Фестиваль в Узунколе. Постскриптум
Фото Д.Лифанова
Cразу хочу предупредить, что если кто-то ожидает какой-то скандальной статьи, то таковой не будет. На это нет абсолютно никакого желания, сил и времени. Есть только желание куда-то сдвинуться дальше. А это возможно только с помощью аналитики.
Не претендуя на абсолютную истинность и объективность, – все мы чуточку субъективны, все-таки попробую высказать свои взгляды на проблемы.
Почитала я за эти дни все выложенные материалы, мысли, мнения. Читала правда не все глубоко и внимательно, а старалась уловить самую суть. Почему не все? Устала я немного психологически за этот месяц в Узунколе. Устала от того, что приходилось решать кучу разных проблем – от заброски судейских лагерей, которые некому было забрасывать, от попыток бороться с консерватизмом судейства, которое давно уже живет в прошлом веке и эту машину похоже еще долго будет не сдвинуть с мертвой точки, по крайней мере я собираюсь оставить эти тщетные попытки – пусть все течет само своим чередом. В общем, от всех этих глобальных проблем до таких мелочей, как кого куда расселить, куда деть канистру, куда пропали веревки и т.д. Устала от того, что при всем при этом на меня еще постоянно все пытались вылить ушаты дерьма и грязи, обвиняя во всем подряд.
Поэтому и не хочется пока снова во все это глубоко вникать и начинать копаться.
Маленькие детки – маленькие беды, большие детки – большие беды. После прошлогоднего Чемпионата в Цее хотелось уйти от возникших там проблем. Но на Фестивале в Узунколе их было в десятки раз больше, чем в прошлом году.
Но это нормальная ситуация, так и должно было быть. В прошлом году было 7 команд. В этом году 26, не считая разных побочных мероприятий. В прошлом году был один базовый судейский лагерь и команды ходили в одном цирке. В этом году было три лагеря и соответственно три основных полигона, не считая маршрутов в цирках не доступных из этих трех лагерей. В прошлом году было местечковое событие, в этом году замахнулись на масштабное мероприятие. Поэтому все проблемы не только удвоились, утроились, но и удесятерились.
Собственно все эти проблемы уже были неоднократно озвучены и нет смысла повторяться. Поэтому перейду сразу к каким-то выводам.
Основная глобальнейшая проблема. Для такого большого мероприятия ка-а-а-атастрофически маленький бюджет. Ну просто смехотворно маленький. Почему Жилин отказался проводить мультигонку? Потому что он сказал, чтобы качественно ее провести и осветить в прессе, только на одну мультигонку нужен бюджет такой, какой был на весь этот Фестиваль.
Что нужно чтобы бюджет был больше? Больше спонсоров. Так как основные средства – это не спорткомитет, от которого вообще смешная сумма, а именно спонсоры.
Что нужно, чтобы было больше спонсоров? Пиар. Качественный пиар. Большой пиар. Просто огромный пиар. Что нужно для такого пиара? Возможности и средства. Как человек, проработавший более 15 лет в рекламном бизнесе, заверяю, что на качественный пиар нужен был бюджет опять же практически такой какой он был на весь Фестиваль.
Но, обладая ограниченными возможностями, мы и так старались как могли. И когда капитан одной из Питерских женских команд, возмущается, что им пытались устроить фотосессию на маршруте, то могу честно сказать, что фотосессия в этом году на первом Фестивале была возможно важнее вообще всех спортивных результатов вместе взятых. Потому что по тому какой будет резонанс, отдача в наших и в импортных СМИ в этом сезоне, по результатам этого на следующий год и можно будет заинтересовать или не заинтересовать новых спонсоров. И тогда либо мы получим хороший бюджет и сможем решить множество проблем, вызванных его дефицитом, либо так и останемся в следующем году на следующем Фестивале с нищим бюджетом и с теми же проблемами.
Тот же капитан питерской команды спросит: каким образом зависит некомпетентное судейство от бюджета? Отвечаю. Вы знаете сколько получали судьи за свою работу? Им оплатили только дорогу, питание и проживание. Т.е. судьи работали не за зарплату. А кто в наше время будет работать бесплатно и хорошо при этом? И не нужно винить судей. Они там все были нормальные люди. Они работали в меру своих сил и возможностей. Но во-первых, они просто ехали отдыхать. Они не ехали работать, как едет работать человек, которому заплатили деньги за определенные функциональные обязанности и он их должен четко выполнить так, как оговорено в его контракте. Во-вторых, большинство из судей уже оторваны от современного альпинизма. А чтобы привлечь молодых судей, тех, кто разбирается в современном стиле хождения, кто мыслит уже новыми категориями, а не прошедшими, для этого нужен хороший бюджет на их оплату. Не будут эти люди работать просто так за идею. Они лучше поедут куда-нибудь на Съеро-Торре или Хайна Бракк, ну или еще куда, чем просидят три недели под стеной с биноклями.
Другая больная тема. Спасотряд. Уже давным-давно всем очевидно и понятно, что на МЧС ставить все ставки абсолютно бессмысленно. Во-первых, там нет достаточного колличества компетентных спасателей для покрытия такого мероприятия, где куча народа лезет на пятерки и шестерки. Во-вторых, МЧС это не нужно, у них своих проблем хватает, более глобальных ЧС, им не до того чтобы возиться с нами альпинистами.
Первое что мне сказал Шанаваз, начальник того отряда МЧС, который был собран на дежурство в Узункол, это:
– Мы не будем работать на стене, мой отряд будет только как транспортировочный. Вот у вас прошло два сбора на жетон, у вас есть свои аттестованные спасатели, они и должны работать в головном отряде, а МЧС этим заниматься не должно.
А ведь именно эти слова я говорила Овчинникову, когда мы ехали в мае из Безенгов в Цей и потом в Узункол. Что нужно использовать те ресурсы, на обучение которых сейчас затрачиваются средства, что «жетон» должен быть не «мертвым», а действующим, что людей получивших жетоны, надо как раз привлекать на такие мероприятия в качестве общественного спасотряда. Но! Мы опять же упираемся в ту самую злосчастную проблему. Проблему бюджета. Общественному спасотряду тоже надо платить.
А так мы получаем то, что имеем. «Элитный» спасотряд МЧС, собранный в Узункол со всего Кавказа, ходил там на тройки и пятерки для закрытия собственных разрядов. Улавливаете? Тройки и пятерки. Люди закрывали второй и первый разряды!! Они при всем желании не смогли бы пойти в головном отряде на пятерки и шестерки. У них для этого нет достаточной квалификации. Поэтому они честно пахали на транспортировочных работах вместе с моими волонтерами, и вместе со Шляпинскими сборами Академии гражданской защиты. Спасибо кстати Шляпину. Его ребята на энтузиазме помогали не только на спасах, но и в заброске судейских лагерей. И ни слова благодарности не услышали и никаких грамот не получили.
А на «жетоне» у нас обучаются как раз перворазрядники и КМСы и их уже аттестованных спасателей четыре десятка человек. Даже половины из них более, чем достаточно для такого альпмероприятия. Но для этого опять же надо средства.
Далее – хоз.часть. Да, я ругалась с Энвером и по поводу туалетов и по поводу душевых и много еще из-за чего. Но это все рабочие моменты. Где и в каком месте вам не придется спорить и ругаться и требовать? Есть у нас такое идеальное место? Наверно есть. Но на других курортах, с другим уровнем сервиса. Да и там, думаю, не все гладко.
Но вот знаете что мне больше всего понравилось в Узунколе? Девушки в столовой все время улыбались. Лаура все время подходила и спрашивала: все ли нормально, все ли довольны? Алим в любой момент, как только к нему подходили с какой-то просьбой – будь то расселить кого-то или белье выдать или баню затопить – тут же отрывался от всех своих дел. Я ни разу не услышала от него так знакомой некоторым фразы: «Придите позже». Султан все время терпеливо и спокойно улыбался, когда мы забрасывали эти бредовые душевые кабины.
Как-то одна моя знакомая, владелица турфирмы, искренне возмущалась, что за дурацкие жалобы написали ей ее иностранные клиенты. Она мне все говорила, что думала сначала их претензии обоснованные: по питанию, проживанию, душу, короче быту. А там оказалась, с ее точки зрения, – чушь. Короче, если коротко перевести на русский язык, то было в той желобе, следующее: официантки в столовой не улыбались, гиды не желали «доброе утро» и т.д. Понимаете, она никак не могла понять, что для цивилизованных людей культура, общение и вежливость – это самое главное, что это важнее всех прочих бытовых проблем. К тому что у нас почти везде отвратительные сортиры, плохо работающий душ, отсутствие адекватного сервиса – к этому клиенты психологически готовы, они знают куда едут и воспринимают это как экзотику. Но вот отсутствие вежливости и хамство – это напрягает сильнее.
Так вот в Узунколе мне было приятно и комфортно. А бытовые проблемы – к этому приспосабливаешься. В конце концов это же не фешенебельный курорт. И если лагерь многие годы был в упадке, то как можно было ожидать, что там за пару месяцев отстроят новые коттеджи, новые душевые и туалеты.
Соответствует ли еда ее стоимости? Мне трудно об этом судить, сравнивая с тем, что просто чашка кофе в питерском кафе стоит 60-80 рублей, а то и больше 100 руб. Все относительно и смотря с чем сравнивать. Но на мой взгляд натуральные продукты, свежее мясо, а не искусственные полуфабрикаты – это стоит наверно на уровне простой чашки кофе, сваренном в экспресс-машине. Как вы считаете?
Вот собственно пока все мысли. Остальное – и по проблемам с регламентами, и проч. уже все было сказано.
Ну а по женскому кубку все мысли и идеи чуть позже.
Ирина Морозова,
http://alpfestival.com/content/114
143
Комментарии:
Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий
Не грусти, жизнь наладится.
Не ругают только тех, кто ничего не делает.
А то, что были недостатки, так без этого не бывает.
Зато теперь все знают, что надо исправлять, и как делать не надо.
Но грубо на вскидку бюджет должен быть раза в три больше, чем он был.
Должно хватать средств и на оплату судей и на содержание спасотряда.
Для пиара. Примеры. У нас был один штатный фотограф-профессионал. И один оператор. И все.
Ну на школе все просто - можно вывесить без проблем. но чтобы снимать на маршрутах и получать такие картинки, как в буржуйских журналах, для этого должна быть съемочная группа. Должны быть специальные люди для того чтобы вывешивать на маршруте этих операторов и фотографов. Должна быть предварительная разведка точек съемки. А на это тоже средства.
А так получалось все на ходу и все спонтанно. Для сопровождения оператора я выделила одного из волонтеров перворазрядников. и они пытались на Доломитах гулять по полкам и ловить команды, где подловят. С фотографом я сама ходила и постоянно приходилось "ходить и кланяться в ножки МЧС", чтобы выделили кого-то для страховки и завески фотографа, или кого-то из ходячих судей отрывать от судейства. Хотелось снять на Даларе команды. А чтобы снять на Даларе надо было отдельно целую команду для этого. Поэтому получилось только что-то снять на Доломитах, но тоже так себе. Нет конечно таких фото как в европейских журналах.
И опять же речи нет о полном отказе от энтузиастов. Всегда есть задачи с которыми могут справиться те же волонтеры за какое-то другое если не материальное, то моральное стимулирование.
Например, в этом году волонтеры помогали чистить трассы школы, забрасывать судейские лагеря, работать с операторами, кидать бревна через речки и т.д. И за это ребята жили в домиках, питались и закрыли второй разряд с чистого третьего. Или шляпинские сборы помогли нам забросить в Доломиты груз для судейского лагеря, потому что ребята пошли на акклиматизацию. И т.д. Это нормально. Всегда можно решить какие-то задачи за счет определенной доли энтузиазма. Но не все к сожалению.
Ирин, спасибо в любом случае за статью и комментарии - понятно, что вопрос о суммах врядли к тебе непосредственно.
=)
Он сразу сходу представляет какая сумма требуется для качественного проведения мультигонки.
У меня же пока нет такого организационного опыта :)
Да я стралась и не влезать в финансовую часть.
Смотри Серег, жена тебя из дома выгонит, если будешь расточать комплименты чужим женщинам :)))
А не на чужих женщин :)
Пишу об этом только из-за понятия почина. Если кто-нибудь присоединится, будем ручеёк набирать силу.
Поэтому к конкретике лучше после тогда перейти.
С возвращением на Risk.ru !
Я видел Ваши "заклопотанные " глаза в Узунколе ( я видел в них усталость, тревогу,бессонницу...)
А теперь рад видеть в этих глазах (на фотографии в начале заметки) торжество и радость - это глаза человека, побывавшего в горах, человека, который смело пишет о горах,имея на то право, потому что оставил в них часть своей души.
за миллионы... полевых цветов :)
Насчет громадного пиара. Бюджет нужен, конечно, и немалый. Но кроме количества публикаций нужно оценить еще и отдачу от них. НАглядный пример - громадные деньги, вбрасываемые в пиар мультиспорта на его заре. НЕльзя сказать, что это принесло ожидаемый результат.
В этот раз публикаций было не так и мало, но вот отдача... Все же видели безликие искаженные репортажи 1 канала, совершенно бесполезный часовой эфир с разговорм ТИмошенко и Феклы Толстой, ужасная бестолковая пресс-конференция в Питере в Планете. Я понимаю, что качественный скачок за один раз не сделать, и отдаю должное усилиям Ани Столбовой, которая смогла привлечь СМИ к данной теме, но надо четко понимать (и результат Узункола заставляет об этом задуматься), что деньги на пиар проблему не решат. Публикации должны не просто быть, а быть интересны широкой публике. Как это сделать и чьими руками? Не знаю. Мало интересного и цепляющего за душу пишется про альпинизм, и это большая проблема.
Сразу видно, что у человека на фотографии произошли приятные этому человеку изменения.
Очень приятно, Иришка, видеть тебя такой.
Теперь главное.
Очень жаль, что на первом месте есть мышление о том, если кто-то в возрасте значит типаж.
Типаж и плоское мышление категорически не возрастное а то, что дарится природой при рождении.
Советую приглядеться. Уровень и качество творчества зависит от творца творца.
И совсем не значит, если он едет на Сьеро Торе или на Хайна Брак и т.д., значит он может квалифицированно участвовать в судействе и ему надо платить.
А много критики там, где больше отрицательного и меньше положительного.
Уровень и качество творчества зависит от качества творца.
Судейство и восхождения это две огромные разницы, два освершенно разных вида деятельности.
И совсем не значит, что из способного восходителя может сформироваться хорошия судья.
СПАСИБО!!!
Остановлюсь на "Устала я немного психологически за этот месяц в Узунколе. Устала от того, что приходилось решать кучу разных проблем – от заброски судейских лагерей, которые некому было забрасывать, от попыток бороться с консерватизмом судейства, которое давно уже живет в прошлом веке ... В общем, от всех этих глобальных проблем до таких мелочей, как кого куда расселить, куда деть канистру, куда пропали веревки и т.д. Устала от того, что при всем при этом на меня еще постоянно все пытались вылить ушаты дерьма и грязи, обвиняя во всем подряд".
Мне кажется, на этом фестивале одной из основных проблем было отсутствие разделения обязанностей. Одни и те же люди занимались и оргвопросами, и встревали в судейство, и в организацию спасов и пр и пр. Яковенко зачем-то совмещал обязанности директора фестиваля и судьи - зачем? Была и без него достаточно многочисленная судейская бригада. Ты - замдиректора, и туда же - и судья, и прессой занималась, и спасателями. После такого нехило сказать, что устала...
При подготовке следующего мероприятия надо четко разделить: дирекция пусть занимается обеспечением мероприятия - финансовым обеспечением, всевозможной предварительной подготовкой, связями с администрацией региона, подготовкой лагеря, расселением, транспортом, связью, кормежкой, чистотой сортиров, снабжением восходительских и судейских лагерей, секретариата и пр. И ни в коем случае не касается спортивного процесса.
А в спортивном процессе должен быть один главный человек - Главный судья. Остальные судьи подчиняются исключительно ему. И дирекция никак не может влиять на процесс судейства. ФАР утвердит регламент (хочется надеяться, еще зимой!), потом назначит Главного судью - и вперед. Дальше у судей будет предостаточно времени, чтобы определиться, как судить, провести установочные семинары и т.д.
Прессой пусть занимается пресс-центр, прикрепить к нему изначально волонтеров для провешивания, если надо.
А сейчас (и из твоего текста в частности) мы видели впечатляющую картину, когда некоторые, добровольно или вынужденно, пытались рулить во всех ипостасях сразу. А это, увы, неконструктивно.
Sorry за занудство, но желательно вставить еще одну буковку 'с'. Этимология: "post" - "после", "scriptum" - "письмо".
Ответ на это см. вот в этом посте: http://www.risk.ru/users/robinsya/4370/
Цитаты из того поста:
julyku Расскажите (если кто знает) кто на первых двух фото, где и откуда это снято.
paniKa Да, первые фото - аццкий отжиг. респект!
Кто на этих первых двух фото рассказывать не буду. Но этот аццкий отжиг и есть ПОСТАНОВОЧНОЕ ФОТО на Доломитах. Причем снято Лифановым, который хороший фотограф. И причем это еще самое приличное из той "постановочной порнухи". Думаю что если выложить остальные постановочные фото из этой серии, то это будет похлеще рассказов Поваляева.
Бедному Лифанову - который классный фотограф - только что застрелиться после такой характеристики.
Но любое постановочное фото в горах - это уже порнуха. И это не зависит от фотографа.
Посмотрите как выглядят высококлассные альпинисты на постановочных фото самых дорогих фотографов. Как голивудские слащавые мальчики.
Спасибо Lalena. Очень жаль, что поздно.
Хотя мужские дела они все героические. Съел дерьма и похвалил себя за то, что другому не досталось.