20:51
Пост о пользе страховки.
baldas, 05.12.2008 22:50
молодцы. согревание телом особенно актуально с дефченками. зачет.
katty, 06.12.2008 12:28
страховая - это вообще больной вопрос... Срабатывает не всегда и не везде.http://www.nearbirds.com/index.php?option=com_content&task=view&id=77&Itemid=41
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий