Тоже к 23 февраля. Про пушки.

Пишет yanzommer, 09.02.2007 13:49

Тоже к 23 февраля. Про пушки. (Бэккантри/Фрирайд, стрельба, лавины, кавказ)

В ту поездку непрерывно валил снег. Когда послабее, когда посильнее, а в один вечер, зайдя к лавинщикам узнать обстановку на завтра, мы услышали "Завтра стрелять поедем". Мы, конечно, напросились поучаствовать. Вдруг дадут за верёвочку дёрнуть?

И вот, придя в ни свет ни заря к снарядному складу, мы всё-таки чуть не опоздали. Машина уже загружена, сели, поехали.

Справа - огромная гора пустых снарядных ящиков.

Тоже к 23 февраля. Про пушки. (Бэккантри/Фрирайд, стрельба, лавины, кавказ)

Едем. Закрыть дверь в кунге, набитом снарядами, никому не пришло в голову.

Приехали. Кто-то пошёл откапывать пушку, кто-то носит снаряды. Нам снарядов не доверили, пришлось копать. На обстрел северного цирка Чегета заготовлено 14 выстрелов.

Как видно, снаряды у них были двух типов. Если первые были снаряжены нормальным порохом, который пахнет порохом, то вторые - каким-то суррогатом из кизяка. Видимо, вот эти, золотые, потому-что большей частью всё-таки пахло порохом.

Тоже к 23 февраля. Про пушки. (Бэккантри/Фрирайд, стрельба, лавины, кавказ)

В Терсколе в это время проходил проходил чемпионат России по фрирайду, поэтому было полно журналистов и просто всякого тусующегося вокруг этого мероприятия народу, каковые и не замедлили набежать. А видимость, кстати, была именно такая, то есть метров двести от силы, а дальше снег усилился и ещё хуже стало. На вопрос, "А куда-же стрелять-то будете?" Комаров ответил - "Так у нас все точки давно пристреляны". Потом выдержал паузу и добавил - "И перевалы тоже. На всякий случай".

Наконец, пушка расчисчена, снаряды готовы, дальше работа наводчика.

Тоже к 23 февраля. Про пушки. (Бэккантри/Фрирайд, стрельба, лавины, кавказ)

Вот в этом транспортире-переростке и заключена вся артиллерийская премудрость

Всё готово. Осталось дождаться подтверждения от милиции, что всё, что надо оцепить, оцеплено. Правда, в Терсколе всего два милиционера. Один из них перекрывает дорогу прямо перед орудием, а второй с каким-нибудь помощником пытается контролировать примерно полтора-два километра подножия горы от Погремушки до Большого кулуара.
Дернуть за веревочку нам так и не дали. Всех, кроме телеоператоров, отогнали подальше, проинструктировали, как затыкать уши и открывать рот, и начали стрелять.

Тоже к 23 февраля. Про пушки. (Бэккантри/Фрирайд, стрельба, лавины, кавказ)

Я честно отснял почти все выстрелы, но снопа пламени так и не поймал. Вот дыма всякого - это пожалуйста. Куда стреляли - всё равно не видно. О результатах судили на слух. От четырнадцати выстрелов два раза точно что-то сходило, ещё один раз - непонятно. Остальное ушло на сотрясение воздуха и увеселение публики :).

Потом лавинщики сняли с пушки прицел и затвор, погрузились и уехали стрелять дальше вниз по ущелью, а мы двинули домой - уже заработал подъемник.

"И пушка, кстати, недетская. 100 мм гаубица. В Кировске, например, стреляют из какого-то миномётика, и потом ставят таблички "Трасса закрыта" не там, где лавиноопасно, а там, где неразорвавшиеся мины лежат."

В Кировске стреляют из 120-мм "минометика". И по трассам никто не стреляет - Центр лавинной безопасности обслуживает промышленные объекты "АО "Апатит", для того и создан.
Насколько мне известно, только один раз пуляли на "Коласпортланде" (это т.н. "городской склон") года три или четыре назад, лавину не спустили, но склон тряхнули, т.е. обезопасили. Сработали все мины. Но это была не реальная работа, а больше показуха - начальство г/л комплекса лавинщиков упросило-уплатило: мол, мы с лавинной опасностью боремся, и кого надо приглашаем.

MikRyzhov: Ну... что сказать. Свими глазами именно неразорвавшихся мин не видел, грешен. А лавинщик тамошний, который нас как-то об этом предупреждал, может и пугал просто. Но вот то, что под центральными цирком на двадцать пятом валом хвостовиков от мин разной степени ржавости - это сам видел. Крайний раз - на прошлые майские. ина 120мм они не похожи были.

Так то, наверное, совсем древние. У них три или четыре типа минометов, в последние 10-15 лет стреляют 120-мм. На 25-м, кстати, "официальных" трасс - всего одна. Все остальное - лавиноопасные зоны, и если таблички там ставят - то не из-за мин.
Только вчера лавинщики байку рассказали, как какой-то мужик неразорвавшуюся мину в кабинет начальнику притащил со склона. Что с начальником стало, история умалчивает, байка чуть ли не из глубины веков.