Слэклайн. Ликбез. Часть 1

Пишет Чапай, 03.11.2008 21:03

Слэклайн. Ликбез. Часть 1 (полиспаст, slackline, ледниковый период)

Прочитав эту статью, вы раз и навсегда уясните как же надо ставить, тянуть, натягивать ну или, если хотите, растягивать слэклайн всеми возможными способами.

(не знаю чья фотка, но большое ему спасибо)

СЛЭКЛАЙН, краткое вступление

Как вы уже знаете, за словом “слэклайн” скрывается обычная натянутая стропа, по которой ходят и прыгают в меру способностей. Отличная тренировка координации и равновесия, полезная в великом множестве спортивных дисциплин.
Начнем с того, что разберемся в том, как же можно тянуть слэклайн. Основные переменные – длина и высота. Зависимость прямая, нелинейная. Чем длиннее стропа – тем больше она провисает – тем выше она натягивается. Все просто.
Для примера, плохо вытянутые 20 метров или хорошо вытянутые 30 метров длины провисают на метр. Недавно проверил – 45 метров длины провисают примерно на 2 метра. Все конечно зависит от свойств самой стропы, но в среднем они как раз такие.
Насколько сильно натягивать – зависит только от желания. На сильно вытянутой удобно прыгать и делать многие трюки, по слабо вытянутой интересно ходить, и можно делать некоторые трюки, которые неудобно делать на сильно вытянутой стропе (например, серфить).

Простейший вариант. Длина до 15 метров.
+Лучший вариант для обучения
+Можно натянуть на небольшой высоте (на практике идеально себя показала высота где-то 1.2м – во время падения с этой высоты успеваешь сгруппироваться)
+Идеальный вариант для прыжков и отработки трюков, поэтому наскучит нескоро
+Требуется минимум снаряги

Вариант поинтереснее. Длина до 30 метров.
+Главное начать, отличная тренировка координации и равновесия
-Дается не сразу
-Приходится тянуть уже на большей высоте
-Требуется больше железок

Уходим в отрыв. >30метров.
На самом деле такие длины надо тянуть уже на приличной высоте и ходить со страховкой, но если хочется, то можно и в парке натянуть. А еще лучше делать двойную стропу.
+Потрясающие ощущения
+После 20-30 метров ходить совсем непривычно, так как динамика стропы уже совсем другая
-Провисает значительно больше. Поэтому не бойтесь тянуть на высоте около 2х метров
-Руки устают от постоянного положения «вверх»
-Надо много железа и 2-3 человека, в одиночку сложно снять систему.

Необязательно стремиться все выше и длиннее. Попробуйте-ка выполнить все трюки на 10-метровой стропе (трюки будут описаны в части 2)

Снаряга

Для всех описанных операций требуется стропа типа flat шириной до 30мм. Лучше 26, но вообще на любителя. Чем толще, тем проще учиться и тем сложнее вытянуть. Для начала удобно купить уже готовую стропу, с прошитыми концами и пряжкой (Ocun Slackline)

Насчет железа – используйте на свое усмотрение. 2 крайних карабина у меня стальные, остальные обычные, муфтованные. Для коротких линий наличие муфты у карабинов необязательно. Дискуссии насчет фирмы-производителя тут неуместны. Попробовал все овалы, представленные на рынке – никакой разницы. Блоки использую нерусские
Конечно же, при организации длинных линий лучше иметь опыт работы с железом.
Также стоит почитать насчет организации полиспастов – очень помогает для длинных линий.

А теперь, обобщу, что же вообще надо. (ВНИМАНИЕ! Все необязательно так. ВЫ можете найти и другие способы натяжки, я лишь описываю опробованные мною и хорошо показавшие себя варианты!)

Минимум:
-Стропа длиной до 15 метров (наподобие набора Ocun)
-2 петли (лучше 4. 2 длиной 120-150см и 2 по 240см – под разные деревья)
-3 овальных карабина, необязательно муфтованных
-2 отрезка “Тезы”
-Если вы купили обычную стропу, то понадобится также 2 стальных звена от цепи.
-Также не помешает петелька 60см и еще 2 карабина.
-Помещается в городской рюкзак или сумку!

Средний набор:
-Стропа требуемой длины
-5 карабинов (лучше овальных, 2 точно овалы)
-2 двойных блока, при желании один одинарный
-20-30м статики
-Жумар на каждого
-Mini Traxion или кусок 7-8мм репшнура, порядка 1.5м.
-Звенья, петли, «теза»
Слэклайн. Ликбез. Часть 1 (полиспаст, slackline, ледниковый период)

На фотке присутствует монтажная плата. Это необязательный элемент системы, но мне с ней удобнее.

Для маньяков:
-Стропа (лучше двойная)
-Куча карабинов (я беру 7 и 3 в запасе)
-2 двойных блока, 1 одинарный, 1 Mini или PRO Traxion
-40 и больше метров статики
-Жумар на каждого + 1 (можно использовать любой зажим)
-Страховочная система, отрезок динамики 5 метров
-Петли, теза
-Нездоровый энтузиазм
Слэклайн. Ликбез. Часть 1 (полиспаст, slackline, ледниковый период)

Если используется двойная стропа, то нужен армированный скотч, звенья заменяются на стальные кольца… подробно будет описано во второй части.

ГДЕ?
В парке.
Очень удобно. Парков много, а деревьев в них еще больше. Да и на травку падать приятнее, чем на асфальт.
В городе
Сложнее. Надо искать хорошие столбы. Петли любят ползти по металлическим столбам и перетираться о бетон. Так что защита для петель обязательна.
На камнях
Не забывайте хорошо обложить петли тезой, а то перетрутся!

Процесс натяжки
Предположим, что тянем в парке.
Накидываем петли на дерево (столб). Лучше под петлю подложить тезу. Петли ОЧЕНЬ любят перетираться, теза дешевле.

Теперь достаем звенья.
Зачем нужны звенья? Прочитать можно здесь>>>
Также там даны советы по способам закрепления стропы.

Прокачка для звена.

(идея не моя, подсмотрел у кого-то в блоге)
В звене стропа может перекоситься и перетереться. И это будет неприятно. Чтобы избежать неприятностей, вам понадобится по одному отрезку стропы примерно 10см. на каждое звено, а также иголка с ниткой. Следуйте инструкции и будет вам счастье.

Пришейте стропу как показано на фотке
Слэклайн. Ликбез. Часть 1 (полиспаст, slackline, ледниковый период)

Заворачивая стропу в звено, делайте также как на фотографиях.
Заведите конец стропы в кольцо

Теперь заведите в звено основную стропу

Завяжите “слэкблок”

Встегивайте карабин

Благодаря этой объективно концептуальной прокачке, повышается общее трение в звене (а это хорошо), а также предотвращает контакт звена и карабина (в принципе хорошо)

Тянем-потянем

Метод 1.

Метод представляет собой простой полиспаст, блокирующийся за счет трения стропы о саму себя.
Подходит для длин до 15 метров. Больше вытянуть либо очень сложно, либо почти невозможно.

Итак, в этом методе работает 2 карабина. Карабин на стропе, назовем его Карабин №1 и карабин на опоре, Карабин №2
-Закрепите на стропе карабин (либо за пряжку, либо за “слэкблок”)
-Стропу, выходящую от карабина 1, заведите в карабин 2, снизу вверх.
-Теперь эту же стропу заведите в первый карабин, но сверху вниз.
-Стропу, выходящую из карабина 1, заведите в карабин 2 снизу вверх, но уже под первым “слоем” стропы, а потом в карабин 1 сверху вниз, опять же под первой стропой.

Запутались? Запомните простое правило. В Карабин №1 стропа идет ТОЛЬКО сверху вниз, а в Карабин №2 ТОЛЬКО снизу вверх.

Чтобы облегчить задачу вытягивания слэклайна, на конце стропы, выходящем из полиспаста с помощью двух карабинов завязывается слэкблок (используйте один из них как звено), к нему цепляется петелька или две. Так тянуть куда удобнее.

Внимание! Не вяжите на стропе никаких узлов (напр. стремя). Во-первых, они сильно ее ослабляют, а во-вторых под нагрузкой они затягиваются так, что развязать становится почти невозможно.

Метод 2. Блочки.

Используется для любой длины стропы, и полностью зависит от вашей фантазии. Я опишу лишь несколько вариантов, которыми пользуюсь я. Это не значит что не существует десятков других варинатов
Здесь важно правильно зацепить полиспаст за стропу, так, чтобы он сам после натяжки не занимал много места. Поэкспериментируйте
Слэклайн. Ликбез. Часть 1 (полиспаст, slackline, ледниковый период)

2.1 Противооткат на узле «блэкнот»

Берем 2 двойных блока, собираем из них полиспаст 4:1. На стропе вяжем слэкблок и цепляем полиспаст к ним, другим концом полиспаст крепится за дерево.
На дерево накидывается дополнительная петелька, на которую крепится репшнут, которым вяжется блэкнот. (А ВЯЖЕТСЯ ОН ТАК)

+Все просто. Как вариант можно собрать полиспаст 5:1, дополнив систему еще одним одинарным блочком.
-Тянуть через блэкнот не очень удобно, приходится его постоянно перетаскивать, и лучше для этого использовать добровольца. Поэтому завяжите блэкнот как можно ближе к петельке.
-Фактически работает только один человек, так как надо следить за узлом

Узел не ползет, держит хорошо.

2.2 Противооткат на зажиме

Очень удобно использовать Mini или Pro Traxion (они заменяют блочок в предыдущем варианте). Они одновременно работают как блочок и как зажим, и вся суета с блэкнотом отпадает.
Можно усилить систему, собрав следующий полиспаст.
Собираем 4:1
Слэклайн. Ликбез. Часть 1 (полиспаст, slackline, ледниковый период)

Конец, выходящий из него, заводим в блок-зажим, на этот же конец вешаем обычный зажим (жумар, кроль, чеугодно), к которому крепится одинарный блочок. Проводим веревку через него – и получаем очень мощную систему. С ее помощью мы вдвоем вытянули 45 метров без жумаров

Я использую рапид для крепления веревки, потому что понравилось. Хотя иногда его может перекосить. Надо за этим обязательно следить.

+Очень удобная система
+Перебирая полиспаст и добиваясь нужного соотношения сил, можно вытянуть любую длину
-Нужно много железок
-Чтобы снять длинную линию, надо собрать отдельный полиспаст. Лучше иметь пару запасных роликов.

Вообще вариантов тут куча. Можно вытянуть полиспаст на Stop’е, а можно еще каким-нибудь методом, который вам хорошо известен. Ведь главная идея – полиспаст.
Блок-зажимы не перекусывают веревку, так как на них в этой системе приходится небольшая нагрузка. Но всякое бывает, так что на длинных линиях веревку лучше заштыковать на дереве, и стропу тоже. И вообще снять полиспаст.

Метод 3. Логическое продолжение метода 2

При вытягивании длинных линий, часто используется способ перевешивания стропы с полиспаста на точку, тем самым разгружая полиспаст и снижая вероятность всевозможных случайностей.
Для этого используйте кусок статической веревки. Вытяните полиспаст по максимуму, затем проденьте конец веревки через карабин, который крепит полиспаст к стропе, обведите вокруг опоры и проденьте веревку с другой стороны от блока. На одном конце веревки завяжите узел. Вщелкивайте карабин… Но собственно об этом я расскажу во второй части!

Итак, часть 1 подошла к концу. В следующей части я расскажу про двойные стропы, хайлайны и разные фишки.

При подготовке статьи использовались материалы сайтов
slackline.com
slacklinebrothers.com
obergma.blogspot.com
А также мои собственные мысли. В основном.

На правах спама.
Все новости слэклайна узнавайте первыми в